1. Как продавец (редактор издательства). Если буду рекомендовать "не те" романы - то потеряю работу.
2. Как коллекционер. То есть если роман мне нравится - то могу заказать эксклюзивное оформление, единичный экземпляр - для себя.
После трех романов понял, что привычка к плохим рассказам на конкурсе слабо относится к конкурсу романов. Пришлось избавляться от привычки прочитывать произведение дважды. Пришлось вспоминать - что значит читать "с конца". Четкий критерий того, что я уже не критик, а критикан - взять хороший роман (из классики) и если после второй страницы ловишь мысль, что тебе наплевать и совершенно неинтересно, значит - получасовой перерыв.
А романов много, много... В основном - дурацких... Часто - растянутых специально... Большинство - бессмысленные... Да и вообще идею уловить в романе... сложно... почти невозможно... как уловил - закрываю файл и больше не читаю... это значит автор - молодца, подошел с душой, все сделал как надо, поработал с литературой, наизнанку вывернулся... пока такое только с Данихновым произошло... но и то хорошо... читаю дальше...]
Медведникова Влада. Предвестники Мельтиара.
Хуже нет пытаться описывать собственные сны и выдавать их за реальность. Особенно - в романе. Почему? Потому как роман предусматривает описание целого пласта времени и (не-) человеческих отношений. Там - и динамика, и психология, и история, и реалии, идеи прошлого столетья, секс и бессмысленность. А в "Предвестниках..." - только психология. Сон, понимаете? Видения чего-то в том мире, в этом, нереальность, психоанализ. Устал читать. Обычно при слабом начале автор "выписывается", стиль выравнивается, но здесь этого незаметно. Герои не развились. Единственный плюс - в какой-то момент (после второй сотни тысяч знаков) почувствовал как будто, да, сам во сне, хочу летать, но не могу... Это поздно, слишком поздно... Куда девать остальные 8 авт.листов? Из романа получился бы неплохой рассказ. И вот рассказ бы я напечатал (как редактор).
Или бы заказал (как читатель).
Погорелов Василий. Дети Перуна.
Как-то несерьезно все. Так и не понял - автор просто писал что в голову взбредет или о чем-то там думал? Совершенно неподготовленное произведение. Куцые предложения. Практически без описаний. Хазария при Владимире К.С? Хазария - одновластная? Хазария шаманская? В Хазарии говорят на русском? А история - не считается? Тогда и Хазария - не считается... Дочитывал роман после Хазарии уже через страницу. То есть на каждой странице по предложению. Забавно, в среднем на сотню страниц прочитал три с половиной сотни слов. Роман ушел влет... Точнее, в свободный полет... Василий, не обижайтесь, но ваш роман пока самый слабый из прочитанных.
Данихнов Владимир Борисович. Мир под прицелом.
Так, если кому буду говорить, что не дочитал произведение - считайте похвалой. В "Мире" остановился на главе "Мум, жрец грома". Заставил себя остановится - потому как мог читать дальше не отрываясь. С 9 до 11 вечера прочитал более 120 тыс знаков, с перерывом, чтобы ребенку задницу помыть. Впечатляет? Меня тоже. Но, к сожалению, критикой заниматься пока не буду - не дочитал. А вот был бы редактором - порекомендовал бы в печать. И коллекционером - единичный экземпляр заказал бы. Дочитать на досуге. Еще вернусь. А пока - идем дальше...
Непейвода Софья Николаевна. Новые герои
Уже читал - но только 1-ую половину (мало скачал тогда). И сейчас не дочитал. Заставил себя остановится. Больно интересно. Хоть и по второму разу. Хорошо персонаж поданы, главное, что имена у них разные - не запутаешься. Единственное - начинает казаться, что автор "выдыхается". Это настроение начинает возникать после восьмой главы. Помнится, я тут и в прошлый раз затормозил. Почему? Потому как непонятны стали мотивации героев. Просто так, за здорово живешь, срываются с места. Конечно, разрушение Мирограда - вполне серьезная причина, но я, как читатель, уже привык, что у героев (у каждого) своя жизнь, стремления, характеры, наконец. Было бы лучше, кажется, чтобы их пути случайно пересекались (такие моменты есть). Тогда бы сохранилась интрига, тайна... Показалось же, что автор, когда герои принялись разбегаться по щелям, волевым усилием собрал их вместе. Непривередливый читатель этого не заметит. А я пока прочитаю концовку.
... Ага, не показалось. Концовка слабовата. Вместо сильных, уверенных концовок-развязок - долгие односложные разговоры.
Придется читать полностью. Это плохой знак.
[Мысль вслух.
Ну, верно, все поняли, что хочу сделать. Итак, сразу "отсеиваю" хорошие романы. Их буду читать и оценивать дальше и глубже:-). Плохие читаю сразу и до конца. Чтобы обиженный автор не кричал потом: Вы даже не прочитали!
Теперь могу спокойно ответить - прочитал. Взвесил, нашел легким.
По-моему, это справедливо.]
Столдис Сергей Анестисович
Начало пути.
Конечно, осилить весь объем так и не смог. Остановился на четвертой сотне. Сначала - о положительных сторонах опуса. Роман, конечно, найдет своего читателя. Мне тоже нравилось подобное чтиво - но давно, очень давно. Лет двенадцать назад, когда глоталось все подряд и в любых количествах. В книге (а лучше всего читать подобное с листа, нежели с монитора) множество фактов, историй, иногда мелькают довольно интересные размышления. Чтобы не говорили автору - но я вижу, что за строками стоит упорный труд, может быть - научный. Как читатель - я бы заказал эксклюзивный экземпляр. А вот как редактор большого издательства... Да, есть над чем голову поломать. Книга может вызвать волнения и даже скандалы. Это есть хорошо. Предположим даже, что сцепятся русофобы и русофилы. Вызвано это будет тем, что автор выбрал поучительный, менторский тон изложения весьма щекотливых фактов. Например, официальная версия истории говорит о том, что Свенельд (Сфенальд) был дедом Добрыни Никитича (Мистишича). А Киевская Русь уж больно похожа на пустыню (это я о "суперкроссе" с Отшельником). Меж тем как по Византийским источникам Святослав уничтожил Хазарию имея 70 тыс. бойцов. Второстепенные персонажи похожи на картонных человечков. Динамика ослаблена размышлениями. Топорная (танковая) подача информации. Главный герой слишком похож на друида из "Дьябло". Запятые пляшут. И главное - герою перестаешь верить. Слишком он нереальный, и события - нереальные. И значит, все остальное - нереальное. И сколько бы автор не напускал напыщенный и всезнающий вид, я, как читатель, говорю - все это выдумано (особенно меня замутило от джедайского меча). В крайнем случае - надуманно. И поэтому дискуссия между русофобами и русофилами (вернемся к ней) - затихнет, так и не начавшись. Это есть плохо. Роман нуждается в очень, очень и очень серьезной редакторской и корректорской правке. Роману нужна жизнь, динамика, его нельзя замыкать на немногочисленных поклонниках полудокументальной славянофэнтезийной прозы.
Шилоносов Андрей.
Движение жизни.
Нет, это не для меня. Андрей, извините, но я не смог найти в романе ни одного положительного момента. Некоторые предложение и даже главы не поддаются редакторской правке вообще. Подсчитал количество грубых (грубейших) стилистических ошибок на одном авторском листе - получилось нечто фантастическое. Сорок штук. На сорок тысяч знаков. По одной - на тысячу. Я впечатлился. Особенно с вагонетками на мосту - перечитал эпизод три раза, но так и не понял - что имелось в виду? А вообще, почему вы написали этот роман? Нет, мне просто интересно... Неужели ради того, чтобы показать как травоеды становятся мясоедами? Может, автору хотелось продемонстрировать буйство своей фантазии? Самое прикольное - что многие издательства печатают подобную чушь без зазрения совести.
Сударева.
Король и судья.
С удовольствие прочитал начало и концовку. Повеяло "Тремя мушкетерами", но какой автор откажется от такого лестного сравнения? Легкий, спокойный, размеренный стиль. Казалось бы - интриги как таковой нет (ну не нашел я в начале романа злодея, желающего уничтожить мир, или, по крайней мере, все человечество), но подсознательно чувствуешь, как умело закручивается вокруг читательской шеи удавка заинтересованности. Нет, не скажу, что это сильный роман. Он просто достойный. Уверен, что автор нашел, чем заинтриговать читателя. Предположу пока, что это будет простая истина - любовь, или честь, или самоотверженность. Прочитаю, конечно, но позже.
Кстати, в романе есть моменты, над которыми можно долго и много размышлять. По крайней мере я нашел очень интересную связку. Это когда дворяне относятся к простолюдинам как к быдлу, но готовы прыгнуть в горящий дом, чтобы спасти маленькую девочку - дочь крестьянина. Это что - воспитание или порыв души? Или что-то еще? Вопрос более чем запутанный. Недавно смотрел передачу о Соловках. Там беспризорников загоняли в камеры к взрослым, но так как у ребятишек документов не было - не было и дел, а не было дел - не было бумаг. Нет бумаг - нет заключенного - еда не положена. С другой стороны, некоторые беспризорники сами слабых притесняли. А один взрослый (причем - дворянин, офицер), нашел выход даже в такой, казалось бы, безвыходной ситуации...
В общем, спасибо за приятное чтение, иду дальше...
Проклятые мастера. Антипова.
Очень долго размышлял - с чего начать? Казалось бы, роман хорош. Начало достойное. Внутренний мир Героя разложен по полочкам. События... Вот что с событиями? Понимаете, было интересно читать начало. А потом, сразу вдруг, после знакомства с вампиром Стасом - охладел. И сразу начал копаться, анализировать - почему? В какой-то мере критическое мышление сильно мешает восприятию любого произведения, иногда вообще стараешься отключить это самое критическое...
Интригующее начало захватывает читателя. Герои ждут ЕГО. Кто ОН - непонятно. Вроде бы жду от автора, что дальше все закружится вокруг этой странной интриги. Ан нет, произведение начинает рассказывать о самом Герое. То есть, вроде бы читатель должен идти по инерции. А я вот остановился. Роман для меня стал повестью, причем - детективной. А детективы, за редким исключением, очень часто строятся на приеме: ударное, интригующее начало - а потом клубок распутывается. Казалось бы - что здесь страшного?
Это уже вопрос к читателю. Почему мне не нравятся детективы? Именно своей предсказуемостью. Ты знаешь, что в конце концов кто-то победит, дойдет до конца - либо преследователь, либо преследуемый. Вот и все! Конечно, автор может показать богатство своей фантазии, трагикомичность ситуаций, неожиданные логические "петли" - они становятся главными в повествовании. Правда, автор "ПМ", конечно же, (может даже сознательно) - пытается уделять внимание больше не действию, а подавать динамику, трансформируя ее через мысли Героя. Но опять таки не совсем удачно, как показалось. Для мужчины, который выбрал своей работой - убивать, размышления о других отвлеченных вещах кажутся немного надуманными. Наверно, это можно было разделить, то есть показать: таков герой - в бою, а вот эдакий - в обычной жизни. Но тут уже психологические тонкости и влезать в такую кашу решаются не все.
У этого романа-повести, конечно же, есть свой читатель. Но я, к сожалению, не отношусь к ним. Заказать эксклюзив бы не решился, но вот после небольшой редакторской правки (теперь рассуждаю как редактор) - запросто бы отправил в небольшой тираж.
Удачи.
Фомичев Сергей. Серая Орда.
Мне было интересно читать. С Сергеем общаюсь достаточно давно и активно. И очень продуктивно. И Серую Орду читал как собственное детище, пытаясь понять - ну почему же многие серьезные, и глубоко продуманные вещи, в которые, казалось бы, вложено все, что можно - очень скоро для самого себя становятся пустыми и неинтересными. Обзываешь самого себя графоманом, стараешься усилить динамику - получается пафос, заостряешь описания - приходишь в болото, начинаешь объяснять логику - выходит пустословие.
Вот эпизод, как герои ночью покидают постоялый двор. Казалось бы - вокруг крестьяне, которые все закоулки знают как свои пять пальцев, пусть и уставшие после боя - но бдительность не ослабевает на первый день. Ладно, предположим, что их действительно ослепили костры, а герои, увешанные оружием и в самом деле передвигались бесшумно, что ни одна доска или жердь не скрипнула. Тогда почему монахи делают засаду на реке, не легче ли было продырявить лодки, вытащить их на берег, а потом перебить супротивников?
Просто - это жизнь, в ней не все действия логичны, не всегда получается так, как хочется. И даже закованные в гремящие латы рыцари могут появиться неожиданно из подземного хода. И никому в голову не приходит проверить - кто скрывается внутри Троянского коня?
А роман действительно получился. Единственное, что грызет душу - он мог получится еще лучше. И как всегда возникает риторический вопрос - кто виноват и что делать?
Удачи. Ринат.
Мор. Дети Лезвия.
Начал читать роман с желанием разнести в пух и прах. А потом понял, что это действительно серьезная вещь. Не стоит верить злопыхателям - они завидуют. Я сам завидую. Атмосфера - поразительная. Читателя так и надо - с самого начала окунать в холодную воду. Многие гениальные вещи начинаются (и продолжаются) непристойностями. А смерть? Часто ли мы желаем смерти другому? Может, каждый день? Убью, убил бы, задушил бы собственными руками - многие так говорят, но никто не делает. И вот появляются герои, которые не боятся делать то, что думают. В романе всего в меру - поэтому и кажется, что чего-то не хватает. Читателю есть место для размышления - разве это плохо? И вот когда начинаешь думать, то становится немного не по себе.
Например:
'Да, я заслуживаю наказания за то, что сделал плохо... Я не замечаю боли... И я никого не убиваю... Я размышляю'.
Читатель знает, что он слабей главной героини, но одновременно понимает, что где-то - сильней. Невероятное ощущение.
Давно не встречал такого напора, такого четкого слога (даже красивости к месту). Все сравнения (с Желязны и Васей Пупкиным) - чушь. А вообще, если сравнивают, и не приходят к общему мнению - это очень хорошо.
Дети Лезвия - цельнолитая и хорошо прокованная вещь. За словами виден автор, по крайней мере - заряжаешься энергией. Произведение похоже на карточный домик из железобетонных плит. Хрупкий, нелогичный - и одновременно существующий сам по себе, и человек без экскаватора перед ним - ничто. Пример логичной нелогичности - казалось бы, что даройо давно бы перебили друг друга. Ведь они убивают. Популяция маленькая. Чушь, скажу я вам. Популяция людей по сравнению с популяциями микроорганизмов несравнима. Люди убивают друг друга постоянно - в бытовухе, в разборках, на войне. Особенно - на войне. И пока человечество, вроде бы, не уменьшилось в численности. Наоборот - растем, скоро в космос полетим :-). Так же и Дети Лезвия. Правда, автор в конце концов 'коцает' всех подряд. Но ничего, это тоже выход.
Мог бы наговорить много всего. Не хочется быть слащавым. Тем более, что, опомнившись, начинаешь понимать, что давно уже надоели женщины супергерои. Вообще женщину-супергероя представляю так: бабища под два метра, сломанный нос, порванные уши-лопухи, вместо груди - мышцы, в общем - гермафродит, причем очень хорошо развита физически. Видел такую самбистку... Мужиков (неподготовленных:-)) кладет одной левой.
Поздравляю с отличным романом на конкурсе. Удачи автору. Ринат.
Златан. Царство Пламени.
Читать было интересно. Но только потому, что хотелось узнать - как автор выпутается из очередной заморочки. Но в печатать еще рано (это я со стороны редактора:-)). Вроде бы проглядывается стиль, и мысли встречаются замечательные, и фантазия на уровне, но проглядывается за всем этим какая-то беспомощность. Нет силы слога, не стучат копыта боевых коней с листа. Показалось, что все это - из-за слабости главных героев. Пассивные они, инертные. Как читатель - не стал бы заказывать эксклюзивный экземпляр. Вот такие блины с пирогами. Удачи. Ринат.
Баимбетова Лилия. Перемирие.
У в стиле у Лили есть один большой плюс, который, однако, в большом произведении превращается в минус. Это подробные описания. В рассказе это хорошо. В романе (большой повести) - плохо, как мне кажется. Ну приколебало (прошу покорнейше извинить за резкость) читать в десятый раз - кто и во что был одет; как выглядело его (ее) лицо в тот или иной день и час. Прочитал до 6-ой главы, то есть почти половину. Показалось, что динамики нет совершенно. Автор пытался передать динамику через внутренние ощущения героини, через сеть малозначительных событий, которые, однако, должны были дать понять читателю - насколько серьезными они могут быть, эти малозначительные события. И вообще, можно ли назвать убийство ребенка 'малозначительным'? Может, это я такой бессердечный, и не понимаю тонких чувств? Может, этот роман даст начало новому жанру - 'женской фэнтези'... Но если бы был издателем - то поостерегся печатать. А вот экслюзив (как читатель) заказал - есть там просто замечательные описания... Можно было бы оставить только их, а остальные - выбросить :-).
Ли, удачи тебе. Ринат.
Светов Сергей. Сказочник.
Одним словом - запутался. Кстати, очень часто случается, что 'простые' действия 'просто' описать трудно. Сплав и подъем, даже 'пешку' - объяснить 'чайнику' с бумаги практически невозможно. Недаром устроители 'робинзонад' просят вести личные дневники, записывая лишь ощущения, а не технические подробности. Но, когда горы кончились и пошли 'сказки', запутался еще больше. Казалось бы - стиль автора легок, все объяснения к месту, все логически состыкуется. Но оторвешься на час - и нужно читать на десять страниц раньше, чем остановился. Уж очень это необычно - игв, Оум, Стабилятор, девушка - пилот истребителя, свертка, шрастр. Пока разберешься - испарина выступит.
Самая большая претензия - мотивировка действий героя где-то после второго авторского листа пропадает. А ведь такое многообещающее начало.. А получилось - то маму ищет, то с папой ссорится. Вот бы где глубокомысленный авторский диалог внедрить. Может, что и прояснилось для читателя.
Кстати, нашел интересную фразу. Какая-то из глав начинается со слов - 'жар усилился'. Это выглядело так забавно - смеялся минут десять. Это я чеховское 'мороз крепчал' вспомнил. Если автор это употребил к месту - честь и хвала. Надо найти... Так... Не, не к месту, но все равно - забавно.
Даже и не знаю, как относится к роману? Вроде бы и не плохо. А вроде и не хорошо. Вот и пойми нас, графоманов-критиканов.
Удачи. Ринат.
Галанина Юлия Евгеньевна. Кузина
Романова Оксана Павловна: Рионсага
Амарга Золотая свирель. Часть первая
Покорнейше прошу за то, что обозреваю эти три произведения вместе. Просто читал их одно за другим. И, знаете, впечатлился. Умеют, умеют люди писать.
Самым сильным (произведением) показалась 'Кузина'. Зацепила так, что пришлось после четвертой главы просто тормозить себя. И как здорово автор выбрала 'крючок'! Ведь интересно читать про собственное созвездие, выискивать, можно сказать, - знакомые имена, пусть это имена звезд. Легко, непринужденно, и еще... Ну уважаю я те произведения, где есть труд. Простой ручной труд. А ведь перед 'литейным ковшом' и Стругацкие пасовали. Огромнейший минус произведения - малый размер. Маловато для романа, слишком много для повести. Есть над чем подумать.
'Рионсага' хороша тем, что автор сразу окунает читателя в мир интриги. Житейская (две женщины на одного мужчину), логическая - куда идти и что делать, сказочно-эльфийская. Плюс сказки и побасенки... Все это не спроста - думает читатель. И автор оправдывает ожидания. Таинственность нагнетается очень умело и вот уже не замечаешь, как легкое развлекалово превращается серьезное чтиво, причем на самом высоком стилистическом уровне.
'Золотая свирель' в этой тройке выглядит самой слабой. В нее очень трудно втянутся. По крайней мере, мне это удалось с трудом. Но что интересно... В какой-то момент понял, что потенциал автора очень велик, скажем так - больше, чем у авторов предыдущих романов. Очень интересное впечатление. Это в плюс. В минус пошло то, что слишком много отступлений, стихов, внутренних мыслей. Поймал себя на том, что автоматически не читаю их. И без них смысл не теряется.