Если честно, то кто мы, покинувшие страну рождения и не приставшие к берегам другой родины?
Можно ли сменить родину? Вчера родиной были та вон улица и тот вон город, и та страна отсюда и до тех пределов. А когда меняются государственные границы? Следует ли считать Кенигсберг, начиная с 1945 года частью моей родины и перестать ли после 1991-го считать таковой Ригу и Ереван?
Чушь собачья! Родина - это что-то родное, а не место, которое для своего рождения не выбирал.
На прилавках израильских газетных киосков можно увидеть газету "Русский израильтянин". Ни разу не читал, но название меня всегда коробит. Что это за селедка в мармеладе? Хотя понимаю, что все вокруг тоже считают меня, хочу я или не хочу, в некотором роде русским израильтянином.
Газет типа американский, аргентинский или румынский израильтянин нет, хотя газеты на соответствующих языках издаются для читателей, говорящих по-английски, по-испански и по-румынски много.
Видимо, это словосочетание соответствует самоидентификации (самоощущению) большой группы людей - около полутора миллионов - особой этнической подгруппы (мини-группы), образовавшейся в последние полтора-два десятилетия.
Социологический анализ такого рода в некотором смысле опасен, если по оплошности автора не бывает предварен указанием на то, что в нем все утверждения относятся к определенной части социальной или этнической группы, и какой-то, возможно, весьма значительной части группы, может не соответствовать. Так в самом начале статьи я сам намекнул уже на то, что не отношу себя к этой группе. И я знаю много выходцев из СНГ, которых тоже к этой группе уже не отнесешь. Да взять хотя бы моих внучек, которые ни слова не знают по-русски, понятия не имеют о Лермонтове и не знают, чем гуцул отличается от москаля - отнесем ли мы их тоже к группе русских израильтян?
Между прочим, с материнской стороны мои внучки родственники одного более чем известного ленинградского актера (еврейско-прибалтийского происхождения).
Ну, так что? Мы с моими внучками принадлежим к разным этническим подгруппам?Это похоже на то, как я взрослому внуку, шутя, объяснил, что его можно назвать жидом, а меня нельзя, потому что я коэн. Но это другая тема.
Учитывая число лет, прожитых в СССР, языковый и образовательный background, культурную среду, в которой вырос, могу ли я, при всем моем желании, исключить себя из упомянутой категории людей? Должен ли пытаться это сделать, а если да, то зачем? И наконец, заключает ли сама постановка этого вопроса что-либо такое, что задевает национальное достоинство людей, среди которых я жил прежде, в той стране.
Кроме того, национально-этническая самоидентификация, по крайней мере, сейчас, в наше время, вряд ли обязывает к такой же даже его родственников, не говоря уже о выходцах из той же страны. Я идентифицирую себя, как израильтянин, а моему соседу, с которым мы в детсаду сидели на соседних горшках по вкусу идентифицировать себя русским израильтянином.
Все это зыбко, неопределенно и временами, я бы сказал, не серьезно, но, тем не менее, в сознании сотен тысяч людей этой категории и сотен тысяч других из их окружения эта проблема присутствует или время от времени выплывает. Никто не может сказать, что знает, как надо, а я позволяю выделить себя из общей массы этого не знающих только в том отношении, что сам признаю это незнание.
Однако у каждого есть свое видение этой проблемы, и у меня - тоже.
И угораздило же меня родиться в этой стране! - в сердцах написал однажды А.С.Пушкин своей жене. Если бы он написал такое мне по Е-mail'у, то я ответил бы: Не расстраивайся, Саша. Меня вот тоже угораздило, но ничего, живу, правда, в Иерусалиме, куда с огромным трудом вырвался, потому что, как и ты, ходил в "отказниках", и мне, как тебе, по скрытым от моих глаз соображениям не было разрешено покидать пределы великой империи.
Если бы мы списались, то выяснилось бы, что по многим пунктам мы бы сошлись, а по другим нет. Например, тебе, возможно, импонировал тот факт, что Петр, о котором ты впоследствии узнал много таких нелицеприятных вещей, что не смог выполнить приказ императора и не написал его историю, прорубил окно в Европу. А, по-моему, всякий, кто пытается прорубить окно, дверь или печную трубу сквозь не принадлежащие ему стены, земли и права людей на жизнь, бандит, грабитель и подонок. (Извини, конечно, если задел).
Я уже писал в предыдущей своей статье, что считаю определение "великий" применительно к стране, народу, культуре, а тем более войне неприличным и аморальным. Здесь я добавлю только, что по той же причине я не только потому не русский, что мою маму звали Саррой, а потому еще, что не хотел бы, чтобы другие ассоциировали меня с "величием". Я принадлежу к маленькому (5 с чем-то миллионов) народу, живущему в маленькой ( 20 с лишним тыс. кв.км.) стране. Так я чувствую.
Некоторые чувствуют иначе.
Очень типичная картинка: Пожилая женщина обращается к продавцу (полицейскому, шоферу автобуса...) явно восточного вида по-русски. Он уже привык к такому обращению, потому что она не первая и пытается понять, чего она от него хочет.
- Мадам, - говорю ей, - он же не понимает по-русски.
- Так пусть научится! - возмущается она.
В самом деле: такое бескультурье! Даже по-русски говорить не умеет.
Это вовсе не смешно. Невозможно представить себе марокканскую женщину, оказавшуюся на Невском проспекте, и чтобы она, зайдя в магазин, обратилась к продавцу по-арабски или на иврите. Потому, что она умнее или культурнее? Нет, ум и культура здесь совсем не при чем. Ее ни дома ни в школе никто не пытался убедить в том, что ее язык "великий и могучий" и включает в себя все прекрасные качества всех языков мира. Незнание этого языка - признак бескультурья.
В России так называемые "интеллигенты" (Странный термин, не имеющий аналогий в других языках) всю жизнь заняты сдачей экзаменов на интеллигентность. Вроде игры в "Кто хочет стать миллионером". Не знать, чего-нибудь из области культуры, что известно другим, неудобно. Выходцам из этой страны трудно бывает понять, почему другие в эту игру не играют, а если играют, то только по телевидению.
Выходцы из СНГ, оказавшись в нашей азиатской стране, проникаются идеей своего культурного миссионерства. Это не только в Израиле. То же самое - в Нью-Йорке и в Сиднее. Они там все некультурны, и только мы - носители настоящей культуры. Я не готов спорить о том, кто "культурнее", потому что мне это абсолютно неинтересно и потому что по-моему, по настоящему культурный человек, это тот, который этим вопросом не задается.
Каждый человек - это мозаика, составленная из тысяч всевозможных качеств и черт, никак не сопоставимая с мозаикой других людей и амбиций, связанных с собственной, индивидуальной, или коллективной мозаикой и сравнения на предмет присвоения чемпионских званий и титулов никак и ничем не оправданы. Это понятно всем, кроме выходцев из СНГ или, по крайней мере, их огромной части, идентифицирующей себя у нас, как "русские израильтяне".
Эту этнокультурную группу обслуживает несколько радиостанций, ворох газет, клубы, общества, политические партии и объединения, депутаты парламента, специальные отделы муниципалитетов и полиции, и поэтому этих людей и следует классифицировать, как один из суб-этносов то ли русского, то ли еврейского, то ли русско-еврейского народа. Скорее русского, потому что еврейской у них является только запись в документах и право на репатриацию.
Всякий израильтянин четко различает два понятия "иммиграция" (миграция в) и "алия" (восхождение). Типичный выходец из СНГ скажет вам, что "алия" - перевод на иврит русского слова "иммиграция", а представитель еврейской культуры изложит библейскую историю этого слова и ее глубокий сионистский смысл. Имеют хождения также вполне сионистские термины "репатриант" и "репатриация", причем никого не забавляет, когда вполне щырый украйинэць з вусамы як у Тараса, неизвестно как получивший право на иммиграцию, называет себя тоже "репатриантом", хотя, с учетом географического расположения Запорижжя, реки Дунай и Израиля, он скорее "Запорожець за Дунаем".
Я надеюсь читатель не усмотрел в этом ни русофобии, ни украинофобии. Скорее здесь есть элементы руссоизраильтянофобии, но и этого автор тоже не имел в виду. Я вижу во всем этом скорее трагедию моих сограждан - олим мэрусия, запутавшихся в лабиринте этнокультурных понятий и традиций.
Часто это выглядит трагикомично. Так "русские" депутаты Кнессета, приложивтитанические усилия, добились того, что огромная сеть "русских" же магазинов бойко торгует на всех углах товарами из свинины, креветками и прочими антикошерными товарами. Бедные дедушки и бабушки этих "русских" наверняка переворачиваются в своих могилах.
Это не только культурная агрессия против своей национальной традиции. Нет сомнения в том, что эта цепкая привязанность к не своей традиции идет во вред здоровью.
На этих днях прочел статью о том, что ученые обнаружили в генетическом коде немцев некий "чип", который связан с особым пристрастием немцев к капусте. Бог с нею, с капустой, но это маленькое открытие не может не навести на мысль, что у каждого народа традиционный образ жизни, в первую очередь национальная диета создает свои национальные "чипы" в генетических кодах. Поэтому совершенно не исключено, что игры с китайскими и японскими кухнями в Европе не так уж и безобидны, а свинина в рационе еврейской семьи... Мы простом не знаем, какие именно разрушения в физиологических или психических областях мы при этом производим.
Я очень рад и даже горжусь тем, что наши люди из СНГ так образованы, профессиональны и культурны, что так много знают и могут и что их вклад в экономику этой страны так велик, но насколько роль этих людей, моих бывших и нынешних соотечественников была бы большей, если бы они отбросили свои русские амбиции и привязанности и влились в среду тех, кого они высокомерно называют "израильтянами".
- На ком женился ваш сын, на русской или на израильтянке?
- Ой, слава Богу, на русской. Да, вы ее должны знать: это дочка Хаима Каца. Нам только израильтянки в семье не хватало!
2.
МИМУНА
Вчера вечером мы с женой были в гостях у приятелей. Праздновалась Мимуна - традиционное застолье марокканских евреев, проводимое в последний день Песаха. Традиционно в этот вечер на стол подаются всевозможные засахаренные овощи и фрукты. Мне особенно понравились мини-баклажанчики. Очень вкусно. Люди приходили и уходили. Трое или четверо мужчин сделали лехаим рюмкой виски. Слушали традиционную музыку евреев Магреба.
Провожавший нас сын хозяйки сказал нам, что собственно марокканского происхождения только мать семейства, причем, ее мать родилась в Иерусалиме, а в Марокко вышла замуж и жила какое-то время. Происхождение остальных, сидевших за столом гостей и членов семьи, самое пестрое. Например, моя жена - из Белоруссии. Я тоже не из Алжира.
Не станем сегодня вдаваться в религиозный, мистический или исторический смысл Мимуны, которая в этом году совпала с 800-летием со дня смерти самого почитаемого и читаемого среди еврейских мудрецов, философов и теологов Рамбама. О нем за столом никто и не вспомнил.
- У нас это самый важный семейный праздник. Тетя, вообще-то, родом из Курдистана, но непременно приходит. Со всем своим выводком.
ТРАДИЦИЯ.
Я понимаю побудительные мотивы Вашего эссе, - ПИШЕТ МНЕ ЧЕЛОВЕК, НАЗВАВШИЙ СЕБЯ БОРИСОМ В КОММЕНТАРИИ К МОЕМУ ЭССЕ "РУССКИЙ ИЗРАИЛЬТЯНИН", - но мне удивительно, почему достаточно простые вещи вызывают у Вас неприятие.Начнем с того что далеко не каждый кто считает и ощущает себя евреем строго придерживается догм изложеных в Торе и Талмуде. Возможно это очень плохо, но это так.Я знаю евреев и евреек которыe бы оскорбились если бы кто либо усомнился в чистоте их семейных рядов но это не мешает им подрабатывать в Субботу или наслаждатся сочным свинным шашлыком или искуссно приготовленным лобстером. Это реалии.Помимо этого евреи возвращающиеся из галута не слишком то похожи друг на друга. Ну в самом деле, "русский" еврей гораздо больше имеет общего и во внешности и в привычках да и в культурном плане если хотите с русским чем с темнокожим фалашем или мароканским евреем.Израиль на сегодняшний день это такой же плавильный котел каким была и остается Америка. Да, теоретически все евреи репатриирующиеся в Израиль один народ, но это только теоретически. Возможно через поколение-другое эти различия сотрутся и нация приобретет моногенность, но упрекать человека родившегося,повзрослевшего в одной культурной среде что незамдлительно после переезда сбросит все свои предыдущие привычки как змея сбрасывает старую кожу просто нереально. Так не бывает нигде и никогда.Враждебное отношение к этому явлению подобно борьбе с ветряными мельницами, занятие абсолютно бесполезное.Многовековое пребывание евреев среди других народов не могло не вызвать на сцену такое явление как ассимиляция.Благодаря своей Вере а также в основном враждебному окружению со стороны соседей евреи ассимилировались гораздо меньше нежели другие народы однако полностью иммунитета от этого нет ни у кого, даже у нас. Ведь мы евреи все же тоже люди и ничто человеческое нам не чуждо.Кто то ассимилировался полностью одев крест и сменив имя-фамилию а кто то внес разнообразие в свои гастрономические вкусы да тем ограничился. В любом случае "русские израильтяне" скорее всего исчезнут вместе с последним израильтянином родившимся в России и останется более традиционное разделение на ашкеназим и сефардим.
Мой друг рав Шехтер по поводу того, чтобы "строго придерживаться" только разводит руками: этого не может никто, даже рав Йосеф. По поводу "догм изложеных в Торе и Талмуде" объясняю (Сперва это однажды объяснили мне), что иудаизм не догматическая религия, а дат шел маасе - религия действия. Проще говоря - речь идет не о следовании "догмам" (Это свойственно другим религиям), а в жизни в рамках национальной традиции. Более серьезные вещи описаны в Торе, в Талмуде, в Шулхан Арух.
Возможно это очень плохо, но это так - пишет мне Борис. Вот и я говорю, что это очень плохо, потому что, только сохранив традицию, можно сохранить народ. Любой, в том числе еврейский. Разрушая традицию, мы разрушаем связи.
Да, теоретически все евреи репатриирующиеся в Израиль один народ, но это только теоретически.
Меня волнует не теория, а возможность выживания. И в связи с этим - то, что делает нас, разноцветных, народом.
но упрекать человека родившегося,повзрослевшего в одной культурной среде что незамдлительно после переезда сбросит все свои предыдущие привычки как змея сбрасывает старую кожу просто нереально
Если, как змея, то это ужасно. Хотелось бы, чтобы как гомо сапиенс. С ясным пониманием, что, во-первых, это необходимо для выживания в очень трудных условиях, во-вторых, жить в атмосфере своей, а не чужой среды должно быть комфортнее, а в-третьих тот, кто не хочет ассимилироваться, будет сопротивляться ассимиляции, пусть даже ретроактивно, а тот, кому угодно быть "русским", пусть даже в кавычках... Эта статья не для него.
Ведь мы евреи все же тоже люди и ничто человеческое нам не чуждо.
Именно поэтому. Свойством людей всегда и во всех странах была тяга к своим и своему. Например, научно установлено, что самыми здоровыми и полезными являются блюда, приготовленные из насекомых, червей и змей. Говорят рагу из задних лапок гигантской кубинской лягушки "рана" необыкновенно сочно и вкусно. Их импортируют европейцы и подают в дорогих ресторанах. У тех, кто употребляет в пищу эти продукты - такова ТРАДИЦИЯ, и они ею дорожат. И эти сочетания заложены где-то в их генетическом коде. У украинцев - борщ и галушки, а в Белоруссии - щи с клюквой и т.д.
Традиция подобна генетическому коду, и существует подозрение, что ее знаки в этот код заложены.
Если любитель жаренных кузнечиков, тушеных червей и рагу из лягушек ест эти деликатесы в Киеве, то это его китайская подробность, но если он выставит свои изделия на Крещатике, то его могут не понять. Если Вы, Борис, так обожаете "сочную свининку", что она Вам дороже ТРАДИЦИИ, то я в вашу кухню не заглядываю - разрушайте на здоровье свое здоровье (Я точно знаю, что Вы его разрушаете), но, пожалуйста, я Вас очень прошу, не выставляйте этого напоказ, не бравируйте этим перед людьми, которые, как я понял, Вам не нравятся, но они, в отличие от Вас, хранят то, чего, к сожалению, до нас не донесли наши неосторожные родители (Расплескали), не создавайте из этого оружие против всего того, что способно сохранить наше единство перед лицом стольких разрушительных сил.
Традиция складывается из огромного множества более или менее существенных деталей. Блюсти все, что оставили нам предки нам не удастся. Речь идет не о том, чтобы следовать каким-то мифическим "догмам", а в том, чтобы не стрелять по своим.
Мы собрались на этом окруженном водой и огнем островке наших предков. Так давайте же спросим у предков, что из всего есть наиболее клейкого, способного нас склеивать, а не отрывать друг от друга. Один известный рав (Директор ешивы на территориях) однажды сказал: да, черт с ними, пусть хоть свинину едят, лишь бы были евреями.
Что значит быть евреем?
В самом деле, а что значит быть украинцем? - Жить по-украински. Я бы сказал украинскому другу: да, ешь ты хоть мацу, но будь украинцем. Что это значит? - Прежде всего относиться с уважением ко всему, что связано с украинской традицией. Не выступать против нее. Не искать всевозможных лазеек, чтобы следовать не традиции своих, а привычкам и обычаям чужих. Мой друг рав Шехтер однажды сказал мне важную вещь:
- Веришь ли ты в Бога или нет, это твое внутреннее дело, но если ты АНТИ-, то это меня страшит.
"Русский израильтянин" - меня это коробит. По многим причинам. В том числе по той причине, что в Российской империи мы были людьми третьего сорта. В том числе - в глазах и в деяниях деятелей культуры, интеллигенции. Противоположные примеры (Куприн, Лесков и другие) - исключения. К сожалению. Но сегодня это их проблема. Там, я слышал, уже 700 деятелей культуры, "интеллектуалов", подписали петицию о запрете в России на иудаизм и еврейство.
Я израильтянин. Иудейский израильтянин. По-русски (В частности - по-русски) я говорю и пишу, потому что у меня в Российской империи силой отняли два моих родных языка и навязали мне их язык и культуру. Считаю, что есть свинину, называть себя "русским израильтянином", голосовать за "Шинуй", ведущий позорную войну против национальной Традиции, не пытаться разобраться в различиях между догматическими религиями и своей дат шел маасе - все это не здорово. От этого разрушается здоровье одного, отдельно взятого еврея и нации в целом.