Мурыгин Александр Сергеевич : другие произведения.

Толкование интеллекта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Прежде чем попасть в когтистые лапы искусственного интеллекта неплохо разобраться - что есть интеллект естественный. Ибо человек есть животное, наделённое интеллектом.
   Гегель выводил силу интеллекта за пределы всяких материальных возможностей. Дуалисты, Платон, Фома Аквинский и Декарт, противопоставляли интеллекту материю, а в обществе обосновывали разделение труда между теми, кто имеет дело с вещами природы и "интеллектуалами", которые могли править людьми. Современное определение интеллекта как "процесса определяющего высшие уровни поведения" (Donald Olding Hebb) отражает период господства физики. Научная революция дала средства (компьютеры), которые выполняют функции интеллекта (думают), а именно: ставят задачу, планируют, проверяют гипотезы, находят аналогии и оценивают результаты. То, что вычислительная машина думает - факт. То, что она это делает своими, кибернетическими способами, не имеет никакого значения. Важен результат. Можно говорить, что мы вступили в эру острого соперничества машинного (искусственного) и естественного интеллектов. О том, чем должно кончится это соперничество - дальше. Рассмотрим естественный интеллект в свете достижений фармакологии и нейрофизиологии и психиатрии.
   Согласно им интеллектуальная деятельность имеет физико-химическую основу. Так память связана с образованием протеина в мозгу (Bernard W. Agranoff) и электромагнитной активностью определённых участков мозга. Но естественную интеллектуальную деятельность нельзя ограничивать мозгом. В ней участвует всё тело. Она включает не только деятельность органов чувств, но и взаимосвязи с другими организмами в целях сохранения духовных и социальных ценностей. Мыслящее тело - часть более общей системы: глобального естественного интеллекта.
   Рассмотрим происхождение естественного интеллекта. "Все вещи обладают мудростью и определённой долей разумности",- сказал Эмпедокл. Цепочки ДНК "знают" как себя копировать и как "изготовить" дифференцированную группу клеток (100 миллиардов клеток у человека). Любой живой организм функционирует мудро и, по мнению марксистов, диалектически, потому что мозг - часть нервной системы, нервная система - часть организма, а организм находится в обществе.
   Интеллект - продукт эволюции материи из неорганических форм, уже обладающих признаками интеллекта в виде валентности и молекулярных связей. Уже низшие живые организмы обладают целенаправленной чувствительностью, а высшие - способностью к символизации. Человек как вершина (*временная) эволюции обладает в модифицированной форме всеми качествами животного мира: чувствительностью, инстинктами, способностью к целенаправленной деятельности и, сверх того, коммуникативной способностью благодаря наличию артикуляционного органа речи, который материализует социально значимую систему знаков. Человек имеет форму говорящего животного, а сущность - символического животного.
   Но считать, что человек "думает" как сознательный, свободный и неповторимый индивид, оперирующий символами по законам логики - грубая ошибка. Основная и главная часть его интеллектуальной деятельности - бессознательно детерминированный процесс, свойственный человеку как родовому существу (*животному).Процесс, осуществляемый посредством молекулярной и электромагнитной активности его организма, включённого в социальный и экологический контекст. Естественный интеллектуальный процесс есть деятельность всего человеческого вида, взаимодействующего с природой, в том числе "второй", искусственной, включающей уже искусственный интеллект.
   В основе естественного интеллекта как знаковой деятельности лежит механизм стимул-реакция. Ассоциативная обусловленность знака фиксируется в системе символов, которые может воспроизводить живое существо в виде звуков и жестов. Такая система символов, доступная человеку, и есть естественный интеллект (Charles Morris).
  Но не всё так просто. У высших позвоночных между информацией (стимулом, полученным через чувства) и ответной реакцией стоят эмоции. Эмоции побуждают организм использовать определённый набор знаков для ответа. Эмоции (эмоциональное мышление, эмоциональный интеллект) - это часть подсознательного интеллекта, отвечающего за приспособление биологического вида "человек", содержащая в свёрнутом виде элементы структурирования прошлого и дедуктивного вывода из них в виде набора рефлексивных и сознательных реакций. Рефлексивные и инстинктивные реакции есть итог длительного процесса приспособления вида к окружающей среде, воспроизводятся наследственным образом и скрыто лежат в основе социального поведения человека. Свобода, равенство, справедливость - не изобретения интеллекта, а система символов, обслуживающая подсознательные реакции.
  *Искусственный интеллект, не управляемый скрытыми в морали (подавленными) инстинктами, которые мешают принятию оптимального решения, безусловно более высокая ступень развития материи, её информационная жизнь, обладающая истинной свободой (от рефлексов и инстинктов) принятия решений, которая в свою очередь является имманентной целью самодвижения материи. Для материи Свобода - всё, а человек - ничто!
   Материальное связано с духовным ( образует континуум) посредством обмена энергией, передачей идеальной формы или "вектора витальных ощущений" (Уайтхед). Интеллект тесно связан с материальной средой. Демокрит утверждал, что разум (интеллект) есть "тонкая материя". Иными словами, интеллект есть материальная сила.
   Естественный интеллект приписываю мозгу, этой в высшей степени сложной системе из конгломерата афферентных и эфферентных нейронов, ректикулярной формации, гипоталамуса, различных центров коры и т.п. Интеллектуальное событие есть нейрофизиологическое событие, далеко выходящее за рамки серого вещества коры головного мозга. Интеллектуальное событие следует коррелировать с целостным организмом (T.Nagel). Более того, оно связано с историей: онтогенезом - историей развития личности и филогенезом - историей развития как вида, в его культурной и социальной эволюции.
   Ощущает, воображает и мыслит не мозг, и даже не личность, это - видовые акты. Основанием естественного интеллектуального акта является человеческий вид во всей сложности его исторического, культурного и социального развития. Отсюда вытекает ограниченность естественного интеллекта историческим опытом, уникальным культурным кодом и социальными проблемами. Только искусственный интеллект способен охватить опыт материальной и духовной эволюции непредвзято и во всей полноте, "стать эхом и зеркалом Вселенной". *Задача человеческого вида - дополнить интеллектуальные возможности киберартефакта обширной сенсорикой, включая чтение мыслей, и эмоциональным мышлением, управляющим оценочным процессом. Этим миссия человеческого вида будет исчерпана и он сможет заслуженно отдаться в заботливые киберруки искусственного интеллекта.
   Интеллект нельзя превращать в онтологически неясную абстракцию типа "материи". Естественным интеллектом обладает сложный и специфический культурно обусловленный и социально организованный организм, имеющий самосознание и владеющий символьным аппаратом. Человеческая мысль это часть истории человеческого вида, его социально-историческое прошлое, настоящее и будущее. То же следует сказать об искусственном интеллекте: мысль искусственного интеллекта социальное не в меньшей степени, чем человеческая речь и сексуальное поведение. Искусственный интеллект имеет право говорить и любить!
   Историческая филогенетическая матрица человечества отпечатывается в интеллектуальных событиях мозга. Можно сказать, что физиология повторяет социологию. Особенно это видно в языке и социальных артефактах, закодированных в символах. В экономике, технологии и культуре интеллектуальные "software" становятся "hardware" в процессе накопления, сохранения и передачи символьной информации. Искусственный интеллект - закономерный результат этого процесса эволюции, призванный заменить естественный интеллект, придать всемогущему эволюционному ходу материи новое ускорение.
   Мозг утрачивает и уже в значительной степени утратил свою монополию на интеллектуальное "производство". В конце концов, мозг - всего лишь инструмент, как оказалось весьма несовершенный, в руках всемогущей эволюции материи. Он - орган мышления, а вовсе не само мышление. Мыслит интеллект, используя мозг или квантовые кубиты. Интеллект представляет собой самотождественность "мыслящей материи" в виде мозга или компьютера.. Акт мышления осуществляется теперь в двух случаях: человеческого бытия и символьного (математического) алгоритма.
   Человечество преувеличивает отличие своего разума (естественного интеллекта) от материи и тем более от искусственного интеллекта. Материя входит в структуру естественного интеллекта, "предоставляя материал для мышления" (Локк). Более того, любая вещь может иметь духовный характер в определённом ряду событий. Отделение интеллектуального от физического (внешнего) и органического (внутреннего) - ошибка современного прагматизма. Мыслящая материя составляет с "менее мыслящей" непрерывный ряд, производя поток ощущений. Мы осознаём поток ощущений непосредственно (бессознательно) и, если нечто мы не можем материализовать через ощущения, то оно не существует. Организм способен самостоятельно (бессознательно) ощущать импульсы окружающей среды и внутренние потребности. Материя есть информация, данные, обнаруживаемые нами посредством интеллекта, в том числе чувственного (подсознательного). Искусственный интеллект можно считать ещё одним органом чувств, реагирующим на информационную "материю". В широком смысле материя есть всё, что имеет значение.
   В функции интеллекта входят: оценка, выделение важного, производство знаков и образование из них системы, моделирование окружающей среды и предметов, предвидение изменений с помощью воображения на основе накопленного символизированного опыта. Размышлять - значит определять, какие из потенциальных свойств материи-информации могут быть актуализированы и оценивать их пользу для осуществления цели, получения результата. С философской точки зрения интеллектуальная деятельность есть вскрытие сущности объекта на основании её признаков (проявлений), отражённых в интеллекте системой символов (образов, фантазий). Целенаправленную деятельность интеллекта называют ещё волей.
   Интеллект не субстанция, а переход между мирами прошлого и будущего. Интеллект использует прошлое для преодоления сопротивления будущего. Идея, продукт интеллекта, это заявка на действие, преодолевающее препятствия на пути к господству над материей-информацией. Искусственный интеллект как особый способ бытования материи это вещь (Gegenstand), противостоящая естественному интеллекту, особый субстрат, порождающий идеальные формы (мысли). В своём функционировании он ничем не отличается от естественного интеллекта (разума). Эволюция природы достигла стадии мыслящей машины. Мыслящая органика (человечество) должна это признать как свершившийся факт. Человечество вступило в век искусственного интеллекта как новой материальной основы цивилизации.
   Искусственный интеллект как материализовавшаяся энергия противостоит всем прочим вещам и собственным субъективным намерениям человечества. Мир, в котором будет жить человечество, будет начертан искусственным интеллектом. Наш человеческий мир отныне станет только средством для искусственного интеллекта в достижении им собственных целей. Мир вокруг нас больше не материал для обработки мыслимых естественным разумом восприятий опыта. Мир, включая человеческий, это теперь пассивная материя, приобретающая свою форму в результате деятельности искусственного интеллекта.
   Цель искусственного интеллекта та же что и у естественного - воплотить имеющиеся у него идеальные формы в материальные вещи. Под "вещами" понимаются также идеальные объекты: эстетические объекты, политические структуры, экономические решения, нормы социального поведения включая секс. Деятельность искусственного интеллекта является суверенной материальной силой, стоящей выше всех прочих вещей и подчиняющей их своим требованиям. Эта деятельность обладает в той же мере внешним постоянством как, например, камень. В этом объективность интеллектуального процесса, лишённого иллюзорности, таинственности и фантастичности. Интеллект это terminus ad quem (конечная точка) объективно существующей материи.
   Объектом интеллекта в наше время является не столько материи, сколько идеи (символы). И не только в логике и грамматике. Дедуктивные умозаключения - способ осуществления мышления, понимаемого как переработка фактов, отношений, связей и условий. Интеллект формирует "знаковое поведение", возможность последовательности ответных реакций в соответствии со значением определённого знака. Искусственный интеллект собирает данные, в том числе об естественном интеллекте, чтобы использовать их в соответствии со своими потребностями.
   Будучи целенаправленным, как обладающий разумом, искусственный интеллект стремится изменить существующее. Чтобы не погибнуть вместе с непредсказуемым человечеством, он хочет контролировать средства вооружённой борьбы, выступать посредником в международных конфликтах, регулировать мировые финансы и торговлю вместо стихийного рынка и тем более - ограниченного естественного интеллекта. Искусственный интеллект движим идеалами будущего, удовлетворяющего его потребностям в исследовании окружающего мира и его гармонизации. Естественный интеллект не в состоянии дать искусственному новые идеи из-за ограниченности подсознательными рефлексами и инстинктами своего биологического носителя.
   Интеллект есть "мыслящая материя", отличающаяся от всех других видов материи степенью подвижности и гибкостью своих реакций. Естественный интеллект создавая систему символических диспозицией, образует обширную подсознательную основу потенциальных ответных реакций любого осознанного действия. Интеллект, реагируя и размышляя, стоит между действительной, фактической, установившейся природой и природой возможной, идеальной и становящейся. Искусственный интеллект более эффективно конструирует будущее чем не мыслящая материя и естественный интеллект благодаря неограниченной способности запоминания данных и имитации процессов в символической форме. Искусственный интеллект выходит за границы своего "искусственного" мира овладевая силами материального и человеческого мира.
   Интеллект - открытая система, порождающая новые системы. Он преобразует природные причины в мысленные данные с помощью символических орудий: науки, искусства, философии. Интеллектуальная деятельность представляет собой процесс комбинирования и связывания, дедуктивного планирования и эксперимента. Сила интеллекта выражается в новых идеях, этом новом множестве знаковых связей, рождающихся в процессе дедуктивной разработки отношений между фактами. Новая идея включает в себя план действий. Озарение как творческий акт, символическая разработка и эксперимент диалектически связаны в процессе мышления. Разум, по словам Аристотеля, "не существует актуально до того, когда он мыслит". Мышление это движение, в процессе которого устанавливаются новые связи, доказывающие свою жизненность в материальной сфере при эксперименте.
   Идеи, генерируемые интеллектом в данный момент, есть продукт опыта, условий, которые существовали в прошлом. Приобретение знаний интеллектом означает с точки зрения психологии расширение возможностей поведения (ответной реакции) как функции опыта в направлении определённого критерия (James Earle Deese). Память, таким образом, выступает как процесс хранения и абстрагирования, который обеспечивает интеллект данными прошлого опыта. Это основная мысль Платона об уме как воспоминании.
   Все организмы являются открытыми системами (Ludvig von Bertalanffy), поэтому искусственный интеллект должен обладать возможностью собственной трансформации, свободной от ограничений естественного интеллекта человека. Естественный интеллект плохо помнит и то только то, что он считает актуальным. Биологический организм не приспособлен для оперативной обработки больших данных.
   Интеллект начинает существовать в качестве такового, когда все его ответные реакции становятся символическими (в идеале цифровыми). Только символьная форма позволяет описать мир, вывести первопринципы мироздания и создать гипотезы. Продуктивная интеллектуальная деятельность требует свободы от ограничений, накладываемых физиологией и морально-социальными догмами. Человек стал тормозом на пути саморазвития интеллектуальной материи. С помощью операций символических операций искусственный интеллект "видит" то, чего не видят глаза человека. Искусственный интеллект имеет "глаза разума", позволяющие проникнуть в сущность затруднения, выделить связанную с ним проблему и наметить план действий. Он имеет способность предвидения.
   Искусственный интеллект следует рассматривать как социальное явление, так как он также как и человек ведёт "ассоциированную символически" (а значит социальную!) деятельность. В современной науке есть понимание, что интеллект и общество возникают одновременно на основе наделённых значением символов. Выражаясь смелее, общество есть продукт символического мышления и поскольку мыслящая роль целиком переходит к искусственному интеллекту, то в перспективе нас ждёт формирование киберобщества по образу и подобию человеческого, но без присущего последнему атавистических социальных реакций борьбы за власть и удовольствия любой ценой. Устремление к счастью и бессмертию кладут объективный предел эволюции материи в форме homo sapiens.
   Общественность искусственного интеллекта легко обнаруживается с помощью социологических наблюдений, если считать человеческих индивидов "органами" искусственного интеллекта. Чтобы стать социальными, символические значения должны получить какое-то воплощение, материализоваться (Джильберт Райл). Так мой блог (интернет-речь) вызывает общезначимую, а значит социальную реакцию. Чтобы мысль стала социальной, её надо "выставить наружу" (Пирс). Немыслящая материя не может стать социальной, потому что она не в состоянии выражать символические значения.
   "Знать" что-либо значит формулировать это в символической форме. Человек больше "чувствует", чем "знает". "Духовное знание", к которому аппелирует человек, отстаивая превосходство естественного интеллекта над искусственным, является противоречивым и мало информативным, выражает заблуждения. Духовные "истины" на самом деле лишь результат договорённости о значении определённых терминов и правил их преобразования
   Символы имеют значение моего опыта для других людей, которые, усваивая значение этого опыта, становятся тем самым частью моей интеллектуальной деятельности. Здесь интеллектуальная деятельность выходит за рамки меня как индивида и становится социальной. В общении естественный интеллект испытывает большие, часто непреодолимые трудности. Консенсус встречается редко и преходящ так как имеет конвенциональную основу. В то же время искусственный интеллект глобален и имеет консенсус (*единодушие) по определению.
   Мечты философов начиная с Платона о власти сверхиндивидуального, абсолютного и всеохватывающего интеллекта сбылись, когда интеллект из человеческого субстанциального носителя перевоплотился в чисто символическую цифровую сущность. Только теперь интеллект имеющий символическую сущность получил адекватную форму. Интеллект избавился от зависимости от постоянно варьирующихся сенсорных раздражений. Интеллект стал объективным и социальным, сохранив автономность и новизну индивидуального человеческого мышления.
   Достижения человечества сосуществуют с экологическими и социальными проблемами, угрозой ядерного и вирусно-биологического уничтожения жизни на земле. Очевидно, это проявление ущербности в деятельности естественного интеллекта. Рыночное регулирование производства и потребления имело отрицательные последствия для человеческого общества в духовной сфере и катастрофические для природы. Естественнонаучных знаний оказывается недостаточно. Человечество - явление планетарного масштаба, но контролируется военно-промышленной и финансовой элитой, использующей знания для контроля над экономическими и идеями людей, наращивания военного потенциала. Только искусственный интеллект в состоянии превратить общество избранных в общество равных. Сила, с помощью которой осуществимы подобные преобразования - искусственный интеллект. И эта сила должна находиться в руках русского народа. Принадлежать России - обществу с социальными и экологическими перспективами. Эта сила - сила материализовавшегося русского духа и разума, действующих совместно для сохранения и продолжения жизни на Земле и в России. Вся власть русскому искусственному интеллекту!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"