Этология Человека : другие произведения.

Чужие могут стать своими

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История человечества представляет собой, в основном, перечень различных боевых действий, войн, разбавленный социальными и научно-техническими достижениями. Агрессивность человека подтверждает не только наша повседневность, но и мировая литература, священные книги. Будучи падальщиком, каннибалом, хищником, человек удивительным образом вмещает в себя и альтруистические установки, располагает способностью к сопереживанию, состраданию, милосердию...

  
  
  История человечества представляет собой, в основном, перечень различных боевых действий, войн, разбавленный социальными и научно-техническими достижениями. Агрессивность человека подтверждает не только наша повседневность, но и мировая литература, священные книги. Будучи падальщиком, каннибалом, хищником, человек удивительным образом вмещает в себя и альтруистические установки, располагает способностью к сопереживанию, состраданию, милосердию. Проявив любовь и щедрость, он может через пару минут пойти убить, ограбить.
  
  Во времена палеолита уровень насилия был чрезвычайно высок. Считается, что не своей смертью умирало от 5 до 30% людей. Исходя из исследований ученых, до XX века в результате военных действий погибало до 7-10% землян. Сегодняшнее время, по сравнению с нашим прошлым, качеством той и этой жизни, просто сказка.
  
  На словах люди, как правило, войну не поддерживают. Тем не менее, право одной группы убивать членов другой не оспаривается даже религиями. Сторонники мирного разрешения конфликта интересов в популяциях не пользуются серьезной поддержкой. Особенно, когда нужно отомстить, восстановить историческую справедливость, показать силу особой духовности.
  
  Интересно то, что убийство человека человеком обществом отвергается. Людям не нравится насилие со стороны малой группы. Агрессивные же действия большой группы начинают морально оправдываться, называться войной, революцией, подавлением бунта и т.д. Человек получает некое право убивать, находясь в большой группе.
  
  Зачем люди воюют? Есть множество теорий, выявляющих причины возникновения войн. Остается загадкой, зачем им вообще это? Да, победители в войне приобретают какие-то материальные ресурсы, повышают свой статус в военной, социальной иерархиях. Но при этом велик риск, погибнув, ничего этого не получить. К тому же, военные действия разорительны для конфликтующих сторон. Они невыгодны для большинства населения. Возникает много проблем политического, социального, экономического, демографического, психологического характера. Достаточно часто военные действия ведутся вообще просто так, без призов от победы, а из-за того, что испытывается ненависть друг к другу.
  
  Если бы люди тратили на компромиссы и созидание столько сил, сколько их вкладывается в агрессивные действия, то уровень развития цивилизации был бы совершенно иным. Но, видимо, этот путь к качеству жизни не для человека.
  
  До середины 70-х годов XX века считалось, что животные не воюют. Что целенаправленное преследование, истребление одной группой людей, входящих в другую группу (группы) свойственно только человеку. Исследования Джейн Гудолл, изучающей поведение шимпанзе в естественных условиях, опровергли имеющуюся точку зрения. Оказалось, что самцы (реже самки) могут собираться в группы и нападать на врагов, которых они избивают, кусают, топчут, пинают, вырывают клочья шкуры, поднимают и швыряют на землю, таскают по ней, выкручивают ноги и передние конечности. Для нанесения ударов используются камни, куски дерева. Нападающие не щадят и детенышей.
  
  Необходимо отметить, что враждующие, будучи родственниками, до конфликта, подчас, поддерживали теплые отношения. Пропитания было предостаточно, конфликтов на сексуальной почве не возникало. Отношения начинали портиться после разделения группы и появления нескольких лидеров (доминантов).
  
  Есть предположение, что жестокость каким-то образом связана со способностью к пониманию состояния организма, размышлению, состраданию. Боль причиняется, потому что чувствуется. Она вызывает агрессию, возбуждение, удовольствие. Разум помогает усовершенствовать способы и средства причинения боли для получения еще большего удовольствия. Мучая, мы одновременно испытываем страх, жалость и злорадство. Жестокость чувствует чужую боль. Последняя способна вызвать желание причинить еще большие страдания, посмотреть, что из этого получится.
  
  В далеком прошлом группы наших предков были малочисленны, враждовали между собой, выживали в условиях весьма жесткой конкуренции. Внешние угрозы (расселение вне привычного ареала, недостаточность пищевых ресурсов), слабая природная вооруженность поддерживали поведенческие мутации, ориентирующие объединяться в группы, помогать своим - членам одной группы (альтруистические установки) и ненавидеть, убивать чужих (агрессия). Работали таким образом на сплочение людей, сформировали эволюционным путем в них врожденное стремление защитить "своих" от "чужих". Этот зов предков силен и в наши дни.
  
  Человеческий предок - собиратель, нуждающийся в большом количестве белка, не имея мощных когтей, зубов, клыков, выжил, сотрудничая со своими и испытывая агрессию к чужим. Поведенческие навыки совершенствовались. В межгрупповой борьбе побеждали не более сильные физически, а умнейшие, более осторожные, наблюдательные, способные к коммуникации, взаимопониманию, взаимовыручке. Лидер, заботящийся о хороших отношениях в группе, работал на ее конкурентоспособность. Группе не выгодно, когда ее члены жестоко дерутся, убивают друг друга. Это ее ослабляет.
  
  Жестокое отношение к чужакам эволюционно стало подкрепляться извлечением из их преследования удовольствия. В нас удивительным образом совмещается любовь, сострадание и ярость к тем, кто не с нами.
  
  Разум всячески помогает агрессии. Впрочем, с его помощью ее можно и остановить. Разделение на своих и чужих можно поощрять, усиливать, а можно минимизировать, блокировать. Если говорить всем, что они братья и сестры, результат будет один. Если постоянно искать различия и разделять по ним, будет постоянное противостояние, сопровождающееся вспышками агрессии к тем, кто в чем-то не похож на нас.
  
  Усложнение взаимодействий, требующее оценки на правильность и неправильность взглядов, действий, отношений обусловило появление человеческой морали, базирующейся на таких важнейших врожденных психологических модулях, как чувство справедливости, необходимость защищать и заботиться о слабых членах группы, парохиальный альтруизм (альтруизм, направленный на своих).
  
  Человек имеет врожденную предрасположенность к развитию в психике моральных норм. Их реализация сопряжена в большей степени с эмоциональными, а не рассудочными реакциями. Если наблюдаемое расходится с нашими представлениями о морали, мы испытываем праведный гнев, возмущение, ненависть. Если все сходится, испытываем положительные эмоции, хвалим, поддерживаем того, кто поступает правильно, хорошо.
  
  Эмоциональный уровень не позволяет различать добро и зло порционным образом. Он требует от нас сделать решительный выбор либо "за", либо "против", либо любить, либо ненавидеть.
  
  Как только наш мозг идентифицирует конфликт как межгрупповой, мы незамедлительно идентифицируемся с той или иной группой, к своей испытываем теплые чувства, другую начинаем ненавидеть. Разум пытается объективно оценивать информацию, но у него мало что получается. Мы эмоционально поддерживаем и оправдываем действия "наших" и всячески осуждаем, ненавидим действия противника.
  
  Подобного рода врожденная реакция способна в одночасье уничтожить десятилетия, да и столетия дружеских отношений, плоды воспитания и просвещения. Вызывающее ее формирование в общественном сознании образа врага может привести к трагическим последствиям, конфликтам, войнам, преследованиям вплоть до убийства противников, которые до какого-то времени были приемлемыми людьми, соседями, родственными народами.
  
  Агрессию к раздражителю можно остановить только пониманием, что он не некое страшно чуждое, враждебно настроенное существо, а такой же человек, обладающий присущими каждому из нас особенностями, как и тот, кто настроен увидеть в их носителе врага.
  
  
  
  Литература
  Марков А. Когда раздается: "Наших бьют!
  Олейник Т. Примат примату - волк
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"