Нагаев Владимир Михайлович : другие произведения.

Досье на группу Дятлова: в арсенале туристов были фотопленки для Ик-съёмки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Досье на группу Дятлова: в арсенале туристов были фотопленки для ИК-съёмки

Отрывок из трилогии "Период полураспада группы "Хибина"

  

 []

На снимке хорошо запечатлен фотоаппарат "Зоркий" - самая лучшая техника для ИК-съёмки

  
   Биологическая оптика человека в номинации "глаз" позволяет видеть электромагнитные волны в широтном диапазоне от 380--400 до 760--780 нм. Нанометр (нм) -- единица измерения длины волны света. Указанная широта электромагнитных волн называется по-разному: видимый свет, видимый диапазон или диапазон видимого света.
  
   Таким образом, нижняя граница видимого света равна 380 нм, а верхняя граница -- 780 нм. Всё, что находится за пределами нижней границы видимого диапазона, называется ультрафиолетовым светом. Всё, что находится за пределами верхней границы видимого диапазона, называется инфракрасным светом.
  
   Следовательно, человек разумный в  среде обитания способен видеть лишь малую часть электромагнитных волн. Однако если использовать специальную технику (например, фотоаппарат) можно зарегистрировать электромагнитные волны в более широком световом диапазоне. Фотография позволяет заглянуть туда, куда биологической оптике "простого смертного" вход закрыт.
  
   В середине прошлого века самыми доступными техническими средствами для таких целей считались пленочные фотоаппараты и кинокамеры. Прежде чем приступить к детализации некоторых снимков с пленок фотоаппаратов группы Дятлова, необходимо разобрать технику и материалы для съёмки в диапазонах видимого, инфракрасного и ультрафиолетового света.
  
   Техника и материалы для съёмки в диапазонах видимого, инфракрасного и ультрафиолетового света (по состоянию на 1959 г - год трагедии)
  
   Техника для съёмки: фотоаппарат модификации "Зоркий-3С" или "Зоркий-4" с объективами типа Индустар/Юпитер, фотокамера по технологии "пинхол", специальные светофильтры, штатив-тренога, фотоэкспонометр.
  
   Материалы для съёмки в видимом и ультрафиолетовом свете: обычная черно-белая негативная и цветная негативная пленка.
  
   Материалы для инфракрасной съёмки: специальная пленка, в которой используется инфрахроматическая светочувствительная эмульсия. Устройство для съёмки в проходящем свете: подручный предмет с тремя окнами, при этом боковые окна по отношению к центральному отверстию должны располагаться под углом в 45 градусов.
  
   Из предыдущих публикаций моего раздела платформы Самиздат
  
   "Досье на группу Дятлова: зачем Тибо-Бриньоль в роковой поход взял люминоскоп"
  
   "Тайна перевала Дятлова: загадочный мишка в зеленых штанишках"
  
   стало ясно, что среди вещей и на одежде погибших туристов были обнаружены два устройства с тремя окнами: спортивная шапочка зеленого цвета с тремя отверстиями диаметром 30х30 мм (на голове трупа Тибо-Бриньоля), а также детская игрушка "Мишка в зеленых штанишках", принадлежащая Дубининой. Такие идеально замаскированные предметы использовались туристами не только в качестве полевого люминоскопа, но и в качестве подручного устройства для инфракрасной съёмки. Диаметр отверстия в спортивной шапочке (30х30 мм) идеально подходил под диаметр (40х40 мм) объектива фотоаппарата "Зоркий".
  
   Следует особо отметить, что практически вся перечисленная фототехника, фотоматериалы и подручные устройства были обнаружены среди вещей погибших туристов и надлежащим образом отражены в протоколах уголовного дела "О гибели туристов в районе горы Отортен".
  
   Фотографирование в инфракрасной области. Первобытный дневной свет -- это всё, что мы с вами можем видеть при помощи биологической оптики, однако возможности фотоаппарата намного привольнее биопотенциала нашего глаза, изображение на фотографии можно получить в полной, как нам представляется визуально, темноте. Дневной свет распределяется на семь привычных цветов радуги -- от красного до фиолетового, и это только небольшая цветовая гамма полного спектра электромагнитного излучения. За фиолетовым цветом видимого спектра находятся невидимые ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, за пределами красного цвета -- невидимая инфракрасная область оптического спектра. Невидимые для глаз ультрафиолетовые и инфракрасные лучи обладают свойствами, которые отличаются от видимого светового диапазона и широко применяются для различных целей в научных исследованиях.
  
   Из лучей-невидимок первым было открыто инфракрасное излучение. В 1800 году английский астроном Уильям Гершель экспериментальным путем доказал, что в солнечном свете содержится невидимое излучение, имеющее значительную тепловую энергию. Гершель и придумал название для этого типа излучения -- ультракрасный, что означает лежащий "под красным". Термин "инфракрасный" появился спустя 80 лет, приоритет в названии принадлежит Абнею. Инфракрасный свет начинается сразу за темно-красным диапазоном видимого света или световыми волнами длиной 780 нанометров.
  
   Инфракрасная фотография начала применяться с 1931 года, когда вошла в обиход инфракрасная пленка. Инфракрасная съёмка использовалась, как правило, астрономами, военными в ходе аэрофотосъемки и специалистами при реставрации полотен известных живописцев. 
  
   Инфракрасная съемка практически исключает эффект дымки, что особенно важно при фотосъёмке образцов минералов атомной жар-птицы и движущихся объектов - летательных аппаратов (радиозонд, аэростат, самолет, ракета) на удалении. 
  
   Отдаленные предметы на фотографических изображениях становятся видными лучше, чем при фотосъемке в самый ясный день. Однако окружающие предметы на фотографиях выглядят весьма странными. Все тела, которые поглощают инфракрасное излучение, на фотоснимках получаются черными: вода, небо, земля, стволы и ветви растений. Все тела, которые отражают инфракрасное излучение, на фотоснимках получаются белыми: снег, трава, листья и хвоя. Инфракрасная аэрофотосъемка в годы Великой Отечественной войны обнаруживала замаскированную срезанными ветками деревьев военную технику и орудия, поскольку срезанные ветки в ИК -- спектре легко отличаются от своих собратьев, оставшихся на деревьях.
  
   Весьма интересны ночные фотоснимки в инфракрасном диапазоне. Если съёмка проводится при помощи подсветки фонарика с инфракрасной лампочкой, то полученное изображение практически не отличается от дневных снимков. В том случае, когда фотографирование объектов ведется без подсветки, на фотоснимке станут видны только те предметы или отдельные их части, температура которых довольно высокая. Например, заводские трубы, тело человека, нагретые элементы автотехники, танков, кораблей и летательных аппаратов.
  
   Важный нюанс! Нагретые предметы с оптическим преломлением (стекло, высокопрозрачный латекс) в инфракрасном спектре светятся довольно ярко и долго и напоминают светящиеся шары.
  
   По моей версии причиной гибели туристов группы Дятлова является комбинированное радиационно-химическое поражение организма радиоактивными изотопами фосфор-32 и сера-35, полученными в ядерном реакторе Челябинска-40. Радиоактивная начинка из "мирных" атомов находилась в радиозонде специального назначения, который запускала группа Дятлова в районе горы Отортен в качестве одного из этапов научного эксперимента государственной важности. Воздушный шар радиозонда был изготовлен на одном из Свердловских заводов из тонкослойного высокопрозрачного хлоропренового латекса марки XLF-28.
  
   Уважаемые читатели, напомню вам историческую фразу прокурора-криминалиста Иванова произнесенную им в ответ на вопрос журналиста Богомолова (входил в состав маршрутной комиссии) о причине гибели туристов: "Каким образом вы это себе представляете? Ведь никаких следов взрыва у Отортена и окрест нет".
  
   Прокурор-криминалист Иванов в ответ распахивает настежь самую страшную тайну минувшего века: "А его и не было в привычном для нас понимании, как взрыв снаряда, бомбы. Это было другое. Ну, как будто воздушный шар лопнул"...
  
   Тонкости инфракрасной фотосъёмки. Между техникой фотографирования в инфракрасном и видимом диапазонах света нет принципиальных различий. Каждый, кто оснащен пленочным фотоаппаратом модификации "Зоркий" в состоянии сделать инфракрасные фотоснимки на ИК -- пленках. Большую вспомогательную роль оказывает опыт, приобретенный в ходе повседневной фотографической практики. Свойство инфракрасного света проникать сквозь атмосферную дымку и туман предопределило ключевое применение ИК--фотографии в научных и военных целях. Поскольку инфракрасная пленка способна "видеть" ИК-свет, а человек не может, стало возможным фотографирование в режиме "ночная съемка".
  
   ИК -- фотопленка. Инфракрасная эмульсия обладает высокой чувствительностью не только к инфракрасному свету, но и к ультрафиолетовому, фиолетовому и синему излучению. Значит, требуется принимать меры для того, чтобы ограничить экспозицию только инфракрасной областью. Если этим ограничением пренебречь фотографии окажутся совершенно типичными нормальным негативам. Иначе говоря, если не использовать специального светофильтра -- изображения на снимках получатся точно такими, как и при съёмке на обычную черно-белую пленку. Весьма важная деталь, позволяющая понять, почему на пленках, обнаруженных среди вещей на перевале Дятлова, были изображения в инфракрасном и видимом световом диапазоне (съёмка в режиме "ночь" и "день").
  
   При хранении ИК -- фотопленки необходимо соблюдать особые условия: пленки должны были храниться в холодильной или морозильной камере. Ну чем не морозильная камера -- зимний поход на лыжах в северных широтах? Накануне использования кассету с пленкой следовало вынуть из морозильной камеры (роль которой выполнял походный рюкзак) и положить во внутренний нагрудный карман для прогрева до комнатной температуры. В противном случае может произойти запотевание пленки, что спровоцирует образование на ней следов от конденсата влаги.
  
   Валентин Якименко в своем творческом шедевре "Пленки дятловцев. Поиски, находки и новые загадки" весьма интересно раскрывает точку зрения, заключающуюся в том, что Золотарев "наверняка сам фотографировал светящиеся объекты". Статья Якименко посвящается поискам пленки из фотоаппарата Золотарева, анализу этой пленки и других пленок дятловцев. Вот что пишет автор статьи: "Итак, фотоаппарат есть, а какова судьба пленки? Вероятность ее сохранности была весьма мала, ведь фотоаппарат пролежал три месяца в снегу. Эмульсия могла набухнуть и повредиться при выеме пленки из фотоаппарата или при ее обработке. И все же...".
  
   И всё-таки пленка из фотоаппарата, висевшего на груди погибшего Золотарева, тело которого было обнаружено под снежным саркофагом на дне четвертого притока Лозьвы, осталась в сохранности и невредимости.
  
   Внимательно читаем творческие размышления Якименко: "Началось изучение этого отрезка (назовем его ЗЛТ). 1. Отрезок ЗЛТ имеет длину, равную 10 кадрам. Линия обреза точно совпала с последним кадром пленки N8. Начальная часть пленки N8 с кадрами предыдущих дней имела 17 кадров. Оба отрезка, и начальный и ЗЛТ следов повреждения эмульсии не имеют, на обрезке ЗЛТ есть небольшой участок непроявленной пленки, следствие слипшихся слоев пленки в проявочном бачке. В сумме оба отрезка имеют 27 кадров. Недостающие на пленке 9 кадров отсутствуют".
  
   Таким образом, с высокой степенью достоверности можно утверждать, что указанная в тексте фотопленка была не простая черно-белая негативная, а инфракрасная со специальной светочувствительной эмульсией. ИК-пленка три месяца пролежала в идеальных условиях хранения -- природной холодильно-морозильной камере, поэтому следов повреждения эмульсии на ней не было и сохранилось 27 кадров. Остальные 9 кадров, как и многие другие улики, нашедшие отражение в протоколах уголовного дела, загадочным образом исчезли.
  
   Взгляните на нижеприведенный снимок - последний кадр фотоаппарата Кривонищенко. На фотоснимке, сделанном в режиме ночной ИК-съёмки запечатлен момент распахнутой настежь тайны в редакции прокурора-криминалиста Иванова "Ну, как будто воздушный шар лопнул".
  

 []

  
   В web-аудитории Самиздата продолжается публикация трилогии Владимира Нагаева "Период полураспада группы "Хибина" в формате коротких историй. Скачать бесплатно три тома книги в электронном формате можно на главной странице раздела.
  
   Внимательно следите за публикациями. Вас ожидают статьи, из которых вы узнаете, какие светящиеся шары, а также предметы были запечатлены на сохранившихся фотографиях погибших туристов. Вам станет понятно, какую роль играл лавровый лист Золотарева в процессе инфракрасной съёмки.
  

0x01 graphic

  
   Продолжение следует...
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"