Муренький Юрий Прокофьевич : другие произведения.

Мог ли "Варяг" вырваться из Чемульпо?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Мог ли "Варяг" вырваться из Чемульпо?
  
   Прочитав на СИ массу вариантов развитии боя в Чемульпо, захотелось сказать свое мнение по данному вопросу. Итак, из прочитанных выделяю три наиболее интересных вариантов событий.
   1. Узнав о высадке десанта в Пусане нужно было уже 6 февраля атаковать японские транспорты с десантом. В прикрытии было всего три далеко не новых крейсера, из которых один скорее канонерка и четыре миноноски. В самом деле, три старых крейсера не столь сильный противник тем более связанный охраняемыми тихоходными пароходами. Но это чисто штатский подход. Начать войну не мог даже наместник Алексеев. А ведь ему известно было о приготовлениях Японии. И его предложения в начале января выйти всем флотом к Нагасаки "для отыскания неприятеля и нанесения ему второго Синопа" были тут же пресечены из Петербурга высочайшим повелением. Там четко говорилась - Япония никогда не решится на войну с Россией. Что уж тут говорить о капитане крейсера.
   2. Этот вариант подразумевает что "Варяг" выжимает из своих машин все что можно и просто проскакивает строй противника. Приводятся доводы что при такой скорости точность огня японцев будет минимальной. В самом деле "Варяг" понес основные повреждения в момент когда снизил скорость ожидая отставший "Кореец". Да по идее идя полным ходом в 24 узла " Варяг" за 25 минут успевал выйти из порта и оказаться в открытом море. Как пример приводится прорыв "Аскольда" во время боя в Желтом море. Но мне кажется ситуации явно не адекватные. "Аскольд" находился в открытом море в составе эскадры ведущей бой. У японцев была задача не пропустить эскадру, а не дробить силы на погоню за отдельными крейсерами тем боле наступала ночь. Напомню, что тогда сумел уйти не только "Аскольд" но и тихоходная "Паллада" и даже подбитый еще более тихоходный "Цесаревич". То, что якобы "Варяг" после 45 минут боя был вполне боеспособен. Минимальная дистанция во время боя была 25 кабельтовых. И крейсер в значительной части уже потерял боеспособность. Что было бы, если она сократилась до 10-15 кабельтовых? Тем более "Варяг" не создавался для такого боя. Так что данный вариант гарантировано вел к гибели корабля пусть даже и в открытом море.
   3.Данный вариант по книге Дойникова наиболее интересный.
   "Кореец" подходит к "Асаме" якобы для передачи ответа на ультиматум. Минирует его и взрывает. А затем вступает в бой, используя свои восьмидюймовки практически в упор.
   Добивает "Асаму", наносит повреждения еще двум крейсерам, принимает часть удара на себя, а затем уходит и топится на фарватере вместе с "Сунгари". Варяг тем временем разгоняется, и на максимальной скорости нанося повреждения остальным японским крейсерам, уходит из Чемульпо. Впереди крейсерские операции, для которых собственно и строился "Варяг".
   В общем заманчиво. Но опять же. Едва ли японцы подпустили бы "Корейца" так близко. Тем более не дали бы заминировать свой лучший корабль. Слишком много допусков.
   Да и потом "Корейца" находящегося так близко японские скорострелки утопили бы довольно быстро. И опять-таки дальше для Варяга снова был бы бой с пятью крейсерами, которые в совокупности сильнее "Варяга" и исход был бы примерно тот же. Разница была бы только в длительности боя и повреждениях противника. В реалии повреждения японцев были незначительны. Да и исполнить то, что сделает литературный герой книги, капитан Руднев не мог. При всем уважении к его мужеству командиром он был средней руки. Уже после войны его назначат капитаном первого русского дредноута и, по мнению командования, он не справится с этой ролью.
   4. Но если нельзя вырваться из порта, то почему не принять бой, в проходе предварительно поставив там имеющиеся мины? Узость прохода в таком случае на руку обороняющемуся идти можно только поодиночке и маневр почти исключен. Вдобавок можно затопить "Сунгари" в проходе плюс на судовую кассу купленные рыбацкие джонки, чтоб труднее было тралить. Вдобавок можно взорвать пирсы и уничтожить портовые сооружения. Спешить нужно было японцам. Каждый день задержки с высадкой в Чемульпо усиливал русскую армию. А тут пришлось бы в бою топить два боевых корабля, потом тралить рейд и восстанавливать пирсы. Это недели потерянного времени.
   А это уже не несколько попаданий в броненосный крейсер.
   Но формально Корея нейтральна. В порту находятся иностранные суда-стационеры.
   И многие из них враждебны России. Иностранные стационеры даже не захотели объявить японцам протест, хотя действия Японии противоречили международному праву. Нет, не пошел бы Руднев на прямую конфронтацию с капитанами кораблей других стран. Да и напомню, 27 января корейская крепость контролирующая порт Чемульпо находится в руках японского десанта и вряд ли он допустил уничтожение портовых объектов. Мне кажется, что оптимальным в тех условиях был бы другой вариант. Примерно тот, что сделали русские моряки полвека до этих событий в Севастополе. Команды сходят на берег корабли врываются или топятся на рейде. Под командой у Руднева было бы порядка тысячи человек из них боле ста казаков. На крейсере и канлодке имелось три 63,5-мм десантные пушки Барановского на колесных лафетах и три десятка 37-мм и 47-мм орудий, легко переносимых по частям вручную, а также не менее пяти 7,62-мм пулеметов Максима. Сила внушительная. Вот с ней то и можно было бы уходить к китайской границе, разрушая за собой дороги, мосты и тоннели. Это задержало бы японскую армию на недели, если не на месяцы. Да, не было бы героического боя, но польза для России мне кажется, была бы больше. Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения, и мы имеем ту историю, какую имеем.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"