Мурыгин Александр Сергеевич : другие произведения.

Теоретическая философия Иммануила Канта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Иммануил Кант работал в осуществление сверхзадачи классической немецкой философии: создать средства рационального господства над природой и обществом.
  Создал субъективное учение о праве, политическом благе и вечном мире.
  *В этой связи стоит также упомянуть тезис Фихте о праве на труд исходя из учения об автономии субъекта, а также идею Гегеля о разумной конструкции общества (государства) и, следовательно, обоснованности критики действительности.
  Сущность теоретической философии по Канту - теория познания идей: понимание категорий как форм рассудка. *К практической философии он относил: этику, философию истории, государства, права и религии. В основе практической философии тезис: индивид есть идея, к которой следует стремиться и которую надо класть в основу своих действий, а именно, что человек способен быть независимым от авторитета в своём стремлении к цели как системе безусловных этических норм. Человек не только теоретическое (познающее) существо, но и социальное существо (существующее только а обществе).
  1. Трансцендентальный метод Канта: "Критика чистого разума" (1781).
  *Согласно господствовавшей доктрине рационализма французской философии, действительность (мораль, общество и государство) ещё не разумна, её нужно устроить в согласии с разумом.
  Английская консервативная философия исходила из того, что действительность - естественная данность, наилучшим образом подходящая человеку. То есть мерило действительности не разум, а сама действительность, которой надо овладеть (посредством капитала). Разумное есть привычки, обычай, опыт, а разумное поведение - скептицизм и конформизм. Юм: "Конечные цели человеческих поступков опираются на чувства и привязанности людей".
  2. Мораль как наука: Законы воли теоретической этики.
  По мнению Канта существуют общезначимые законы этики по аналогии с законами познания.
  Философия отвечает на вопросы:
  1) что я могу знать? *Предмет метафизики;
  2) что я должен делать? *Предмет морали;
  3) на что я имею надеяться? *Предмет религии;
  4) что такое человек? *Предмет антропологии.
  Нравственные законы отличаются от законов природы, которые есть указание того, что должно произойти при определённых условиях. Нравственный закон есть требование того, что безусловно должно происходить, то есть является требованием из долженствования.
  Нравственный закон есть высказывание об отношении человека к предмету в виде действия (поступка), а также в виде убеждения, лежащего в основе поступка.
  По мнению Канта источник нравственных законов - сам разум (=инстинкт). *Материалисты считали - только воспитание (понимаемое как дрессировка условного поведенческого рефлекса)...
  Основной нравственный закон: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу всеобщего законодательства". *Так называемый категорический императив (=имеющий всеобщее значение) Канта.
  Он вытекает из того, что человек существует как цель и только как цель и его нельзя использовать как средство. *А если рассматривать человека как средство, то нужен другой закон: "Чти Отца и власть (государство) - они в ответе за твои поступки"...
  Следствие основного закона нравственности; каждый поступок человека определяется умыслом (=направлением воли), указанным основным нравственным законом.
  3. Отношения в обществе: Закон моральной конкуренции Канта.
  Моральная конкуренция - проявление эгоизма (себялюбия).
  Социальные отношения Кант находил формальными, подчинёнными закону моральной конкуренции. Утверждал необходимость морального просвещения для обязательности категорического императива в поступках.
  4. Противоречивость категорического императива:
  Источник противоречия - склонности.
  Мнение Канта; Человек усилием воли решает выполнять долг в соответствии с категорическим императивом и только при этом условии допускает склонности.
  5. Закон свободы Канта:
  Свобода есть свойство воли следовать категорическому императиву. Источником свободы является закон: "Ты можешь, ибо ты должен".
  6. Долг: Необходимость поступка из уважения к моральному закону.
  Абсолютная ценность поступка из чувства долга: следствие того, что в основе оценки не сам поступок и не его результат (успех), а намерение(!). *Следовательно, оценка поступка не зависит от результата!
  Кант: "Добро может мыслиться только как "добрая воля". *Это и есть основание независимости морали от авторитета. Добрая воля - воля, делающая себя всеобщим законом!
  7. Человек по Канту:
  *Человека Кант рассматривает по аналогии с делением мира на вещи сами по себе и явления, а именно:
  "Человек есть разумное существо, подчинённое природной необходимости через склонности, существо, пользующееся свободой, то есть имеющее причинностью волю".
  Кант: "Как член духовного мира человек поступает сообразно с волей, а как член чувственно воспринимаемого мира сообразуется с ним в поступках".
  Кант: "Вследствие двойственности человека свобода есть идея разума, не имеющая объективной реальности(!), а природа - понятие рассудка, имеющее с необходимостью реальность на примерах опыта".
  *Он говорит, что человек подчиняется моральным законам разума и потому свободен априори, но вынужден сообразовываться с опытом (практикой) и потому трагически несвободен...
  8. Практическое значение идеи свободы по Канту:
  Прогресс человеческого рода вследствие тождества нравственного совершенствования и свободы вплоть до бессмертия души.
  *Он говорит, что прогресс состоит в освобождении морали от диктата природы (включая социальную природу)...
  Кант: "Человек как нравственная личность не гибнет в результате естественной смерти. Следствием бесконечного нравственного совершенствования является бессмертие души".
  *Бессмертие души - вот цель прогресса человечества по Канту!
  
   Практическая этика Канта в кн. "Метафизика нравов".
  Учение Канта о долге: существует 1) правовой долг под страхом внешнего принуждения (наказания) и 2) этический долг из свободы воли.
  Добродетель есть способность человека поступать согласно этического долга, следовательно, преодолевая естественные склонности.
  1. Этический долг это 1) долг перед самим собой в виде уважения самого себя (избавление от пороков лживости, жадности и раболепия) и 2) долг по отношению к другим (проявление уважения к другим в форме благодарности, благотворительности, разделения радости, сострадании, учтивости и человеколюбия.
  Кант: "Любовь - моральное украшение мира".(!)
  Кант: "Достоинство человека является следствием принадлежности к человеческому роду и заключается в том, что он должен быть целью и не должен использоваться другим человеком или даже самим собой(!) как средством (осуществления склонности)".
  *Я: И тем более властью (государством)...
  2. Правовой долг:
  Следует из природы человека, поэтому не зависит от обстоятельств.
  Кант: "Право есть совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом других с точки зрения всеобщего закона свободы".
  *Он говорит, что цель права - добиваться согласованности требований свободы разных индивидов.
  Существуют следующие типы отношений между людьми: 1) право 2) собственность 3) брак и 4) государство.
  Кант: Собственность (=право на вещь) есть наложение на других лиц обязанности пользоваться вещами через посредство воли собственника. *То есть собственность есть договор, продукт права, точнее товарного обмена, когда приобретается не вещь, а действие (=обещание) контрагента. Когда меновая стоимость кладётся в основу правового отношения(!).
  *У материалистов (и Маркса) в качестве альтернативы - трудовая теория собственности (когда в основе собственности и, следовательно, правового отношения - труд)...
  3. Общество:
  Кант: "Общество есть следствие объединённости произвола всех как предпосылки того, что его члены лично свободны и в правовом отношении равны друг другу". *Он говорит, что общество возможно только если все согласятся быть равными перед законом...
  4. "Вечный мир" Канта:
  Война не может быть правовым принципом(!).
  Кант: "Война не должна быть способом добиваться своего права".
  *Идея "вечного мира" состоит в том, чтобы восстановить права человечества через признание имманентного чувства достоинства в каждом человеке и народе.
  5. Философия истории Канта:
  Кант: "Основа поступательного развития общества (=прогресса) - антагонизм в обществе из-за (врождённой) склонности людей к сопротивлению при общении". *Как проявления своеволия (инстинкта свободы)...
  Кант говорит, что человек ожидает от других сопротивления, зная, что сам склонен сопротивляться
  Кант: "Человеческая природа заключается в склонности общаться с себе подобными, так как человек только в общении чувствует себя человеком". *Осознаёт развитие своих природных задатков...
  Кант: "Нравственное совершенствование общества как морального целого важнее любого другого развития - экономического, культурного и цивилизационного".
  *Единственным средством нравственного совершенствования Кант считал моральное просвещение в духе своего учения...
  Кант : "Условие совершенного общества - свобода публично(!) пользоваться собственным разумом". *Идеи Канта (свободы совести, человеческого достоинства и вечного мира) не состояние, которого можно достигнуть, а цели, к которым должен стремиться человеческий род...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"