Вот уже десять лет, как я учу австралийских детей играть на скрипке. Уже можно даже подвести некоторые итоги. Нет, не моей педагогической практики, а сравнению советских детей (я работал в России и Украине) и австралийских (всех национальностей и рас мира).
Что касается умственных способностей, которые имеют немаловажное значение в музыкальном образовании, то я так и не заметил особой разницы. И в СССР, и в Австралии дети разные и их умственные способности зависят от множественных причин, которые здесь я рассматривать не буду - не та тема. Поговорим о физиологии и способности детей осваивать сложнейшие приёмы игры на скрипке.
Работая в Одессе в музыкальной школе с малышами, я получал просто замечательные результаты, по сравнению с моими коллегами. Применяя свою методику, я добивался того, что уже через три месяца ребёнок играл двумя руками небольшие музыкальные пьесы, в то время как мои коллеги всё еще занимались раздельно, т.е. ведение смычка по пустым струнам (без подключения левой руки) и игра щипком при постановке пальцев левой руки на струны. Разговор, конечно идет об обычных детях, не особоодарённых.
Так вот, в Австралии я применяю точно такую же методику (с небольшими изменениями), но местные детки играют музыкальную пьеску двумя руками по двум струнам с применением всех четырех пальцев левой руки на первом же уроке. ВСЕ! Если бы я сказал такое своим бывшим коллегам, то мне никто бы не поверил. Да я и сам бы не поверил в такие рассказы. Долгие годы я ломал голову над причинами таких успехов в самом начале обучения, когда основная проблема учителя лежит в отработке правильных игровых движений и координации между двумя руками. Ведь умственные способности "местных" деток ну никак не были лучше российских. Да и система общего образования в Австралии оставляет желать лучшего - по сравнению с австралийскими школьниками наши, российские (советские, украинские и пр. и пр.), просто профессора.
"Ну почему?" - говорил я себе и не находил ответа. Была попытка свалить вину на то, что многие российские детки - плоды многопьющих родителей. Эта версия меня не убедила по многим причинам, обсуждение которых я здесь оставляю за рамками.
С первых дней пребывания в Австралии я заметил еще одну интересную особенность, которую ну никак не связывал со своей профессией: я не видел ни одного спелёнутого младенца. Совсем крошки (от нескольких дней) просто носились мамами и папами на руках в подгузниках. ВСЁ!
Ну, поудивлялся я на местных мамаш и забыл - мало ли странностей в мире.
А сегодня, увидев очередного новорожденного на руках у молодого папаши совсем голенького (одни подгузники, панимаешь), я вдруг задумался: "А не в этом ли причина таких успехов у австралийских деток?" "А ведь и верно, - думаю я, - может в этом и есть сермяжная правда жизни? - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ РУК ПРЯМО С ПЕРВОГО ДНЯ РОЖДЕНИЯ."
Пришел домой, включил интернет и полазил по разным сайтам. И вот что я нашёл:
"От наших бабушек и мам часто можно услышать, что если туго пеленать ребенка, у него будут стройные ножки. Странно только, почему в то время, когда туго пеленали практически всех детей, никакой "эпидемии стройных ног" не было. Но если серьезно, то уже доказано, что жесткое пеленание на форму ног не влияет."
"Раньше тугое пеленание применяли для выхаживания недоношенных детей. Сейчас вы вряд ли встретите женщину, умеющую туго пеленать ребенка с использованием свивальника. Сейчас чаще всего под "тугим" понимают более плотное пеленание с выпрямлением рук и ног ребенка. Именно так пеленали детей в российских роддомах и яслях лет 20-30 назад. Конечно, такое пеленание способствует более спокойному поведению во время "вскидываний", но оно же провоцирует более бурные реакции у просыпающегося ребенка.
Безусловно, такое обращение никак не стимулирует развитие осязания. Советы "грамотных" бабушек "чтобы ножки были ровными" или "чтобы спал спокойнее" не могут служить оправданием для такого насилия. Более того, бездумное использование тугого пеленания замедляет развитие основных движений руками, ребенок привыкает к своим ручкам только к 6 месяцам и может даже в 7-8 месяцев будить себя резкими движениями."
"У многих из нас на слуху крылатая фраза: "Жизнь - это движение". Что же происходит, если искусственно ограничить двигательную активность крохи? В таком случае жизнь как бы замирает. Ведь если нормально не работают мышцы человека, перестают нормально функционировать и остальные системы организма: лимфатическая, нервная, дыхательная, тормозятся все процессы.
Охранительный режим означает в данном случае то, что ребенку нужно создать положительную ауру.
Прекрасно, если в часы кормлений у крохи будет возможность лучше ощутить маму. Как показали специальные исследования, высасывая молочко из материнской груди, малыш не только насыщается, он совершает активные движения ручками и ножками. Быть ближе к маме, ощущать ее запах, прикасаться кожей к коже, испытывать массу приятных эмоций - все перечисленные моменты невероятно важны для нормального роста и развития ребенка. Туго спеленутый младенец лишен этого!"
"Некоторые специалисты и сегодня продолжают настаивать, что ребенок вырастет, как его не пеленай. При этом вспоминают, что наши бабушки и прабабушки, не задумываясь, урезонивали детскую активность с помощью специального приспособления под названием свивальник. Малыш, буквально взятый в тиски, уже не мог шевельнуть ни ручкой, ни ножкой. Одно время такой способ считался даже залогом правильной осанки и красивой формы рук и ног...
Но теперь-то мы знаем, насколько для ребенка важны впечатления от того, как его встретил этот мир...С первых минут жизни включается в работу так называемый механизм импринтинга, или запечатления... Сразу же после рождения положили на мамин животик, чтобы почувствовал ее кожу и запах, чтоб сам добрался до "млечного пути", дали вкусить свободу движений - это одно.
Туго спеленав, унесли от мамы - совсем другое. Если так пойдет и дальше, то естественный инстинкт свободы в малыше окажется заглушен. В связи с этим есть основание полагать, что подобное пеленание прививает ребенку психологию подчинения. Не от того ли многие поколения спеленутых младенцев вырастали послушными чужой воле приспособленцами и лишь единицы - яркими личностями.
Вернувшись домой из родильного дома, просвещенная мамочка, конечно, уже не станет туго пеленать малыша. Положит свое сокровище в одной распашонке, а то и голышом проветриться на солнышко. Пусть наслаждается свободой и в постельке, ведь большую часть суток кроха пока спит. При нормальной комнатной температуре ему достаточно распашонки, подгузника в виде штанишек, легкого одеяльца. А вы будьте близко, начеку, не бойтесь брать его на руки, пусть знает - мама всегда рядом."