Мошкович Ицхак : другие произведения.

Вероятные корни ненависти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
      ВОЗМОЖНЫЕ КОРНИ НЕНАВИСТИ
     
      Как известно из Библии, у патриарха Сима (сына Ноя) было пять отпрысков мужеского пола, а от них произошли многие народы, в точности сказать, какие именно, трудно, так как относительно их перечня в науке существуют разногласия, и остается остановиться на неопределенном термине: м н о г и е. В качестве примера можно привести минеян, сабеян, арабов, арамейцев, вавилонян, абиссинцев, финикийцев, ханаанян, моабитян, эдомцев, какую-то часть йеменцев и, как говорится, др., причем евреи, как это ни обидно, тоже, скорее всего, относятся к числу др., так как не очень понятно происхождение слова "ивриим". Возможно, от Эбера, который был потомком Арпахшада и отцом Пелега, праотца Авраама, которого евреи считают своим праотцем, но не исключено, что все это потому, что Авраам пришел в Ханаан "с той стороны" ("мээвер"), видимо с той стороны реки, но неизвестной, какой именно. Языки вышеназванных народов по имени Сима объединены названием "семитские", а сами они, следовательно, с е м и т ы.
      Каким бы неопределенным ни был этот термин, но гораздо труднее понять, кто принадлежит к категории АНТИсемитов.
      Сам термин был 124 года тому назад предложен В. Марром в немецком журнале "Zwanglose antisemitische Hefte", и сегодня мы уверены, что Марр считал слова "еврей" и "семит" синонимами или не включал арабов и ассирийцев в число Homo sapiens. С европейцами такое случается, что одних они людьми считают, а других нет.
      Дальше пошла свистопляска, и по сей день никто толком не знает, какие высказывания и поступки считать антисемитскими. Одни готовы считать антисемитизмом элементарное "жид" из подворотни, а другие даже попытки по-гитлеровски или, допустим, в стиле господина А. Орловского из "Заграницы" решить так называемый "еврейский вопрос" исключают из этого понятия. Фактически же, как явление, антисемитизм ( точнее: юдофобия), то есть ненависть к евреям доходящая до предложений или попыток практически решить "еврейский вопрос" путем физического истребления этого народа или (г-н Орловский) лишение его права жить не в "нетях", как этот господин, а в своих отчич и дедич, существует уже около четырех тысяч лет, то есть со времени праотца Авраама, что само по себе уже доказывает справедливость главной мысли этой статьи: в основе вечного и, повидимому, неискоренимого антисемитизма лежит неприятие языческим (временами - полуязыческим) сознанием иудейской нравственной ситемы.
      Даже если бы единственным пунктом этой системы был отказ от права одного человека лишать жизни другого, это противостояние заслуживало бы почетного места в истории и культуре человечества. Но там есть и другие пункты, которые светская (читай: языческая) часть населения планеты с презрением отвергает.
      Задолго до высосанных из немытых, накануне вынутых из заднего прохода, пальцев обвинений типа кровавого навета, имевшего хождение среди самых цивилизованных европейцев, уже вглубокой древности о носителях Торы и Ковчега завета сочинялись грязные истории. При Птоломеях имела хождение история о том, что фараон изгнал "нечистых евреев" для умилостивления своих богов, евреи же, соединившись с гиксотами, потом вернулись, ограбили несчастный Египет, осквернили храмы и пожрали священных животных, а некий Мнасей Патрский писал, что евреи в своем храме поклоняются ослиной голове. Впоследствии, разнообразясь и пополняясь новыми подробностями, эта история многокоратно повторялась и переписывалась.
      Учитель Цицерона Апполоний Молон писал, что евреи самые тупые изо всех варваров и не желают внести никакого вклада в дело культуры. Триллер о том, что евреи добавляют кровь гоев в мацу имел хождение уже в первом веке н\э.
      Но были другие факты, объясняющие рождение ненависти к евреям еще в первом веке до н\э. При Клеопатре Третьей в Египте главнокомандующими армии были сыновья еврейского первосвященника, евреи были освобождены не только от участия в религиозных церемониях, но обладали монополией на торговлю папирусом, держали откуп на дорожные пошлины и так далее. Прошло не много времени, и во времена Калигулы в Александрии египетской, где евреи пользовались большими правами и - самое ужасное - не поклонялись статуе императора, ненависть толпы вылилась на улицы. Евреев громили и распинали на крестах. Евреев лишили всех прав гражданства. Запрещено было праздновать Субботу. Но упрямство - национальная черта этого народа, отмеченная еще Моисеем ("жестоковыен и неумен")
      Император Клавдий возвращает евреям права и казнит организаторов погромов. При Нероне и Веспасиане погромы возобновляются. Далее следует серия восстаний иудеев против римлян. Последним было восстание Бар Кохбы 132-135 гг.
      Римский историк Тацит повторяет историю об ослиной голове и пишет, что евреи учат своих детей презирать богов и родителей, отрекаться от отчизны, ненавидеть иноземцев, а празднование Субботы Тацит объясняет врожденной иудейской ленью. Примерно то же повторяет Ювенал.
      ***
      Напрашиваются выводы:
     -- Издревле иудеи не признавали ничьих богов, кроме Единого Бога, с которым праотцы заключили брит, и не желали следовать иной морали, кроме диктуемой им Торой. Поэтому они отделялись от других народов и стремились не смешиваться с ними.
     -- Это вызывало раздражение, а в раздражении сочинялись грязные небылицы, которые, как мы в этом убедились, бессмертны.
     -- Уже в глубокой древности успехи отдельных людей в любой области политики, экономики, науки порождали ненависть отстающих, а ненависть к отдельным представителям народа с легкостью переносится на весь народ.
      ***
      У ненависти есть субьект и объект, но, поскольку речь идет о евреях, поиск корней постоянно ищут только в объекте. Иудеи никогда не были племенем ангелов, но никто еще не спросил у окружающих их народов: что в вас самих такого и чем вы больны, чтобы так ненавидеть этих людей?
      Иудея нельзя по-соседски пригласить к себе на день рождения и угостить водочкой и закуской. Это, конечно же, ужасно, но в каком положении окажетесь вы, если китаец пригласит вас на рагу из змеи или жаркое из кузнечиков? И при этом учтите, что вам религиозный закон этих ограничений не установил. Просто вы не любите жаренных кузнечиков, несмотря на то, что они полезны для здоровья. Между прочим, этот пункт неоднократно упоминался в качестве источника ненависти. (Они - евреи - нами - гоями - брезгают)
      Надо сказать, что в эпоху раннего средневековья, несмотря на все старания церкви ограничить евреев в правах и не допустить их влияния (само собой тлетворного) на паству, отношения между еврейскими общинами и окружением в Европе характеризовались доброжелательностью. Евреи занимались ростовщичеством и торговлей главным образом потому, что, кроме них, этим некому было заниматься, и эти занятия воспринимались, как полезные обществу.
      Никому не нравится быть жертвой роста цен, а что касается кредита, то он необходим, но выплата процентов хоть кого приведет в бешенство. Европейские евреи не изобрели колесо, но они изобрели международный кредит (А позднее капитализм, социализм, коммунизм и пр.), причем не потому что у гоев на это ума не хватило, а потому что церковь запрещала своей пастве этим заниматься. И пользовались услугами ростовщика-еврея, который ничем другим, кроме торговли и ростовщичества заниматься не мог. Другие промыслы были ему заказаны властью и церковью.
      Общая культура континента была на таком низком уровне (Единственными университетами были еврейские ешивы), что простолюдин не мог разглядеть теологических и экономических тонкостей, порождающих ненависть. Даже злобные нападки Иоанна Кризостома (Златоуста) не очень влияли на народ. Беда подкатила с началом Крестовых походов.
      Гонителями евреев были церковь и купечество, а монархия стремилась с одной стороны извлечь выгоду из еврейской финансовой и хозяйственной деятельноси, а с другой потрафить прелатам и купцам. Ухудшение положения еврейских общин происходило не одновременно на всем континенте. В то время, как в Германии положение ухудшалось, польские короли зазывали евреев к себе. В Испании и Великобритании, в Германии и во всех других странах услугами евреев, их профессионализмом в торговле и финансах, в ремеслах (Вплоть до чеканки монет и книгопечатания) широко пользовались, а в какой-то момент вспоминали, что это мерзопакосное племя с антихристовым прошлым, под этим предлогом грабили, убивали, а выживших прогоняли.
      В 1189 году в день коронации благороднейшего (Кстати, совершенно неграмотного) Ричарда Львиное сердце его британские рыцари учинили еврейский погром и между делом уничтожили в еврейских домах все свои долговые обязательства. В романе Вальтера Скотта об этом благородном британце об это не написано.
      Что только не было источником или импульсом для ненависти! Крестовые походы, войны против христиан альбигойской веры, бурный рост монашеских орденов, деятельность папы Иннокентия III, чума (1348-49 гг), реформация в Германии, реконкиста в Испании...
      Вы все еще ищете источники ненависти? Прочтите книгу одного из столпов европейского протестантизма Лютера "Von den Juden und ihren Luegen" (О евреях и их лжи) и его же памфлет "Judenfeind" (Враг евреев).
      Если же вы продолжаете настаивать на том, что евреи навлекли на себя справедливый гнев народа тем, что занимались ростовщичеством, то вот вам выдержка из сочинения одного средневекового немецкого католического священника: "Как могли бы евреи причинить столько несчастий и вреда ростовщичеством и другими финансовыми операциями, если бы христиане не содействовали им, если бы вследствие лени, неумеренной роскоши и расточительства христиане не нуждались в них, если бы, по крайней мере, не заискивали перед ними и не принимали участия в их ростовщических сделках. Между тем жалуются на евреев, вместо того, чтобы сказать: Mea maxima culpa - больше всего моя в том вина".
      Отношение окружения к евреям было разным и подчас противоположным. Так например, в канун французской революции 1789 г. на большей части территории Франции народ желал уравнения евреев в правах с католиками, а в Эльзасе и Лотарингии, напротив, отнятия у них всех прав, то, есть, как принято говорить в наше время, "решения еврейского вопроса".
      Дальше были гонения и геноцид повсюду, от Севильи до Волги, но неизменно в сопровождении сакраментального вопроса: Ну, вот, скажите сами, почему вас все так ненавидят? Намек на то, что евреи в самих себе должны найти причины и корни ненависти к ним.
      ***
     
      Известна талмудическая формула: "синат хинам" (беспричинная ненависть). Синат хинам - это тяжелое психическое заболевание, которое может быть индивидуальным или массовым, охватывающим большие группы людей, но всегда с серьезными последствиями. Достаточно вспомнить гражданскую войну 1918-22 гг в России, унесшую жизни 10,5 миллионов граждан страны.
      ***
     
      Есть в споре о корнях и содержании юдофобии одна глава, которая всегда трудна для прочтения и разумного осмысления, причем, всеми сторонами.
      Евреи составляют примерно 0,2% населения земли. Если составить список всех крупных современных богачей, президентов компаний и банков мирового значения, деятелей мировой культуры, лауреатов научных премий, словом, людей, стоящих на вершине и у руля нашей "белой" цивилизации, то получаем нечто пародоксальное. Их число у руля не соответствует их числу. Этому народу ставят то в заслугу, то в вину революции и социально-политические перемены глобального масштаба. Чтобы представить себе его роль, незачем прибегать к преувеличениям: она очевидна.
      Теперь перечитайте предыдущий абзац и представьте, что его написал НЕ еврей. Его немедленно заподозрят в расизме и антисемитизме. Если же его написал еврей, то... То он постарается этого не написать.
      А не лучше ли подумать о том, в чем тут дело, и как это случилось?
      Утверждение, что евреи умнее, интеллектуальнее других, если оно пришло вам в голову, не только неприлично - оно неверно. Достаточно потереться десяток лет среди евреев, чтобы не прибегая к тесту на IQ, убедиться, что по проценту идиотов, недоумков, тупых, неспособных к тому, чтобы усвоить материал средней школы или профессию уборщика, среди евреев примерно столько же, сколько вы таковых насчитаете на острове Гвинея или в Патагонии. Поверьте, я хотел бы, чтобы было иначе, но это так.
      Попытка сослаться на то, что судьба каждого из нас решается в канцелярии Всевышнего, тоже не выдерживает критики: Всевышний не только ничего нам не устраивает, но на каждом шагу умышленно, с воспитательной целью, ставит в смертельно опасные ситуации. Если не ошибаюсь, трижды Он сделал так, чтобы мы сформировались и стали такими, как Он наметил:
     -- Он открылся Аврааму и через него заключил с нами брит - союз.
     -- Он вывел нас из Египта и тем самым подтолкнул к мысли, что слово "Свобода" на европейских языках пишется с большой буквы, а в иврите таких нет, и поэтому все слово - большими буквами.
     -- Он вручил нам текст Торы и рекомендовал непрерывно изучать его и давать почитать другим тоже.
      Правы мы были или нет, но слово "изучать" мы поняли буквально и еще при Хасмонеях, то есть больше 2000 лет тому назад, за 1900 лет до советской власти, приступили к ликвидации неграмотности. Кроме того, "изучать" у нас значит не зубрить, а комментировать все и вся и в каждом вопросе каждый входящий в синагогу обязан иметь собственное суждение. Талмуд - это многотомный учебник логики, причем в корне отличной от гегелевской, а Талмуду уже, считай, 800 лет.
      Я лично с Альбертом Эйнштейном знаком не был и не знаю, считала ли его умным его жена. Но у этого человека в генах была жизненная потребность любую научную теорию симулировать. Однажды, перед самой смертью, на вопрос журналистов отом, что же теперь будет с нами, если в наших руках такая штука, как ядерная бомба, он сказал: "Не знаю".
     -- Как?! У вас нет ответа? Как такое может быть?
     -- А что? - ответил он. - Разве вы не знаете, что политика гораздо сложнее физики?
      Винить нас, а тем более ненавидеть за то, что наши предки по меньшей мере 2000 лет своими глазами читали, изучали и комментировали Тору и ее комментаторов, а многие, плюс к этому, Талмуд и Каббалу - себе же во вред. Но, уверяю вас, если человек идиот, то это надолго, и никакая наследственность ему не поможет.
      ***
      Возможен ли предел юдофобии во времени? Настанет ли время, когда внешне вроде бы культурные и воспитанные люди перестанут брызгать слюной и швыряться лапшой в сторону президента банка не потому, что он плохой президент, а потому что он еврей и его предок в 14-ом веке был Гобсеком. Угомонятся ли те, что подсчитывают число сотрудников московского телеканала, отделяя тех, кто во втором или третьем поколении чуточку евреи? Согласятся ли лидеры 22-х арабских и десятков европейских стран с перспективой умиротворения кучки арабов, присвоивших себе название "палестинцы", и можно ли будет, наконец, выпить за окончание этой второй столетней войны, затеяной британцами и убившей уже многие тысячи арабов и евреев?
      Чтобы это произошло, нужно чтобы вымерла порода людей, которые постоянно нуждаются в козлах отпущения и в выхлопных клапанах, когда в них кипит синат хинам - беспричинная ненависть.
     
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"