Производство: Scott Free Productions / Universal Pictures / Imagine Entertainment
Режиссер: Ридли Скотт
Актеры: Дэнзел Вашингтон, Расселл Кроу, Кьюба Гудинг-мл., Джош Бролин, RZA, Карла Гуджино, Джон Ортис, Джон Хоукс, Чиветел Иджиофор, Идрис Эльба, Тед Ливайн, Юл Васкес, Кэтлин Гарретт, Роджер Барт, Джек Фиц, Анджела Фрай, Роберт С. Керк, Джон Полито, Норман Ридус, Эрик Силвер, Роджер Гюнвер Смит, КаДи Стриклэнд.
Сценарий: Марк Джейкобсон, Стивен Зэйллиан
Жанр: детектив / драма
Бюджет: $100 млн.
-----
1968 год. Нью-Йорк. Криминальный мир города живёт по неписанным законам итальянской "Коза Ностры". Департамент полиции, ежемесячно получающий причитающуюся долю пирога, не имеет ничего против. Необходимый баланс найден, и кажется ничто не в силах его нарушить. Но после смерти одного из гарлемских авторитетов привычная система координат претерпевает серьёзные изменения.
Помощник усопшего Фрэнк Лукас начинает поставлять в город крупные партии чистейшего героина по умеренной цене. Своеобразный кодекс чести позволяет ему в кратчайшие сроки стать некоронованным королем Нью-Йорка. Созданная Лукасом система безупречна: прибыль от продажи наркотиков вкладывается в легальный бизнес, зарегистрированный на ближайших родственников Фрэнка.
Ричи Робертс также придерживается своих правил игры - он редкий для Нью-Йорка 70-х образец честного полицейского, ненавидимого коллегами. Проводя основное рабочее время за пределами своего кабинета, на улицах города, он начинает чувствовать перемены в мире криминала. Похоже, что из ниоткуда появилась новая сила, которой удалось добиться того, о чем сотню лет мечтали мафиозные кланы. Нет сомнений, что пути Фрэнка и Ричи пересекутся, но лишь один из них выйдет из этой схватки победителем...
-----
Такие имена на афишах не могут оставить равнодушными никого. Люди пойдут на фильм, потому что снял картину создатель уже бессмертных "Бегущего по лезвию бритвы" и "Гладиатора" Ридли Скотт, в ролях оскароносцы Кроу и Вашингтон. Это знаковый фильм. Это второе пришествие "Крестного отца". Так подумают многие, идя на просмотр. И каждый вынесет только часть от того, что надеялся увидеть. Только часть, потому как картина так и не получилась цельной и ясной. Мозаика, которую Скотт так и не смог собрать до конца...
Конечно же, картина впечатляет своей правдивостью, натуральностью и жестокостью. Иногда кажется что для режиссера все эти три слова - синонимы. Настолько сильны ощущения во время просмотра. Уже начиная с первых кадров, когда человека поджигают и расстреливают в него всю обойму. Это заставляет настроиться на определенный лад. Режиссер сразу предупреждает, что этот фильм далеко не сказка...
Наверное с чем Ридли Скотт справился это атмосфера 70-х гг. Хотя кто мы такие чтобы сравнивать? Но не покидает такое чувство, что тут все натурально. Все правдиво и без грамма фальши.
И путь Фрэнка Лукаса именно такой каким он должен быть. Трудным и опасным. А сам он деспотичен и требователен во всем и ко всем. Только он знает что и как нужно делать. А цель одна - благополучие семьи! Лукас не тратит деньги направо и налево, он их методично зарабатывает. Преумножает. И тратит с умом. Только на то, что ему или его семье действительно нужно. Он всю жизнь был тенью преступного авторитета из Гарлема, и эти (кажется) 15 лет выпестовали его, выбили всю дурь какая только могла быть. Заставили быть осторожным и предугадывать действия врагов. А их у него много, начиная с бывших дружком и заканчивая "копами".
В фильме есть ключевая фраза, которая в некоторой степени раскрывает характер Лукаса. Он говорит о том, что единственное чего он страшится - это человек, о котором он ничего не знает. Лукас боится только неизвестности, а с остальным он научился справляться. И неважно какими методами будет достигнут результат. Нужно будет он пристрелит преступного авторитета посреди улицы средь бела дня на глазах у десятков людей, что он и демонстрирует в картине.
Герой Кроу - полицейский Ричи Робертс - лишен начисто всех граммов обаяния, какими обладает, несмотря на свои темные дела, Фрэнк Лукас. Он плохой отец и муж, у него нет чувства юмора, он плохо ладит с коллегами, чувство товарищества развито в какой-то чудовищно-неправильной (по мнению опять же коллег) форме. У него только один плюс. Всего лишь один. Он знает свое дело и работает как никто другой. Он - профессионал. А в этом деле сантименты излишни. Он не берет денег и совершенно неподкупен. И это бесит и злит других полицейских. Потому что он - постоянное живое напоминание о том, как нужно и следует работать.
Судьба Робертса связана с Лукасом намного сильнее, чем можно было бы подумать. Потому что без Лукаса мы так и не узнали бы о Робертсе. Лукас и без героя Кроу продолжал бы сбывать наркотики под торговой маркой "Синяя фея" на улицах большого города. И кто знает, может быть, он смог бы снабжать со временем всю страну...
И, несмотря на все эти составляющие, праздничный торт у Ридли Скотта не получился. Чего-то не хватило, чтобы зацепиться за славу "Неприкасаемых", брутальность "Славных парней" и эпичность "Крестного отца". Фильм сам по себе хорош. Но в сравнении проигрывает. Возможно с годами этот недостаток сотрется и картина будет восприниматься более благосклонно?! Поживем увидим...