Вначале был грохот. Вернее, был тройной грохот. Сначала был глухой удар, будто упало что-то пластмассовое, переходящий в хлопок, а через секунду - еще один, но уже сильнее, но без хлопка. Шаги в коридоре... Да, это могло бы произойти и вот произошло. Красная Беретка взяла минуту назад снятую беретку со столика и водрузила на голову... 'Все началось с большого взрыва...' Она прогнала эту глупую мысль, и, после секундного раздумья, вытащила револьвер из-под подушки. 'Он гораздо интереснее, чем браунинг из сумочки'. После чего присела на кровать, полулежа откинувшись на подушки, так чтобы револьвер зафиксировался на колене, стволом точно в дверь. Свою косу-до-пояса она закинула влево во избежание непредвиденных обстоятельств. 'Непредвиденных... Ха!' Шаги были медленными, тот кто-то или не спешил, или боялся. 'Интересно, это вор или тот самый маньяк, которого ловят уже третий месяц? Я буду болтать с ним с позиции силы... Это общая черта людей - они настолько разговорчивы под дулом револьвера и, бывает, так искренни. И все будут говорить: 'Красная Беретка поймала Маньяка!.. или все-таки пристрелила?' Шаги замедлились. Левой рукой Красная Беретка очень тихо взвела курок. Была еще секунда... 'Не будь я зеленоглазой блондинкой'... Секунду она потратила на то, чтобы брошка на беретке - а это был серебряный, похоже, действительно древний значок в виде серпа и молота, инкрустированного полудрагоценными белыми камнями - смотрелась точно на месте. Она и так была на месте, но в таких вещах лучше всегда удостовериться. Шаги прекратились.
- Вот только стрелять не надо, - раздался высокий, тонкий но при этом явно мужской голос.
- Почему, - ответила Красная Беретка, и тут же подумала: 'А почему я спросила Почему?'
- У вас револьвер, и вы его, похоже, держите. И можете выстрелить.
- Еще как могу. Возможно, зрелище ваших разлетающихся мозгов доставит мне непревзойденное эстетическое удовольствие. 'Нет, - подумала Беретка, - в голову стрелять не буду. Оттереть кровь - мелочи, а убирать мозги... фу'
- У меня нет мозгов, - ответили из-за двери.
- Хотя бы самокритично... И, скорее всего, верно. Но я все-таки проверю.
- Вы не так поняли... Вы меня за кого-то приняли.
- Я не могла вас за кого-то принять, потому что еще не видела.
- Я никуда не залезал... Я был тут всегда.
- Что... Я не понимаю. Вы что-то темните. Заходите.
- Подождите, я должен объясниться. Я не хочу вас напугать.
- Чем меня напугать? У вас там гранатомет? Заходите.
- Нет, я просто не человек. Я скелет.
- Что? заходите, руки вверх, ладони вперед. И без глупостей, я не буду смотреть, скелет - не скелет, просто мозги вынесу, - и снова подумала: 'только не в голову'.
Дверь начала медленно-медленно открываться. Вошедшего было не очень хорошо видно в свете настольной лампы, и это определенно был не человек. Это был скелет. В потертом, достаточно старом темном костюме. К тому же в пыльном. Красная Беретка читала в сказках, что скелеты могут ходить и даже говорить. Но сюрреализм происходящего ее все-таки удивил.
- Вы откуда? - спросила Красная Беретка.
- Я из шкафа, - ответил скелет, - только, пожалуйста, не выстрелите случайно... Я не переживу, я рассыплюсь...
- И как вы попали в шкаф?
- Я там был всегда. Нет, я когда-то не был в шкафу, но я там был потом, меня там забыли. Или оставили. Я же не мог там остаться сам, значит...
- Так, немного медленнее. Пусть вы были в шкафу. Вы туда как-то попали. Наверно, очень давно спрятались. Но что заставило вас оттуда вылезти?
- Сами понимаете, мир становится более мифическим... Сказочные персонажи возвращаются. Все очень странно меняется... Закат Европы... Сумерки богов... Вот мы, скелеты, из шкафов и выпадаем.
- Так. Я думаю. Закат Европы. Скелеты выпадают из шкафов... Все верно. Не наоборот?
- Именно верно. Сначала Закат Европы, а потом скелеты выпадают из шкафов. Было бы странно, если бы от выпавших из шкафов скелетов случился Закат Европы.
- И сумерки богов? Вы вообще понимаете, что меня в доме скелет. Хотя кому я говорю. Я немного даже теряюсь. Ладно, я вижу вас пугает револьвер. Я его отложу. Тем более я не думаю, что скелет, рассуждающий о Закате Европы, может быть чем-то серьезно опасен. Хотя какой Закат Европы, какие сумерки, что за бред...
- Это реальность. Все-таки она закатывается. А если бы она не закатывалась, скелеты бы не выпадали из шкафов... Это кажется логичным.
- Хорошо, вы были в шкафу всегда. Я в это не верю, но вам я скажу, что я верю. Что там был за грохот?
- Шкаф был весь забит. Когда я начал выпадать, на меня упала лампа. Настольная. И лампочка в ней разбилась.
- Я что-то начинаю припоминать... Эту лампу... Она на вас упала, и в этот момент мир стал мифическим? - Беретка улыбнулась, и на щеке у нее появилась ямочка.
- Нет, этого недостаточно для изменения мира, - Скелет был серьезен.
- Мифическим... это что, мир в фэнтези какое-то превратился?
- Не мир, а Европа... Почему нет. Трагедия была, комедия была, пародия была, фарс был, авангард был, абсурд был, постмодерн был... Почему бы ей не стать теперь фэнтези?
- А разве фэнтези может быть какой-то стадией, кроме первой... - лицо Беретки стало сосредоточенным.
Скелет промолчал. Беретка подумала и продолжила:
- Мир, говорите, становится более мифическим... какое странное слово. Проще, но длиннее - в нем становится больше элементов мифов. Вы - часть этого приходящего мифического. Или вы хотите мне заморочить голову?
- Да. То есть нет. И вы, поскольку говорите со скелетом, тоже будете частью мифического.
- Интересное предложение. Мне никто не делал таких предложений. А что будет дальше?
- Мир будет интереснее. Мир станет восхитительно интересным.
Красная Беретка уже приняла решение, что она не выгонит Скелета. 'Есть правило - говорящие волки не кусаются. Он безопасен. Теперь выясним, насколько интересен'.
- Все-таки скелет в доме... А не поискать ли вам... ладно, нам, какой-нибудь замок, например... с привидениями. Я утром отвезу вас туда на машине.
- Я все-таки в вашем доме выпал из шкафа, - несколько обиженно сказал Скелет, - не в каком-то замке.
- А до утра можете побыть в сарае... - Беретка притворно наморщилась, она долго этому училась перед зеркалом.
- Вы хотите выгнать старого, слабого Скелета под дождь, из дома, в котором он пробыл дольше, чем вы живете...
- Стоп, я не говорила про дождь, я говорила про сарай. А почему это я не могу выгнать старого, слабого Скелета под дождь? - Беретка любила устраивать мелкие провокации.
- Потому что тогда у вас не будет Скелета, - ответил Скелет, - много ли вы знаете девушек, у которых есть скелет? И неужели вам не интересно, что представляет собой скелет?
- Подождите. У меня есть свой скелет.
- А он у вас говорящий?
Беретка задумалась. И сказала:
- Вы хотите меня запутать.
- Нет, что вы, это я сам запутался.
'Мне интересно. - подумала Беретка. - Но я не подам вида. Леди не подают вида, и леди всегда знают, когда остановиться в своем любопытстве'.
- Зачем мне нужен Скелет? Что с ним делать? Вешать на него беретку?
- Я могу готовить кофе... На меня можно вешать беретку... И еще я могу рассказывать сказки на ночь...
- Нет, спасибо, вот сказок на ночь не надо.
- А еще я умею охранять машины... - совсем грустно сказал Скелет.
- Вы понимаете, я все-таки девушка... Как это будет понято, что одинокая девушка живет в доме со скелетом?
- Как будет понято? Вам все равно, как это будет понято. Вы слишком совершенны, чтобы об этом думать.
- Это правда, - сказала Беретка.
- Я могу остаться... хоть в шкафу...
- Нет... Будьте в гостиной. Ночью я подумаю. А утром мы с вами поговорим.
Скелет ушел. Шаги стихли. Дождь шел. Беретка считала себя смелой девушкой, и она была смелой девушкой. Но дверь она все-таки закрыла на защелку.
---
Беретка шла по саду. Границы у сада не было видно. Кусты были плотно посаженными, и закрывали перспективу. И мелодичный, высокий голос раздался:
- Беретка, Беретка, где твоя беретка...
- Я потеряла беретку... но этого не может быть, - Беретка растерялась и задумалась, и она точно была уверена, что ей знаком этот голос.
- Но ведь ее нет. А ты действительно уверена, что она тебе нужна?
- Конечно нужна... и брошка... Кто ты?
- Я - Светлая.
- Я тебя не вижу.
- Я верну тебе беретку, если ты будешь играть со мной в прятки. Но ты должна признать, что она тебе не нужна. Признай.
- Как я могу признать, что она мне не нужна, когда она мне нужна. Я, конечно, могу сказать, что она мне не нужна, но это будет враньем.
- А ты не можешь соврать в этом мире. Признай и ищи меня.
- Но я же тебя не вижу...
- Меня можно найти. Ты будешь со мной играть?
- Как же я буду тебя искать, когда твой голос раздается с разных сторон?
- А ты подумай. Это просто.
Беретка проснулась. Ее беретка как всегда лежала на шкафчике.
---
Находясь дома, Беретка обычно предпочитала что-нибудь из старых блузок подлиннее. Но на этот раз ей пришлось задуматься. 'Интересно, а скелет - это мужчина или нет? Или это был первый сон?' Она не нашла ответа ни на первый вопрос, ни на второй. Беретка раскрыла ящик комода и выбрала короткую комбинацию. Подумала. 'Она просто лежала сверху'. Потом еще раз подумала. Надела ее, а поверх накинула легкий зеленый короткий халатик с подсолнухами. А на ноги - потертые сандалии, когда-то тоже выходные. Тапочки были определенно не ее. Тапочки - это даже не аристократично, не то что не божественно. В них не было шарма. И каблука.
Беретка вышла на лестницу. Скелета не было. 'Неужели сон!?' Она осмотрелась, спустилась по лестнице и увидела его. Скелет мирно стоял в уголке гостиницы, за камином, в тени и не шевелился. Беретка сделала несколько шагов вперед.
- Скелет?!
- Да, я слушаю. Я встал здесь, чтобы вас не напугать.
- А я испугалась, что это был сон... Мне иногда снятся такие сны. Яркие... Как замечательно, что вы живой.
- А как мне это интересно чувствовать, - ответил скелет.
- Начнем день с кофе?
- Я сам кофе... вообще не пью, но сочту за честь вам его сделать.
- Это мило. Вход на кухню прямо здесь, из гостиной. Пройдемте. Вот кофе, вот кофемолки, вот чашки, вот плита... Может, вы еще и знаете, какой кофе в чем делать?
- Да, знаю. Я не знаю откуда... Но знаю. Наверно, остаточная информация.
- Остаточная информация? Как это?
- Я подозреваю, что когда-то я очень много всего помнил. От всего этого осталась как бы схема... скелет. Это чувство памяти, но не память.
- Скелет памяти... Интересно. Но не будем об этом на кухне. Хозяйствуйте, я буду ждать в гостиной.
Беретка чуть задержалась, потом подумала и крикнула:
- Скелет, где может быть тот, чей голос звучит со всех сторон?
- В стереосистеме, - довольно сказал Скелет.
'Нет, - довольно подумала Беретка, - он где-то рядом!'
---
Беретка сидела в гостиной. Скелет принес кофе и поставил чашку перед ней.
- Садитесь рядом.
- Нет, я лучше постою.
- Так как-то неудобно разговаривать...
- Ничего страшного. Смотрите вперед, смотрите в окно и задавайте вопросы.
- Откуда вы взялись?
- Шкаф, тот самый, который самый дальний в последней комнате.
- И как вы туда попали, вы не помните? И кем вы были, тоже?
- Я совершенно искренне, не помню...
- Но что-то ведь вы помните?
- Я помню скорее то, о чем думал мой владелец... О чем он серьезно думал. А серьезно он думал о каких-то высших материях. Так что каких-то бытовых деталей у меня нет.
- Мне как-то непривычно... хорошо... С вашим появлением мой мир несколько изменился. Я не знаю, насколько. Говорящий скелет - это несколько странно, согласитесь. Я помню, вы говорили о мифологизации мира. Я согласна. Скелет есть. Чего можно ожидать дальше? Надеюсь, драконы не прилетят и не сожрут моих аистов?
- Иногда прилетают драконы... бывает... но чаще прилетают бомбардировщики, и ведут они себя гораздо хуже, чем драконы. И что такое дракон в нашем мире? Это просто мифологизированный бомбардировщик.
- А электрокофемолка - это мифологизированная кофейная мельница.
- Леди не есть мифологизированная крестьянка. Мифы почти вечны. И персонажи мифов тоже. Эти персонажи могут уходить на второй план, могут теряться во времени и пространстве, но рано или поздно они возвращаются. И эти персонажи определяют мир, и через них можно объяснить мир. Ваш мир - он очень спокоен. Я чувствую это. Но все его спокойствие - это результат очень бурных событий. Люди замечают отдельные события, но не склонны замечать принципиально изменения организации мира. А в этом мире - заметьте - почти нет информации, в нем очень мало деталей.
- И все-таки мифологизация. Поподробнее можно?
- Мифологизация - это появление в вашем мире, в мире, который вы считаете реальным... а это не обязательно так... итак, в мире, который вы считаете реальным, появляются персонажи, которые обычно присутствуют только в сказках и мифах. Например, говорящие животные, скелеты, драконы, божественные существа...
- У меня есть знакомый говорящий волк. И что в этом мифического? - сказала Беретка.
- Как вам сказать... Грань мифического и реального вы проводите сами. Согласитесь, эта грань может меняться. У ребенка и взрослого она отличается.
- Имеется в виду, что большинство людей не верят, что волки могут говорить.
- И это тоже. Но речь идет о вас. Кого бы вы сочли мифическим персонажем в вашем мире?
- Я... я бы не могла представить такой персонаж в моем доме.
- Всего-то? Вы божественны, и ничего удивительного в этом нет.
- Да.. - протянула Красная Беретка, - как все относительно.
- Давайте вернемся к миру, в который мифологические персонажи должны прийти. Он ведь скучноват.
- Да. По мне он действительно несколько скучноват.
- Я предложу следующую идею: этот мир был расчищен от лишних деталей. Он почти лишился мистической составляющей. Это не может быть просто так. Это для чего-то. Это для того, чтобы главная мистическая составляющая вернулась.
- Что значит главная?
- Та, о которой вы только что сказали. Божественность.
- Божественность?
- Да. Вы не просто красивы. Вы божественны. И именно в вашем доме из шкафа выпадает скелет. Согласитесь, когда кофе вам кто-то делает - это вас достойно. Это достойно вашей божественности. Хотя раньше вы никогда об этом не думали.
- Мифологизация. Красота. Мифологизация красоты... Есть божественность... - Беретка улыбнулась. - красота обязательно должна иметь мифологический оттенок?
- Да, обязательно. Мифологичность - один из необходимых элементов истинной красоты. И есть идея, что красота даже древнее мифов. И мифы написаны, чтобы ее передать.
- Красота, красота... но где ее место в этом мире?
Скелет явно взбодрился:
- Вы все-таки спросили о мире! Я вам все расскажу. Наш мир - Европа - кажется совершенным. В нем все сбалансировано. В нем ничего не происходит. Мир кажется совершенным по форме. То, что совершенно по форме - закончено и начинает распадаться.
- Почему закончено? Например, я совершенна по форме? Что же, я теперь закончена и начинаю распадаться?
- Это знал и очень хорошо понимал мой прежний владелец. Речь идет о вашем мире - о Европе, о закате Европы. Не о вас. То, что закончено, должно начать распадаться - таков закон, ... э-э-э..... За закатом следует ночь. Это точно. Потом рассвет. Но это сомнительно. Закат давно закончился. Сейчас ночь. Именно та ночь, когда даже сны закончились. И к этой ночи очень долго шли. Ночь совершенна. Вы тоже совершенны. Но далеко не все, не то что не все, а только немногие избранные могут разглядеть вашу красоту в этой ночи. Европа закатывается, а вы - нет, вы восходите. И здесь возникает диссонанс.
- Меня не особо интересует судьба Европы. Я девушка. Нет, конечно, меня все интересует...
- Вас интересует восхищение вами. И чем Европа будет совершеннее, тем совершеннее будет ее восхищение вами. Вы же девушка.
- Это столь верно... сколь и странно. Я никогда не думала с такой стороны. А как я могу на нее повлиять? Не, не интересует меня ваша Европа. А если и интересует... Не настолько, чтобы обсуждать ее утром под кофе.
- Только уже не моя Европа, а ваша Европа. Совершенно с вами согласен. Но я думаю, к этой теме мы еще вернемся... Вы вернетесь. Потому что все возвращается к ней.
Беретка не ответила. Она поставила чашку на стол и откинулась в кресле. Скелет выдержал паузу и снова начал говорить:
- Но я знаю, что вам интересно.
- Неужели?
- Вы ведь любите приключения? Вы ведь любите сказки?
- Да, я это люблю, - Беретка улыбнулась.
- А вы хотите свою сказку?
Беретка промолчала. Но улыбнулась.
- Хотя лишний вопрос. Я - часть вашей сказки. И я придумаю вам приключения.
Беретка улыбнулась.
- Да, и еще... У вас ведь будильник? Я видел в шкафу звонок-колокольчик с веревкой. Для молодой леди это будет как-то более подобающе...
---
Беретка вышла на крыльцо. Она любила свой дом. Он был большим, и, скорее, старым. Фермер говорил, что дом непонятно для кого построен и нефункционален, но она об этом не думала. Дом стоял на каменном фундаменте, из которого поднимались вверх несколько колонн из того же камня. Между этими колоннами и был собран деревянный двухэтажный дом. По всем его стенам полз хмель - так что летом дом казался замаскированным до самой крыши. Одна из торцевых колонн была еще и дымоходом камина. Гостиная занимала по высоте оба этажа, на первом были кухня и несколько подсобных помещений, куда Беретка почти никогда не заходила. На второй этаж вела лестница, которая находилась в самой гостиной, и выводила она на площадку-балкон, с которой можно было попасть в спальню, в кабинет и в другие небольших помещения, которые использовались в качестве шкафов, и через них - на чердак.
И еще у дома были сад и виноградник. Фермер говорил, что виноград не может вызревать в этом климате. Но виноград прекрасно вызревал, и Беретка делала из него вино. Фермер удивлялся, говорил, что так не бывает, но лозу взял и у себя посадил. Были яблони. Было что-то вроде огорода, но это было именно что-то вроде - Беретка просто сажала растения и цветы в случайном порядке. Росло все как-то само - не очень эффективно, но это Беретку не заботило. И еще были аисты. Они всегда вили гнездо на крыше.
У Беретки была и машина. Она стояла совсем близко к дому, сразу за зеленой живой изгородью, которая сейчас была желтой. Это был двухместный легковой грузовик, окрашенный в ярко-зеленый цвет. Спереди у него была лебедка, а на крыше - дополнительный прожектор. Беретка настолько к нему привыкла, что психологически не отделяла его ни от дома, ни от огорода, ни от аистов. Он гармонировал со всем этим. Или просто гармонировал с Красной Береткой, как все это. Беретка не смогла бы выбрать точный ответ на этот вопрос. Её не особо интересовало, что с чем именно гармонирует. Она предпочитала наслаждаться гармонией, а не разбираться с ней. Особенно ей нравился цвет грузовика. Потому что это был ее цвет. Под цвет глаз.
Красная Беретка идет убивать бабушку
---
- Вы молодая леди, вам нужно говорить 'вы'. А я Скелет, единственная радость в жизни которого - делать что-то для вас. Поэтому говорите мне 'ты'.
- Это как-то.. неравноправно...
- А где вы в этом мире видели равноправие? Да, бывают случаи, когда люди хотят показать, что они равны... Боевое братство, например. Но они не бывают равны.
- Формализм. Но если нравится... Хорошо, Скелет. Пусть будет так.
Красная Беретка сидела за столиком в гостиной, скелет стоял рядом, не вторгаясь в ее личное пространство. К его потертому костюму добавились большие темные очки, у которых правое стекло было треснутым сверху вниз, и перчатки - так он смотрелся несколько человечнее.
- Может, посмотришь, что есть в газете? - спросила Беретка.
- Там ничего нет. Там ничего не было даже тогда, в те старые времена, когда газеты выходили каждый день.
- И это похоже на правду. Закат Европы?
- Нет, скорее Сумерки Богов.
Красная Беретка улыбнулась.
- Ты помнишь старые времена? Я их не застала.
- Я помню образы. Но я не помню ничего конкретного.
- А что у нас есть в этом мире, в нашем маленьком мире, кроме неясных образов? Вы нашли здесь что-нибудь интересное?
- У нас есть пара автоматов. В соседнем шкафу с моим.
- Ты и туда забрался?
- Там была пыль.
- И все?
- И еще у нас есть иллюзии.
- У нас? Иллюзии? С этого места пожалуйста, поподробнее.
- У меня есть иллюзия жизни. Но ведь я Скелет. У вас есть иллюзия моей жизни. Но я все равно скелет. А еще, поскольку вы - Красная Беретка, у вас должна быть бабушка.
- Вообще-то я не Красная Шапочка... Но пусть так. И так было всегда. И?..
- И это тоже иллюзия. Устойчивая иллюзия.
- Скелет, ты реален. Бабушка тоже реальна.
- Нет! Я более реален, чем бабушка! Вы должны взять автомат и убить бабушку.
- Ого! Это кажется мне более интересным, - глаза Беретки округлились.
- Вы видите реального скелета. Вы встретите реальную бабушку, выстрелите, и бабушка перестанет быть реальной. И не просто перестанет с окончанием жизни - она станет иллюзией даже в прошлом.
- Для чего это нужно?
- Для чего нужно убить бабушку? Для того, чтобы избавиться от иллюзий. На самом деле никакой бабушки нет.
- Как можно убить бабушку, которой нет?
- Нужно убить иллюзию бабушки. Это нужно для освобождения сознания. И есть еще одно - через иллюзии в наш мир пролезают демоны...
- А может, мне на тебе потренироваться сначала? Ты больше похож на демона.
- Я же не смогу потом готовить вам кофе... я рассыплюсь... поверьте, правда. И я, наверно, не за этим пришел в этот мир.
- Выпал в этот мир. Из шкафа. И ударился головой, - Беретка отхлебнула кофе.
- В газетах пусто. Зачем вы выписываете газеты? Вы их иногда просматриваете, но в результате не испытываете ничего, кроме разочарования. Убейте бабушку, а потом откажитесь от подписки... Нет, даже не так. Убейте бабушку, и тогда в них, возможно, будет что почитать.
- Газеты разве виноваты, что в этом мире пусто?
- Да, виноваты. Потому что очень трудно сказать, что первично - информация в газете или информация в мире. Все взаимосвязано. Убив бабушку, вы разорвете порочный круг... Один из кругов! И мир станет интереснее!
Беретка была просто удивлена. И сама удивилась, насколько она спокойна.
- Бабушка подарила мне брошку на беретку!
- Эта была не та бабушка. Вспоминайте - вы помните это; вы изменяете свою память, чтобы оставить все как есть. Человеческая память состоит из двух частей. Первая - это реальная память, где хранится информация о событиях. Вторая часть памяти - это выдуманная память, выдуманная подсознательно для достижения чувства внутреннего комфорта, или навязанная со стороны - возможно, даже чужая память. Насколько хорошо вы помните? Только не придумывайте детали.
- Я помню. Конечно, образно...
- Вы знаете, что когда человеческое сознание сталкивается с сильным дискомфортом, оно безо всякой команды меняет воспоминания. И возникает ложная память.
- Не слышала о таком.
- Хорошо. С ложной памятью все станет ясно потом. Бабушка должна быть по какой-то линии. Где ваши родители?
- Они на Суматре, спасают падангского червяка! У них грант от Фонда Охраны Природы.
- По какой линии приходится эта бабушка?
- Я... я не помню. Но по какой-то, или... двоюродная бабушка?
- Нужна конкретика.
- О! Но есть фото в альбоме!
- Несите альбом. Вы уверены, что найдете там фото. Вы даже уверены, что видели их там не один раз. Но их там нет. И не было никогда.
Красная Беретка несколько смутилась. 'А вдруг... Нет, такого не может быть' И ведь она действительно не помнила бабушку. Или помнила? Она подошла к комоду, достала альбом, быстро подошла к столику и раскрыла его.
- Вот я, а вот цветы... Вот я, а вот олени...
- Где бабушка?
Страницы заканчивались. Но бабушки не было... Беретке казалось, что не было еще чего-то. И ей стало несколько не по себе, ей стало немного страшно... Хотя страха она не знала, только чувство опасности. 'Но, может, это и есть страх', - подумала она.
- Я несколько удивлена, - Беретка закрыла альбом, - сделай мне еще кофе. И оставь меня одну.
И был день, и был вечер. Непрочитанная газета лежала на столике. Альбом так и лежал рядом. Красная Беретка вернулась домой.
- Скелет! Болталась по окрестностям.
- Что я могу сделать для вас?
- Скелет, тебе нравится вечер?
- Вот он, Закат Европы, за окном. И так каждый вечер. Каждый. Поймите, скелеты не выпадают из шкафов просто так.
- Я пойду. Но только из любопытства.
Беретка и не думала убивать бабушку. Но любопытство - почему это нужно Скелету - двигало ее вперед непреодолимой силой.
---
Красная Беретка знала только некоторые буквы, а в середине названия был стилизованный трезубец. И еще она знала, что эти автоматы делали орки, которые живут на востоке. Кроме них никто не использовал дерево в отделке, и оттого любое другое оружие казалось каким-то холодным и совсем не домашним. А еще этот автомат имел большой круглый барабан, половиной из которого можно было срезать дерево. Поскольку бабушка теоретически должна была жить в деревянной избушке, пробивная сила пули была важна. Хотя 'беретта' была полегче.
На Беретке было свободное зеленое платье плотной ткани с отложным пиджачным воротничком, с двумя кармашками, прямое без выраженной талии, не доходившее ей до колен на высоту ладони. По бокам его были небольшие вырезы. На случай быстрого движения.
- Возьмите корзинку... Я сделал эти пирожные для вас. Рецепт висел на стене.
- Так, Скелет, ты конечно, сделал пирожные мне в дорогу, спасибо, я понимаю, как ты старался. Ты представляешь, как я буду выглядеть в зеленом платье, в красных башмачках, с автоматом и еще с корзинкой?
- Я думаю, безопасно. И еще, будьте аккуратнее, под пирожные в корзинке я положил гранату... Пусть будет.
- Да... тогда уж налей воды во фляжку...
Скелет быстро переместился на кухню. Что-то железное упало и загремело.
- Не волнуйся, Скелет! Были дела посложнее! - и она удивленно заметила, что сказала это скорее не Скелету, а себе.
Красная беретка шла через поле по тропинке. Колосья налились зерном и наклонились. Беретка протягивала руку, и зерна сыпались с руки. 'Собираю и сею'. Она пыталась не думать, но не думать о столь дурацком положении было сложно. 'Ну куда уж дальше...' Нет, было и дальше. Наперерез ее пути шел Полицейский. И было заметно, что шел он целенаправленно, срезая дорогу с упреждением. Он был в форме и фуражке с шашечками. 'Если уж врать, то по-настоящему'.
- Прекрасное утро. Я заметил вас издалека. А по вашему виду похоже, что кто-то не доживет до вечера.
- Да, я иду убивать бабушку, - грустно сказала Красная Беретка, - и смотрюсь не очень.
- Давайте я возьму ваш автомат. Вам будет удобнее. А по дороге я попробую вас отговорить от этого мероприятия. Если вы не против.
- Вряд ли вы меня отговорите...
- Но я могу попробовать. А судя по вашей корзинке, дорога у вас не близкая. А если у меня не получится вас отговорить, вам будет хотя бы веселее идти.
Красная Беретка сняла с плеча автомат и протянула его Полицейскому. Тот закинул его за спину. Некоторое время они шли молча.
- Я понимаю, что это странно смотрится, - нарушила тишину Беретка, - но иногда мы должны делать вещи, которые просто должны сделать.
- Кому должны?
- Себе. Создавая свой мир, приходится отсекать иллюзии.
- Да, этот автомат прекрасно подходит для таких целей. Старинный крупный калибр, удлиненный патрон. У вас безупречный вкус.
Беретка не ответила. Они выходили на дорожку, идущую параллельно асфальтовой дороге. Под ногами зашуршали желтые листья. Их было немного на земле, и они медленно опускались впереди. Медленно и спокойно в безветренном воздухе.
- Некоторые люди вообще считают весь этот мир иллюзией, - сказал Полицейский.
- Этот мир? А как так можно?
- Есть целые религии, есть многовековые концепции мироустройства, построенные именно на этой базе.
- И что там говорится?
- Мы - белки в колесе Самсары, по сути - в иллюзорном колесе причин и следствий, вращающемся в иллюзорной реальности. Но самое смешное, что истинной реальностью является абсолютный покой, такая форма бытия, являющаяся небытием. О! Нирвана. И чтобы туда попасть, нужно отказаться от желаний.
- Прямо какой-то мир победившей тьмы.
- Да, и освободившись от желаний, можно получить свободу от плена иллюзий. Или тьмы, или пелены реальности... Как вам будет угодно.
- Кто вам такое рассказал?
- Монахи.
- Иллюзиями можно наслаждаться. И реальностью можно наслаждаться. Смотрите, какая осень... Можно наслаждаться очищением иллюзий от реальности, а можно наслаждаться очищением реальности от иллюзий. Я имею в виду - наслаждаться самими процессами. Как я поняла, люди выбирают просто что-то одно из всего, что есть в мире. Я люблю мечтать - это ведь предаваться иллюзиям, верно... И люблю смотреть сны. С иллюзиями, которые несут страдания, нужно разбираться. Иллюзиями, которые несут радость, нужно наслаждаться. Правильно?
- Люди просто ограниченны, - Полицейский улыбнулся, - и склонны к лишним обобщениям.
- И не все иллюзии одинаково полезны. Согласна, это происходит от ограниченности людей. Ведь если кто-то собирается в другие миры - а многие уверены в том, что они существуют - почему бы не понять того мира, в котором находишься? А потом уже отправляться в следующий.
- У некоторых людей такая жизнь, что проще объявить существующий иллюзией. Чтобы не заморачиваться.