Шаманизм является традиционным мировоззрением сибиряков и системой практик, оптимально подходящих для сибирских природных и метафизических условий. В современной ситуации повсеместного распространения массовой, одинаковой для всех культуры, которая зачастую противоречит естественной жизни человека, шаманизм приобретает антиглобалистический характер, который помогает защищаться от вредносных внешних влияний. Собственно, шаманизм всегда способствовал изгнанию злобных духов и установлению отношений с духами, которые могут быть полезными. Если много веков назад шаманы были целителями физического тела, то сегодня их задача - бороться за жизнь ослабленной глобализацией души. Более того, с целью накопления сил, необходимых в этой борьбе, многие шаманские практики становятся доступными каждому человеку, необязательно прошедшему опасное шаманское посвящение.
Рассмотрим достоинства шаманизма как мировоззрения и соответствующего опыта.
Прежде всего, шаманизм в своем восприятии действительности не ограничивается физической реальностью. Человеку в течение его земной жизни становятся доступны любые миры, а не только материальный. Это положение вещей заставляет укреплять и воспитывать свое индивидуальное метафизическое тело (т.е. "душу"), что может быть весьма полезно после смерти.
В отличие от большинства религий, шаманизм не предполагает драматического само- и мироощущения. Человеку не приходится тратить время на долгие душевные страдания. Шаманизм вполне прагматичен.
Шаманское мировоззрение соответствует той местности и тем условиям, в которых живет его носитель. То есть: шаманизм основывается на непосредственном опыте, на реальных переживаниях человека при личной встрече с чем бы то ни было, а не на навязанных стереотипах, далеких от действительности. То есть: носитель шаманского мировоззрения сначала встречается с новым объектом, изучает его, и только потом определяется в своем отношении. Хотеть что-либо ДО непосредственного знакомства для шаманиста неестественно. Это позволяет избежать разнообразных неврозов, столь характерных для современности (когда якобы желаемое не совпадает с действительным, и т.д.).
Шаманизм заставляет человека заботиться о своем здоровье. Высокоэнергетичные шаманские танцы укрепляют тело лучше любого спорта, находясь по своей действенности примерно на уровне восточных единоборств.
Шаманизм не является идеологией, которая предполагает какие бы то ни было обязанности. Шаманист всегда свободен в своем выборе. Некоторые ограничения в жизнедеятельности шаманиста могут быть связаны с безопасностью, но это тоже вопрос личного выбора.
Шаманизм предполагает заботу человека о природе, о своем окружении, о своих близких. Шаманист не стремится к завоеваниям; он предпочитает взаимополезные отношения. Тем не менее, современный шаманист достаточно силен, чтобы противостоять попыткам его захватить в любом смысле.
Шаманисту доступен самоконтроль в любых измененных состояниях сознания. Человек с шаманским мировоззрением может многое себе позволить, но это не разрушает ни его тело, ни его душу: шаманист всегда возвращается к себе, не утратившим целостность.
Шаманист, в основном, равнодушен к богатству и славе; точнее, воспринимает богатство и славу как необязательные игры.
Воплощения этих принципов можно встретить в Сибири повсеместно. По ночам люди собираются в группы, чтобы исполнить общий танец силы. Несколько дней в неделю сибиряки посвящают путешествиям за пределы материального мира, строительству там домов, которые понадобятся после окончательного ухода в мир иной; общению с высокообразованными духами. Нормальной считается ситуация, когда шаманист-сибиряк одинаково хорошо владеет физическим и метафизическим телом. Повсюду издаются книги, где авторы делятся опытом с начинающими. Школьные занятия нередко проходят в лесу, в т.ч. и зимой, в мороз. Нередки музыкальные мероприятия, куда каждый из сотен собравшихся приходит со своим инструментом, и все исполнители сливаются в едином сложном, гармоничном ритме. Дома шаманисты держат специальные картины, которые являются воротами в другую реальность. Широко практикуется временное превращение в животных. Но, чтобы не смущать остальных, внешне сибиряки ведут обычную человеческую жизнь: ходят на работу и в супермаркеты, в кино и клубы. Вот только одеты они порой слишком скромно. А все для того, чтобы усыпить бдительность глобалистов, которые спят и видят, как бы следом за природными сибирскими богатствами разворовать и душевные. Но мы не дадим.