Муратов Сергей Витальевич : другие произведения.

Глава 5 - Секреты высококачественного смычка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.20*7  Ваша оценка:

  
  
  
Глава 1 "Артикуляция при игре на смычковых инструментах"
Глава 2 "Артикуляция как средство выражения музыки"
Глава 3 "Смычок и артикуляция"
Глава 4 "Методы совершенствования штриховой техники скрипача"
Глава 5 "Секреты высококачественного смычка"
Глава 6 "Словарь терминов смычковых штрихов"
Приложение "Правая рука со смычком"
  
  
  
  СЕКРЕТЫ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО СМЫЧКА
  
   Как и скрипка, смычок появился сперва в весьма несовершенном виде и претерпел целый ряд усовершенствований. Условно, процесс формирования смычка можно разделить на несколько основных этапов.
   Первый этап эволюции смычка - с VIII по XV век. Это еще примитивный смычок лукообразной формы, на котором начинают формироваться колодка и головка.
   Второй этап - XV-XVI века - ознаменовался более выпрямленной тростью, а головка приобретает более совершенную форму.
   Третий этап - XVI- первая половина XVIII века. Усовершенствуется механизм натяжения волоса от кремальеры до винта. Трость еще больше выпрямляется, удлиняется, улучшаются ее упругие качества.
   Четвертый этап - вторая половина XVIII века. Смычки этого времени имеют современную головку и прямую трость.
  
   Окончательное усовершенствование смычка (рис.1) сделал Турт-младший (1747-1835). Так как история смычка тесно связана с историей развития игры на скрипке, то немаловажную роль в процессе формирования современного смычка сыграли и скрипачи-виртуозы, которые направляли творчество смычкового мастера в нужное русло.
  
  bow.1 [s.muratov]
  
  Рис. 1. Современный смычок.
  
   Приведем здесь усовершенствования смычка, выполненные Туртом:
  - изгиб трости вовнутрь;
  - распластывание волоса в виде ленты путем специальной пластинки, которая задвигается в колодку, и серповидного кольца, прижимающего волос к концу колодки;
  - установление и стандартизация материала (фернамбуковое дерево);
  - использование металлического винта для натягивания волоса;
  - стандартизация длины и веса смычков;
  - установление центра тяжести для скрипичного смычка на расстоянии около 18 см от колодки.
   Самыми замечательными и важнейшими нововведениями Турта можно считать определение места центра тяжести (это важное качество смычков, вероятно, было подсказано скрипачами) и изгиб трости вовнутрь. Этот изгиб в обратную от натяжения волосом сторону компенсировал потерю упругости трости при установления нужного места центра тяжести утончением ее к концу.
   Развитие виртуозной штриховой техники на смычковых инструментах повлияло и на стандартизацию длины трости и веса смычка. Отдавая должное тем скрипачам, которые содействовали формированию современного смычка (сам Турт не был скрипачом) нельзя не оценить то мастерство, с которым Турт претворял в жизнь их идеи и довел качество смычков до совершенства.
   Общая длина скрипичного смычка (74-75 см), его вес (около 60 гр.) и центр тяжести (18-19 см от колодки) были найдены эмпирически. Так положение центра тяжести устанавливалось путем плавного утончения верхней части смычка и утяжеления нижней за счет металлической навивки на трость и металлических пластин и колец на колодке с винтом.
   Изгибом трости вовнутрь Турт придал смычку два необходимых качества:
  - сохранил одинаковую упругость по всей ее длине;
  - повысил статическую устойчивость смычка на струне при игре.
   Если определение общей массы смычка и положения центра тяжести не представляет особого труда и в комментариях не нуждаются, то определение соответствия кривизны трости ее изменяющемуся диаметру требует некоторого пояснения.
   Правильно выполненная компенсация потери упругости из-за утончения трости к концу посредством ее изгиба определяется следующим образом:
  - натягиваем волосы смычка винтом до полного выпрямления трости;
  - если при этом трость приняла прямую форму, пружина смычка выработана правильно (рис.2);
  - если трость не принимает прямую форму, а своим изгибом напоминает букву S, то мы можем видеть, где соответствие между диаметром и кривизной нарушено (рис.3);
  - участок трости, стремящийся изогнуться в обратную сторону, считается слабым;
  - участок трости, который сохраняет свой изгиб вовнутрь при общей выпрямленной трости, является жестким.
  
  bow.2 [s.muratov]
  
  Рис.2. Смычок с правильной пружиной при перетягивании волоса выпрямляется.
  
  bow.3 [s.muratov]
  
  Рис.3. Смычок со слабой тростью в верхней половине.
  
  bow.4 [s.muratov]
  
  Рис.4. Смычок со слабой тростью в нижней половине.
  
   Усиление или ослабление участков трости производится как изменением диаметра, так и характера изгиба.
   Различные ошибки в изготовлении трости смычка возникают как при выпиливании ее сразу с заданной кривизной, так и при изгибании трости после ее выпиливания в прямом виде. Вопрос о том, изгибать ли прямую трость или выпиливать с заданной кривизной, решается однозначно: трость следует выпиливать вдоль волокон дерева. Таким образом, при прямослойной древесине мы должны изгибать прямую трость, а при наличии изгибов волокон, повторяющих (хоть приблизительно) профиль будущего смычка, можно выпиливать трость сразу с заданной кривизной.
   Одним из важнейших моментов при изготовлении смычка является правильное распределение толщин вдоль всей трости. Если под рукой нет хорошего смычка для копирования, можно воспользоваться советами Ж..Б.Вильома. Он определял среднюю длину смычка до головки = 700 мм. В самом начале смычок имеет одинаковую толщину = 8,6 мм на протяжении 110 мм. Далее диаметр трости уменьшается до головки, где он не более 5,3 мм, что дает разность между двумя концами трости = 3,3 мм. Чтобы найти другие десять точек на трости, в которых разность между соседними диаметрами составляла бы 0,3 мм, Вильом предлагает выполнить следующий чертеж (рис.).
  
  bow.5 [s.muratov]
  Рис.5. Реконструкция чертежа Ж.Б.Вильома.
  
   Прямая АВ = 700 мм и соответствует средней длине смычка до головки. АС = 110 мм перпендикулярна АВ и соответствует цилиндрической части смычка. DB = 22 мм перпендикулярна АВ и соответствует высоте головки трости. Точки С и D соединяем прямой. На линии АВ откладываем отрезок АЕ, равный АС, т.е 110 мм. Из точки Е восстанавливаем перпендикуляр до пересечения с линией CD в точке F. Потом от точки Е до точки G откладываем длину отрезка EF и из точки G восстанавливаем перпендикуляр GH и т.д.
   Таким образом, распределение толщин скрипичного смычка будет следующим: А - 8,6 мм; Е - 8,6 мм; G - 8,3 мм; I - 8,0 мм; K - 7,7 мм; М - 7,4 мм; О - 7,1 мм; Q - 6,8 мм; S - 6,5 мм; U - 6,2 мм; W - 5,9 мм; Y - 5,6 мм; В - 5,3 мм.
   Выполнение такого чертежа требует особой тщательности. Чтобы избежать ошибок, я решил эту геометрическую задачу и вывел определенную математическую закономерность, чтобы оперировать точными числами, а не приблизительными чертежными построениями.
   Нетрудно заметить, что отрезки, расположенные на линии АВ, уменьшаются в некоторой геометрической прогрессии. Несложные вычисления показывают, что соседние отрезки находятся в отношении 7/8. Тогда,
  AE = 110 мм
  EG = 96,25 мм
  GI = 84,22 мм
  IK = 73,7 мм
  КМ = 64,5 мм
  МО = 56,42 мм
  OQ = 49,37 мм
  QS = 43,2 мм
  SU = 37,8 мм
  UW = 33.1 мм
  WY = 28,9 мм
  YB = 25,3 мм
  BD = 22,14 мм
   К тому же, если принять стартовый отрезок = 110 мм, то общая длина смычка получается не 700 мм, а 702,76 мм, что соответствует принятым стандартам современного смычка.
  
  
   На основании этих данных мы можем начертить и кривую изгиба трости (рис.6 ).
   На оси ординат откладываем 12 точек, используя приведенные выше размеры и перенеся запятую на один знак влево. Сумма всех отрезков будет равна 70,3 мм, то есть в десять раз меньше, чем длина трости до головки.
   На оси абсцисс откладываем 12 отрезков по 53 мм, сумма которых равна 636 мм, что является длиной проекции изогнутой части смычка от колодки до головки.
   Нижеприведенная таблица показывает координаты всех точек кривой:
  
   0 - X
   1 - 53 мм
   2 - 106
   3 - 159
   4 - 212
   5 - 265
   6 - 318
   7 - 371
   8 - 424
   9 - 477
  10 - 530
  11 - 583
  12 - 636
  
  
   bow.6 [s.muratov]
  
  Рис.6. Кривизна смычка.
  
  
   Вся трудность при изготовлении смычка заключается в правильной выработки стрелы прогиба трости, которая бы точно компенсировала потерю упругости при ее утончении. При изгибании трости следует учитывать не только расчетное изменение диаметра, но и анизотропность древесины, которая определяется и распределением плотности в массе древесины, и направлением волокон. Даже при тщательном выпиливании трости вдоль волокон, сохраняется опасность где-то их перерезать, т.к. в фернамбуке волокна не бывают идеально ровными.
   Ниже я покажу три способа придания трости нужной стрелы прогиба. Во всех случаях главным условием будет сохранение направленности волокон дерева вдоль заготовки трости. Способ контроля правильности выработки стрелы прогиба показан на рис. 2.
  
   Первый способ.
  
   Этот способ требует применения древесины с прямыми волокнами. Заготовка фернамбука должна быть строго радиального распила. Любой косослой будет способствовать искривлению смычка во время эксплуатации в нежелательную сторону.
   Трость выпиливается и обстругивается строго вдоль волокон. После тщательной отделки трости с соблюдением правильного распределения толщин приступаем к ее изгибанию. При любом способе гнутья (например, удерживая трость в руках над огнем) возможные ошибки можно постепенно устранять, применяя известный способ контроля. Но этот путь долгий и нерациональный.
   Чтобы установить надлежащий для данной трости изгиб за один прием, можно воспользоваться заранее изготовленными специальными державками-рычагами, которые будут изгибать трость в обратную от волоса сторону. На рис.7 показан способ крепления этих рычагов к трости. Расстояние между рычагами соответствует длине волоса, и, поэтому, изгиб начинается от места, где крепится колодка. Верхние концы рычагов стягиваются мягкой проволокой до придания трости требуемой стрелы прогиба. Контроль за величиной прогиба проверяется визуально в направлении, указанном пунктирной линией, которая соответствует будущей линии волос. Расстояние между краем круглого отверстия и нижним концом рычага должно соответствовать высоте колодки.
  
  
  bow.7 [s.muratov]
  
  Рис. 7. Придание смычку правильного изгиба.
  
   Прокаливать трость следует на огне до тех пор, чтобы при снятии рычагов не было остаточной деформации.
   При таком способе изгибания трости даже незначительные отклонения в ее упругости из-за анизотропности древесины компенсируются соответствующим изменением линии изгиба смычка.
   Если натянуть проволоку по линии пунктира, то можно контролировать правильность изгиба смычка аналогично способу, показанному на рис.2.
  
  
  Второй способ.
  
  В тех редких случаях, когда характер изгиба волокон почти совпадает с нужной стрелой прогиба трости, ее выпиливают сразу с заданной кривизной. Распределение толщин смычка производится во вторую очередь. Контроль соответствия стрелы прогиба распределению толщин осуществляется известным способом. Поправку можно производить как корректировкой толщин, так и дополнительным изгибанием трости смычка.
  
  Третий способ.
  
  Если волокна дерева незначительно искривлены в направлении стрелы прогиба смычка, то выпиленную трость (обязательно вдоль волокон) изгибают первым способом, при этом контроль осуществляется чаще, а прокаливаются те участки, которые изогнуты недостаточно.
  
  
  
------------------------------
   Сегодня, 5 августа 2011 года я хочу добавить некоторый материал, написаный после споров на ФорумКлассика: http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=5565
   Смычок и качество звука
   Сообщение от morisson Хорошо! Давайте разложим по полочкам. Что из себя представляет смычок, по каким критериям Вы себе представляете извлечения качественного звука смычком, в чем его главное преимущество и как его применять для достижения 40% результата качества звука от инструмента?
   1 - вес смычка должен соответствовать струнам и самой скрипке. Если смычок тяжелее, то приходится снимать лишний вес смычка мизинцем. Если легче, то добавлять нажим через указательный палец. Все это хоть и не влияет непосредственно на звук , т.к. скрипач регулирует эти моменты, но они не хороши в принципе. В идеале звук из инструмента (качественный) должен извлекаться просто весом смычка.
2 - О штрихах уже говорилось и всем понятно, как отличаются в этом плане хороший и плохой смычки. Он не должен постоянно прыгать из-за своей чрезмерной жесткости и все таки прыгать, а не тупо лежать на струне и ждать, когда скрипач снимет его со струны сам во время игры прыгающими штрихами. При штрихах очень важен вес смычка так же. Плохой смычок тоже можно заставить прыгать, но звук может быть отвратительным.
3 - центр тяжести в основном он влияет на место игры разными прыгающими штрихами и на поворот при сменах струн. Если сместить центр тяжести, например, дальше от колодки, то будут проблематичны переброски через струны. А если сместить к колодке, то мы можем получить слишком грубые отскакивающие штрихи. А грубость - это категория звука.
4 - во время игры длинным смычком он должен вибрировать с частотой играемой ноты (вынужденные колебания). Если смычок имеет слабую пружину, то он вибрировать не будет и скрипач оценит его как "ватный". Если смычок слишком жесткий, то он тоже не будет вибрировать, так его просто трудно раскачать.
Для чего нужна вибрация смычка:
а) все знают, что смычок то сцепляется с волосом, то скользит ему в противофазу. Вибрирующий смычок имеет лучшее сцепление в одном случае и меньшее сцепление при втором, что делать звук скрипки более чистым и ясным.
б) если смычок не вибрирует, то при обратном скольжении струны под смычком последний задавливает струну и скрипка звучит неважно.
Все это в совокупности может влиять на качество звука скрипки. Проценты - это чисто индивидуальное дело. Какой-то смычок действует положительно, а какой-то отрицательно. Если сравнивать звук скрипки с очень плохим смычком и с очень хорошим, то будет вам разница 40 процентов. Ежу понятно, что проценты, приведенные здесь - это эмоциональное отношение к звуку, а не физика процесса, подсчитанная по каким-то параметрам. Но разница явно не 1-2 процента. Можно говорить "земля и небо", "чуть-чуть", "значительно", "слегка", кардинально" и т.п. Или перевести эти слова на какие-то проценты.
 []
Три положения смычка:
1 - начало. 2 - движение вверх. при этом ближе к концу волос натянут и выпрямляет трость - конец смычка пошел вниз. Волос справа расслаблен. 3 - струна пошла назад, а смычок продолжается двигаться вперед, сцепления струны с волосом нет, волос равномерно натянут, конец смычка опять задирается вверх, т.е стрела прогиба опять восстанавливается.
Продолжаем двигать смычок вверх и все опять повторяется. Трость вибрирует, как видно по схеме, с частотой струны. Все это микропроцессы, незаметные глазу.
Если вибрация в смычке такая, как нам это нужно, то отрыв струны от волоса сопровождается отскоком смычка от струны, что значительно уменьшает момент сцепления. А потом смычок возвращается и сцепление происходит сильнее.
Вот когда вибрация в трости не такая, как нам нужна, то и происходит излишнее трение между волосом и струной в противофазе. Звук не свободный. Да и возврата смычка на струну нет, что не дает сказать, что смычок как бы сам прилегает к струне.
Пока это все на свободном смычке, без нажима.
А если возврат смычка к струне не успевает к движению струны, то мы, слыша не качественное звукоизвлечение, дожимаем рукой - возврат происходит быстрее. Вот поэтому я и говорю постоянно, что мы должны подбирать вес смычка к инструменту+струнам, а не просто по руке. Вот я альтист, скрипач и виолончелист. У меня три разных смычка и три разных инструмента. Ну не получается у меня нормально играть на скрипке виолончельным смычком, а на виолончели скрипичным или альтовым. Да это всем понятно, т.к. разница значительна. А вот незначительная разница между скрипками не всегда и всем понятна. Но она существует и смычок приходится подбирать все таки под инструмент, а не под руку. Другое дело, что есть скрипачи, привыкшие к смычку определенного веса и чувствуют себя неловко с другим смычком, независимо от качества скрипки. Но это уже их проблемы. А что же происходит при движении вниз? И опять здесь разговор пойдет о конце смычка, а не о колодке. Так вот, конец смычка при движении его вниз будет делать противоположное тому, что я уже нарисовал.
Во время игры смычок колеблется тремя различными способами:
1 - как вынужденные колебания от звучащей струны;
2 - может срезонировать собственная частота колебаний трости. По моим подсчетам в хороших смычках - это где-то Фа контроктавы 43-44 Гц.
3 - прыгает с частотой, обусловленной как параметрами смычка, так и положением смычка на струне: чем ближе к колодке, тем медленнее, чем ближе к концу - тем быстрее. Ну, это наше рикошет, сотийе и сальтандо.
Чтобы доказать вышесказанное, я провел эксперимент с пьезо датчиком, закрепленным на конце смычка. В результате звук записался как надо почти без искажений. Эксперименты я проводил со скрипкой и смычком простой китайской фабрички.
Вот такой пьезодатчик я использовал
 []
Вот так закрепил его на смычке
 []
Вот так записывал
 []
 []
и в результате получил звук, который в приложениях в формате МР3.
piezo.mp3 (239k) Звук смычка С. Муратов
Глава 1 "Артикуляция при игре на смычковых инструментах"
Глава 2 "Артикуляция как средство выражения музыки"
Глава 3 "Смычок и артикуляция"
Глава 4 "Методы совершенствования штриховой техники скрипача"
Глава 5 "Секреты высококачественного смычка"
Глава 6 "Словарь терминов смычковых штрихов"
Приложение "Правая рука со смычком"

Оценка: 7.20*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"