Морозов Николай : другие произведения.

Фильм "поп": наглядное пособие каким не должен христианский миссионер

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Анализ фильма "Поп" не с исторической точки зрения, а с точки зрения проповеди Евангелия и священнического служения. Сравнивается поведение в похожих ситуациях героя фильма - Отца Александра с поведением известного православного миссионероа - Николая Японского

  Фильм "Поп" до сих пор активно обсуждается в Интернете. Кому-то он нравится, кому-то нет. Но, как правило, обсуждения сводятся к спорам о исторической правдоподобности или неправдоподобности, а так же соответствию героев фильма с реально жившими в то время людьми. Мне бы хотелось проанализировать этот фильм с духовной позиции: насколько хорошо выполняет отец Александр свой священнический долг: проповедь Евангелия и Служение у Престола. Историческая достоверность при таком анализе не важна: можно было бы перенести сюжет фильма в другую галактику или фантастический мир, где хоббиты воюют с гоблинами (с обязательной оговоркой что и хоббиты и гоблины - это люди, созданные по образу Божьему.)
  Когда я начал смотреть фильм "Поп", он мне даже немного понравился. Интересная задумка, сюжет держит в напряжении, хорошая игра актеров. Даже сам отец Александр показался мне не просто симпатичным, а вообще хорошим священником и примером для подражания. Очень разумно беседует с еврейской девочкой и ее отцом относительно крещения, разумно разговаривает с сельскими жителями, с православным немцем. Правда, чем ближе к концу фильма - тем меньше нравился мне отец Александр, как священник. В то же время его образ, как человека становился все более и более неправдоподобным, нежизнеспособным. Ну не прожил бы он столько в такой ситуации между фашистами, партизанами и местными жителями при таком характере, и политических амбициях! Его бы просто пристрелили. А перед этим шантажировали бы через детей. Великая отечественная война - это не оранжевая революция на Украине, когда на Майдане гневно кричат на своих идейных врагов, а дома мирно и по-соседски выживают в трудных экономических условиях. На войне убивают не только на фронте, но и тех, кто помогает врагам и даже тех, кто симпатизирует им. Выжить в ситуации в которую попал о.Александр можно было только умело плетя интриги и помогая по очереди то фашистам, то партизанам, то местным жителям при этом приобретая союзников в каждом лагере или соблюдая полнейший нейтралитет: не выходить из запоя или устремившись к Богу подняться над миром и ввести окружающих себя в "новый народ" - христианство, где нет "ни эллина ни иудея", а точнее "ни русского ни немца". Ни чего из этого отец Александр не сделал. А выживает он в потому, что авторы фильма успешно применяют прием "замалчивания неудобных фактов". Например, когда немец застрелил девушку на пляже за то, что та дала ему пощечину - этот факт не мог остаться неизвестным для отца Александра. А он, в свою очередь, не мог не отреагировать. Вариантов несколько. Первый наиболее соответствующий характеру отца Александра: это проповедь в стиле Зои Космодемьянской бить беспощадно фашистов, и, разумеется, закончилась бы она с петлей на шее, а вместе с ней закончился бы и фильм, так и не успев начаться. Второй вариант, рассчитанный на дружбу отца Александра с православным немецким полковником - это договориться типа "я помогу тебе, а ты - мне" то есть найти и публично казнить убийцу, а взамен отец Александр призывает говорить о немцах, как о гарантии справедливости. Это явное сотрудничество с врагами, и партизаны бы пристрелили священника раньше, чем полицаев. Вариант третьий - мучиться от собственного бессилия (как после казни партизан) но тогда к концу фильма мы получим или пьяницу или сумасшедшего или самоубийцу. Автор идет по простому пути: замолчать неудобное. Есть еще как минимум одно такое замалчивание. Когда партизаны убили полицаев - священник отказался их отпевать и гневно обличил их как предателей. Спустя некоторое время повесили партизан. Священник просит их помиловать, получает отказ, страдает от этого. Но будет ли он их отпевать? Назовет ли их героями или братоубийцами? Ведь убили партизаны не немцев, а своих же односельчан. И опять автор замалчивает, так как любая реакция отца Александра будет губительна либо для его головы, либо для его образа положительного героя.
  Есть в фильме несколько ляпов, которые в кинокритике обычно называют идиотизмами. Например, когда одинокий мститель за невесту выходит с обрезом на дорогу войны... Если бы, ломясь через кустарник, вывалился из леса перед немецким мотоциклом - немцы изрешетили бы его прежде чем тот успел прицелиться. Надо было затаиться и, пропустив мотоцикл вперед стрелять в спину из укрытия. А потом надо бежать, потому что выстрелы услышат немцы... Элементарная боевая техника, но выглядит не красиво. А наш герой умывается в реке и рассматривает фотографию невесты убитого немца и испытывает моральные переживания.
  Кроме того, после каждой партизанской вылазки будет следовать карательная атака и будут допрашивать, пытать и шантажировать сельских жителей. Может быть, даже детишек священника в заложники возьмут потому, что, по мнению немцев, священник знает кто может партизанить. И как поведет себя отец Александр в этой ситуации? Опять неудобная тема, которую стоит замолчать!
  Прежде чем перейти к главному, то есть, чем плох отец Александр как священник следует коснуться популярной в современном кинематографе темы: "православие и самоубийство". Я уже коснулся этой темы, когда писал о фильме "Утомленные солнцем 2" где истекающий кровью священник фактически утопился. В этом фильме жена отца Александра при первом подозрении что заразилась тифом пишет письмо, в котором не просто оправдывает свой поступок, но и пытается с теоретически точки зрения православного вероучения оправдать сам факт самоубийства. "Дорогой мой и любимый муж Саша! Когда мы ездили с тобой в последний раз в концлагерь, я там, по-видимому, подхватила тиф. Я не смею подвергать тебя и наших детей опасности. Это не самоубийство, ибо ни каких действий над собой я не предпринимаю, а просто ухожу... Было бы гораздо более тяжелым грехом подвергать вас всех заразе..." После этого она уходит в метель с молитвой по лесной дороге, чтобы заблудиться и замерзнуть. То есть сама себе противоречит, так как убийственное действие над собой предпринимает. А факт что это попадья, что письмо в Евангелие, что уходит с молитвой - это немалый соблазн для зрителей. В христианстве жизнь считается самым ценным Божьим даром и отказываться от нее нельзя, даже если кажется, что этой жизни осталось совсем немного. Если она, в самом деле заболела, то в том же лагере наверняка есть тифозный изолятор, где можно было бы остаться и если нет сил ухаживать за более тяжелыми больными то хотя бы утешать их, если нет дара слова чтобы проповедовать Евангелие. Самоубийство - это отчаяние, отсутствие веры в промысел Божий. И именно самоубийство совершает в фильме жена священника.
  
  Теперь рассмотрим отца Александра как священника: что он делал правильно, а что - нет с точки зрения служения Богу в священном сане. В мирное время претензий к отцу Александру нет: совершает богослужения, поучает прихожан, ответственно подходит к крещению еврейской девочки. Как говорится: жить бы ему да жить, но вот началась война. И тут священника призывают на миссионерское служение. Миссионерское служение - это проповедь христианства другим народам. И вот перед ним не исторически сложившийся приход, а совершенно разные люди: немецкие солдаты, деревенские жители, партизаны, полицаи, военнопленные. И все они вне церкви, ибо храм превращен в клуб. Задачу перед миссией поставил сам Иисус Христос: (Иоан.10:16) Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
  Однако уже на приеме у Владыки отец Александр отвергает немецкую половину стада. "Возродить на псковщине православие? С помощью немцев - нехорошо! ... Не получимся ли мы предателями родины? ... Я в честь Александра Невского крещен, а он немцев бил!"
  Во многом с ним согласен и владыка: "Народу нашему под немцем совсем плохо будет. Так разве можем мы оставить его без Божьего утешения?" Задача священника, а тем более миссионера, в первую очередь проповедь Христа! А для уверовавших во Христа утешителем будет Святой Дух, присутствующий в Церкви. А в фильме со слов архиерея церковь взяла на себя роль утешителя, этакого психотеррапевта для народа. Это и вынудило в сюжете замалчивать множество неудобных моментов, о которых говорилось выше.
  Узнав о сюжете фильма, я ожидал увидеть в образе отца Александра, что-то похожее на святителя Николая Японского. Этот святой известен тем, что, будучи послан служить в Японию, сначала серьезно отнесся к изучению языка и культуры японцев, организовал и развивал православную миссию и наконец, когда началась война между Россией и Японией нашел в себе мудрости благословить японцев молиться о победе японского оружия, а сам молился о победе русского оружия, показав тем самым что Божья воля выше человеческих конфликтов.
  И что же делает отец Александр? Учит ли он немецкий язык? Беседует ли он с немецкими солдатами о вере? Ведь теперь благодаря немцам восстановлен храм, так почему они лишены проповеди о Христе? Один немец действительно православный, а остальные одурачены фашизмом, не менее чем русские одурачены коммунизмом!
  А проповедует ли отец Александр Христа жителям деревни? Обличает ли их в отступничестве, призывает ли их к покаянию? Ведь не они ли сбросили колокол и не они ли устроили в храме клуб? Нет, священник просто принял помещение клуба и благополучно переоборудовал его под храм. А проповедует ли батюшка в лагере перед заключенными? Подарки дарит - это хорошо, договорился на Пасху в храм сводить - тоже хорошо. А поисповедовать? Это только со стороны кажется, что пленные невинные мученики. А ведь многие из них коммунисты, комсомольцы. И храмы они рушили. И Бога хулили. Им есть в чем каяться! Но отец Александр считает, что исповедь им не нужна.
  Но справедливости ради надо сказать, что отец Александр что то может. Может выслушать, может утешить, может даже хулигана в храме успокоить, но этого не достаточно для миссионера.
  Раз уж я упомянул Святого Николая Японского - сравню как вели себя эти два человека в схожих ситуациях.
  Ситуация 1. Начало служения.
  Святитель Николай изучает язык и быт японцев. Отец Александр изначально ненавидит немцев.
  Ситуация 2. К священнику приходит убийца.
  Когда к святителю Николаю пришел убийца, полагающий что православие используется с политической чтобы подчинить Японию России, сводит разговор к вере: что нельзя судить о каком-либо предмете, не зная его. Это высказывание заинтриговало самурая. Впоследствии он часто беседовал со святителем Николаем, с величайшей любознательностью впитывал в себя неведомое для себя учение, а затем принял православие и, в конце концов, стал священником. Отец Александр исповедует своего убийцу, тот растерялся и сказал только "Ну ты поп даешь". Стал ли он христианином? Нет! Священника не убил, но не из-за, что пересмотрел свое мировоззрение, а из за того, что растерялся.
  Ситуация 3. Молитва о победе.
  Святитель Николай во время русско-японской войны остался со своей паствой в Японии, однако в богослужениях участия не принимал, так как, согласно чинопоследованию, литургии, японские христиане молились о победе своей страны над Россией. Он ушел в затвор и молился о победе своей страны. А паству благословил молиться о победе своей страны. Отец Александр принципиально отказывается служить такой молебен. А ведь мог бы сказать: "молебен то я служить буду, а кто же молиться будет?" И было бы это поводом к массовому обращению в православие немцев.
  И, наконец, когда немцы отступают отец Александр так и не соглашается отдать детей в Германию. А ведь мог бы поставить условие, чтобы отдать только в христианские семьи. Ведь не все немцы - фашисты. И его бы поняли. А так дети вынуждены остаться в безбожной стране, где будут учиться в безбожной школе, станут пионерами и комсомольцами.
  В заключении мне хотелось бы отметить следующее. Образ священника в данном фильме не на своем месте. Было бы более логично, если бы отец Александр был мирянином интеллигентом. Тогда бы ему многое простилось. Он бы выживал как умел, за счет своего красноречия и обаяния.
  Не всем дано быть миссионерами, но по сюжету отец Александр именно объявляется хорошим священником. По сюжету героем фильма должен быть именно миссионер! Миссионер мог бы показать, что во Христе нет ни русского ни немца, христиане - один народ. На титрах дается краткая информация что Алексей и Ева поженились и вырастили всех приемных детей отца Александра. Однако, не говорится кем вырастили. Христианами ли? Кто то стал священником, а каким священником? Может быть обновленцем, раскольником или ремесленником-освятителем квартир. Если благодаря трудам отца Александра дети выросли крещенными нехристями - душеспасительней было бы им умереть во младенчестве! Впрочем, на то, кем выросли приемные дети отца Александра намекает финальная сцена, где праздные молодые люди пристают к старому монаху. Они не только безбожники и хамы, но еще и идиоты! Вылезли из машины на дождь, и просят укрыться в монастыре. Таким образом, я бы рекомендовал смотреть этот фильм семинаристам, священникам, катехизаторам, преподавателям духовных заведений и даже пасторам иных конфессий, как наглядный пример того, каким не должен быть христианский миссионер.
  
  Колян Платков. 2011г
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"