Муравьева Елена Александровна : другие произведения.

Греза любви Мари д'Агу

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Греза любви Мари д'Агу
  
   Известная в свое время писательница Мари д'Агу ради великого музыканта Ференца Листа оставила мужа, свет, дралась на дуэли. Она надеялась быть счастливой. Увы...
  
   Светская львица
   Сменяются эпохи, знамена, политические тренды, а красивым и умным женщинам почему-то по-прежнему сложно устроить личную жизнь. Ведь все, казалось бы, есть! Бери, пользуйся на здоровье. Ан, нет! Редкой умнице-красавице удается ухватить за хвост синюю птицу удачи. Зато испытаний достается с избытком.
   Так произошло и с графиней Мари д`Агу.
   Она родилась 31 декабря 1805 года в семье виконта де Флавиньи и с детства поражала окружающих яркой внешностью, глубиной суждений и наблюдательностью. Повзрослев, Мари стала еще красивее и интереснее. Неудивительно, что вокруг эффектной блондинки с большими мечтательными глазами и белой бархатной кожей постоянно кружилась масса поклонников. Одному из них будущая писательница ответила согласием и, после свадьбы, семья зажила тихо-мирно. Трое детей, наряды, выезды, необременительные обязанности великосветской четы - что еще нужно, чтобы достойно встретить старость?
   Но не судилось. На одном из званых вечеров в 1833 году графиня познакомилась со знаменитым музыкантов из Венгрии Ференцем Листом и потеряла голову.
  
   В жизни всегда есть место подвигу
   Страсть, обуявшая примадонну парижских балов и интеллектуальных посиделок, отнюдь не была поводом для ответного чувства и если бы не редкая настойчивость Мари, то Лист вполне мог проигнорировать пламенную "фанатку". Но 28-летняя Мари приглашала 22-летнего пианиста в свой салон, знакомила с творческой элитой, оказывала всяческие знаки внимания и добилась своего. Когда Лист покидал Париж, знатная дама, аристократка голубых кровей, жена достойного человека, мать троих детей, выбрав любовь и неопределенность, бросила семью и свет и укатила вместе с музыкантом в Швейцарию.
  
   Звезда эпохи
   Тут следует отвлечься и в двух словах рассказать о предмете вожделений прекрасной графини.
   Итак, Ференц Лист - венгерский композитор, величайший пианист XIX века, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма, глава Веймарской школы в музыке. Так Листа характеризуют нынешние энциклопедические словари. Однако во время оные музыкант мало походил на будущие памятники и портреты. Не строил Лист и свою личную жизнь под стандарты написанных позднее учебников по музыкальной литературе. Ференц Лист был мегапопулярен, он был идолом публики и, также как современные звезды шоу-бизнеса, сполна наслаждался массовой истерией, в которую впадали европейские города и веси, попавшие в гастрольную сетку пианиста-виртуоза.
   Успеху Листа способствовали огромный талант, точеный профиль, кудри до плеч, сияющий вдохновением взгляд и особые сценические эффекты, позаимствованные у скрипача Николо Паганини. Задавшись целью создать столь же блестящий фортепианный стиль (и познать столь же тотальную славу), Лист взял на вооружение некоторые "наработки" гениального итальянца и, порывая со старой традицией, применил ноу-хау: развернул рояль так, чтобы зрители могли лучше видеть его лицо и его необыкновенно красивые руки.
   Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и, перебегая от одного к другому, играл на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе испорченные инструменты с порванными струнами и сломанными молоточками.
   Вся эта музыкально-драматическая экспрессия сводила публику с ума. Особенно "зажигалась" женская часть зрительской аудитории. "Лист сделался настоящим божком, на алтарь которого женщины нередко приносили свою стыдливость, честь и репутацию", - говорили современники о венгерском музыканте. Мари д`Агу тоже оказалась во власти "листомании" (определение Генриха Гейне) и положила на алтарь божка по имени Ференц Лист свою стыдливость, честь и репутацию.
  
   Эра страсти
   И была за это вознаграждена. Некоторое время Мари д`Агу и Ференнц Лист были счастливы. Потом стало возникать напряжение. Слишком уж разными были эти люди.
   Вот несколько воспоминаний современников...
   Однажды летом 1836 года Лист и Мари д'Агу пригласили к себе веселую компанию знакомых, предводительницей в которой была Жорж Санд (настоящее имя Аврора Дюпен)- самая популярная писательница Франции той поры.
   Аврора вела себя вызывающе, пугала чинных английских туристов, курила странные сигареты, которые настоятельно предлагала друзьям. Один из вечеров закончился в дыму опиума. Мари д'Агу, единственная, отказавшаяся от снадобья и потому не поддавшаяся всеобщему опьянению, оставила свои заметки об этом примечательном времяпровождении. Лист дирижировал хором стульев при помощи гасильника для свечей, в неистовстве заставляя замолчать те стулья, которые пели фальшиво. Жорж Санд танцевала и хохотала. Майор Пикте, друг семейства, излишне любивший философствовать, вел дискуссию с воображаемой аудиторией, располагавшейся на потолке...
   (Кто-то скажет: ну и что? По нынешним меркам это и оргией-то не назовешь. Тем паче, речь идет о свободных нравах богемы. Но, хочется пояснить, в те годы еще не было принято подробно описывать подобные сцены, потому, понимая, что такое опиум, домыслить происходящее не стоит больших трудов).
   Однако, справедливости ради, надо отметить: подобные демарши, скорее, представляли редкие эпизоды, чем стиль жизни великого музыканта, которому для подзарядки хватало творчества и поклонения толпы.
   Об этом - следующий эпизод...
   Некоторое время пара провела на одном из островов, там Листу особенно хорошо работалось. Способствовало вдохновению и то, что практически ежедневно к острову прибывали лодки и целые пароходы, наполненные восторженными поклонниками и поклонницами Листа. Не имея возможности причалить к берегу, суда плавали вокруг, а незваные гости распевали народные песни. Лист был в восторге, и дело обычно заканчивалось веселыми застольями...
  
   Любовь - обманная страна
   Наверняка, проблемам в отношениях способствовало и материальное положение пары. Не исключено, что Мари пришлось резко ограничить свои привычки. Ведь до того она всегда жила в роскоши. Впрочем, пара не бедствовала. Лист активно гастролировал, так что деньги были.
   А вот страсть постепенно сходила на нет.
   Предоставленная самой себе Мари скучала без Ференца, пробовала писать книги, занималась детьми - их родилось трое - и постепенно понимала: любимый никогда не будет принадлежать только ей. Лист - общее достояние. Листа придется делить с другими. В том числе с женщинами.
   Имели место и другие обстоятельства, способствующие охлаждению и разрыву между влюбленными. Так или иначе, точку в love story поставила сама Мари. Она написала Листу гневное письмо и разорвала отношения.
   Судя по сказанной при расставании фразе: "Каторжник любви наконец-то свободен!" - тот не особенно огорчился. Великий музыкант уже был увлечен другой женщиной - Каролиной Витгенштейн, с которой познакомился в Киеве и которой посвятил знаменитые "Грезы любви".
  
   Битва титанок
   В момент расцвета любви Мари д'Агу и Ференца Листа произошла одна "забавная история", виновницей которой стала Жорж Санд.
   Знаменитую писательницу связывала с Мари не совсем искренняя светская дружба и откровенное соперничество. Аврора Дюпен всегда и всем стремилась быть первой. А тут такой конфуз: подругой гения, очаровательного экспрессивного Листа, о котором мечтали тысячи женщин, стала не она, а Мари. Ну, форменное безобразие!
   Желая уравновесить ситуацию, Жорж Санд начала "охоту" на другую мега-звезду музыкального Олимпа той поры - польского композитора и пианиста Фредерика Шопена. Известный французский писатель Андре Моруа достаточно точно обозначил приоритеты своей коллеги: "Добавьте к этому, что если Мари д'Агу завоевала Листа, приручить Шопена означало бы победу Санд над ней".
   Однако бурный темперамент и страстная жажда победы были столь велики, что старания Авроры "приобщиться к музыке" рикошетом задели и Листа. Узнав об этом, возмущенная вероломством подруги, Мари вызвала Аврору на дуэль.
   К сожалению, подробностей поединка история не сохранила. Известно лишь, что соперницы сошлись в одной из комнат дома Листа, а сам он, заперся в другой, подальше от разъяренных фурий.
   Право выбирать оружие досталось вызывающей стороне, то есть Мари д`Агу и благодаря ее выбору легендарная дуэль на ногтях осталась в памяти многих поколений. Но вот беда, как именно применялся маникюр в той пресловутой битве, понять сейчас невозможно: информации нет, а фантазия пасует перед столь сложнейшей задачей. Впрочем, возможно на самом деле ни какой дуэли не было, а имел место классный PR-ход, который сумел привлечь к писательницам всеобщее внимание.
   Но это лишь предположение.
   Что касается фактов, то, как утверждала светская хроника той поры: дуэль закончилась вничью, однако Жорж Санд вынуждена была умерить аппетиты, и Лист остался "собственностью" Мари.
   Но история на этом не закончилась.
  
   Борьба иллюзий
   Аврора задумала месть и, порвав всякие отношения с д'Агу и Листом, высмеяла экс-подругу в романе "Орас", описав ее в образе виконтессы де Шайи. Однако фабула романа оказалась слишком сложной, а страсти-мордасти, одолевавшие персонажей настолько путаны и витиеваты, что выпад остался почти не замеченным. И, главное, не утолил жажда мщения.
   Посчитав, что Мари стоит большего, Жорж Санд предложила Оноре де Бальзаку написать роман, впоследствии получивший название "Беатриса, или Вынужденная любовь", другое название: "Беатрикс, или Каторжники любви" (отсюда становится понятной реплика Листа при расставании с Мари), в котором главные персонажи были шаржами на Мари и Листа.
   Бальзак - в то время уже модный писатель - воодушевился классным сюжетом и опубликовал свое произведение в виде фельетонов в газете "Сьекль". Затем вышло отдельное издание. Позднее "Беатриса" получила продолжение под названием "Проделки добродетельной женщины". Так что Мари д`Агу, благодаря Жорж Санд, долго еще была притчей во языцех.
   Но она и сама приложила к тому руку.
   Мари сделала ставку на любовь и проиграла. Оставшись одна, с разбитым сердцем, детьми и исковерканной судьбой, она, что б хоть как-нибудь досадить бывшему возлюбленному, написала роман "Нелида". Мужской псевдонимом "Даниэль Стерн" не мог обмануть читателей. Слишком уж очевидны были аналогии. В бедной несчастной благородной жертве легко угадывалась графиня Мари д`Агу, а плебей и выскочка, причинивший героине массу страданий, был явно списан с Ференца Листа.
   Для музыканта книга экс-возлюбленной стала большим ударом. Мари же ликовала. Она не только расставила свои точки над чужими "i", но и обрела литературный успех. Скандальный роман критики сравнивали с лучшими произведениями Жорж Санд. Так что свое получила и "любимая подруга".
  
   Мир аллюзий
   На этом в любовной истории писательницы и музыканта можно было бы поставить точку, если бы судьба-затейница не рассудила по-своему и не поставила собственные знаки препинания.
   Так уж вышло, что по странному стечению обстоятельств дочери Мари д`Агу и Ференца Листа довелось "сыграть" в своей жизни схожий с материнским сюжет. Причем совпадения во многом просто мистические...
   Козима, как мать, вышла замуж без любви, родила троих детей, ушла от мужа к "хахалю" - знаменитому немецкому композитору Рихарду Вагнеру, имела вне брака троих детей. Хватило на долю Козимы скандалов и общественного осуждения из-за не законной страсти.
   Правда, в отличие от матери Козима была счастлива в союзе с Вагнером. Даже после смерти композитора, она продолжала нежно и трепетно относиться к памяти уже покойного мужа.
   Мари тоже до конца своих дней пестовала свое чувство к Ференцу Листу. В ее последней книге "Мои воспоминания" даже не нашлось места для самого яркого мужчины в ее судьбе. Стало быть, горечь обиды не растворили даже долгие десятилетия, проведенные врозь.
  
   После бала
   После расставания с композитором Мари вела частную жизнь обычной женщины, свидетельств которой современники не оставили. Известно, что Мари писала книги. Их вышло около десятка. Троих своих детей она похоронила. И якобы закончила свою жизнь в сумасшедшем доме. Последнее обстоятельство не достаточно достоверно, не в пример дате кончины. Умерла Мари д`Агу точно 5 марта 1876 года, в Париже.
   Лист писал своему зятю Эмилю Оливье: "Моя память о мадам д`Агу есть тайна, полная печали, которую я могу доверить только Богу, молясь, чтобы он даровал покой и вечное блаженство душе матери моих дорогих трех детей!"
   Сам Лист умер десятью годами позднее. Пронеся через всю свою жизнь любовь к музыке, великий музыкант, будучи темпераментным мужчиной, отдавал должное и любви к женщинам. Но Мари не стала главной из них.
   На долю этой женщины выпала участь быть продолжительной, но лишь главкой в биографии великого Листа.
  
   По материалам "Википедия" (www.ru.wikipedia.org), "Муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система Озерского городского округа"" (www.libozersk.ru), Наша газета" (www.nashagazeta.ch), "Спроси Алену" (www.tonnel.ru), Dw-world.de

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"