Морозов Павел : другие произведения.

Заметки о мелодекламации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Мелодекламация [Павел Морозов]
  
  
  Когда-то я работал на радио. Однажды, в качестве хобби я попробовал записать стихи своих любимых поэтов так, как я это понимаю и слышу. Поскольку я каждый день слушал массу музыки, часто возникало стойкое ощущение, что некоторые стихи, которые я знаю наизусть, в той или иной мере соответствуют некоторым музыкальным вещам - иногда по мелодике, иногда по ритмической структуре, иногда по развитию (завязке, кульминации и развязке), иногда по атмосфере. Стихи как бы сами просились в музыку. Это очень увлекло меня, и я потратил на записи и монтаж сотни вечеров и ночей. На тот момент я думал о мелодекламации ежедневно по многу часов. Чем-то я остался доволен, чем-то не очень, но сам процесс создания мелодекламаций подарил мне много прекрасных мгновений.
  ...
  ...
  Впервые я столкнулся с опытом мелодекламации лет сорок назад. На каком-то концерте к 8 Марта мне предложили прочитать какую-то оду женщине. Я прочел ее, но меня не предупредили, что во время моего исполнения включат музыкальную "подложку". Музыка меня несколько смутила и сбила, но потом я пришел в себя и начал читать дальше. Постепенно поймал себя на ощущении, что музыка начинает помогать мне, и я читаю совершенно иначе, наполненнее и глубже. Потом, лет через десять были какие-то вечера поэзии в которых пришлось читать стихи Блока, с подобранной музыкой. Уже тогда это напоминало мелодекламацию - я почувствовал, как музыка иногда ведет меня за собой и получается абсолютно новое прочтение. В этом было странное эстетское удовольствие, и я его запомнил. Когда пришел работать на радио - грех было не воспользоваться профессиональной студией и качественным микрофоном. А тут еще я набрел в Интернете на сайт СТИХОФОН, где ценитель декламации и мелодекламации Юрий Неизвестный (это псевдоним) собрал воедино огромное количество чтецких работ - Яхонтов, Царев, Смоктуновский, Качалов, Персик, Юрский, Фрейндлих, Табаков, Казаков, и сотни других имен. Кроме этого Неизвестный и сам "грешил" декламацией, поэтому на его сайте есть функция размещения мр3 фалом для ценителей слова в звуке - как любителей, так и профессионалов. Среди неофитов появились свои "имена" из которых могу выделить Инну Мень, профессиональную певицу, которая очень точно и трепетно подходит к поэзии и ее воплощению под музыку. Ее мелодекламации периодически звучат на ТВ и в документальных фильмах (на память приходит фильм Дворкина об Ахматовой) .
  Борис Ветров, советский поэт-песенник, ныне живущий в США, переложил на музыку почти всю золотую поэзию и выложил на СТИХОФОНе почти тысячу мелодекламаций. У него не идеальная дикция, но очень хороший вкус и слух, и часто очень точное совпадение стихотворения с выбранной музыкой (иногда он, правда, грешит "напевностью").
  ...
  ...
  
  Мне интересно создавать в мелодекламации измененную реальность. Иногда я допускаю медитативную замедленность в чтении, то есть использую искусственное замедление как темпа, так и ритма, - и я это проповедую как метод (не мной придуманный, в общем-то)). Естественно, не всегда это приносит желаемый результат - поэтому-то я и отношусь к своим опусам, как к экспериментам). Мне больше всего интересен сам процесс создания мелодекламации - долгие поиски подходящего стихотворения, затем музыки, которая бы не просто соответствовала бы, но углубляла и возвышала бы текст, потом попытка все это воспроизвести в голосе и срастить с музыкой. Именно это дает достаточно большое эмоциональное и творческое наслаждение и удовлетворение. А уж что получилось - тут я даже и не знаю - это как спектакль выпускать - пока репетируешь - ищешь, выдумываешь, волнуешься, споришь с самим собой и артистами, импровизируешь, экспериментируешь, и это дарит неземной кайф погружения в живую жизнь искусства, а после премьеры - лучше бы и не видеть свое "детище"). Всегда это бледный слепок с того, что бы хотел передать с помощью артистов и всех, кто в этом задействован. Так вот я и сам себя как артист-мелодекламатор не устраиваю в 90 случаях из ста. И у меня есть уйма претензий к тому, что я и как делаю.
  ...
  ...
  90 процентов стихотворений, которые я положил на музыку, вне мелодекламации мне бы
  никогда не удалось прочесть на том уровне, которого они достойны или который достоин меня, как артиста. К примеру, философичная и желчная Зинаида Гиппиус своим стихотворением "Остановилось время" очень органично влилась в музыку Дидье Локвуда (ссылка на видео-мелодекламацию: http://www.youtube.com/watch?v=s8GsxvfTcvU), но
  это же стихотворение практически невозможно слушать без музыки (с нормальным темпо-ритмом - это я уже проверял) И не только Гиппиус - Ходасевича, Иванова, Бодлера, Элюара и т.д. Глаза в глаза, живьем - это может заразить или потрясти - срабатывают живые факторы - энергии, эмоции, визуальный ряд - лицо, пластика тела, жизнь рук и глаз, вибрации сердца, внутренние видения, которые проецирует на слушателя душа артиста. Я длю паузу пять секунд в нужном месте и вы видите в этот момент мои глаза и то, что я вижу, ощущаете душу артиста и душу поэта. А теперь отминусуйте все, что я перечислил, и живого слушателя отминусуйте. Что остается? Только слова, голос и техника декламации. Только слабая попытка передать внутреннюю жизнь стихотворения и внутреннюю жизнь исполнителя. А музыка вновь все оживляет и дает вторую жизнь декламации - она (музыка) и слушатель, и партнер, и помощник, и камертон, и композитор и оппонент, и провокатор. Именно так я отношусь к музыке в мелодекламациях. Именно поэтому мне неинтересно читать вне музыки.
  . . .
  
   Ответ на вопрос 'что такое мелодекламация?' можно найти в любом толковом словаре. В разных формулировках там звучит одно и тоже определение - мелодекламация есть выразительное чтение стихов или прозы в сопровождении музыки. Естественно, есть большая разница в понимании мелодекламации у актеров и оперных певцов. Даже не большая, а огромная. Речевой голос сильно отличается от певческого. Кроме этого, требования к актерской мелодекламации несколько другие, чем, скажем, к мелодекламации в опере. Именно поэтому я рекомендую тем, кто хочет впервые испытать себя на ниве мелодекламации, в начале своих попыток воспринимать этот жанр просто как чтение под музыку. Но если человек имеет музыкальное образование и его не пугают специфические определения по типу 'Мелодекламация как прием объединения и размежевания интонации' или 'принципы гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи', он может подходить к определению жанра во всеоружии и идти вглубь - вплоть до Шенберга с его 'Лунным Пьеро'
  . . .
  
   Однажды один из моих студентов, будущих актеров, попросил рассказать в двух словах о мелодекламации. Я несколько растерялся и даже потерялся, но потом понял, что поколению, воспитанному на кратких пересказах классики, тайны мелодекламации в двух словах ни чуть не хуже пересказа 'Войны и Мира' в трех предложениях. Мой язвительный ответ, что это - всего лишь чтение под музыку, студента вполне устроил. Мне даже показалось, что он посчитал это откровением. Что попишешь, молодежь - не задушишь, не убьешь! - вспомнил я строчку Бродского, а сам задумался над сущностью и приемами мелодекламации.
   Есть ли определенные правила, думал я? Конечно же есть. И эти правила настолько многочисленны, насколько многочисленная армия исполнителей, попробовавших себя в этом жанре. У каждого наработались некие приемы и правила, иной раз просто непередаваемые и неопределимые, насколько неуловима и неопределима магия харизмы.
  . . .
  
   Часто меня спрашивают - существует ли какая-либо учебная литература по мелодекламации?
   Могу точно сказать, что существует огромное количество учебной литературы по культуре речи, в основном для студентов театральных вузов, которые позволяют, желательно под опекой педагога, научиться художественной декламации. Это учебные пособия Урновой, Козляниновой, Пекарской, Харитонова и других, более современных авторов - все это можно найти в библиотеках и Интернете.
   А вот ... .........................................................................................................................
  
  ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ НА САЙТЕ
  ЛИТРЕС : https://www.litres.ru/pavel-morozov-6447129/melodeklamaciya-zametki-u-mikrofona/chitat-onlayn/
   АМАЗОН : https://www.amazon.com/dp/B0711614PR
  
  
  .................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
   музыка для мелодекламации, мелодекламация слушать, стихи для мелодекламации, мелодекламация скачать, мелодекламация примеры, мелодекламация стихотворение, мелодекламация весна, музыка для мелодекламации минус, фестиваль мелодекламации, гумилев жираф мелодекламация, мелодекламация примеры слушать, как сделать мелодекламацию, жанр мелодекламации у аренского, мелодекламация слушать на стихи,
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"