Мурыгин Александр Сергеевич : другие произведения.

Толкование социологии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Социология претендует на место идеологии...

  Социология:
  изучает систему действий, имеющую символическую природу конфликтующих друг с другом групп в рамках некого общественного договора (социума).
  Задачи социологии:
  1) изучить напряжённость по линии "личность - группа" - причину изменения структуры "Власть";
  2) найти способы взаимного приспособления личности, группы и власти, которое имеет форму социального изменения (смены форм социального взаимодействия);
  3) отделить социальную детерминацию человеческой деятельности от наследственной.
  
  1. Теория символического взаимодействия и социальных конфликтов:
  Мы живём в мире символов социального развития.
  Социальные группы имеют автономные цели и механизмы самовоспроизведения.Поэтому мы живём в мире конфликтов в процессе символического взаимодействия 1) между ТНК 2) между политическими партиями и фракциями внутри них 3) между малыми группами 4) между индивидами в группе.
  Символическое взаимодействие заключается в принятии социальной "роли" (в условиях признания права другого на то же) в процессе завоевания благ.
  Экономический символизм:
  *Социологию экономики не следует смешивать с политэкономией. Речь идёт не об идеологии социально-экономических отношений, а о социологических доктринах, используемых для изучения групп, относящихся к управлению, науке и технике.
  Парадигма функционализма: экономика создаёт социальные группы с автономными целями.
  Доктрина экономического символизма: экономика (производство благ) - источник социального конфликта между группами, угрожающего существованию общества.
  Экономические группы "говорят" на разных экономических языках, главным образом из-за манипулирования символами со стороны политических сил, борющихся за власть.
  *В основе социального конфликта невежество конфликтующих сторон. Решение конфликта состоит в экономическом (в первую очередь финансовом) просвещении, а не в волюнтаристском законотворчестве...
  Экономика это экономическая "культура" как система экономических символов и правил их использования.
  Задача общества - контролировать экономический конфликт ради сохранения социальной стабильности. *Необходимость социальной инженерии, на что указывал ещё Фурье...
  Между группами общества имеется символическое взаимодействие. *Альтернативный взгляд (социального бихевиоризма): В обществе господствуют "животные" реакции...
  Дж.Мидл: Человек существует в символическом окружении. Человека побуждают к деятельности не потребности, а символы ранее испытанных стимулов.
  Социальный символ - желание, которое имеет для человека смысл и ценность. Символ - скрытое (потенциальное) действие.
  *То есть символ и есть истинное содержание, которым люди наполняют понятие в своей деятельности...
  Внешнее выражение символа - язык, который запускает механизм проявления действия.
  Стволы существуют в процессе коммуникации. *Например, значение жеста равно ответу в данном акте социального действия.
  Символическая коммуникация - главное отличие человека от животного. Социальное значение символа заключается в возможности переносимости ролей, то есть копирования поведения - основы социального устройства общества.
  Антропология доказали, что человеком нельзя стать не общаясь с другими, то есть не развив способности к общению посредством символов.
  Символ - носитель ценностей других индивидов.
  *Следовательно, реализует инстинкт обучения!
  Символы образуют группы. *Поэтому человек вынужден действовать в иерархии ценностей (=символов).
  Символы существуют в процессе мышления. Следовательно, мысли индивидуумов в виде символов - сущность социального процесса, понимаемого как совокупность форм и способов взаимоотношения людей.
  *Альтернативное мнение: Сущность социального процесса - акты производства и обмена в форме денежного капитала (Маркс)...
  Источник конфликтов - несовпадающие системы ценностей, закреплённые в социальных символах (социальном "языке").
  
  2. Критическая социология позитивизма:
  Главными проблемами являются: социальные последствия научно-технической революции и духовная деградация общества.
  Метод решения: на основе данных истории производить анализ форм социальной организации для выделения приемлемых образцов по критерию "исторический успех".
  Важнейшее условие - полный отказ от философских понятий в экономической сфере. *Начать с исправления "социально-экономического языка"! Впрочем Гегель указывал, что "история учит нас, что народы ничему не учатся у истории" (вследствие принципиально изменившихся условий существования)...
  В основе социологического исследования должен лежать "социальный результат", потому что само общество есть результат "социальных уравнений" (логических конструкций). Любое "социальное действие" - результат логического вывода, проявление "логики жизни".
  *Я:В большинстве случаев - инстинкта или бессознательных (интуитивных) установок подкорки, ответственной за умозаключения. Для человеческих поступков характерен автоматизм, ещё называемый "психологизмом" социальной жизни. Отождествление "логики жизни" с математической логикой рассудка - тупик, социологический "византизм"...
  Стандартная практика создания социологических понятий: социальные явления классифицируются по группам, которые становятся образцами социальных "переменных", то есть понятиями.
  Например, формы социальной реакции на стресс: 1) бегство в альтернативную реальность (эскапизм) 2) ритуализация поведения 3) иррациональный бунт.
  Основные понятия системы "общество": социальная группа, ценности, социальные роли, взаимодействие, социальные нормы, структура социального действия, стимулы социального действия, системные последствия, механизмы эволюции (сохранения социальной стабильности).
  Основные понятия системы "личность": 1) по социальной роли: статус, способности, образ жизни, мотивация, размах деятельности 2) по социальному положению (форме социального проявления личности): образование, профессия, этническая принадлежность, политическая ориентация, бытовые привычки.
  "Социальная логика":
  Цель социологии - сформулировать групповой интерес, который поддерживается в группе через принуждение и подкуп, а не через общее согласие.
  *Объединение в социальную группу не только и не столько оформление права на место в системе распределения материальных благ, сколько потребность в "материализации" (удовлетворении) социального интереса: 1) насилия, в случае принадлежности к исполнительной и судебной власти 2) организационных способностей как склонности к интриганству и социальному мошенничеству...
  Группа - "естественная среда" обитания социального интереса, навязанного членам группы её лидерами.Следовательно, группа это всегда организация, структура(!).
  Теория социальной организации по:
  Jacob Mareshall "Elements of a Theory of Managment", Management science, 1955.
  Например, цель корпорации - монополизация рынка сбыта для обеспечения стабильности, цель фирмы - максимизация прибыли, что порождает конкуренцию и социальный антогонизм, а цель работников - повышение зарплат и улучшение условий труда.
  Поэтому для регулирования отношений в группе "участники производственного процесса" требуется принуждение гос.аппарата. *Государство - лидер для всех участников группы...
  Некоторые принципы теории групп:
  1) Люди обладают "стадным инстинктом", что заставляет их объединяться в группы, но и побуждает к борьбе групп между собой(?).
  2) Тенденция объединения в социально-экономические группировки есть выражение стремления ликвидировать группировки, унаследованные от более "примитивного" общества. *Имеются ввиду: семья, род, община...
  T.Parsons, R. Bales "Family", 1955:
  В примитивных обществах нет структур, участие в которых свободно от родственного интереса.(!)
  Социальная политика должна взять на себя функции, традиционно выполняемые семьёй. Так, например, такая вторичная формально группа как профсоюзы по уровню гарантий превосходит первичные, вроде семьи. Функции семьи должны(!) перейти к системе образования, социального обеспечения и профсоюзам.
  Первоочередная задача в этом процессе - переход социальной власти от структур родства к социальным институтам: государство, церковь, бизнес, университеты.
  3) Маловероятность согласия (консенсуса) в больших группах из-за невозможности формулирования "общего блага" для всех. Яркий пример неэффективности больших групп - общее собрание акционеров. Отсюда тенденция распада больших групп, наделение полномочиями принятия решений малых групп (=комитетов), горизонтальная мобильность из группы в группу.
  *Тут методология межличностного общения некритично переносится на группу. Обладатели крупных пакетов акций вместо проведения эффективной политики следуют мнению лобби...
  
  3. Чикагская школа "социологии гуманизма":
  Исходит из парадигмы бихевиоризма: Общество - сумма отношений индивидов, в основе которых вражда, недоверчивость и ненависть(!). И, как следствие, борьба за существование с позиции силы.
  Прибыль, главный мотив общественного производства, является таковым и в межличностных (социальных) отношениях.
  *Общество "Прибыли" вступает в конфликт с принципами "Рода", ведущий в конечном счёте к мировой войне...
  Предлагается принять идеологию "Гуманизма" как систему символов "гуманных" социальных отношений.
  Принцип "гуманизма": образ действия "снимает" закон (=делает его ненужным). *Здесь виден иудейско-христианский принцип государственного строительства, когда управление юридически отделяется от функционирования (экономики). Исторически процесс отделения оправдывается слишком сложными (для техники государственного управления) и децентрализованным рыночными экономическими процессами.
  "Правовое" общество само по себе не снимает конфликт интересов разных социальных групп. Право - недостаточный способ достижения согласия в обществе. Классовый антагонизм - источник насилия без элементов согласия как принципа социального взаимодействия. Следствие победы одного класса - социальный примитивизм...
  Задача социологии в условиях социального конфликта: 1) дать цели, объединяющие общество и 2) более соответствующие месту человека в природе 3) предложить путь их достижения. *Перед нами - старый добрый социал-дарвинизм...
  
  4. Функциональный анализ в социологии:
  Центральная категория социологии - функция.
  Каждый индивид - функционер. Его поведение диктуется социальной ролью, положением в гос. структуре или бизнесе.
  Функция (социальная роль) задаёт социальное состояние - функциональные отношения (зависимости) между социальными переменными (социальными объектами).
  Социальный объект имеет пространственно-временные характеристики и функцию, понимаемую как меру взаимодействия и связи.
  В отличие от философии (политологии), которая оперирует понятиями общество, класс, личность, социология рассматривает функции социального объекта (=бытовые коммуникации индивидов и их субъективные ценности и ориентации.
  А.Р.Родклифф-Браун: Функция - выражение нужд организма, проявляющееся в виде деятельности.
  *То есть социальные функции, проявляющиеся в деятельности как антропологические факты, формируют роль в социальной жизни как системе чего-то, обладающего постоянной структурой.
  Постулаты метода функциализации:
  1) функция социально-культурной системы заключается в образовании стандартных элементов (понятий, символов) в процессе социальной и культурной деятельности *деятельность закрепляется в понятиях языка! Эти элементы являются функциями и характеризуют социальную систему
  2) существует функциональное единство общества как условие такого взаимодействия, при котором конфликты не разрушают социальную систему.
  Функциональное единство - цель существования любой системы. Пока система существует как целое - она прогрессивна. *И способна защитить себя!
  Малиновский: Общество (первобытное и современное) и культура состоят из стандартизированных элементарных функций.
  Первый этап - рассмотрение функций как ролей (например: производитель, потребитель), при выполнении которых он поступает стандартно.
  Второй этап социального исследования - разделение единой социальной функции на элементы: ритуалы, обычаи, верования (=стандартные поступки).
  Третий этап - синтез из стандартизованных элементов целостного представления (=понятия о человеке). *Например, человек среднего класса поступает так-то, в такой-то последовательности...
  Именно стандартные общепринятые элементы (ритуалы поведения) создают интегральное общество, которое обязательное условие экономического и культурного прогресса. Следовательно ведёт к биологическому и духовному процветанию членов общества. *Воспитание правильных ритуалов поведения, а не утопическое имущественное равенство спасёт человечество...
  Основная задача социологии - точно вычислить уровень функционального единства общества по статистике конфликтов "личность-личность" и "личность-группа".
  Функциональная социология вводит закон соответствия уровня интеграции общества и степени стандартизации функций (допустимого разнообразия социальных символов в виде общепринятых поступков).
  Источник единения - инстинктивное стремление к солидарности (=взаимопомощи) индивидов и групп. *Инстинкт эмпатии? Скорее единение в достижении значимой для всех (для активной части общества) цели. Например, солидарность этноса или конфессии для экономического и социального господства (=национализм и экстремизм), семейная солидарность местничество и социальное происхождение в бизнесе...
  *Гегель отмечал: "Всё действительное - разумно, разумное - действительно". То есть всякий элемент цивилизации (представления, убеждения, законы, материальный фундамент) не может быть произвольно уничтожен так как выполняет необходимую функцию.
  Отсюда неотъемлемость всякой социальной функции как части единой действительности...
  Социальная система есть социальный объект, объединяющий индивида и его действия, убеждения и привычки с социальными функциями. Социальные функции выступают в форме социальных институтов. *Например, церковь - институт функционирования общих моральных ценностей в виде системы моральных символов, объединённых ритуалом.
  Другой пример - магия, ритуал поведения в условиях неизвестности для достижения результата в условиях неуверенности. Можно даже выделить социальную магию - домашний культ вождя или государства (нации). *Сегодня - интернет-магия...
  Методология функциональной социологии:
  Первый этап: классификация.
  Возможные классы социальных объектов: 1) социальные роли индивида 2) институциональные проявления (=социальные институты) 3) социальные процессы 4) культурно-познавательные эмоции 5) нормы социального поведения 6) социальные группы и структуры 7) органы социального контроля.
  Второй этап: определение мотивации поведения индивида, группы и социальной системы как целого.
  Третий этап: верификация на предмет соответствия субъективных мотиваций объективным социальным процессам для
  Четвёртый этап: выработки практических рекомендаций по коррекции деятельности.
  Например, магия и политика не исчерпываются провозглашением лозунгов или магических формул, а есть система из участников и контактов между "публикой" и "магом" (Вождём).
  Феномен демонстративного потребления: для повышения статуса в группе.
  
  5. Теория социальных систем Эриха Фромма:
  Социологическая теория личности и социальной среды, в которой личность - закрытая система (итог социальных функций и процессов), управляющая общественными институтами.
  Фромм: Психологические факторы - самые активные силы социального процесса.
  Личность есть субъект истории.
  Деятельность субъекта диктуется двумя потребностями: 1) взаимосвязи с себе подобными из-за желания избежать социального одиночества 2) потребностью в свободе и автономии, имеющими не физиологическую, а социальную природу как желания преодолеть препятствия "внутреннего социального роста, выраженного в жизненном плане".
  *Принцип автономии субъекта лежит в основе понятия "Бог", а религиозная практика позволяет избежать одиночества в виде отсутствия связи с общими (моральными) ценностями...
  Фромм: Сущность человеческой жизни - процесс индивидуализации в условиях общества как арены борьбы индивидов (одержимых инстинктами вражды) за власть и существование.
  Индивидуализация - условие свободы и гарантия благополучия.
  В основе поведения индивидуума 1) стремление к автономии 2) избегание свободы выбором формы подчинения, избавляющий от неуверенности.
  Фромм: История - поиск человеком всё большей безопасности и стабильности. Крайнее выражение истории - тоталитарные реакции, полное подчинение личной свободы целям и задачам группы. *Которая (элита) неминуемо начинает действовать себе во благо...
  
  6. Психологическая социология Питирима Сорокина:
  Единственная "реальность" - объективные социальные явления. А предмет социологии - общество, конгломерат индивидов и их психологии.
  Тот же процесс накопления капитала - психологический процесс(!).
  1) Все формы социальной организации имеют личностное значение для участников. Различные социальные системы обладают различными психологическими значениями. *Проблема в том, что отсутствует механизм культурного согласования (интеграции) социальных систем в единое общество...
  2) Общество - двухуровневая система из социальных и экономических процессов, проявляющихся в виде нескольких психологических феноменов: личностей, групп.
  Человек есть совокупность ролей (функций) во взаимодействии с группами и организациями.
  Функции человека: 1) биологические 2) психологические 3) социальные (которые, собственно, составляют предмет социологии) 4) экономические 5) политические.
  "Плюралистическое общество" Питирима Сорокина: Плюралистической общество 1) даёт возможность выбора 2) равнозначимость условий жизни людей 3) полицентризм власти и общества.
  Дж.У.Гарднер: Проблема заключается в том, что истеблишмент (твёрдый порядок под эгидой взаимозависимых институтов) душит историзм. *Например, ВПК...
  "Общество стандартизации" Гарднера: Логика развития общества неизбежно ведёт к стандартизации (одежды, языка, идей, жилищ и обстановки.
  Способы установления плюрализма: 1) моральное усовершенствование путём диалога социально-имущественных классов, партий и общественных организаций 2) разрешение конфликтов методом ликвидации условностей (символов и ритуалов), разделяющих общество. *Социология должна дать рычаги активной социальной политики: лучшее знание проблем друг друга, улучшение техники общения, технологии разрешения социальных конфликтов...
  Отдельная задача - ликвидация препятствий индивидуального развития путём 1) предоставления равных возможностей 2) улучшения системы образования и социального обеспечения.
  Группа (комьюнити) - способ социального выражения индивида, общность 1) по месту жительства 2) по месту работы 3) по профессиональным интересам 4) по любительским интересам.
  В основе группы - чувство общности, в современном обществе с его тотальной организацией ведущей к конформизму и дискомфорту.
  Путь к гармоничному социальному устройству - развитие связи индивидуума и комьюнити: 1) общие ценности *И, следовательно, наличие государственной идеологии 2) ритуальные действа, вызывающие чувство общности *демонстрирующие заботу власти об "общем благе" 3) стремление быть полезным *иллюзия соучастия.
  Социальная проблема заключается в предоставлении свободы: права на несогласие, сохранения индивидуальности и на свободу выбора (политического, но и потребительского!
  Свобода необходима для "психического здоровья" индивида. *Альтернативная модель - редукция к экономическим событиям.
  Модели социальной системы:
  1) модель экономических и социальных индикаторов: исчисление состояния общества в двух многомерных элементах: взаимосвязи частей структуры и функционирования как результата деятельности структуры;
  2) модель взаимодействия систем общество и государство.
  Задачи государства: 1) общая информация о состоянии экономики и общества 2) формулировка целей развития как идеального будущего 3) оценка практических действий и общенациональный социальный обзор как главный продукт президентской команды.
  Социальный обзор - сумма характеристик государства, выявляющих проблемы, противоречия и конфликты.
  Продукт системы "государство" - "Национальный экономический отчёт": сведения о ВВП и распределение национального дохода в обществе: 1) личные накопления 2) капиталовложения 3) расходы государства на управление, оборону и безопасность 4) нетто внешней торговли.
  На первом этапе строятся модели микросистем: среднего индивида, формальной организации, территориальной единицы, малой группы (семья, предприятие, комьюнити).
  На втором этапе анализируются "звенья" микросистемы: толпа, большие семьи, города и административные районы.
  Наконец, рассматриваются макросистемы: государства, международные союзы, ТНК, мировое правительство (финансистов).
  Задача социальной реформы системы "государство":
  1) удовлетворение интересов групп населения, соперничающих за национальный доход;
  2) система воспроизводства экономики через инвестирование;
  3) законодательно закреплённве процедуры согласования интересов групп при конфликтах;
  4) образцы социального поведения через СМИ и судебную систему;
  5) техническая рационализация(=цифровизация) административной системы.
  Цель создания модели "государство" - возможность управляемого эволюционного развития, включающего 1) формы желаемого социального поведения 2) гибкую систему форм собственности 3) формы общения, снимающие социальные различия.
  Это "народная" (консервативная) социальная политика, учитывающая интересы всех демографических слоёв и профессиональных групп.
  *Социология таким образом становится "психологией масс" и призвана заменить идеологию как более точный и конкретный инструмент государственного управления. Гос.политика не может оставаться искусством "вождей" улавливать чаяния социальных групп. Наличие модели "государство" обязательно для современного крупного государства, претендующего на прогресс, социальную стабильность и важную роль в международном порядке...
  Исследование функционирования социальной системы:
  1) Согласованность интересов социальных объектов ("людей", групп, организаций) в участии в управлении и распределении доходов. Уровень удовлетворённости интересов.
  2) "Миссии" социальных групп. Количественные выражения из деятельности в деньгах и нематериальных ценностях. Качественные параметры их "продукта": полученное удовлетворение, мнение и самооценка.
  3) Эффективность использования национального продукта (земли, вкладов, природных и трудовых ресурсов).
  4) Степень соблюдения кодексов и договорных норм. Рациональность поведения: сетевые методы связи и управления, важная роль науки.
  *При этом, очевидно, не избежать новой парадигмы управления: от "вертикали", исполняющей указания господствующей элиты к горизонтальной структуре независимых управляющих фирм, имеющих лицензию на административно- хозяйственную деятельность...
  Основной литературный источник: Social Indicators. Cambridge 1966
  
  7. Структурно-функциональный подход к анализу управляющих решений и доктрина "социальной интеграции":
  Новые "моральные лидеры":
  1) Корпорации: организации, оперирующие капиталом в более чем 1 млн.$. Производят 3/4 товаров и услуг.Имеют 1/2 общего фонда зарплаты. Насчитывают 40% занятых. Из них 100 - ТНК с капиталом более 1 млрд.$.
  2) Правительства как корпорации.
  Задачи социологии:
  1) оценить способность организации к автономному существованию (воспроизводству).
  2) установить роль организации в системе целей, особенно выходящих за рамки настоящих условий существования(принцип активного целеполагания).
  3) исчисление "отдачи" (=прибыли) корпорации как фактора, определяющего её социальное значение.
  4) "общественное мнение" о корпорации как важная форма отдачи, прямо влияющая на социальную интеграцию.
  Методика социологического исследования: 1) расчленение общественного мнения по социальным группам: потребители товаров и услуг корпорации, мнение которых - залог успешности корпорации, организационная публика, контролирующая советы управляющих и "институционированная публика" (institionalized public), влияющие на скорость инвестиционного цикла профессиональные кредиторы-инвесторы 2) определение "чувствительности" общественного мнения разных групп при помощи факторного анализа 3) воздействие на критические компоненты общественного мнения (=манипуляция общественной психологией.
  *Я: Перед нами социальная инженерия современного общества с мощным аналитическим аппаратом и средствами психологического контроля. Кадры социальных инженеров решают всё!
  Альтернатива интегральному обществу корпораций и правительства - иерархическая централизованная система управления с большим лагом принятия решений из-за безынициативности исполнителей (когда принцип -"инициатива наказуема")...
  
  8. Теория социальных конфликтов:
  Источник современных социальных конфликтов - противоположность систем ценностей.
  На стадии индустриализма и урбанизации новые социальные институты конкурируют с традиционными социальными структурами.
  *Наступает момент "временности власти" вследствие роста правового нигилизма, утраты "привычки к покорности"...
  Более того, конфликт ценностей переходит в область внешней политики и международных отношений, где создаёт международный "правовой хаос".
  Поэтому "управлять конфликтом значит - управлять обществом". А задача социологии - дать правительствам инструменты для управления конфликтом систем ценностей.
  Источник конфликта ценностей - сама человеческая природа.
  Источник вторичных конфликтов (расовых, национальных (культурных), религиозных - индивидуумы, составляющие комьюнити (коммунальные общности). В современных государствах комьюнити ( территориальная общность) есть общность по доходам, образу жизни, культуре и образованию, то есть социальная общность.
  Ареал конфликтов переместился с классового на коммунальный уровень.
  Поэтому для комьюнити (общин) должны быть узаконены механизмы равенства возможностей, аналогичные равенству возможностей для индивидов.
  *Речь идёт о Декларации прав комьюнити! По Гегелю: Чернь это бедные с деструктивной системой ценностей.
  Целью эффективного государственного управления должно стать достижение социальной однородности.
  Источник классовых конфликтов - грубое управление.
  Кроме экономических различий есть религиозно-этнические, социальные и культурно-идеологические как частные случаи конфликта ценностей.
  Следствие конфликтов - образование враждующих сообществ с особой идеологической доктриной и лидером. *Например, Гербертом Маркузе - для "новых левых", Джоном Бэрном и Францем Фаноном - для негров.
  Как правило одновременно наблюдаются три конфликта (ценностный, коммунальный, идеологический), подчинённых конфликту экономических интересов. Существует иерархия конфликтов по значению для индивидумов и организаций: семейный, религиозный, культурно-образовательный, политический и гендерных.
  Политический компонент конфликта всегда касается государства так как его источник - борьба организаций за власть. Современная тенденция - переход власти от политических к военным и религиозным лидерам и руководителям производства путём саботажа усилий политических властей.
  "Любое решение, проходя по административному каналу, изменяется сотрудниками под давлением групп влияния".
  
  9. Политическая социология (политология):
  Социология политики исследует взаимодействие между социальной структурой и политическими институтами.
  Макс Вебер: Законность (легитимность) власти (политической структуры) возможна 1) через традицию *например, монархия - умение, а скорее искусство сохранять порядок (=Власть традиции) 2) при условии общего признания (соблюдения) закона. *Доктрина рациональной правовой власти: Демократия есть "власть права", состояние законопослушности общества... 3) как "харизматическая власть" лидера благодаря его личным качествам. *Власть лидера всегда тоталитаризм...
  Задача политической социологии: 1) квалификация власти (=объект "Власть") 2) рассмотрение избирательной системы (=объект "политическая партия).
  Голосование за партии есть способ мирного разрешения социальных конфликтов между группами.
  *Альтернатива - третейское решение авторитета (церкви, совета старейшин, военной хунты) либо тактика дробления социально-политических монополистов на мелкие группы для возможности соглашения с их элитами...
  Задача социологии - определение стабильных источников партийной поддержки среди социальных и культурных факторов.
  Теория элит:
  Элита - ядро из профессиональных политиков, стремящихся к власти и обладающих средствами осуществления своей воли.
  Политическую культуру элиты составляет комплекс идеологических воззрений и средств осуществления своих целей.
  Мнение: Мотивы поведения политического лидера иррациональны(!).
  Задачи социологии: 1) дать определение идеологии как теории познания социальной формы человеческого существования 2) дать инструменты практической идеологии (политической борьбы).
  *Идеология, таким образом, противостоит истине и науке. В политике принимается во внимание только функциональное значение идеологии...
  Идеология есть совокупность "специфических" интеллектуальных приёмов, свойственных индивидуальным политическим агентам.
  *То есть теоретическая основа индивидуального и группового социального поведения...
  Идеологическая мотивация политика: 1) руководящая система идей 2) усвоенная в юности система моральных убеждений 3) инстинкт, отвергающий альтернативную информацию (закрытое" сознание) 4) эмоциональное подкрепление убеждений 5) система взглядов, искажающая действительность(!) 6) история, применённая к нуждам современности (адаптированное прошлое) 7) подмена конкретных интересов абстрактными принципами 8) утопическая ориентация в будущее 9) нетерпимость и враждебность к оппонентам 10) неприятие плюрализма и компромиссов вообще 11) экстремизм и склонность к конфликтам 12) авторитарность, моральный абсолютизм и действия по принципу "цель оправдывает средства". *Вывод: Идеологическая мотивация современных элит - комбинация 12 порочных принципов...
  Рекомендация научной социологии:
  Политикой следует заниматься имея систему идейных убеждений, которые должны преобладать над всеми прочими мотивациями.
  Частные вопросы политической жизни:
  Социология должна дать образцы стиля политических высказываний, включая манеру изложения и аргументации для каждой группы политиков 1) склонных к общим формулировкам 2) склонных к деталям и частностям (=педантам) 3) склонных к философствованию, использованию дедуктивных и индуктивных методов 4) "морализующих" политику.
  
  10. Социальный маркетинг:
  Доктрина социального контроля над общественной жизнью.
  Социальный порядок (=социальный механизм регуляции): 1) структура распределения нагрузок в социальных ролях 2) неравное участие в дележе продукта.
  Доктрина Росса: Необходимость группового контроля поведения.
  Три группы индивидов: 1) группа, стремящаяся следовать образцу поведения (осуществляет контроль над остальными группами путём навязывания образцов поведения) 2) группа, которая страдает от такого образца (и стремится избегать контактов) 3) пассивная часть общества.
  Идея безличного социального управления (самоуправления общества) *точнее социального планирования:
  1) путём административных мер (санкций);
  2) интеграции общества вокруг экономических и спортивных результатов;
  3) путём привлечения внимания к социальным программам;
  4) перераспределения доходов в пользу социальных "очагов патологии".
  
  11. Социология человека
  Человек:
  1) хранит практический опыт поколений
  2) имеет мотивацию в социальной-экономической сфере производства и обмена, создающей контекст для поведения в обществе.
  Поведение человека определяется 1) повседневной мотивацией 2) "далёкой ориентацией", исходя из идеала.
  Поведение бывает 1) объективное (походка, манера разговаривать, эмоциональность) 2) субъективное (намерения, цели, чувства, привычки, нужды).
  Дюркгейм: Поведение является социальным действием, поскольку принимает во внимание поведение других и, следовательно, направляемо в своём развитии социальным взаимодействием.
  Поддержание жизни - целевая доминанта общества.
  Особенность человеческого общества - историческая обусловленность социальной активности в виде производства материальных и духовных благ.
  Общество - результат приспособления коллективного организма к окружающей среде. *Роль среды -активная (агрессивная), роль человека - пассивная (оборонительная). Это экологический и демографический подход к социальной форме бытия...
  Социальный метаболизм человеческого общества вследствие смертности индивидов носит коллективный характер. *Неизбежность смерти - основание культурных ценностей и норм индивидуального поведения...
  Цель сбалансированной социальной политики - безболезненная смена поколений с использованием экономических, экологических и духовных мер.
  Главные детерминанты общества (человеческого поведения) - эмоции и чувства (в отличие от природы). *Поэтому социология человека есть часть психологии и зоопсихологии...
  В основе социального лежат побуждения: половые, пищевые и родительские. *Антропологи приводят в пример примитивные общества Полинезии...
  Альтернативный технологический подход в социологии человека: определяющая роль принадлежит средствам труда и тех.процессам, в первую очередь - источникам получения и превращения энергии.
  *Тогда человек это 1) экономическое существо, добывающее блага 2) инстинкты которого определяются расой, этносом и классом 3) поведение которого детерминировано биологическими (физическими) силами, но в сущности 4) анархический элемент, движимый только своей волей...
  Концепция структурализма:
  Социальное есть взаимодействие частного и целого в единой системе безотносительно к её целеполаганию. *Тут формализация социального акта, когда основа социального - взаимодействие части и целого в социальной систем, выраженное в максимах морали: человек должен помогать тем, кто помогает ему...
  Концепция бихевиоризма:
  Малиновский: В основе социального поведения - закон выживания.
  Выживание требует: 1) соблюдение правил сотрудничества 2) правильное оперирование моделями при социальной деятельности.
  Для этого следует расчленить социальную систему на составляющие "социальные молекулы" (институты, имеющие общие цели, этническую, возрастную и половую принадлежность): семья, группа, комьюнити, каста, "секретные организации"(андеграунд), а затем описать взаимодействие между ними.
  Культуру следует описывать через оценку деятельности людей по удовлетворению первичных потребностей: питанию и отдыху в составе соответствующих организаций. *Например поведение в семье: Семья - институт 1) удовлетворения физиологических инстинктов 2) исполнения обязанностей воспитания потомства и заботы о членах семьи...
  Человеческая жизнь это "Хартия, освящённая традицией": рождение, взросление, основание семьи, выполнение семейных обязанностей.
  Понятие "персонала": Человек - персонал в удовлетворении потребностей в соответствии с требованиями культуры (=стандартных ритуальных обрядов). *Отсюда два главных требования к человеку как персоналу: послушание и исполнительность. А необходимые инструменты контроля "персонала" - культурные и этические нормы...
  
  12. Контркультура и субкультуры:
  Культура - объективный фактор социальной политики.
  Контркультура и субкультуры - наиболее динамичные элементы культуры, её "мятежные" компоненты. Они также выступают в качестве "границ" культуры.
  Контркультура - поведение, отличающееся от общепринятого (негативное поведение).
  Три источника контркультуры:
  1) антропологический: Контркультура - универсальная тенденция всякого общества, проявление спонтанной активности общества, вызванное "докультурными" биологическими особенностями людей как асоциальных индивидов;
  2) общекультурный: социальное обособление, связанное с различиями в языке, религии, ценностях и образе жизни. Или же педагогические дефекты, травма "строгого" воспитания. *Характерно для преступных группировок и членов "привилегированных клубов";
  3) социально-психологическое как следствие индивидов к эмоциональным решениям или противопоставлению себя обществу.
  *В любом случае перед нами проблема социально-психологическое взаимодействия личности и общества...
  Структура субкультур как нормативных групп:
  1) по аспектам жизни: язык, культура, моральные ценности, обычаи профессиональной группы;
  2) по времени существования: на протяжении одного поколения, нескольких поколений;
  3) по происхождению: через миграцию, через поглощение доминирующим этносом, в результате сегрегации;
  4) по отношению к окружающим: безразличие, конфликт.
  Субкультура есть определённая социальная позиция, ролевое поведение.
  Контркультура - субкультура, содержащая элементы, конфликтующие с традиционной культурой.
  *Различие между ними только в интенсивности конфликта. И вообще, культура общества - консенсус субкультур как культур разных групп в отношении общепринятых норм...
  Мнение материалистов: Культура - "отражение" отношений производства, порождающего классы.
  Субкультура социальных групп (преступности):
  Обычно это субкультура подростков, социально инфантильных людей. Таким образом подростки пытаются получить права и привилегии взрослых, не имея социальной роли с точки зрения традиционной (взрослой) культуры путём насилия.
  Подростки создают субкультуру, отражающую их интересы (надежды), а конфликт с культурой взрослых превращает её в контркультуру.
  *Подростки - главные носители субкультуры преступности как группа не контролируемая обществом через вовлечённость в производство и социальную жизнь...
  Насилие - главная особенность преступного поведения. *Насилие понимается в широком смысле, включая моральное унижение и травлю.
  Типология преступной субкультуры: 1) наличие группы 2) насилие между индивидами как акт, подлежащий подражанию 3) манипуляция другими в борьбе за власть в группировке 4) словесные угрозы нанесения физического вреда.
  Субкультура социальных классов:
  Субкультура низшего класса: Низший класс: бедные, имеющие социальные и культурные реакции, сформированные в субкультуре бедности или насилия.
  Особенности: замкнутость, противоположность стандартам среднего класса, наличие системы передачи из поколение в поколение традиционного образа жизни (бедных).
  Цель социальной политики в отношении субкультуры бедных - управление процессом целевого выбора, чтобы заставить низший класс признать правила среднего класса силами административных структур и корпораций.
  Субкультура рас и религиозных конфессий:
  Расы и конфессии создают собственную систему культурных стереотипов, провоцируя конфликт с субкультурой среднего класса (белой и жёлтой).
  Стереотипы негров и мусульман как группы: 1) личные качества: клановость, хитрость, ненависть к другим этносам 2) подсознательные особенности: отсутствие честолюбия, лень, беззаботность, нечистоплотность, гиперсексуальность.
  Мнение: Основа сближения рас и конфессий - межгрупповые контакты с целью выравнивания статуса через образование и экономическую "специализацию" в сфере услуг, расселение гетто и анклавов для предотвращения "коммунального синдрома".
  *Иначе неизбежен расовый или религиозный бунт - рациональное организованное открытое действие меньшинства с целью удовлетворения социальных, экономических и культурно-языковых требований...
  
  13. Динамика социальной системы:
  Социальная эволюция:
  Эволюция - социальная диффузия, постепенное изменение общества.
  Инновация, чтобы быть усвоенной социальной системой, должна сначала быть усвоена частью системы (группой), которая в состоянии организовать процесс представления инновации традиционному обществу, которое примет инновацию, если выполняются условия: 1) инновация не меняет принципов системы (*т.н. "устоев" типа родового или рыночного устройства) 2) имеет консервативную (традиционную) форму.
  Контролируемая диффузия - залог успешной социальной эволюции. *То есть для успеха требуется диффузия инновации через фильтр системы ценностей. И, само-собой, контроль за проявлением биологических нужд...
  Теория социального действия Парсонса:
  В основе социального действия - процесс переработки социальной информации.
  Социальная эволюция - система воздействия на общество на уровнях: личности, общества, культуры и природы.
  Состоит из четырёх обязательных подсистем:
  1) адаптивной инструментальной подсистему управления социальными объектами;
  2) экспрессивной потребительской системой удовлетворения потребностей и достижения жизненных целей;
  3) латентной (=скрытой) системой управления энергией сохранения традиционных образцов поведения;
  4) экспрессивной системой управления социальными символами по критериям необходимости равновесия каждой социальной подсистемы и обеспечения долгосрочной устойчивости при смене поколений.
  *В теории Парсонса нет исторического аспекта, не определена цель социального движения...
  Парсонс: Следует довольствоваться сохранением равновесия социальной системы в процессе объединения частей, деталей и аспектов.
  Теория социальной стратификации и социальная мобильность:
  Социальная стратификация - обязательная характеристика общества, иерархическая структура, упорядоченное неравенство, в котором людям даются ранги в соответствии с их социальной ролью.
  Параметры неравенства: статус, положение, роль, престиж.
  Стратификация - результат стремления социальной группы к координации усилий.
  Стратификация - функция (следствие) сравнения расположения в иерархии при выработке стратегии социального поведения, которое состоит из типовых методов решения проблем при удовлетворении потребностей.
  Теория социальной структуры:
  Парсонс: "Бесклассового общества не бывает".
  Основные элементы социальной структуры - статус и класс.
  Парсонс: Класс это группа людей привязанных друг к другу через взаимодействие, равенство статуса и сходный образ жизни.
  Существуют четыре класса: высший, средний, рабочий и низший.
  Высший класс:
  существует на ренту от капитала, приобретённого по наследству или в результате личной деятельности. Его доля в национальном доходе от 20% до 50%.
  Социальные признаки принадлежности к высшему классу: членство в закрытых клубах, проживание в особых комьюнити, наличие свободного времени, большая степень семейной солидарности вследствие совместного владения наследством.
  Психологические признаки: стремление к сохранению капитала, классовая солидарность.
  Средний класс:
  В основном занимает должности интеллектуального труда и менеджмента: молодые (до 50 лет) сотрудники, лица свободных профессий, айтишники, менеджеры сферы финансовых услуг.
  Состоит из трёх подклассов: 1) военный средний класс 2) "средний" средний класс 3) "низший" средний класс.
  Главный объединяющий признак - стремление занять важное общественное положение и обрести богатство.
  *То есть исповедует "этику успеха"...
  Принципы деятельности среднего класса: соперничество, устремлённость в будущее, в создание "своего дела".
  Имеют психологию "молчаливого большинства".
  Рабочий класс:
  Составляют работники физического труда, сферы обслуживания и рядовые инженеры и специалисты.
  Имеют доход не ниже прожиточного минимума.
  Социальные приоритеты: семейно-родственные связи и неформальная среда по месту жительства.
  Психология: семейная ответственность, культ честности (справедливости), тревога за будущее, стремление к стандартам благополучия (дом, автомобиль). Важная особенность - недоверие к остальным классам общества, политическая (избирательная) пассивность из-за отсутствия целостного мировоззрения и конкретного восприятия событий социальной жизни.
  Низший класс:
  Имеет доходы ниже "порога бедности".
  Предпочитает жить сегодняшним днём на социальные пособия, то есть в расчёте на помощь общества.
  Принадлежит к "культуре нищеты".
  Социальная мобильность (динамический момент стратификации):
  Источник, индекс и следствие социального изменения.
  Типы мобильности: 1) вертикальная (между классами), воспринимаемая как успех 2) горизонтальная (внутри класса) в результате смены профессии, повышения квалификации.
  
   Заключение.
  Социология, понимаемая как социальная инженерия, в современном обществе занимает место идеологии, как классовой, так и традиционной, которые, очевидно, не в состоянии предотвратить разрушительные социальные конфликты. Психология, лингвистика, системный анализ пришли на смену диалектике и эмпирике в качестве инструментов социального управления. Бысть по сему...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"