В пятой главе пятой части 'Архипелага ГУЛАГа' Солженицын пишет, нет ничего дороже жены. Я у Эминеску в 'Изверившемся духе' читал другое. Жена продаётся за деньги, и если она с тобою, то потому что у тебя есть в кошельке, а не потому что она понимает твою широкую душу. Главное, как я понял из текста романа Эминеску, это твоя мать, литература и музыка. По сюжету мальчик, плача, засыпает на могиле своей матери, и он видит во сне райский сад, мать и святых. Святые 'сказывали сказы (то есть - литература) и пели песни, сложенные, пожалуй, ещё до сотворения мира и человека, а я поражённо внимал им'. Моя мать двенадцать лет ухаживала за слепой бабушкой - своей матерью. Ухаживала даром, ещё приносила ей своё, а наследство отхватил её брат. И научила брата его жена. В результате брат моей матери, мой дядя, спился до алкоголизма и умер, можно сказать, молодым - в 62 года. Видимо, совесть его грызла. Поэтому не жена, а мать, литература и музыка, как написано у Эминеску.
Сочи
Отправил на емайл Международной Академии трезвости письмо и один рассказ: "Здравствуйте. Вижу - Международная Академия трезвости. Я тоже против легальной наркомании. Я написал около 70-ти рассказов, в основном высмеивающие и осуждающие пьянство и курение. Юджин Витла, персонаж романа Теодора Драйзера, учил подавать читателю серьёзный материал с каким-нибудь развлекательным сюжетом. На литературном портале Неизвестный гений, например, на 18 февраля - 2 тысячи 239 прочтений этого рассказа. Записанным в рассказы не по нраву сказанное о них, но Достоевский утверждал, пусть рушится всё - и государство, но пусть торжествует правда. А правда такая:" - и дальше я дал им рассказ "Быдло".
Президент Академии ответил, приглашает в Сочи: "Василий, добрый день!
Если у Вас есть серия таких маленьких рассказиков, то я Вас приглашаю на Международный форум в Сочи. Программу прилагаю. Устроим там Ваш творческий вечер. Почитаете рассказики. Поведаете немного о себе. Если у Вас, как Вы пишете, есть небольшие книжки, то их там (в Сочи) можно будет продать. Если еще нет, то нужно издать и привезти в Сочи. Там их с удовольствием раскупят. Одно только пожелание: завершите свою книжку несколькими рассказиками, где торжествует трезвость. Нужен позитив. Время еще есть, чтобы все это осуществить. Если Вы проживаете в Молдавии, то свяжитесь с Чернеем Иваном Алексеевичем (г. Кишинев). Он формирует делегацию от Молдовы в Сочи. В Сочи будете проживать в три раза дешевле, чем все остальные проживающие в пансионате 'Весна'. В Кишиневе найдите доцента Кудалб Анну Ивановну и порешайте с ней, каким образом вы доедите до Сочи. Помнится мне, что Иван Алексеевич планировал брать туда микроавтобус".
После этого письма Маюрова, в Екатериновке и Чимишлии меня сразу стали травить. Охота на волка!
Пот
Я раскрыл книгу.
- У Чехова я прочитал рассказ 'В море', в котором говорится о матросе, подсматривающем в отверстие за семейной парой. Молодые - пастор и его жена - разговаривали, она не соглашалась, гневалась. Потом кивнула головой. Пастор впустил в каюту купца, тот дал ему денег и пастор оставил купца со своей женой.
Я допил воду.
- И мне вспомнился рассказ одного мужика. Он рассказал историю одной молдавской семьи, проживавшей где-то в Коштангалии. Во время фашистской оккупации у крестьянина в доме жил фашистский офицер. Как-то крестьянин говорит своей жене:
- Офицер предлагает деньги, чтобы ты переспала с ним.
Жена стала отказываться.
- Ну, ты пойми, - уговаривал крестьянин, - с тебя не убудет, а это хорошие деньги - в нашем хозяйстве подспорье.
В конце концов, жена согласилась. Офицер и она остались в спальной, а крестьянин подсматривал через замочную скважину. Фашист и жена крестьянина разделись и занялись сексом. Офицер трудился в поте лица. Он, действительно, взмок и женщина, в пылу экстаза, вытерла ему платочком пот со лба.
Интересна реакция крестьянина, видевшего подробности. Он потом долгие годы, к слову и просто так, укорял жену: ты, де, офицеру во время секса даже вытерла пот, а ко мне относишься как к собаке.
Вся власть советам!
И не раскаялись они в убийствах своих...
Апокалипсис, 9, 21
Писал Солженицын в шестой главе шестой части 'Архипелага ГУЛАГа': 'Ну да впрочем, это были общие черты тамошнего стиля, да и всего строя. С учеников-казахов тоже вынуждали к выпускному вечеру по барану или полбарана - и тогда обеспечивался им аттестат, хоть и при полном незнании; выпускной вечер превращался в большую пьянку районного партактива'. Профессор Сергей Савельев писал в 'Аргументах и фактах': ты никогда не забудешь где твой секс, еда, твои деньги и твоя возможность показать себя с лучшей стороны. Мои деньги, я каждую минуту об этом не забываю, забирают, обсчитывая, екатериновские продавцы Наташа Казакова, Таня Мелешко, Наташа Цабур, Галя Бивол и Сергей Брынзей. Упоминается в шестой главе и о зарубежном радио советских времён. Как-то в 1980-м году, находясь в чимишлийской туберкулёзной больнице, я был приглашён в одну палату, где по транзистору слушали Голос Америки. Я тогда ничего не разобрал из-за помех приёмника, помнится лишь страх, что мы делаем что-то противозаконное: хоть я был в депрессии, я кусочком мозга догадывался, что где-то бродит КГБ. А в 1982-м году я лечился от туберкулёза в Страшенском районе. И свалял я дурака, захотелось иметь профессию. Я подался в киномеханики. Профессия хорошая, но зачем она была нужна мне - депрессивнику? Месяц или два я прошёл курс в страшенском кинотеатре (в одном кабинете). Пришла пора экзаменов. Чернышевский писал, наукам обучаешься не когда тебе преподают, а когда ты сидишь с книжкой наедине. Из их преподавания я мало что усвоил. Экзаменационная комиссия была откуда-то из Министерства. К нам, студентам, подошёл инженер (или кто он был?), сказал, комиссия требует с каждого из нас по десять рублей. Иначе документа киномеханика нам не видать. Так я увидел крокодиловость советской системы.
Сегодня везде должно быть то же самое и даже хуже.
И смех и грех
Написал Бубновскому: "Отвозил свою мать на машине чимишлийской Скорой помощи, у неё что-то с мышцей. По дороге рассказал о кинезитерапии, о вас, имея в виду, до чего тёмен народ и не знает о гимнастике. Про себя я думал, врачи, приезжающие часто и, например, к гипертоникам, уж они то знают о пользе приседаний для ровного давления в сосудах. Но врач первый раз слышала и о вас и о вашей науке. "Как, спрашивает, Бубновский?" и искренно сомневалась в пользе гимнастики. Они, дремучие, знают лишь о таблетках и уколах. Вот она их медицина, гроша ломанного не стоящая. А сколько в неё денег бухают! И больные, и те кто строит все эти больницы".
Запои
- Где моя подруга Пелагея? - спрашивала баба Степанида Ротарь, мать Анны Ротарь - директора екатериновского Дома культуры.
Ох и пьёт баба Степанида! Когда она встречалась с моей матерью Пелагеей Михайловной у нас дома, баба Степанида напивалась до животного состояния, когда уже не могла двигаться и соображать, ложилась на постель и лежала до утра. Утром подруги снова пили, баба Степанида опять не могла двигаться и лежала пластом. Не видя свою мать два дня дома, Анна пускалась её искать: что с ней? куда она пропала?
Тревожные думы старого ворона
Николай Дамиан раньше говорил, что боится меня. Теперь не боится, он понял, кто злодеи. Это менты и прокуроры.
Однажды он возвращался вечером на своей телеге по шоссе, вёз ряску домой. Пьяный прокурор наехал на него на машине, убил его сына, лошадь, Николаю сломал ногу. И что же? Прокурор не сел, лишь купил Николаю другую лошадь, которая через несколько месяцев сдохла. Сейчас у Николая третья лошадь.
Наказывают всех, кроме ментов и прокуроров. Эти умеют подминать законы под себя. Несколько лет назад я видел, как чимишлийский прокурор пьянствовал в екатериновском баре Бивола и в магазине Гука.
- Ты здесь смотрящий? - спросил он меня.
Встречались бы мы с ним чаще, он бы стал определять меня за решётку; он сразу почувствовал, увидев меня, что я птица высокого полёта, а не мелкая сошка, как он, хоть он и прокурор. Потом этот пьяный прокурор сел в свою машину и погнал в Чимишлию. И Вовка Лешану, когда работал ментом, садился пьяным в свой Москвичок и уезжал от бара домой.
'Кабы вы были сильнее, - сказал ястреб в сказке Салтыкова-Щедрина 'Ворон - челобитчик', - вы бы нас ели, а мы сильнее - мы вас едим. Ведь это тоже правда. Ты мне свою правду объявил, а я тебе - свою; только моя правда воочию совершается, а твоя за облаками летает. Понял?
- Погибать, погибать надо! - продолжал твердить старый ворон'.
Кровавые деньги Тани Гончар
Зато Вэнс был здесь в своей стихии,
как был и Герствуд в прежние дни.
Не стесняясь ценами, он заказал суп,
устрицы, жаркое, гарнир И
ПОТРЕБОВАЛ ТАКЖЕ НЕСКОЛЬКО
БУТЫЛОК ВИНА, КОТОРЫЕ ОФИЦИАНТ
ПОСТАВИЛ ВОЗЛЕ СТОЛИКА В
ПЛЕТЁНОЙ КОРЗИНКЕ.
Теодор Драйзер, Сестра Керри
Каждый раз, когда Тане Гончар, жительнице Екатериновки, предлагают деньги, она продаёт вино. Этим вином, только дураку не понятно или законченной сволочи, она загоняет пьющего наркомана в могилу. Не будем говорить о других, а то скажут, что это не моё дело. А моя мать, Таня, - Пелагея Михайловна? Или я должен плюнуть и на жизнь моей матери, жизнь, которую ты сокращаешь?
Сегодня моя мать, напоенная тобою и такими как ты, принесла на своих плечах пьяную Аллу Савку. Трава, кусты и деревья рыдали. И домашние собаки. Только Таня Гончар безжалостно делает деньги на людских смертях. Мать приползла на порог своего дома, вернувшись от Аллы, а здесь её давление накачивает безжалостный табачный наркоман, муж Тани - Славик Стоянов, - пуская ей в нос никотин сигаретного дыма. Далеко моей матери ходить не надо: только выйдя в свой двор, общий с Гончар и Стояновым, они убивают её. Славик убивает никотиновым дымом - за сигареты платит он. Но моя мать платит Тане за отравленное вино (Разве алкоголь не яд?), и Славик на эти деньги покупает не книги, а как раз цигарки - по две пачки в день.
Зачем, Таня, ты убиваешь проданным вином мою мать? Твоя мать и твой отец тоже умерли от запоев. Николай Гончар ещё и от табачной токсикомании. В Интернете говорят, сегодня порядочность не ценится, только сволочизмом можно прожить.
Чадыр-Париж
В 1984 году я был в санатории в городе Чадыр-Лунга. Когда я вернулся домой, в Екатериновку, в один из сладких советских дней я находился на своей кухне: вижу через окно, сосед мой, десятиклассник Сергей Гончар проходит по двору и с барской презрительностью кричит: 'Чадыр-Париж! Чадыр-Париж!' Ну, думаю, как я своей поездкой в эту дыру - Чадыр-Лунгу оскорбил его тонкую чувствительность! Мне даже, как будто, стало неловко за соприкосновение с таким дремучим молдавским городишкой. Думаю, Серёга, наверняка, только в Лондон и Антверпен поедет.
И что же! Через несколько лет Сергей Гончар знакомится с девушкой из Чадыр-Лунги, женится на ней и... вот уже тридцать лет живёт в Чадыр-Париже, каждое утро просыпаясь в этом городе. С ЧАДЫР-ПАРИЖЕМ тебя, Серёга!
Кто последний?
У меня был сосед, дядь Коля Гончар, большой юморист. Однажды он стоял в магазине. А в те дни в нашем селе умер старик Мелешко. Мелешко был большим любителем спиртного. В магазин кто-то ещё вошёл.
- Кто последний? - спросил вошедший.
- Мелешко, - ответил дядь Коля.
Юморист имел в виду, что Мелешко последним из нашего села переместился на сельское кладбище.
Прицеп молодёжи
- Вечером в клубе фильм, - сказала мне в одном из 80-х годов одна девушка, с примитивным мышлением: такой тип людей очень распространён в Молдавии; про таких молдаван даже ходит много анекдотов.
- Какой фильм? - спросил я. - Как называется?
- Называется 'Прицеп молодёжи', - ответила она.
А это был фильм 'Рецепт её молодости', с бессмертной Гурченко в главной роли.
В журнале 'Советский экран' была юмористическая страничка. В одном из его выпусков 70-х годов было помещено фото киностенда: 16 мая, было написано, в 21.00 будет фильм 'Ищите девушку', а 17 мая в 21.00 будет фильм 'Иду искать'. Киномеханики - довольно недалёкие люди, этот, видно, решил, что второй фильм - продолжение первого. Хотя это два разных фильма, совершенно не связанные сюжетами.
Про Толика
Вчера я двигался недалеко от екатериновской почты. Под окном лежал пьяный Толик Надельнюк, рядом стоял екатериновский священник в рясе.
- Сегодня вечером в клубе фильм, - сказал я. - Пойдёшь?
- Приду, - ответила она.
Вечером она пришла в клуб, мы сели рядом. До начала киносеанса оставалось несколько минут.
Говорят, если парень влюбляется в девушку, то хочет на ней жениться, а если девушка хочет замуж, то она влюбляется. Её звали Иляной, но она говорила, что отзывается и на имя Лена. Сейчас она жена Владимира Лешану, мента на пенсии - бывшего легализованного бандита.
Мы с Леной сидели в клубе рядом; на задней скамейке, позади нас сели трое парней. Парни заговорили с Леною, я молчал.
- Переходи к нам, - предложил Лене один из них.
Этого парня я и потом иногда встречал, он быстро облысел. Мужчины лысеют, говорят, от частых занятий сексом. Ребята были деловые; где они работали, пёс их знает! Но у таких быстро появлялись машины, и, если они делали свадьбы, сыпали десятками тысяч советских рублей. Сергей Конарев как-то ляпнул возле клуба: девушки хотят машины и толстые кошельки.
Лысеющему парню не пришлось два раза повторять ' переходи к нам'. Лена встала и подсела к ним.
Почему, думаю я, мальчику и девочке не дают в пятом классе читать книгу 'Путь жизни' Льва Толстого? Вместо этого показывают нам 'Укрощение строптивого' с Челентано и травят алкоголем и табаком, чтобы мы загнулись в сорок лет. У кого есть телефонный номер Комитета Трёхсот? Передайте шефам, что есть нравственный путь жизни человечества, без убийств и крови. Толстой в 'Пути жизни' писал, но сегодня, может быть, патент на этот способ вручат мне?
Стёпа
В 1980-м я лежал в чимишлийской туберкулёзной больнице. Лечилась тогда там и одна проститутка - парикмахерша из чимишлийской парикмахерской. По вечерам мы все смотрели телевизор в столовой. Однажды кто-то купил газету с программой передач на молдавском языке.
- Какой вечером фильм? - спросили парикмахершу.
- 'Стёпа', - сказала она название.
Ну, думаю, похоже, что это новая кинокомедия. А это был фильм 'Степь', экранизация одноименной повести Чехова. На молдавский язык, на кириллице, 'Степь' переводится 'Степа' - через 'е'.
Тогда же, в 80-м, в чимишлийской туббольнице лечился парень Гилаш. Он был глуповат и русский язык плохо знал. Пациенты обедали в столовой, некоторые ещё ставили на подносы тарелки и проходили к своим столам. Гилаш стоял у раздаточного окна, чтобы взять свои тарелки. Мимо проходила медсе6стра. Гилаш что-то ей сказал.
- Смотри у себя под носом! - рассердилась медсестра.
- Ну, где я возьму поднос? - не понял Гилаш. - Все подносы уже разобрали.
У Толстого есть повесть 'Отец СергИй'. Как-то телевидение показывало экранизацию этой вещи.
- Вечером будет фильм 'Отец СергЕй', - сказал мой бывший брат, недалёкий Сергей Генчу.