Мудрая Татьяна Алексеевна : другие произведения.

Белое, чёрное, красное, моральный стэндинг и духовный деградейшн

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.89*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Финал Нео-Нуара-2015

БЕЛОЕ, ЧЁРНОЕ, КРАСНОЕ, МОРАЛЬНЫЙ СТЭНДИНГ И ДУХОВНЫЙ ДЕГРАДЕЙШН

  
  Вот и завершается горячо любимый мною конкурс нео-нуара...
  Что поделать, всё хорошее в этом мире чревато финализмом. Любое рождение, зарождение и порождение несёт в себе свою гибель. Но "в моём конце моё начало", так что будем мечтать о встрече где-то через год.
  Ну что скажу? Финал ныне сильный. Нарядный. Даже выбрать пятёрку любимцев трудно. Так что не просите, посоны, меня выдать смертельную тайну: не поддамся. Опасно весьма: в одной линии с вами стою и дружественному обстрелу подвергаюсь.
   Но, между прочим, выберу я не самые лучшие вещи в абстрактном смысле, а самые постмодернистично-нуарные.
   Перед разбором по косточкам и черепкам выскажу моё мнение о нуаре, которое выскребла из инета для самого первого конкурса. Собственно, конкурсные требования как раз суть таковы, я лишь оттенка добавлю.
  Вот классика от самого Жана Бодрийяра:
  
  "Чёрное, белое и серое составляют не только нулевую степень красочности, но также и парадигму социального достоинства, вытесненности желаний и морального "стэндинга".
  
  Иначе говоря, нуарный главгер должен быть своего рода нехристианским подвижником. Благородным в самих пороках, изысканным в самом негодяйстве и заранее разочарованным во всех реалиях окружающего мира, на кои положен его глаз.
  От себя добавлю, что сплошная дождливость нуара должна бы, на мой взгляд, скрашиваться некоей толикой краски. Алой, пурпурной, багряной... То есть понятно, о чём я.
  Также я намерена приветствовать:
   - обаятельную безнравственность активного главгера, не доброго и не злого, но всё-таки супермена и юберменша;
   - видимое неразличение автором добра и зла;
  - даже не размытые - парадоксально вывернутые нравственные устои;
  - не менее вывернутый, то есть вычурный и в то же время точный язык. То есть идеально подогнанный под содержание и цели повествования, а не уныло литературный;
  - некую дымку, заволакивающую повествование: резкие контуры и рубленый топором язык, без сомнения, привлекательны, но мы тут наводим тень на моральный плетень и мараль на безупречно чистенькую и подкрахмаленную совесть;
  - попытку если не зарэзать, то, по крайней мере подёргать за титьки нескольких священных коров;
  - и, разумеется, литературные и стилистические аллюзии. Тут уж извиняйте, если не всё заловлю: старомодное воспитание сказывается, да и персона я по жизни простодушная и недогадливая. А иногда видимая простота текста куда как лучше воровства - так искусно концы спрятаны.
  Да, если я коснусь запятушечной грамотности, то это даже не в укор и на моё мнение не повлияет. Просто для сведения. Нередко фраза неправильно расчленяется от неверной постановки знаков препинания, но если структура изначально верна, читаешь без труда.
  Итак, даю по порядку нумеров. Вроде так не обидно, что кого-то поставили первым, а кого-то в самый хвост.
  
   Джей. Водяные собаки
  
  Богатейший, хорошо стилизованный и ритмизованный текст. Звучащий. Путаница и одновременно перекличка эпитетов, зачастую неожиданных. Из рассказа можно натаскать множество метких слов и сочетаний, типа "пуленепробиваемой улыбки", "лиц небоскрёбов" и "носит жопку". Герои очаровательны и в то же время порочны, тяготение их к темноте и суициду затягивает в свой омут и зрителя, то бишь читателя.
  Считаете ли вы, что секс и подспудное желание размножиться, что дышит ему в затылок, - двойники смерти? Что дуло огнестрельного оружия - самый крутой пенис в мире? Тогда вам сюда.
  Итак, почти что идеал нуара и постмодернизма. Однако нравственная позиция автора кажется перегруженной и заданной аллюзиями с Кортасаром, Чейзом и Бонни&Клайдом. И - это моя личная кочка зрения - душевная незрелость и относительная мягкость героев не позволяет им стать примерным анти-образцом.
  
  Автор условно правоверен.
  
  
   Тихонова Т.В. Белое, чёрное
  
  Рассказ добрый, слегка загадочный, мир богатый и ощутимый и, что ценно, отчасти визионерский - из тех, что снятся автору и не отпускают, пока не воплотятся. Однако это фэнтези плюс фантастика и никакой не нуар, за исключением небольшой цветовой формальности. Разумеется, и рояльные клавиши, и мир после войны выдержаны в типично нуарных тонах, но для жанра этого мало. Мне сей апокалипсис показался едва ли не уютным.
  Вот именно здесь синтаксис и удручил меня - досадные ошибки, хоть и мелкие.
  И вдова как-то с боку припёка влеплена.
  
  Автор безусловно правоверен - сплошное добро.
  
   Александрова Е. ...Обнимает мои плечи...
  
  Тоже прекрасно: фактически миниатюра - а это нелёгкий в исполнении жанр - и оттого перенасыщенность символами. Хочется вчитываться и вчитываться. Каждое слово или краска выверены до миллиметра и значительны. Герои не хороши и не плохи - разные "внутри себя". И милосердие иногда стучится в их сердца, как говорится.
  Чем несколько уступает "Водным собакам", "Белому, черному" и (ниже) "Благодати" и "Ветру в струнах": почти нет мелодии. Ритм - да, весьма чёткий. Это не плохо и не хорошо само по себе, но эта вещь, безусловно, оттого более интеллектуальна и представляет собой некий ритмический кристалл - застывший, словно упомянутые здесь же кахолонг и целестин.
  Ярковато для нуара. Героиня уж очень мягкосердечна - но это на мой вкус.
  
  Автор в этом рассказе скрытно и стойко правоверен.
  
   Аноним. Благодать
  
  Как жаль, что о совершенстве мало что можно сказать, помимо констатации факта!
  Но попробую.
  Говорящие фамилии и клички, словно в классицистической драме. Паутина аналогий и аллюзий. Условно-игровой мир - и разве наш теперешний мир не такая же "лила" и создание Мары? Некое фаталистическое бесстрастие и равнодушие героя к терзаниям, выпавшим на его долю (происходящее не из душевной чёрствости, отнюдь; из веры в судьбу и собственную мощь), многозначность образов (см. те же пресловутые "тентакли" - инструмент для похоти и смерти) и тотальная музыкальность. Не удивлюсь, что рассказ можно сыграть как сонатину в нескольких частях, развивающую тему вплоть до разрешения.
  
   Автор - нигилист с лёгким привкусом агностицизма, но очень даже порядочен.
  
   Подымски М. Город снов
  
  Мне кажется, самый тяжёлый для чтения и примитивный по содержанию рассказ из финальных. Языковой ляп в самом начале - "непроГЛЯДную завесу, при взГЛЯДе сквозь которую...". Мерзость героя, выраженная, можно сказать в мелочах, буквально навязывает себя читателю. Кажется, такое называется "педалированием", от манеры играть на фортепиано или чего ещё. Язык вычурный без глубины - каждое слово означает... лишь то, что означает. Без авторской полисемии. Текст страдает излишествами в смысле описаний и эмоций. Мораль бьёт в лоб даже на излёте.
  Мне кажется, что это и вообще не нуар, а рождественская нравоучительная история, только с прошлогодним душком. Здесь имеются достоинства - но как-то оно сильно выпадает из обоймы конкурса. Не жёлудь и не маслёнок.
  
  Автор (она) абсолютно правоверен и прям - как гвоздь от распятия.
  
   Девиан. Йорогумо
  
  Блеск. Скорее, мне кажется, сюр, чем нуар, причём сюр на этническую тему. Выверенное свихивание читательских мозгов. Безупречная игра стилями от иронически возвышенного к лирически-низменному и обратно к возвышенному - на сей раз религиозно-философскому. Правда, меня до конца не оставляли сомнения: где тут серьёзно и богавдушувдухновенно, а где наглый стёб? И отличаются ли в принципе эти две материи?
  Порадовал герой - мужик что надо. Умён, циричен и грязноват. Вот он в самом деле "нуар на конкурсе нуара". Озадачила женская ипостась: в буддизме это не только паук-оборотень, но и продажная женщина-хищница, да и вообще паучиха, Арахна, - многосторонний образ. Несказанно порадовала концовка. Узнала несколько пользительных терминов из буддийской жизни. Как говорят каваи, мы родились не в том теле, но в правильной стране!
  
  Автор восхитительно еретичен - в смысле знаток нехристианских религий с их бездонными глубинами.
  
   Велич Р. Леополис'64: Мигрант
  
  Хороша дерзость автора, покусившегося на киберпанковский нуар. Рассказ крепкий, психологически выверенный, написан солидно и бесхитростно. Однако в его нуарности я сильно сомневаюсь. Вот киберпанк прорисован этаким грязноватым оттенком, это да. Заглавный герой жалок, вызывает жалость - и только. Его палач мерзок - и всё. Финал лиричен, поэтичен и вызывает слезу - и тоже всё. Что конкретно там понравилось - милая женщина и правильный мусульманский "вдовий" цвет. И умелый контраст с грохочущим ржавым железом города и городской жизни.
  Но - где неоднозначность авторской позиции?
  
  Автор стойко верует в добро, даже если оно поругано.
  
   Сакрытина М. Потому что Ты со мной
  
  Строго говоря, тут не очень нуар и даже вовсе не нуар, однако в своё время он побывал в моём нуарчатом топе. За изящество изложения и сильную вампирическую ноту. Да, есть и наивная "девочковость", и буквальные ляпы, но хорош сам тон. Плюс игра цветов: дымных и огненных.
  А вот для "чёрного" финала слабовато. Ну и что? Я иногда тоже наивной девочкой бываю, не всё ж - роковой бабой с яйцами.
  
  Автор верит в ангелов и чертей, но отчего-то сие нимало не раздражает.
  
   Политов З. Время остановилось
  
  Очень, очень приятно было познакомиться. Изложение чёткое и не без юмора, что сам по себе ценность в нуаре. Образы выразительны, ассоциации спонтанны, социальная подоплека имеется нехилая. Герой неоднозначен: с одной стороны вовсе не "пайка" (слово Иудушки из книги Салтыкова-Щедрина), с другой... чесслово, сама бы взяла ствол и начала без разбору мочить этих райских обитателей, обывателей и грушеоббивателей. Знаете почему? Еще до Мальти и Макиавеллиуса бытовала притча, в которой на одну чашу весов клали открытый человеческий глаз, а на другую - много золота, и ведь не уравновешивало. Только земля - могила выравнивала чашку. Так что не было и не могло быть такого рая - фальшак-с, милостивые государи!
  Было одним из моих фаворитов группы. Но сейчас ситуация роковым образом осложнилась присутствием любимцев из других подразделений.
  
  Автор верует в добро, справедливость и красоту. Но на свой лад.
  
   Хабарова Л. Прощальный поцелуй
  
  Самое остроумное решение темы: нуарный герой - такой корабль-киборг в развитии. Развитие сюжета тоже славное - металлическое чудище впитывает эмоции людей, вначале это отрицая. Причастно к смертям и не раскаивается - но ведь и люди не раскаивались: типа военные издержки.
  Стиль лаконичный. Хорошо завершение: суицид, при котором на тот свет отправлены оба страдальца и куча врагов, что тянет на месть.
  Но тут скорее боевая фантастика, для которой и киборги, и андроиды, и космические войны с монстрами не являются новацией. Более того. я читала и про корабль - пленное живое существо. Что корабль в этом рассказе женщина - как-то не очень чувствуется.
  
  Автор верит в столпы истины, но не фанатик.
  
   Пепел В.В. Чудовище
  
  Мысль очень даже годна для ужастика, изложение по-старомодному велеречиво, но ни герой не тянет на нечто возвышенное, ни его женщины - на роковых персон. Ошибки в пунктуации накладываются на тяжеловесность изложения.
  Многовато болтовни в начале, оттого затянут ввод в самое-самое. Которое появляется словно ниоткуда - с какой стати человек так разнежился, что распустил язык? Ради интересов автора, не иначе.
  А зачем паучье чудище влезло в постель мужика - чтобы не проболтался? Или захотелось пылкого секса, а заодно и присмотреть?
  В то же время как стилизация под Лавкрафта это хорошо и даже отменно. Там мои вопросы бы не возникли.
  
  Автор - заядлый афеист.
  
   Аль Бобо. Песочный чел
  
  Мистер "само совершенство". Видения так перемежаются с реальностью, что не отличишь одно от другого - чередуются, словно чёрное и белое. Акценты расставлены ненавязчиво, но безусловно есть. Рычаг для переключения реальностей - тоже. Символы ёмкие - луна, ствол с его эротической и подоплёкой, билет для Харона, гротескное ритуальное уничтожение как возможность воскрешения, вначале временного, потом постоянного, доппельгангер, который убивает - и, вероятнее, сам умирает от попытки убрать своего "светлого двойника".
  Я не навязываю своего восприятия, но, мне кажется, не только ругатели, но и те, кто хвалит, сложности повествования не заценили.
  Следует отметить вот что.
  Существование героя распадается натрое.
  Мрачное киллерское прошлое и настоящая винтовка - это сам герой. Сны, которые навевает луна, - строго говоря, тоже он сам, но в некоем потустороннем смысле. Строго говоря, это его подсознание, что очень даже способно убить. Возможно также, что реальным киллером он был, но завязал. Не столь важно. Это открытая им в себе тёмная половина, неотъемлемая от любого человека.
  
  Реальность видимая, где тьма проявляется в сонных кошмарах и представляемых расправах над обидчиками. "Дневные" убийства настолько нереальны, гипертрофичны и отдают "гаргантюазмом и пантагрюэлизмом", что их можно воспринять как мостик между обоими "я" персонажа. Эти воображаемые убийства завершаются катарсисом и примирением: по отношению к троице (хм - а почему их трое? Тоже знак?) - безразличием героя, по отношению к Марине - остроумной ретро-фразой ("в нумера" - то есть в постельку, мы бы сказали, в гостиницу с почасовой оплатой).
  
  И есть еще третий мир - мультяшный, читай - райский. Вокзал - символ Врат и Пути во всех религиозных значениях. Нечто светлое, но как бы на пороге лежит воплощённая тьма пронумерованной Вдовы. Очень умно, что переправой через реку, суфийским "барзахом", райским мечом над пропастью служит винтовка-убийца. Она ведь и должна убить героя, чтобы он мог уехать.
   Женщина - не та Марина, ведь она никогда не была кассиром. Это снова образ - вечной женственности, которая туда нас возводит, у Гете. Смотри у Гессе - "как ты сумеешь умереть, если у тебя нет матери".
  Рассказ вызывает светлый катарсис и отличное послевкусие.
  И простите, если я слишком многое домыслила, чего-то не уловила и т.д.
  
  Автор - глубоко и всесторонне верующий, но, тем не менее, очень светлая личность.
  
   Софронова Е.А. Месть
  
  Сюрно. Клеймо Синей Бороды на самом преступном графе. Виртуальная расчленёнка, которая как в зеркале отражает внутренний распад личности героя, его подсознательные и безосновательные страхи (адюльтер, хотя кто этим обижен? Расчленёнка, но скорее символическая и ироническая). Муравьи как полноценная замена головным тараканам. Призрак уязвлённого подсознания. Благородства нет. Роковой дамы тоже нет - порезали на куски.
  
   Автор верит в мировую справедливость, готовую сорваться с неба по пустякам.
  
   Финн Т. Ветер в струнах
  
   Вещица изящной выделки под старину, сотворённая с помощью полутонов, намёков и избранных клише: дама с собачкой, корсажи, детские шапочки, развевающаяся шаль (танец с шалью), шуточка про белошвеек ("О бедном гусаре..."), ратуша и часы. Да, возможно, случайно - "Ветер в ивах" означает присутствие божества, тут тоже играет. Герои не хороши и не плохи, но по-своему никакие: она всё-таки воровка (из мести) и нечестна (пытается продать негодяю копию), он не умеет защитить свою симпатию. Славная деталь - совпадение монеты, медальона и луны: в равной мере золотых или позолоченных. Но недоразвита. Чёрный юмор - пальцы, что надо хранить в банковской ячейке: отрубленные, что ли, и классически перевязанные шнурком? Отлично описана колдовская сила музыки.
  Но не говоря о том, что это не нуар - слишком лирично, - рассказ оставляет слабое и какое-то не то послевкусие. Будто хотелось старого вина, а получил бутылью сельтерской.
  
  Автор верует глубоко и искренне.
  
   Бородкин А.П. Человек без сердца
  
  Снова перед нами ретроград, то бишь игрок в классики. Отлично смешивает коктейли: благородных жуликов и мексиканцев из О.Генри настоять на спирту, выбросить восвояси, в основную массу подлить сверху амонтильядо из Колодца и Маятника Э. По и положить вместо маслины Холодное Сердце Гауфа.
  Все бы славно, но не нуар. А вот постмодернизм имеется. И вдова. И зловещенько так. С глубинной философией.
  Читать было скорее приятно, чем нет.
  
   Автор, возможно, не верит в бессмертие души, но легко мог бы поверить в вампиров.
  
   Мудрая Т.А. Димон и его четыре половинки
  
   Хм. Стоит ли препарировать себя, вскрывая грудь нараспашку и вопя, что тебя не так чтобы очень поняли?
  Да я и не рассказик хочу истолковать, и не эксперимент с прививкой на нуар чернушного юмора. Но мою генерально-кардинальную позицию. Смерть для меня - лишь переход на другую сторону бытия, в чём нет по сути ничего нового. И даже нечто желанное. Оттого - неиссякаемый повод для шуток, которые в случае не-нуара были бы добродушными и отчасти умилительными. Кроме того, меня берёт досада по поводу авторитетных мамаш, для которых дитя ценно в основном как способ шантажировать мужа и управлять им против его воли.
  Есть и ещё аспект: "Мысль изреченная есть ложь", слова суть наклейки, что прилепляются к реальности, и ярлыки, навешиваемые на явления. А смерть- Луизон избавляет от иллюзий этого рода: если, конечно, вам охота влезать в неприятности.
  Так что я и вербальное говорение высмеиваю. С помощью той же словесной игры. Средства - речевые штампы, банальности, буквальное прочтение идиом, нарочитые опечатки и так далее. Коли охота - отлавливайте.
   Тут меня спросили, что у меня на пьедестале. Я и ответила в комментариях, но теперь не найдёшь. Повторяю.
  Надо сказать, что примечание о вере автора (автора конкретного рассказа, то есть маски своего рода) наполовину шутливо. Означает веру в Истину, Добро и Красоту как основания мира, в то, что некто нас рассудит и покажет кузькину маму...
   О себе же я, в общем, и не собиралась писать, чтобы не выставляться.
   На моем алтаре (хотя о собственно алтаре трудно говорить) Совершенный Человек суфиев, некое светоносное начало, что возникло до сотворения миров. Свет Мухаммада. Чекан его, т.е. отпечаток в материи, портится в соответствии с качеством материи, которая обычно дурна.
   На алтаре Димона стоит человек самопожертвенный, стремящийся к достойной гибели - раз уж мы все "живём к смерти". В форс-мажорной ситуации он как бы мгновенно и интуитивно взвешивает факторы:
   - все его женщины - объекты защиты. Он доминант, лев в прайде, эта роль у тематика в самом деле работает на уровне безусловного рефлекса.
   - Ада не его кровная дочь. С женой он спит, но не "трахается", о Карене знает и сопоставил всё это.
   - Ада - самое любимое существо, но 30 лет разницы означают, что его любимая не дорастет до союза с ним, уже старикашкой. А он её уже обожает в принципе. Можно было бы сказать, что "они знали друг друга в прежних рождениях", но это фигурально.
  
  До следующих встреч! Я только притворяюсь сильной дамой - на самом деле я вас всех люблю. Даже кохаю вне зависимости от пола, возраста и наличия того, чем и куда. Ну, почти всех...

Оценка: 3.89*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"