Мякин Сергей Владимирович : другие произведения.

Если долго смотреть в бездну...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткий обзор финала конкурса "Что-ТАМ?"


   Кратко высказываю свое мнение о рассказах-финалистах. Тема конкурса очень необычна, поэтому и подходов к ее раскрытию великое множество. Старался оценить соответствие теме, логику идеи и сюжета и общее эмоциональное впечатление. Так уж получилось, что мой рассказ тоже в финале, поэтому, как говорится "сужу и судим буду", и приглашаю оценить мой "Внутренний ад".
  
   Кутман Е. О ноябре, вечности и дурных привычках
   Написано красивым колоритным языком, образно показывающим зацикленность погибшей на последнем дне, который становится для нее все более тусклым и угасающим. Ярко показано преддверие того, что ТАМ, включая проводника ТУДА в образе парня, которого она постоянно встречает, намекающего ей на необходимость идти дальше. Тема конкурса вполне раскрыта, но все же рассказ воспринимается как некое преддверие или вступление (впрочем, рассказ и идет первым в финале).
  
   Юрина Т.В. Рождество в Шамотном переулке
   Своеобразная сатира на "беса в ребре" у старого бабника-сапожника, бывшего железнодорожника, и черную магию бывшей цирковой актрисы. Язык легкий, местами красочный, а в целом погружающий в атмосферу "бытовухи" в сочетании с некоторой буффонадой, итог которой - новое рождение ГГ (и это ответ на вопрос "Что ТАМ?" по теме конкурса) из чрева омолодившейся ведьмы. Ну что же, пожалуй, для обоих это очищающий хэппи-энд. Рассказ неплохой, только затрудняюсь сказать, к какому жанру его отнести - и не фантастика, и не мистика, и уж тем более не реализм. Наверное, что-то вроде сказки для взрослых.
  
   Капустин В. Баранье сердце
   Еще немного сатиры на беспутную жизнь стареющего бабника, а заодно на эзотерику и связь с "высшими древними" в сочетании с пародией на Булгакова. Конфликт призрачной головы жертвенного агнца-барана, символизирующей предыдущее воплощение в теле ассирийского царя, и нового воплощения в облике холостяка-сантехника третьего разряда. Философская сущность рассказа заключается в словах: "Зачем живет человек? Зачем живут цари, императоры, президенты? Сеют разумное, доброе, вечное? Ага. И история почему-то сохраняет память лишь о самых злых. Ими восхищаются, им стремятся подражать. Как там было, в литературе? "Мы все глядим в наполеоны". А он, Кокорин, техник-сан, что бы там ни говорили всякие бараны, делает людям добро, хоть и по работе. Возвращает им веру в белого фаянсового друга, символ мира и стабильности. А в остальном, он просто живет. Как все. Наживается на стариках-пенсионерах, жену обманул, дочку бросил. Все мысли лишь о деньгах". Хорошие слова, и вывод правильный - в смысле ну их к черту, этих древних тиранов, и вообще как у Владимира Семеновича "Не лучше ли при жизни быть приличным человеком", "Но если жил ты как свинья (или баран), то станешь ты...".
   Вот и герой "задумался. Перевоплощаться в барана не хотелось. Пусть не царем, но человеком можно еще пожить нормально?" и решил вернуться в семью и жить нормальной человеческой жизнью. Только при взаимодействии таких противоположностей, как эти два воплощения, подобно столкновению частицы с античастицей, может произойти аннигиляция... в виде испытания с временным вселением в тело маленького жалкого хомячка и угрозой окончательно в него переродиться. Но ГГ успешно прошел это испытание, потому что сделал правильный выбор, и любящие души жены и дочери опознали его, а посему - хэппи-энд и спасибо автору за поучительную историю!
  
   Грей М. Волна
   Находящаяся в коме после цунами девочка, душа которой застряла между "Хочу назад, туда, где солнышко, море и моя мама! Боженька, прошу тебя, верни меня к моей маме!" и растворением во всепоглощающей стихии огромной яростной волны, а тело - между возвращением к жизни и расчленением на донорские органы. Получилось довольно сильно, жутковато и трагично, но немного "повисают в воздухе" кратко описанный искусственный курорт посреди океана (зачем он вообще здесь - цунами и обычные курорты разрушают, а так возникает эффект повешенного на стену ружья, из которого не стреляют) и концовка (вроде бы девочка вышла из комы, но в последнем абзаце ее душу поглощает стихия - наверное, правильнее было бы все же поменять эти абзацы местами).
  
   Филиппова Е.Л. Последний троллейбус
   Мистическая мелодрама с аллегорическим изображением троллейбуса жизни и послежизни. Герой побывал в нем в переломный момент своей жизни, немного очистившись, чтобы выйти на правильный и благоприятный путь, и вернулся в конце, когда всё осталось позади. Трогательно, но как-то неубедительно и немного сумбурно - и описание троллейбуса, и рассказ о личной жизни героя, и описание его судьбы, как будто это просто обрывки воспоминаний.
  
   Шауров Э. Звезда Иуды
   Очередная вариация на тему библейских страстей. Труп повешенного Иуды сгорел "что твой факел. Живот лопнул, и весь ливер заполыхал будто кедровая ветка, даже искры посыпались. И сразу же земля у нас под ногами загудела, вздыбилась и треснула" с намеком на то, что это знак, указывающий на грот, где надо искать воскресшего Иисуса, который аллегорически предсказывал это как некое "открытие двери, которая не может прорубить себя сама". Такое вот заклятие и демонстрация высшей силы со знанием событий наперед, что довольно любопытно. А в целом - не очень убедительно в смысле раскрытия темы конкурса, и, несмотря на язык, создающий погружение в эпоху, выглядит как-то... даже не вторично, а "сторично" что ли - уж слишком сюжет изъезженный.
  
   Тихонова Т.В. "Ледниковый период"
   Угасающее солнце, перебои с электричеством и массовые болезни, предвещающие конец света... и угасающая жизнь находящегося в коме человека, выполнение просьбы которого об эвтаназии (с последующим донорством органов?) зависит от его близких и... призрака опытного врача, призывающего не торопиться с непоправимым решением... и даже призраков военных лет. Если внимательно и вдумчиво читать, рассказ вызывает разные ассоциации (наверное, наиболее глубокая из которых - именно аналогия между этим пациентом и угасающим миром, который может либо полностью погибнуть, либо быть разделенным на отдельные фрагменты культурного наследия, либо спасенным и сохраненным), но изложение получилось несколько сумбурным - ИМХО, слишком много линий намешано для столь малого объема.
  
   Марита. Эксперимент
   Самое "научно-популярное" раскрытие темы. Возрождение человека из замороженных останков через двести лет методом "плантирования". Идея выглядит вполне правдоподобной, как и сопутствующие обстоятельства - в частности, то, что вероятность успеха в этой технологии крайне мала, и далеко не любой биоматериал даст требуемый эффект, а только редкие экземпляры, каким и оказался ГГ. Вот и "тиражируют" его во многих экземплярах. Получился неплохой рассказ в стиле "твердой" НФ, и написан он красивым образным языком, и оценка будет высокой, но, ИМХО, ему не хватает какого-то эффектного сюжетного хода, связанного со взаимоотношениями воскрешенного ГГ с новым миром (фантастическими, драматическими, трагическими, мистическими, комическими - на усмотрение автора), а так получается немного "пресновато" (как, впрочем, и само название).
  
   Павлова Н.Н. Храни меня
   А здесь наиболее эмоционально окрашенное раскрытие темы. Сюжет относительно незатейлив и по ходу действия предсказуем: ТАМ - возвращение в свое детство и, наконец, встреча с мамой, а потом... либо всё заново, либо... обратно в стареющее тело, спасенное врачами. Но, несмотря на это, рассказ написан очень ярко и вызывает потрясающее эмоциональное воздействие, что, ИМХО, делает его одним из лучших в финале.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"