Мушинский Олег : другие произведения.

Венера Советская

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первые шаги по исследованию Венеры. Статья написана на конкурс "Отражение-22".


   Давным-давно, в далеком-далеком Советском Союзе шла космическая гонка. Гонялись с американцами. Других конкурентов у СССР поначалу попросту не было.
   Да, в число космических держав уже вошла Франция - став первой страной, запустившей в космос котика - а менее развитые страны вроде Великобритании и Канады выводили свои спутники в космос на американских носителях, но всё это были догоняющие. Единственным достойным соперником выступали США.
   В самом начале космической гонки СССР был безоговорочным лидером, однако США быстро доказали, что с таким соперником, как они, советам придется считаться.
  
   Уже в 1961 году американцы заявили план по высадке человека на Луну. Впрочем, понимая масштаб задачи, уже в 62-м году Кеннеди обратился к СССР с предложением о совместном проекте, однако Хрущев отклонил его, подозревая - возможно не без оснований - что на самом деле американцы подбирались к советской сверхтяжелой ракете-носителю Н1 (Носитель-1). Было заявлено, что Н1 может нести полезный груз массой 75 тонн, а после недавнего (30 октября 1961 года) испытания "царь-бомбы" американским военным нетрудно было вообразить, что и куда она принесет. На практике Н1 так и не смогла толком взлететь, но в тот момент американцам этого знать не следовало.
   Впрочем, протянувший руку советам американский президент сам быстро протянул ноги, и его сменил милитарист Джонсон. А кроме того, у СССР уже появилась куда более амбициозная цель - добраться до других планет. Прежде всего, до Марса и Венеры.
   Тут, кстати, американцы тоже не только жарко дышали в затылок, но и ненадолго успевали вырваться вперед.
   СССР первым запустил автоматическую межпланетную станцию (АМС). Это случилось 12 февраля 1961 года, когда четырехступенчатая ракета-носитель "Молния" вывела на орбиту АМС "Венера-1". Уже оттуда, с околоземной орбиты, разгонный блок (он же четвертая ступень "Молнии") отправил станцию в межпланетный полет. К сожалению, уже через семь дней станция перестала выходить на связь. Проверка показала, что перегрелся и сгорел датчик солнечной ориентации. В космосе, как оказалось, не так уж холодно. В мае того же года "Венера-1" пролетела в 100 тыс. км от Венеры и была окончательно потеряна для землянской науки.
   Поэтому первый успех в близком знакомстве с Венерой остался за американцами. В декабре 1962 года АМС "Маринер-2" прошел на расстоянии 34.7 тыс. км от Венеры, и передал на Землю научные данные - прежде всего подтвердив теорию о горячей атмосфере планеты и не зафиксировал у Венеры магнитного поля (на самом деле оно есть, но очень слабое). Как следствие, именно "Маринер-2" считается первым, кто побывал "в окрестностях" другой планеты и успешно изучил ее.
   Здесь надо отметить, что "Маринер-2" потому и "второй", что был и первый. "Маринер-1" был запущен за месяц до своего второго собрата, однако вскоре связь с ним была потеряна и бортовой компьютер, взяв управление на себя, решил малость погонять и угробил машину к чертям собачьим. Позднее было объявлено, что в программе компьютера была найдена ошибка - в коде пропущен дефис, который газета "Нью-Йорк Таймс" окрестила самым дорогим дефисом в истории. Так что ошибки и провалы случались не только у СССР, но и у США.
   Однако судят, как известно, не по провалам, а по успехам, и теперь Советскому Союзу надлежало делом доказать, что он по-прежнему номер один в космосе.
   В 1964 году СССР активно включился в "лунную гонку", а также вновь обратил свой взор на Венеру. С момента первого пуска ракета-носитель "Молния" была доведена до ума, замеченные недостатки конструкции устранены и 2 апреля к Венере отправилась новая АМС с посадочным модулем на борту. Впоследствии эта АМС получила название "Зонд-1".
   В СССР не любили неудачи - а кто их любит? - поэтому возникла традиция переименовывать космических неудачников под то, что у них всё-таки получилось. "Зонд-1", как видно из названия, успехами на венерианском поприще похвастаться не смог. Советская электроника, собранная на электронных лампах, оказалась слишком уязвима к опасностям космоса. Микротрещина в лампе привела к короткому замыканию, и уже к середине апреля вся электроника полностью развалилась. Еще месяц удавалось поддерживать связь через посадочный модуль, который исправно передавал данные о космическом излучении, однако 14 мая замолчал и он. "Зонд-1" пролетел мимо Венеры и затерялся во мраке космоса.
   Благодаря собранным данным полет Зонда не стал полным провалом, но и хвастаться пока было нечем. На Земле снова и снова анализировали причины неудачи. "Детские болезни", вроде установки на космический корабль модуля, непредназначенного для работы в вакууме, были устранены, но главная проблема - слабость советской электроники - выглядела непобедимой. Обычно ненадежность какого-то узла решалась дублированием, но АМС - конструкция компактная. Там попросту нет лишнего места, да и массу желательно минимизировать насколько возможно.
   Что ж, если нельзя продублировать системы, можно продублировать всю станцию!
   В ноябре 1965 года к Венере с интервалом в четверо суток отправилось сразу две АМС: "Венера-2" и "Венера-3". Замысел оправдался. Система управления на "Венере-2" вышла из строя на подлете к планете и АМС прошла в 24 тыс. км от планеты, даже не сумев передать на Землю никаких научных данных. Однако идущая следом "Венера-3" вошла в атмосферу планеты и 1 марта 1966 года со всей дури достигла поверхности планеты!
   В результате этого к востоку от кратера Мид появился первый рукотворный кратер на Венере. В нём, если повезет, можно найти крошечный - всего 70 миллиметров в диаметре - глобус Земли с гербом СССР.
   На этом космический авторитет Страны Советов был несколько восстановлен. Советский аппарат первым достиг поверхности другой планеты. Но в 60-е годы просто убиться о планету было уже мало. Надлежало изучить ее, продемонстрировав миру всю мощь советской науки.
   В том же 66-м году советская космонавтика понесла серьезную утрату - умер Сергей Павлович Королев. ОКБ Королева продолжало работать над космической программой, однако создание последующих посланцев на Венеру передали в НПО имени Лавочкина. Его возглавил Георгий Николаевич Бабакин, которому Королев незадолго до смерти передал свои наработки по лунной и межпланетной программам.
   Под руководством Бабакина были созданы опять же две "Венеры" со спускаемыми модулями. Одна из них получила номер "4", другая, не сумев покинуть земную орбиту из-за отказа в разгонном блоке, стала "Космосом-167". 18 октября 1967 года "Венера-4" благополучно вышла на орбиту Венеры и приступила к выполнению главной задачи. АМС вошла в атмосферу на ночной стороне планеты и сбросила спускаемый модуль. Орбитальная часть еще какое-то время передавала на Землю информацию, пока не разрушилась в верхних слоях атмосферы.
   Впрочем, спускаемый модуль пережил ее ненамного. До этого времени скрытая плотными облаками поверхность Венеры представлялась землянам как планета-сестра, некий аналог Земли времен мезозоя, с парниковым эффектом, с огромными океанами - первые спускаемые аппараты рассчитывались в том числе для посадки на воду - и, чем черт не шутит, с огромными лесами хвощей, меж которых бродят венерианские динозавры. Самые суровые расчеты предполагали давление у поверхности Венеры порядка 10 атмосфер. Спускаемый аппарат был рассчитан на вдвое большее давление - 20 атм. - что позволяло ему уцелеть даже при падении в океан.
   Однако космическая сестренка тотчас продемонстрировала свой суровый нрав. Уже на высоте в 61км манометр показал давление в 7.3 атмосферы, после чего выбыл из игры. Температура за бортом была +33 градуса Цельсия, и она стремительно возрастала. На высоте в 28км датчики показывали уже +262 градуса, а затем целых 100 атмосфер венерианского давления попросту раздавили земной аппарат. Поверхности достигли лишь бесформенные обломки.
   Тем не менее,"Венера-4" передала на Землю важную научную информацию. Она даже сумела обнаружить просмотренное "Маринером" магнитное поле планеты, которое оказалось в наличии, хоть и было в 3000 раз слабее земного.
   19 октября, опоздав буквально на сутки, к Венере примчался американский посланец - "Маринер-5". Напичканный аппаратурой и оснащенный новейшими интегральными микросхемами, американский аппарат пролетел на расстоянии всего порядка 4 тыс. км от Венеры, собрав богатый урожай данных об атмосфере и поверхности планеты, а также подтвердив наличие у нее магнитного поля.
   Тут США буквально наступали СССР на пятки, и советам следовало поспешить с новой экспедицией. Пятая и шестая "Венеры" были уже практически готовы, однако новые данные перечеркивали все предыдущие расчеты. Шансов достичь поверхности планеты у обеих "Венер" не было. Однако и времени на переделку тоже не было.
   США демонстрировали успехи в лунной гонке. После успешного полета советского "Зонда-5" с черепашками на борту вокруг Луны в сентябре 1968 года - о чем ЦРУ поставило в известность американское руководство еще до официального объявления о полете - американцы в декабре уверенно запустили тем же маршрутом пилотируемый корабль "Аполлон-8" с астронавтами. Их благополучное возвращение на Землю означало, что США вплотную приблизились к полету человека на Луну.
   В январе (5-го и 10-го числа) 1969 года "Венеры" стартовали к своей цели, благополучно достигнув ее в мае того же года. При этом "Венера-6" почти догнала 5-ю, опоздав всего на сутки. Обе "Венеры" были модернизированы, чтобы как можно дольше продержаться в суровой атмосфере и передать на Землю как можно больше полезной информации. "Венера-5" продержалась 52 с половиной минуты, "Венера-6" - ровно 50. Последний привет от обеих пришел с высоты в 18 км.
   Объем полученных данных позволил утверждать, что цели полета выполнены полностью. Теперь ученые в точности представляли, что ждет посланцев Земли под толщей венерианских облаков, и даже внизу, на поверхности. Анализ данных показал сложные перепады высот, а это означало землю, а не океан. Про плавучие модули можно было забыть окончательно. НПО Лавочкина приступило к постройке двух новых "Венер". Неудача исключалась.
   В июле 69-го года американцы выиграли лунную гонку, совершив первую высадку человека на Луну, и советский проект лунного города Барминграда оказался под угрозой закрытия - окончательно его свернули в октябре 70-го - американские "Маринеры" успешно летали мимо Марса, доставляя на Землю ценнейшую информацию и подготавливая почву к первой посадке на другую планету, и возник реальный риск уступить статус первой космической державы. Это было недопустимо! В 70-м году фраза "Советский Союз первым в мире..." просто обязана была вернуться на страницы газет.
   В августе 1970-го две "Венеры" стартовали с космодрома Байконур. "Венера-7" отправилась к цели, восьмая под грохот взрыва в разгонном блоке стала "Космосом-359". Титановый корпус спускаемого аппарата был готов выдержать давление в 180 атмосфер, его не пугала ни температура в 500 градусов Цельсия, ни бешенные ветра Венеры, разгоняющиеся до 100м/с, а то и до 140 м/с (504км/ч). Это чудо советского гения, выглядевшее как горшок на коротких ножках, весило ровно 500 кг, а вся АМС - 1180 кг, что потребовало спешной доработки разгонного блока, чтобы впихнуть в него еще 140 кг топлива. Скорее всего, именно эта поспешность и стала причиной взрыва восьмой "Венеры", но именно на такой случай их и отправляли вдвоем.
   15 декабря 1970 года "Венера-7" вышла на орбиту планеты, и начался спуск. При входе в атмосферу отказал телеметрический коммутатор. Сигналы поступали лишь от датчика температуры и системы посадки. Температура стремительно росла с 25 градусов до 475, но аппарат держался. В 8 часов 34 минуты спускаемый аппарат, созданный в СССР, впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность другой планеты.
   Место высадки находится к северо-западу от области Альфа, через которую нынче проходит нулевой меридиан Венеры. "Венера-7" еще 20 минут передавала сигналы с поверхности, прежде чем суровая венерианская атмосфера заставила ее замолчать навсегда.
   В 71-м году Советский Союз еще раз утер нос американцам, совершив первую в мире жесткую, а 2 декабря и мягкую посадку АМС на Марс, после чего вновь вернулся к исследованию Венеры.
   Идея дублирования станций продолжала себя оправдывать. К Венере вновь отправили две идентичные АМС, и вновь одна из них быстро стала "Космосом-482". Однако вторая - заслуженно получившая название: "Венера-8" - долетела и мягко опустилась на поверхность планеты. Причем, в отличие от предыдущих АМС, она опустилась на дневной ее стороне, продержалась там 50 минут и нарисовала чуть более оптимистичную картинку, чем ее предшественницы.
   Атмосфера Венеры была прозрачна, облака - достаточно высоко, кислотные дожди хоть и имеют место быть, но испаряются в воздухе (это явление называется вирга и встречается даже на Земле, только у нас (пока?) дожди не кислотные) в общем, можно делать фоточки и постить их в научные журналы.
   Американский "Маринер-10", впрочем, предпочел делать фотографии с безопасной дистанции в 5770 км, а вот советские "Венера-9" и "Венера-10" опустились на поверхность (в октябре 1975 года) планеты на вулканическом плато под название область Бета и почти за час (каждая) успели наделать кучу панорамных снимков. Правда, еще черно-белых, но 13-я и 14-я "Венеры" уже сделали не только цветные фото области Фебы, но и записали звуки Венеры. Разумеется, тоже первыми в мире.
  
   На сегодняшний день "Венера-14" стала последней АМС, посетившей негостеприимную поверхность Венеры. В наши дни улучшенная аппаратура позволяет исследовать планету с безопасного расстояния, либо пролетая мимо нее, либо с искусственного спутника (где, кстати, тоже первенство за Советским Союзом).
   США совершили удачную посадку на Венеру всего один раз, в 78-м году. Учтя опыт СССР, они запустили сразу 4 модуля, один из которых продержался на поверхности 68 минут, что позволило американцам "поставить галочку" в освоении Венеры - "мол, и мы там были" - и, сохранив научное лицо, сосредоточиться на менее суровом Марсе.
   Однако неверно считать, будто бы венерианская гонка была только вопросом научно-технического престижа страны. Достижения советских ученых и конструкторов в области ракетостроения укрепляли ракетно-ядерный щит СССР, а космические успехи открывали перед человечеством - не только перед Советским Союзом, а перед всеми землянами - путь к звездам. Ведь как говорил Циолковский: "Земля - это колыбель человечества, но нельзя вечно оставаться в колыбели".

Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"