Муравьева Елена Александровна : другие произведения.

Похищение Джоконды: интрига без начала и конца

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Похищение Джоконды: интрига без начала и конца
  
   Картина Леонардо да Винчи "Джоконда" или "Мона Лиза" получила признание во второй половине 19-го века благодаря стараниям художников, неожиданно разглядевших в портрете символ загадочной женской души. Однако широкая известность и почетный титул "шедевр" настигли полотно великого флорентийца уже в 20-ом веке, после таинственного исчезновения, неожиданного возвращения и так и не разрешенных загадок того и другого
  
  
   В рейтинге великих художественных творений "Мона Лиза" традиционно занимает первое место. Она бесценна настолько, что ее (единственную в Лувре известную картину) даже не выгодно страховать. По оценкам 1962 г. страховка на картину составляет 100 млн. долларов (сегодня - это более 700 млн. дол.), поэтому решение музея носит сугубо прагматичный характер: "Джоконду" дешевле хорошо охранять.
   Стоит ли удивляться, что нынче работа великого итальянца находится в отдельном зале за пуленепробиваемым стеклом и ограждена недоступным для посетителей периметром. Тем ни менее, неприятные прецеденты случаются. В 1956 г. было два случая. "Джоконду" пытались облить кислотой, а некий боливиец бросил в картину камнем. В 1974 г. в "Мону Лизу" полетел флакон с красной краской. В 2009-ом - керамическая кружка. Бывают истории и драматические. Один из поклонников "Джоконды" застрелился прямо напротив картины.
  
   Преступление века
   Кстати, нынешний год для картины как бы юбилейный. "Мона Лиза" написана около 1503-1505 г.. Так что можно начинать праздновать.
   Есть в истории знаменитой картины еще одна памятная дата.
   В конце лета 1911-го года обычный стекольщик Винченцо Перуджиа спокойно вынес "Джоконду" из музея. Когда пропажа обнаружилась, поднялся необыкновенный шум. Прибыли префект полиции, глава службы безопасности, шесть десятков инспекторов. Целую неделю полиция буквально по миллиметру прочесывала музей. Результатов - ноль. Если не считать обнаруженную на вспомогательной лестнице раму от "Джоконды", то единственной уликой стал отпечаток пальца, оставленный на недавно установленном защитном стекле. Однако и этот след не помог следствию. Великий Альфонс Бертильон - главный специалист по идентификации преступников во Франции сравнил отпечаток с отпечатками 257 сотрудников Лувра и не нашел совпадений.
  
   Версии
   Пока шло следствие, выдвигались и рассматривались тысячи версий: От еврейского заговора (классика жанра, без него ни как) до обвинений в адрес Германии. Под подозрение попали художник Пабло Пикассо и поэт Гийом Аполлинер. Но как ни старались профессиональные сыщики, какую премию не сулили частные спонсоры всякому, кто отыщет картину ("Сообщество друзей Лувра" выделило 25000 франков, газета "Иллюстрация" добавила столько же) - все было напрасно. "Джоконде", словно канула в воду.
  
   Последствия
   Грандиозный скандал, связанный с похищением, обрел довольно неожиданные последствия: директор Лувра Омоль, который незадолго до похищения пафосно декларировал, что украсть "Джоконду" - все равно, что похитить Нотр-Дам", был уволен, а сам портрет вошел в моду. До того картина тихо-мирно висела в музее, ублажая взоры узких специалистов, теперь широкая общественность страстно желала приобщиться к великому. В Лувр выстраивались очереди, народ приходил просто посмотреть на пустое место на стене. В парижских кабаре девушки танцевали, надев на лица маску "Моны Лизы". Посвященная "Джоконде" песня была у всех на устах.
   Общественный ажиотаж разжигался и поддерживался далеко не просто так. Над Европой уже собирались грозовые тучи первой мировой, Франция сама активно нагнетала обстановку, надеясь получить реванш за прошлые поражения, а потому населению "скармливали" патриотизмом в неограниченных размерах. В ход шло все: речи, лозунги, призывы, песни, пляски. Похищенное произведение искусства тоже оказалось средством для поднятия гражданского самосознания и создания национального символа.
   Самое активное участие в PR-кампании приняла французская и мировая пресса. Детективная истории "Кто украл "Джоконду"?" не сходила со страниц газет и иллюстрированных изданий, параллельно с тем стремительно раскучивалась имиджевая составляющая "проекта". СМИ смаковали любые подробности: от высоких материй - что таит в себе мистическая улыбка прекрасной итальянки - до низменных страстей - что и как связывало автора портрета и его модель. Стоит ли удивляться, что репродукция картины висела в каждом доме. Прачки и кухарки обожали "Мону Лизу". Из мужчинам наибольшими поклонниками оказались пожарные. Говорят, только катастрофа "Титаника" на некоторое время вытеснила "Джоконду" с первых полос газет мира. Само собой, возвращение картины тоже превратилось в супер-шоу. Съемки, интервью, пресс-конференции - благодаря прессе народ не только узнал своих героев, но хорошенько запомнил, что именно "Мона Лиза" является супер-пупер шедевром всех времен и народов.
  
   Возвращение
   Прошло два года с момента исчезновения картины и вдруг в середине декабря 1913 г. новая сенсация всколыхнула мир. Полиция, наконец, вышла на Винченцо Перуджиа. Вернее, он сам оплошал. Как рассказывает www.zakonia.ru, вор опытался продать картину, на том и погорел. Однако наказание не было строгим. Переджиа получил год тюрьмы.
   В качестве объяснений своего поступка похититель привел странные доводы. Он, мол, собирался вернуть "прекрасную итальянку" своей стране. Всплыли и технические подробности похищения. Судя по показаниям Перуджиа, в понедельник, когда Лувр закрыт, он незаметно проник в музей вместе с остальными работниками, зашел в зал "Каррэ", где висела картина, снял ее и в укромном уголке вынул из рамы. Спрятав картину под откидной столик, на котором стекольщик режет свои стекла, похититель начал обычную работу. (Помните, фильм "Как украсть миллион?" - это вариации на тему реалий)
   Следующие два года "Джоконда" пролежала под матрацем.
  
   Странные странности
   Хотя система безопасности Лувра в те далекие годы не отличалась совершенством, столь бесцеремонное похищение как-то уж сильно противоречило вполне приличной репутации охранников Лувра. Удивляет и полное поражение самой сильной тогда в мире французской полиции. Имея в наличии отпечатки Перуджиа, а он уже нарушал закон, Бертильон почему-то не идентифицировал преступника. Трудно предположить, что эксперт, даже будучи противником дактилоскопии, настолько мог пренебречь своими обязанностями.
   Эти и другие "нестыковки" были и остаются благодатной почвой для рождения различных предположений и легенд.
   К числу первых наибольшей популярностью пользуется следующая: якобы Перуджиа действовал не по собственному почину, а был лишь рядовым исполнителем. Заказчиком же кражи являлся аргентинский мошенник Эдуардо Дефольфьерно. Имея на руках оригинал, тот заказал подельнику-художнику пять копий с "Джоконды" и благополучно пристроил оные в "хорошие руки" за хорошие деньги, выдав за луврский шедевр.
  
   Легенды Лувра
   А вот легенды куда красочнее.
   Согласно самой яркой, исследовав возращенное в музей полотно, эксперты подтвердили, что именно эта картина находилась в Лувре до похищения. И что это...великолепная фальшивка. Подлинная же "Джоконда" исчезла намного раньше!
   Началось новое следствие. Детективы отправились в выставочные павильоны, художественные салоны, вернисажи. В одном из мест сыщики купили копию картины "Святая Анна" Леонардо да Винчи и передали ее на экспертизу. Мастерство копииста было вне сравнений, что и позволило заподозрить в нем и "автора" "Джоконды".
   У полиции имелась описание потенциального злодея. Продавцы говорили, что картину принес странного вида сутулый молодой человек с загадочными шрамами на руке, будто от бритвы самоубийцы. Вскоре появилась еще одна зацепка. Карнавал художников посетил странный тип со следами от порезов на руке, выдававший себя за Леонардо да Винчи.
   Тогда и возникла гениальная идея ловить преступника "на живца". Сыщики наняли профессиональную актрису, загримировали под Мону Лизу и велели активно посещать художественные тусовки. Удивительно, но "рыбка клюнула"! Как-то мужчина с изрезанными руками и явно проблемной психикой обратился к "Моне Лизе" и стал страстно уверять в своей преданности. Проследив за сумасшедшим, сыщики вышли на его квартиру и там обнаружили пропавшую картину.
   Мужчину арестовали. Им оказался художник Жорж Буле. Однако тот не признал своей вины. Буле пробыл в сумасшедшем доме до конца жизни, занимаясь только тем, что рисовал женщину с таинственной улыбкой. Умер он во время очередного написания портрета Моны Лизы.
  
   После бури
   Став супер-стар мирового изобразительного искусства "Джоконда" больше никогда не теряла заработанных позиций. Напротив, как истинная примадонна и народная героиня она "помогала" устроить дела молодым дарованиям. В 1914 г. Казимир Малевич на своем коллаже дважды перечеркнул "Мону Лизу" и прославился. Марсель Дюшан добавил даме усы и вошел в историю. Нынче творят и не такое, стараясь на плечах бренда увековечить собственное имя.
   "Джоконда" внесла свой вклад и устройство государственных дел. После второй мировой войны генерал де Голль отправил "Мону Лизу" со спецзаданием в США. Шедевру надлежало рассеять напряжение в отношениях между двумя странами. Расчет оказался верен. Жена президента Жаклин Кеннеди, в жилах которой текла французская кровь, стала личной покровительницей картины и, будучи персоной медийной, популяризируя картину (а заодно себя и мужа), невольно способствовала повышению рейтинга Франции за океаном.
   В Вашингтоне и Нью-Йорке картину за два месяца посмотрели больше полутора миллионов человек. Подавляющее большинство посетителей были в музее первый раз в жизни. После США "Джоконда" направилась в Азию, там тоже следовало смягчить обстановку и поспособствовать развитию отношений с Японией. Потом была Москва и снова удача. Таинственная улыбка прелестной дамы несколько разрядила страсти "холодной" войны.
   Сейчас картина спокойно висит в Лувре, зато слава ее творит чудеса. "Мона Лиза" стала...не с чем даже сравнить...первой из первых ибо превратилась из произведения искусства в глобальную торговую марку, подарив свой образ и имя тысячам товаров, продуктов, услуг. На "Джоконде" сегодня зарабатывают деньги туристические агентства, издательства, реклама, поп-культура, в общем, все кому не лень. Вроде бы даже существует порнографический сайт "Мона Лиза", что в очередной раз подтверждает, что искусство всегда принадлежит народу.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"