Аннотация: Можно ли влюбиться в человека, никогда его не видя и почти ничего про него не зная? "Можно", - ответила бы Даша. Ведь она была влюблена в его голос. А раз у человека такой прекрасный голос, то и сам он, должно быть, такой же прекрасный
Каждый день с понедельника по пятницу, покидая стены Высшей школы журналистики Санкт-Петербургского Университета после занятий, Даша надевала наушники, нажимала кнопку "Вкл" любимой FM-радиостанции на экране смартфона и шла в направлении остановки. В наушниках звучала энергичная музыка, два-три трека каких-нибудь рок-групп, а затем девушка наконец слышала в наушниках ЕГО. ЕГО голос, голос радио-диджея радиостанции "Rock plus" Фила. Просто Фила, DJ Fil'а. И с этого мгновенья для Даши весь остальной мир переставал существовать.
Это длилось уже пару лет, с тех пор как на эту радиостанцию пришёл работать новый диджей. Вначале, когда она училась ещё в последнем классе школы, Даша слушала радио "Rock plus" вечерами после сделанных уроков. Но с тех пор, как она поступила в Высшую школу журналистики, голос диджея Фила стал сопровождать её в поездках домой. К остановке подъезжал её троллейбус, "единичка", и Даша ехала домой, вернее, на крохотную квартирку, снятую её родителями. Через окно троллейбуса Даша смотрела на одни и те же дома, у которых уже давно знала все щербинки, одновременно она вслушивалась в глубокий, бархатный, волнующий мужской голос, вещавший ей в наушниках в перерывах между песнями.
Придя домой, Даша включала колонку, и теперь из неё раздавался его голос. Девушка приступала к готовке нехитрого студенческого ужина, состоящего из салата и бутербродов. Поужинав, Даша садилась в мягкое, уютное кресло, закрывала глаза и позволяла себе полчаса ничего не делать, и лишь вновь и вновь вслушивалась в этот голос, так чарующий её, впитывая в себя каждое произнесённое им слово, каждый звук. Этот голос обволакивал её, волновал, и она, как заворожённая волшебной флейтой, готова была идти вслед за этим голосом хоть на край света. Голос, в который она была влюблена.
Иногда Даша пыталась представить, как выглядел его обладатель. Ведь кто такой этот диджей Фил, как он выглядел и как его зовут на самом деле, она не знала. Девушка не знала про него практически ничего, кроме той скудной информации, что была размещена на сайте радиостанции, а именно: диджею двадцать шесть лет, по гороскопу - Лев, стаж работы на радио - два года, любимая музыка, разумеется, рок, то есть группы "Nirvana", "Metalllica", "Red Hot Chilly Peppers" и прочие, блюдо - пицца, режим дня - сова, жизненный девиз - "бери от жизни всё". Вместо его фотографии, увы, был загружен карандашный рисунок Курта Кобейна. И это было объяснимо, ведь "Nirvana" - любимейшая группа Фила. Хотя, возможно, на рисунке был вовсе и не Курт Кобейн, а сам Фил. Возможно, они были внешне похожи. Впрочем, нет, это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой.
Изображение Курта Кобейна сильно смущало Дашу, так как всякий раз, когда она пыталась мысленно представить себе диджея Фила, то неизменно в её воображении рисовался некто сильно похожий на этого рок-музыканта, но только чуть менее харизматичный.
Итак, Даша была влюблена, влюблена в диджей радиостанции "Rock plus". Можно ли влюбиться в человека, никогда его не видя и почти ничего про него не зная? "Можно", - ответила бы Даша. Ведь она была влюблена в его голос. А раз у человека такой прекрасный голос, то и сам он, должно быть, такой же прекрасный. По крайней мере, девушка надеялась на это.
В тот день Даша по своей обыкновенной привычке сидела в кресле и слушала радио. Сегодня девушка могла позволить себе отдыхать больше, чем обычно. Она могла сидеть и слушать радио час, два часа, да хоть три часа, потому что последний экзамен летней сессии был сдан и больше не нужно было готовиться к зачётам и экзаменам.
Тем временем закончилась песня "Limp Bizkit", и прозвучала отбивка, что время в северной столице шестнадцать часов, и далее последовал очередной выпуск новостей. А после него Даша наконец-то вновь услышит голос Фила. Прослушав вполуха то, что прочитала быстрым голосом журналистка, девушка в предвкушении замерла.
"Добрый вечер, друзья, в нашем городе шестнадцать часов и шесть минут, и вас на волнах радио-эфэм "Рок плюс" приветствует диджей Фил. Чудесная погода выдалась этим июньским днём в нашем городе: много солнца и тепла, которое, я надеюсь, зарядило вас хорошим настроением до конца этого дня. Я пробуду с вами до двадцати часов, и вы услышите много классной, энергичной музыки. Не переключайтесь!"
Даше казалось, что она слушала не дыша, и только когда диджей отключил микрофон, она наконец сделала вдох. Теперь девушка услышит его вновь только минут через пятнадцать-двадцать - можно было отвлечься. Даша взяла смартфон и принялась пролистывать ленту социальной сети.
Отзвучали три песни, и девушка вновь услышала голос Фила: "В нашем городе по-прежнему продолжается тёплый летний вечер. А у меня для вас есть объявление. Я обращаюсь ко всем молодым, энергичным, ко всем, кто хотел бы попробовать себя в роли журналиста и радиоведущего. Радиостанция "Рок-плюс" объявляет кастинг на вакансию радиожурналиста. Если это вдруг вас заинтересовало, то присылайте своё резюме на почту радиостанции "Рок-плюс". Мы будем вас ждать."
Услышав это объявление, Даша встрепенулась. Что?! Вот так новость! Объявляется кастинг журналистов! Ведь это то, о чём она так мечтала! Работать на радио с Филом бок о бок. Такой шанс! Его нельзя было упускать!
Даша тут же открыла сайт радиостанции, нашла адрес электронной почты главного редактора и принялась печатать резюме. В нём девушка указала, что является студенткой Школы журналистики и ей необходима практика, поэтому она готова работать совершенно бесплатно. Впрочем, после того, как Даша отправила резюме, она немного отрезвила себя предположением, что таких, как она, желающих работать на радиостанции, пожалуй, найдётся немало и, если среди них окажутся опытные журналисты, то её шансы окажутся ничтожными. Но всё же, попытка не пытка. Оставалось надеяться на удачу.
В ту ночь Даше с трудом удалось уснуть. Мысль о том, что у неё появился шанс попасть на радиостанцию и, более того, поработать с самим Филом, чрезвычайно взволновала её. Доводы рассудка о том, что первокурсница вряд ли заинтересует главного редактора и не стоит тешить себя мизерными надеждами, мало помогали ей в ту ночь.
Даша не ждала скорого ответа от радиостанции, да и, вообще, особо не ждала никакого ответа. Проснувшись на следующие утро с более холодной головой и уже улёгшейся эйфорией, девушка была настроена ещё более скептически, чем накануне. Поэтому каково же было её удивление, когда она, зайдя на свою электронную почту около полудня, увидела уведомление, что получено письмо от радиостанции "Rock plus". Открыв сообщение, Даша прочитала, что её приглашали на собеседование завтра в десять утра.
Это было невероятно! Неужели сама судьба благоволит ей?! Неужели на вчерашнее объявление отреагировала только она одна? Впрочем, то, что её приглашали на собеседование - ещё ничего не значило. Возможно, такова была позиция руководства радиостанции - давать шанс всем. И вполне могло случится так, что всё одним собеседованием и ограничится. Однако завтра Даша всё же попадёт на радиостанцию, а это уже что-то - маленький шажок навстречу Филу.
Была только одна загвоздка - её приглашали на собеседование утром, а смена Фила начинается с шестнадцати часов, а это значило, что, скорее всего, завтра она всё-таки его не увидит. Это огорчало Дашу, но и мобилизовало: завтра на собеседовании она должна быть в ударе, чтобы у главреда не осталось сомнений, что только она - единственная кандидатура на вакантную должность журналиста.
Белая кофточка, тёмная юбка - так должна выглядеть журналистка, по мнению Даши. Или это уже устарело? Впрочем, внешний вид - это второстепенное, самое главное на собеседовании - произвести благоприятное впечатление, то есть выглядеть уверенно, целеустремлённо, показать горячее желание работать, рассказать о своей креативности, ну и, конечно же, грамотная речь. Главред, Ольга Наядова, была прожжённой журналисткой и, прежде чем попасть на роковую радиостанцию, работала на более серьёзных станциях, где вела политические передачи. (И один только бог знает, каким ветром её занесло на "Rock plus".) И можно было предположить, что к кандидатам она будет предъявлять самые строгие требования.
"Шла Саша по шоссе и сосала сушку," - твердила Даша, стоя дома перед зеркалом и распрямляя складки одежды. "Во дворе двора на траве - дрова. Так, вроде, всё в порядке. Ну, всё с богом!" - выдохнула девушка и направилась к входной двери.
Когда Даша вышла из вагона метро и поднялась по эскалатору, оказавшись на нужной ей улице, то почувствовала, что ею начинает овладевать волнение. Нет, так не годится, это помешает ей быть уверенной на собеседовании. Сейчас нужно совсем не думать о Филе и о том, что она может увидеть его сегодня. Мысленно отряхнув с себя думы о диджее, Даша направилась к высокому офисному зданию с большими стеклянными окнами, в котором и находился офис радиостанции "Rock plus". Третий этаж, кабинет 307. Этот адрес Даша знала наизусть.
Ступеньки, автоматические двери, пункт охраны, лифт. И вот - перед Дашей длинный коридор. И где же она, эта заветная дверь под номером 307? 301, 302... ну вот наконец и дверь с табличкой "307", а под ней ещё одна табличка "Радио Rock plus". И вот опять волнение нахлынуло на Дашу. Что там ждёт её за этой дверью - её судьба или разочарование? Даша выдержала паузу, прежде чем постучаться, собралась с мыслями, набралась смелости и - вперёд.
Дверь отворилась, и Дашу встретила секретарша. Нет, она не стояла у порога с приветствиями - секретарша сидела за своим секретарским столом, в белой, почти такой же, как у Даши, блузке, с уставленным на девушку вопросительным взглядом: "Кто такая? Что надо?"
- Здравствуйте, меня зовут Дарья Кузнецова, я пришла на собеседование на вакансию журналиста, - бойко отрапортовала Даша.
Секретарша, равнодушно выслушав девушку, бросила: "Подождите минутку", и вышла в соседнюю дверь.
"Ну всё, Дашка, соберись, больше решительности на лице. Во дворе двора на траве - дрова."
Вернулась секретарша. "Проходите, - сказала она, возвращаясь к своему компьютеру. - Вторая дверь налево".
Даша вошла в соседнее помещение, которое оказалось маленьким коридорчиком с четырьмя дверьми. Первая дверь направо была белая, глухая, с табличкой "Верховский А.П., директор". Напротив неё - другая дверь, прозрачная, с открытыми жалюзи. Сквозь рейки жалюзи девушка увидела молодого человека в наушниках, сидящего за радио-пультом. Вот она - святая святых каждой радиостанции - студия ведущего радиоэфира. Отсюда ведётся прямой эфир. И там каждый вечер сидит ОН, Фил. Сейчас там был другой молодой человек. Даша стала припоминать, как зовут утреннего диджея, кажется, Дима Конев. Так вот он какой, Дима Конев: симпатичный, весёлый брюнет. Третья комната (дверь в неё была открытой) оказалась кухней. А в четвёртом кабинете её ждут.
- Здравствуйте, - поприветствовала её высокая женщина с тёмными волосами, стриженными в каре. - Я Ольга Наядова, главный редактор журналистского отдела. Вы ко мне на собеседование? - больше утверждающе, чем вопросительно произнесла она.
- Да, - ответила Даша.
- Проходите сюда.
Даша продефилировала между двух столов с компьютерами, за которыми трудились двое сотрудников, девушка и молодой человек в очках, и подошла к третьему столу, за которым сидела главный редактор.
- Ну, давайте с вами побеседуем, - обратилась к Даше Наядова, присаживаясь в кресло. - Итак, вы хотите у нас работать?
- Да, - кивнула девушка.
И дальше начались ожидаемые вопросы: есть ли у неё опыт работы, где она учится и прочее. И тут вдруг Наядова спросила:
- Почему вас привлекло именно радио, а не печатное издание, например, или телевидение?
Почему? Хороший вопрос! Ну, во-первых, Даше очень, очень нравится их диджей Фил и она просто мечтает с ним познакомиться. Нет, конечно же, девушка и не думала вслух так отвечать на вопрос. Она сказала другое: ей очень нравится их радиостанция, она слушает её много лет, и для неё получить первый опыт работы на любимой радиостанции - большая честь. И в конце Даша не забыла добавить, что она согласна пройти стажировку совершенно на безвозмездной основе (девушка предполагала, что для скромной радиостанции этот фактор окажется немаловажным).
Кажется, Наядову удовлетворили ответы Даши, и она сказала:
- Хорошо, давайте я вас запишу на завтра, - сказала Наядова, пододвинув к себе блокнот. - Дарья Кузнецова, - написала она на листке. - Приходите завтра, Дарья, на стажировку к одиннадцати.
Даше пришлось приложить немало усилий, чтобы подавить радостную улыбку, готовую расплыться на её лице. А ещё держать руки и ноги в узде, желавшие пойти в пляс.
Оказавшись в коридоре, Даша по пути к выходу ещё раз заглянула в открытые кабинеты: вдруг в одном из них она обнаружит Фила, который вдруг, по счастливой случайности, решил заявиться на работу с утра пораньше. Впрочем, даже если девушка его и увидит, то как узнает? Разве что спутает его с Куртом Кобейном. Однако никакого Курта Кобейна Даша не повстречала, да и, вообще, никого не повстречала, кроме всё той же секретарши.
Теперь ей нужно думать о завтрашнем дне.
На следующий день Даша ровно в одиннадцать часов вошла в редакторскую радио "Rock plus". Ольги Наядовой не было, вместо неё Дашу поприветствовала девушка с короткими соломенными волосами.
- Вы к нам на стажировку? - задала она уточняющий вопрос. - Давайте знакомиться, я - Маргарита Башкатова, завглавредактора отдела новостей. А это мой, а может быть, и ваш будущий коллега - Пётр Севостьянов, - указала она на молодого человека, сидевшего за соседним столом и которого Даша успела приметить ещё вчера.
Дальше Маргарита начала знакомить Дашу с тонкостями журналистского дела.
- Итак, утро каждого журналиста начинается с просмотра его собственного блокнота, где записаны мероприятия на сегодня. Далее, мы заглядываем в интернет и просматриваем все новостные порталы. Мы планируем свой рабочий день в зависимости от графика тех или иных мероприятий. Если у кого-то нужно взять интервью, особенно если это медийная персона, которой всегда некогда, можно позвонить его секретарю, помощнику и договориться об интервью по телефону. Итак, тебе первое задание, Даша. Вот тебе список наших новостных сайтов, откуда мы берём информацию. Садись за компьютер и записывай все мероприятия, имеющие отношение к рок-музыке и концертной деятельности, которые пройдут сегодня, их время и место.
У Даши ушло полчаса, чтобы составить весь список мероприятий, на который впоследствии Маргарита взглянула лишь одним глазком, ведь у неё уже имелся свой собственный.
В полдень пришла Наядова, спросила: "Как дела?", взглянула на разнарядку, отметила галочкой те мероприятия, которые обязательно надо посетить, зачеркнула те, что не надо. А остальное, если успеете. Даша взглянула на отредактированный список Маргариты. Обязательных мероприятий осталось всего три, и все они были в послеобеденное время, значит, сегодня у неё есть шанс увидеть наконец Фила. Дашу, конечно, так и подмывало спросить у Риты что-нибудь про Фила, но она понимала, что такой интерес со стороны новичка покажется завглавредактору странным, поэтому девушка удержалась от вопросов.
Первое намеченное мероприятие должно было начаться только в пятнадцать часов, поэтому оставшееся время Даша провела возле Петра, наблюдая за тем, как он записывает новости.
Затем Даша и Рита отправились на малозначащее мероприятие, где завглавредактор взяла несколько интервью. Эти интервью показались Даше бесконечно длинными, и думала она в тот момент только об одном, когда уже они закончатся, ведь к этому времени смена Фила уже началась, и девушке не терпелось вернуться в офис радио. А впереди у них ещё два мероприятия и, может, что-то ещё, если Рита войдёт во вкус.
Но наконец уставшие и взмыленные Рита и Даша возвращались на радиостанцию. Было уже шесть вечера, а значит, Фил давно уже был там, и Даша опять стала волноваться. Остались считанные минуты до того, как она его увидит. Но что дальше? Что ждёт её? Больше всего девушка боялась разочароваться. А разочаруется она в том случае, если её представление о том, как выглядит Фил, совершенно не совпадёт с реальной картинкой. Вот будет забавно, если диджей окажется коротышкой или, наоборот, долговязой каланчой, слишком толстым или, напротив, худым дрыщом, некрасивым, прыщавым, ну и, вообще, стрёмным. Поэтому-то он, скорее всего, и пошёл работать на радио, потому как на телевидение таких не берут, даже свою фотку постеснялся выложить на сайте радио. Да, всё было именно так. И Даша уже стала корить себя за то, что затеяла эту авантюру с радио. Лучше бы она продолжала оставаться в неведении по поводу внешности Фила и рисовала бы в своём воображении его таким, каким он ей нравился: красавчик, похожий на Курта Кобейна, с бархатным, сексуальным голосом.
Однако было уже поздно, Даша уже переступила порог офиса радио. С замиранием сердца девушка поравнялась со студией прямого эфира. Но на этот раз жалюзи на её дверце были опущены, и Даша никого не увидела. И, испытывая смешанное чувство досады и облегчения, девушка следом за Ритой вошла в комнату журналистов.
Завглавредактор принялась отслушивать записанный материал, попутно разъясняя Даше, что им пригодится из этого, а что подвергнется резке. Девушка старалась внимательно слушать Риту, однако мысль о том, что Фил находится от неё всего в нескольких метрах и их отделяет лишь пара дверей, не давала ей покоя и мешала как следует сосредоточиться. Наконец Рита предложила Даше самой попробовать подготовить репортаж, а именно: причесать интервью одного музыканта, т.е. убрать из речи все междометья и прочие слова паразиты с помощью специальной компьютерной программы.
Даша надела наушники и принялась прослушивать интервью, одновременно делая в нём купюры. Затем она стала сочинять текст подводки.
- Ну что? Получается? - спросила её Рита некоторое время спустя, взглянув на её монитор.
- Вроде, получается.
Ещё полчаса пыхтения, и Даша сказала, что у неё готово.
Рита прочитала её текст, затем надела наушники и прослушала то, что Даша записала.
- Что ж, молодец, - похвалила Рита. - Для новичка вполне неплохо. Я думаю, в таком виде можно даже пустить в эфир.
Даша посмотрела на часы: было уже семь вечера.
- Иди уже домой, - сказала ей Рита. - Устала, наверное.
И тут двойственное чувство опять овладело Дашей: неужели она сейчас уйдёт, так и не увидев Фила, когда он совсем рядом с ней. Или сама судьба уберегает её от разочарования? И всё же она сказала:
Итак, Даша задержалась в офисе. Рита готовилась к завтрашнему рабочему дню, а девушка наблюдала за ней, подперев голову рукой. И тут Даша услышала, что дверь в комнату отворилась, и очень знакомый голос поприветствовал их:
- Привет всем!
Девушка замерла, так как она сразу узнала, чей это голос. Это был его голос, голос Фила. Не спеша, словно в замедленной съёмке, Даша повернула голову и посмотрела туда, где стоял Фил.
В дверях стоял самый обычный молодой человек, вовсе не похожий на Курта Кобейна - чуть выше среднего роста, с короткими, тёмно-русыми волосами и самой заурядной внешности. Возможно, Даша тысячу раз встречала его на улице и проходила мимо, не зацепившись и взглядом. Вот каким оказался этот загадочный Фил. Однако Даше пока ещё было трудно синхронизировать этого молодого человека и голос, который она каждый день слышала в своих наушниках, поэтому девушка в ожидании уставилась на Фила, надеясь, что он скажет что-нибудь ещё.
Тем временем молодой человек пожал руку Пете Севостьянову, перекинулся с ним пару словечек, при этом не обращая ровным счётом никакого внимания на Дашу, словно её тут и не было, а затем вышел. Девушка же, немного отойдя от встречи со своим кумиром, сказала Рите, что ей, наверное, уже пора домой. Ей больше нечего было здесь делать: тайна была раскрыта. Замглавред понятливо кивнула, и Даша, попрощавшись, вышла в коридор.
И тут она вновь увидела Фила, который сидел на диване (маленьком таком диванчике, стоящем у стенки в коридоре). Диджей был не один, рядом с ним сидел ещё какой-то молодой человек, и они о чём-то беседовали.
Даша не слышала о чём, да это было и неважно, главное был Фил. Девушка, ясно не осознавая, что делает, медленно прошла мимо них и, остановившись у выхода, обернулась и принялась в упор смотреть на Фила. Это продолжалось так долго, что оба молодых человека подняли головы, и в их взглядах читался немой вопрос: что ей надо? Даша тут же опомнилась и, бросив "до свидания", скрылась за дверью.
Даша покинула офис радио в смешанных чувствах. Нельзя сказать, что её постигло сильное разочарование. Да и, собственно, что её могло разочаровать? Обычная внешность молодого человека? Конечно, Фил был вовсе не похож на Курта Кобейна. Но ведь она ожидала и худшего. Хотя, конечно, и восторга девушка тоже не испытала. Просто теперь, слушая вечерами радио, она будет испытывать меньше пиетета перед личностью Фила. Нет, всё-таки хорошо, что она увидела его сегодня, иначе эта жгучая тайна, как выглядит её любимый диджей, мучила бы её ещё достаточно долго.
Что ж, конец интриге. И теперь перед Дашей стоял вопрос: стоило ли ей продолжать стажировку на радио. Разумеется, если она собирается стать журналистом, то опыт работы на радио ей не помешает. С другой стороны, девушка опасалась того, что, узнав Фила лучше, она совершенно разочаруется в нём, и не лучше ли было, пока это не произошло, оставить всё как есть. Вот о чём думала Даша, возвращаясь домой на троллейбусе.
Однако не так было просто свернуть с тропинки, на которую она набрела столь счастливым образом несколько дней назад. И девушка, поразмыслив ещё немного, решила всё же продолжить испытывать судьбу. Ведь, собственно говоря, ничего такого не случилось. Да, Фил не произвёл на неё особого впечатления, да и вообще, по сути, не произвёл никакого впечатления, и образ таинственного незнакомца был разрушен. Но ведь с лица воду не пить, да и опыт работы на радио ей тоже был нужен.
Тем временем солнце начало садиться за дома, кое-где включались фонари и вечерняя подсветка зданий. Мимо по тротуару шли горожане, спешившие домой или на какую-нибудь встречу. Троллейбус вырулил на площадь, в центре которой бил фонтан разноцветными струями. Девушка любовалась красотами вечернего города, одновременно продолжая думать о Филе. И чем больше она думала о нём, тем больше ей начинало казаться, что именно таким, какой он есть на самом деле, она его изначально и представляла. В её наушниках, как и прежде, будет звучать голос Фила, всё тот же глубокий и чарующий, но теперь этот голос будет с лицом. Даша прикрыла глаза и представила, как молодой человек сидит в студии прямого эфира у микрофона в наушниках и разговаривает с ней, с Дашей. Именно к ней обращается диджей, а не к какому-то мифическому слушателю, как ей всегда представлялось раннее, ведь теперь он знает о её существовании.
На следующий день Даша уже имела твёрдое решение продолжать стажировку на радио, и тому появилась ещё одна причина. Дело было в том, что вчера Фил не обратил на Дашу ровным счётом никакого внимания, и это задело её. Нет, девушка отдавал себе отчёт в том, что молодой человек видел её в первый раз в жизни и понятия не имел, кто она такая, и вряд ли вчера она в своём наряде - белой кофточке и коричневой юбке в полоску - чем-то отличалась от секретарши, сидевшей у них в приёмной. И всё же, хотя бы из вежливости, он мог бы с ней поздороваться, ведь Даша так ждала встречи с ним. В общем, девушка решила дать ему ещё один шанс, как бы смешно это не звучало. Сегодня она принарядится и таким образом заставит молодого человека обратить на себя внимание. Для чего ей это было нужно и что из этого выйдет - уже второстепенный вопрос.
Итак, сегодня Даша решила более тщательно подойди к выбору того наряда, в котором собиралась появиться в офисе радио. Девушка открыла платяной шкаф и стала перебирать одежду. Она остановила свой выбор на красной блузе с вырезом, так сочетавшейся с её рыжеватыми волосами, и брюках-дудочках. Пусть она в этом наряде мало походила на журналистку, зато уж сегодня она точно не останется незамеченной.
В этот день Даша и Рита отправились брать интервью у продюсера очередного музыкального фестиваля. Интервью с продюсером прошло удачно, и около двадцати часов они вернулись на радио. Когда девушки вошли в комнату журналистов, то Даша первым делом увидела там Фила, который сидел за одним из пустующих столов, вероятно, он готовился к завтрашнему эфиру, вычитывая информацию в интернете о том или ином исполнителе или группе.
- Привет, Фил, - поздоровалась Рита с диджеем.
- ЗдорОво, - ответил молодой человек, не отрываясь от монитора компьютера.
- У тебя второго или третьего числа выступление на фестивале "Эмергенца"? Я забыла.
- Третьего.
- Вот, поручим нашей новой молодой сотруднице сделать о твоём концерте репортаж.
Фил поднял глаза и посмотрел на Дашу так, словно видел её впервые и они не встречались вчера.
Что творилось в этот момент в душе Даши, трудно описать. Вот так вдруг ей сообщают, что она будет делать репортаж с концерта самого Фила. Правда, то, что Фил будет выступать на отборочном туре этого фестиваля, девушка не знала. Да и вообще, она не знала, что молодой человек, оказывается, музыкант.
- Вы будете выступать на этом фестивале? - задала вопрос опешившая Даша.
- Ты группу "Сны Хиросимы" слышала? - спросила у неё Рита.
- Да, - кивнула девушка.
Конечно, она слышала об этой группе, но она, разумеется, не могла знать, что Фил имеет к ней отношение.
- Так вот, Фил - гитарист этой группы. Короче, тебе ответственное задание - сделать репортаж об "Эмергенца", при этом особо выделить, конечно же, группу "Сны Хиросимы". Как хорошо она выступила, то есть, лучше всех, вне зависимости от результата голосования. Ты, конечно, пойдёшь не одна, со мной, но я лишь буду находиться рядом, вся работа будет на тебе. Понятно?
- Понятно, - снова кивнула Даша, всё ещё не веря в так неожиданно свалившуюся на неё удачу.
- Ну тогда всё, пока, до понедельника. Завтра я буду стажировать одного из твоих конкурентов. Ты ведь понимаешь: желающих работать на известной радиостанции достаточно.
- А их много, этих конкурентов? - спросила девушка с беспокойством.
- Резюме поступают каждый день. Ну всё, Дашутка, иди, время уже позднее, ты и так прилично задержалась.
Даша готова была задержаться и ещё, чтобы хоть немного пообщаться с Филом. Однако тот давно уже вновь уткнулся в монитор компьютера. Увы, даже красная блуза девушки не произвела на него никакого впечатления.
Фестиваль "Эмергенца" проходил в ночном клубе "Кури бамбук". Даша и Рита приехали туда заранее, для того чтобы взять интервью у первых участников фестиваля. Первой должна была выступать группа "Электрошторм". Девушки зашли за сцену, и Рита поздоровалась с каким-то очень серьёзным парнем с тёмными длинными волосами и не очень приветливым взглядом.
- Это Константин, фронтмен группы "Электрошторм", - представила его Рита Даше. - Возьмёшь у него интервью.
Тяжелый взгляд Константина немного обескуражил девушку, явно музыкант был не предрасположен давать интервью, и девушка сразу же позабыла все вопросы, которые ей следовало задать. Благо, у неё с собой был блокнот, где все эти вопросы были записаны. Даша достала его из сумочки, затем смартфон, включила на нём функцию диктофона и принялась брать интервью, по сути, просто зачитывая записанные вопросы, особо не вникая в ответы Константина. Вопросы были одинаковыми для всех участников и их было три: 1) расскажите немного о своей группе, о её составе, когда она возникла и в каком стиле играют; 2) что будете исполняться на фестивале; 3) кого из участников считаете сильными, кто вам симпатичен более всего.
Константин принялся сдержанно и как-то устало, но терпеливо отвечать на вопросы, словно он уже был величиной мирового масштаба и подобные вопросы он слышал от журналистов каждый день, однако, так и быть, детка, тебе я расскажу.
Участники второй группы "Злые панки", несмотря на своё название, оказались повеселей, может, потому что они играли более весёлую музыку. Потом Даша взяла интервью у ещё двух музыкантов.
Но наконец начался концерт, и девушки отправились в зал. На сцене выступала первая группа - "Электрошторм". И Даша с изумлением увидела, что музыканты, сперва показавшиеся ей сонными, значительно преобразились на сцене, глаза их загорелись, а во время второй песни и вовсе все, кроме, разумеется, ударника, заскакали по сцене. Словно бы все они до начала выступления тщательно берегли свою энергию, стараясь не расплёскивать её понапрасну, чтобы затем выложиться по полной.
Выступление первой группы закончилось под горячие аплодисменты и свист её поклонников. На сцену вышли "Злые панки", и музыканты принялась настраивать инструменты.
- Привет, конкуренция, - услышала у себя за спиной Даша бодрое приветствие.
Девушка обернулась и увидела, что Рите протягивает руку девушка в бейсболке. За её спиной стоял симпатичный темноволосый молодой человек с профессиональным фотоаппаратом в руках.
- Света, Артём, - представила их Рита Даше. - Они работают в очень крутом интеренет-журнале "Питер Интертеймент". А это - Даша, она стажируется у нас.
- Мечтаешь стать журналистикой? - спросил Артём.
Девушка утвердительно кивнула.
- Ты уже прошла конкурсный отбор? Насколько мне известно, главред "Рок плюс" очень разборчива в кадрах.
- Пока, нет, Наядова присматривается ещё к двоим, - ответила за Дашу Рита.
Услышав ответ Риты, Даша погрустнела: это напоминание, что она всего лишь ещё стажёрка и её позиция на радиостанции достаточно шаткая, не добавило ей оптимизма.
- Ну, если на "Рок плюс" тебя не возьмут, приходи к нам. Нам нужны люди, - сказал молодой человек.
- Я подумаю, - машинально ответила девушка.
- Держи, - и Артём протянул ей свою визитку. - Звони, если что. Ну, если возникнут какие-то трудности или вопросы. Рад буду помочь.
- Спасибо, - и Даша сунула визитку в сумочку, надеясь в душе, что в ближайшее время ей не придётся звонить этому парню.
Тем временем началось выступление второй группы. Света принялась делать какие-то пометки в блокнот, а Артём, подойдя к сцене, фотографировал музыкантов. И тут Даша вспомнила, что раньше уже не раз видела его на подобных мероприятиях.
Когда вторая группа отыграла, фотограф вновь подошёл к Даше.
- Ты хорошая актриса? - спросил Артём.
- В каком смысле? - не поняла девушка.
- Сможешь изобразить горячую фанатку? Я тебя сфотографирую.
- Меня? - удивилась Даша. - Кажется, ты здесь легко найдёшь фанаток и погорячее.
- Но ты фотогеничней. Потом увидишь себя в ленте новостей нашего сайта.
- Прости, но я не гоняюсь за славой. К тому же, мне кажется, профессиональный фотограф должен снимать то, что есть на самом деле, а не делать постановочные кадры.
- Ты, вправду, думаешь, что журналистика это - всегда голая правда? Если станешь журналисткой, настоящей журналисткой, а не чтецом новостей на радио, то поймёшь, что в журналистике лишь пятьдесят процентов правды.
- Я догадываюсь об этом. Но это выбор журналиста, говорить правду или выдумывать хайповые истории.
Артём отрицательно закачал головой.
- Увы, ты будешь делать то и так, как скажет тебе главред. А твоя личная позиция никого не интересует. Не думай, что журналистика - это романтика, журналистика - это скучная проза. Хочешь правду? Знаешь, как мы работаем? Ну вот, например, опоздали мы на какое-нибудь мероприятие. Что делать? Подходим к какой-нибудь своей коллеге, с которой у нас хорошие отношения, и спрашиваем её, что да как. А потом с её слов от своего лица всё и пишем. Или надо сделать интересную статью, основанную на каких-то научных фактах. Ты думаешь, мы ищем какого-нибудь учёного, профессора, чтобы он дал нам интервью? У нас просто нет на это времени. Берём информацию из интернета, придумываем интересную фамилию, и - вот тебе профессор с авторитетным мнением. Я, как фотограф, снимаю своих друзей и знакомых, но подписываю фотографии типа - это студент Ваня, а это - очевидец событий Маша.
- Но так ведь нечестно.
- Журналистика вообще редко бывает честной. "Скандалы, интриги, расследования", ну, ты знаешь.
- Тёма, хватит к девушке приставать, - одёрнула его Света. - Иди работай.
- Ну, ладно, приятно было познакомиться, - и Артём направился к сцене (где приготовилась выступать очередная группа), чтобы сделать очередные снимки.
Тем временем выступили ещё несколько групп, и наконец на сцене появились участники "Снов Хиросимы". Фил, одетый во всё чёрное, принялся подсоединять шнур своей гитары к усилителю, а Даша неотрывно следила за ним. Затем, взяв гитару, он стал её настраивать. Девушка решила подойти ближе к сцене, пусть даже музыка будет бить ей по ушам: ей не хотелось ничего пропустить.
Музыканты настроились, ударник отсчитал "раз, два, три, четыре", Фил тронул пальцами струны гитары - и начался рок. Чего только Фил не вытворял между куплетами и в конце песен, когда шли финальные аккорды - прыгал по сцене на одной ноге, наклонялся и откидывался назад, поднимал гитару вверх. В общем, делал всё то, что обычно делают во время своих выступлений вошедшие в кураж именитые гитаристы. Молодой человек, разумеется, просто подражал своим кумирам, но это нравилось Даше. Ей нравилось, что из чопорного, равнодушного диджея с просто красивым голосом, данным ему от природы, здесь, на сцене, он так преобразился, демонстрируя ей, да и всем, что и он может быть живым и эмоциональным. И, чем больше девушка наблюдала за Филом, тем больше он ей нравился. Её бросало в дрожь, ей хотелось запрыгнуть на сцену, обнять диджея и поблагодарить его за то, что он показал, что и ему ничего человеческое не чуждо.
Даша совсем уже позабыла, по какой причине она оказалась здесь и тем более о каких-то там Рите, Свете и Артёме, и поэтому невольно вздрогнула, когда по окончании выступления "Снов Хиросимы" опять услышала у себя за спиной голос Артёма.
- Ты что, влюблена в него, в этого гитариста? Ты так на него пялилась.
Опять он, этот надоедливый Артём. Ну что он к ней прицепился как банный лист? Даша повернулась к нему, но не смогла ничего ответить. Она всё ещё приходила в себя, словно её из волшебной сказки выдернули в реальность. Впрочем, ей и не обязательно было что-либо объяснять: какое дело этому фотографу до её чувств. К тому же всё и так было понятно по тому взгляду, которым она смотрела на Фила.
- Ясненько, - произнёс Артём, в глазах его проскользнуло разочарование, и он вернулся к своей работе.
Рита помахала Даше, чтобы та подошла к ней.
- Всё, пошли, больше тут делать нечего.
Когда девушки оказались на улице, Рита сказала Даше, что та может уже ехать домой, так как время позднее, а репортаж можно подготовить и завтра.
На следующий день Даша пришла на радио пораньше: она хотела успеть сделать свой репортаж к приходу Ольги Наядовой. Впрочем, сильно напрягаться с репортажем девушке не пришлось, она лишь действовала по инструкции Риты, то есть написала, что все группы выступили хорошо, но профессиональней всего проявила себя группа "Сны Хиросимы". Результаты же фестиваля станут известны вечером.
Когда в офис явилась главред, Даша показала ей свои подводки к интервью музыкантов и сами диктофонные записи. Наядова прослушала одно интервью, затем мельком прочла то, что набросала девушка. Однако никакой реакции, ни положительной, ни отрицательной, на лице главреда не отразилось. Она сказала только:
- Запишешь всё сама. Вот тебе в помощники Пётр. Пётр, поможешь ей?
Молодой человек утвердительно кивнул, а Наядова скрылась в своём кабинете.
То, что главред отнеслась равнодушно к её стараниям, Дашу расстроило. Впрочем, всегда казалось, что Ольга Владимировна несколько небрежно относится к работе своих журналистов.
Даша села за компьютер и принялась делать окончательный вариант. Вдруг дверь в комнату отворилась, и вошёл Фил. Интересно, что он тут делает в это утреннее время, ведь у него эфир, как обычно, вечером. Фил поздоровался с Петей, по-прежнему, как и раньше, игнорируя Дашу, и указал длинноволосой девушке, которая зашла вместе с ним и которую Даша поначалу даже не заметила, на свободное кресло.
- Посиди здесь, мне нужно подготовиться к эфиру, - сказал Фил девушке и вышел.
- Разве у Фила сегодня дневной эфир? - спросила Даша у Пети.
Ещё она хотела спросить, что это за девица с ним припёрлась. Но эта девица ответила сама за Петю.
- Фил поменялся сменами с Пашей. Он сегодня вечером занят. Привет, я - Ева.
- Даша.
Хотя на самом деле Даше совсем не хотелось знакомиться с этой фифой и изображать дружелюбие: она своим нутром чувствовала, что эта Ева имеет какое-то отношение к Филу, но при этом никакого отношения к радио.
Тут Рите позвонили на мобильный. Журналистка молча слушала то, что ей говорили, затем несколько поникшим голосом произнесла: "Да, поняла," и положила телефон. Даша заметила, что Рита немного расстроилась, и стала гадать, что же могло испортить ей настроение. Тем временем замглавред задумалась на некоторое время, рассеянно перебирая бумаги и крутя пальцами карандаш. Потом она вдруг взглянула на Дашу и сказала ей:
- Даша, пойдём выйдем на пару минут в коридор, мне нужно тебе кое-что сказать.
Тот тон, которым Рита обратилась к ней, не сулил ничего хорошего, и Даша предположила, что этот тон был следствием того звонка. С дурным предчувствием девушка вышла вслед за Ритой в коридор.
- Даша, - начала Рита несколько виновато, - тут Ольга Владимировна прослушала твои репортажи, которые ты сделала ранее и сегодня. Короче, она сказала, что твой голос не годится для радио. Он какой-то вяловатый, скучный. В общем, Ольга Владимировна сделала выбор в пользу другого человека. С завтрашнего дня он начинает официальную стажировку у нас.
Даше показалось, что ей на голову вылили ушат холодной воды. Ещё девушка понимала, что это решение, скорее всего, окончательное и бесповоротное и отстаивать свои позиции перед главредом было бесполезно, и не имело никакого значения, было тут дело в её неподходящем голосе или она просто не пришлась ко двору.
- Мне очень жаль. Ну, ты не расстраивайся, - услышала Даша как будто издалека сочувствующий голос Риты. - Попытай себя на каком-нибудь интернет-портале, где голос неважен. Задатки журналиста у тебя есть. Уверена, у тебя получится. Я бы на твоём месте подумала бы об "Питер Интертеймент".
О чём говорит Рита, какой "Питер Интертеймент"? Зачем он ей нужен, ведь там нет Фила.
Совершенно убитая, Даша взглянула на дверь комнаты журналистов. Ей предстояло туда вернуться, чтобы забрать свою сумочку и кружку с печеньками. Она представила, какие взгляды будут кидать на неё там присутствующие, а главное - эта Ева: сочувствующие, ехидные или совершенно равнодушные, и последнее - скорее всего, но, в любом случае, невыносимые для Даши. Рита, словно бы прочитав мысли девушки, сказала:
- Я принесу твою сумочку.
Спустя несколько секунд она вернулась, протягивая Даше сумку.
- Спасибо, - уныло поблагодарила девушка.
Кружка и печеньки - бог с ними, она купит себе ещё.
- Ну, не расстраивайся, - пыталась приободрить её Рита. - Попробуй себя в "Питер Интертеймент", честно тебе говорю. Ну, пока, удачи.
Даша кивнула и понуро направилась к выходу. Напоследок она, проходя мимо студии прямого эфира, бросила взгляд на дверь, чтобы в последний раз взглянуть на Фила, но жалюзи там были опущены, и она ничего не увидела. Что ж, красноречивее знака свыше быть не могло - радио отвергало её и совершенно никому она была здесь не интересна.
Даше понадобилась неделя, чтобы прийти в себя. Своим волевым решением она больше не включала радио и не слушала "его" голос. Девушка запрещала себе даже думать о Филе, так как всякая мысль о нём причиняла ей почти что-то физическую боль, словно бы каждый раз раз её били при этом хлыстом. Нужно было как-то приходить в себя. И Даша подумала, почему бы ей, действительно, не попытать своё счастье в "Питер Интертеймент". По крайней мере, это может помочь ей отвлечься и так она сможет быстрее забыть Фила.
С большим трудом Даша отыскала визитку Артёма, которую машинально куда-то бросила, не думая, что она ей когда-нибудь пригодится. Девушка набрала номер фотографа и, когда услышала его "да, слушаю", робко спросила: в силе ли ещё его предложение. Артём тут же заверил её, что она, конечно же, может приходить на собеседование и чем раньше, тем лучше. "Значит, на "Рок-плюс" тебя не взяли?" - поинтересовался молодой человек. "Да. Большая конкуренция", - ответила Даша (ей, разумеется, вовсе не хотелось углубляться в подробности). - "Так когда я могу прийти на собеседование?" - спросила она. "Да хоть завтра, часам к десяти", - ответил Артём. На этом и порешили.
На следующий день Даша уже без пятнадцати десять стояла у входа в бизнес-центр, в котором располагалась редакция интернет-журнала. Однако охранник отказался пропустить девушку, о которой его никто не предупредил, и ей пришлось ждать у дверей на улице. Артём сообщил Даше по телефону, что он уже подъезжает к офису. И, действительно, через пару минут она увидела, как прямо к зданию подъехал скутер. Мотоциклист снял шлем, и девушка узнала в нём Артёма.
- Привет! - радостно поприветствовал он Дашу. - Молодец, что пришла. Нравится мой скутер? Очень удобно ездить на нём на задания. Все пробки нипочём. Если поставят со мной в пару, то и тебе посчастливится прокатиться на нём.
- Класс. Я никогда не каталась на мотоциклах.
- Что ж, теперь у тебя увеличились шансы наконец-то сделать это. И мне очень ответственно и приятно, что в первый раз у тебя это будет именно со мной.
Артём говорил с полусерьёзно-полушутливой интонацией, и Даша не могла понять: говорит ли он ей это на полном серьёзе или просто прикалывался.
- Пошли, - сказал фотограф, указав на дверь бизнес-центра, а затем, открыв её, джентльменски пропустил девушку вперёд.
- Это кто? - вместо приветствия встретила их вопросом главный редактор журнала "Питер Интертеймент" Ирина Старикова, когда Артём и Даша вошли в её кабинет.
- Эта девушка очень хочет работать у нас, - ответил молодой человек.
Старикова изучающим взглядом окинула Дашу, холодным и ядовитым, и Даша подумала, что наверняка Ольга Наядова в сравнении с ней покажется ей очень даже милой женщиной.
- Опыт работы есть? - голосом партработника спросила Старикова, хотя ей самой едва ли было больше тридцати лет.
- Она раньше работала на радио, - ответил Артём.
- Она что сама за себя ответить не может? - главред перебросила свой ледяной взгляд на молодого человека. - Или она немая? - И опять на Дашу: - Ты немая?
Строгий тон ввёл девушку в ступор. Она уже начала жалеть, что приняла приглашение фотографа. Зачем Артём привёл её сюда? Очевидно, что и здесь её тоже не очень-то и ждали. Но молодой человек толкнул Дашу в бок локтем.
- На радио я проходила практику, но совсем недолго, - девушка решила сразу выложить на стол все свои карты, раз уж ей оказали здесь такой неласковый приём.
- Недолго? А дальше что? Выгнали?
- Да что ей делать на радио, когда есть "Питер Интертеймент"! Она просто мечтала работать у нас, - опять вмешался фотограф.
Старикова опять исподлобья взглянула на молодого человека.
- Тёма, выйди за дверь, пожалуйста. Мы и без тебя прекрасно побеседуем.
Не возражая, Артём вышел.
- Ладно, заполните анкету, - как-то нехотя сказала главред. - Журналисты нам нужны. Посмотрим, как вы работаете.
То, что им были нужны журналисты, было не удивительно: кто сможет долго работать с такой фурией. Тем не менее Даша заполнила анкету. Старикова бегло прочитала её, затем сказала девушке, чтобы она приходила завтра на стажировку.
Даша вышла из кабинета главного редактора как после тяжелейшего экзамена. У дверей её встретил Артём.
- Ну, что она тебе сказала? - спросил он с надеждой.
- Сказала приходить завтра.
- Ну, вот и замечательно, - обрадовался он. - А Ирки ты не бойся. Одинокая старая дева, поэтому она бывает иногда немножко злой. Но если она будет наезжать на тебя, ты мне скажи, я тебя защищу.
Эти слова слабо успокоили Дашу: так как она поняла, что и здесь ей вряд ли удастся построить карьеру.
- Пойдём, я покажу тебе редакцию, познакомлю с нашим коллективом, - всё также бодро произнёс неунывающий Артём, словно не замечая скептического настроения Даши.
Впрочем, смотреть там особо было и нечего: три скромные комнатки, что, впрочем, было вполне нормально для новостного интернет-портала.
Но, несмотря на скептическое настроение, Даше хватило пару дней, чтобы влиться в коллектив "Питер Интертеймент". В конце концов трудности закаляют, никто ведь и не обещал, что ей будет легко. Пора было взрослеть.
И вот уже на третий день Дашу отправили на первое самостоятельное задание: нужно было взять интервью у владельца частного музея о новой выставке. Поехала она туда вместе с Тёмой на его скутере.
Когда Даша закончила брать интервью, а Тёма отфотографировал экспонаты выставки, и они вышли на улицу, молодой человек предложил:
- Пойдём прогуляемся по набережной, хочу сфотографировать панораму.
Даша ничего не имела против, у них было в запасе немного свободного времени. И молодые люди свернули в сторону Невы. Тёма сделал несколько снимков противоположного берега реки, а потом, повернувшись к Даше, махнул ей.
- Ну-ка, встань сюда, я тебя сфотографирую.
- Меня, зачем? - удивилась Даша.
- Да не бойся, это не для журнала. Так, для себя. Давно я не фотографировал красивых девушек. Хочу потренироваться. Вдруг меня пошлют на конкурс красоты делать репортаж.
Ох, опять он что-то фантазирует, подумала Даша, но послушно встала у парапета, облокотившись об него.
- Улыбайся радостно и беззаботно, словно это самый лучший день в твоей жизни, - говорил ей молодой человек, глядя на неё через объектив фотоаппарата.
Даша улыбнулась.
- Нет, не так. Хохочи, просто хохочи от радости, как будто тебя щекочут.
Девушка постаралась представить, что её щекочут и ей и вправду стало весело. Тёма тут же принялся делать снимки.
- Теперь делай вид, что идёшь по набережной, - давал указания Тёма. - И не просто идёшь, а пританцовываешь. Больше лёгкости и изящества, ты же девушка, а гиппопотамиха.
- Будешь обзываться, больше не буду тебе позировать, - обиделась Даша.
- Ладно, ладно, ну прости. Я не хотел. Просто я вжился в роль суперпрофессионала.
- А разве ты уже не суперпрофессионал? - съехидничала девушка.
- Куда мне, до этого мне ещё далеко. У суперпрофессионала нет границ, которые могут его остановить. А у меня эти границы всё же ещё имеются.
- Что за границы?
- Ну, например, я не готов снимать горе людей или трупы. Не понимаю тех людей, которые, оказавшись в эпицентре чрезвычайных ситуаций, где много жертв и страданий, бесцеремонно снимают на мобильник всё происходящее. Я бы в таком случае, окажись на их месте, бросился бы помогать, а про фотик даже бы и не вспомнил.
- Разве это имеет отношение суперпрофессионализму? - пожала плечами Даша. - Кажется, это всего лишь вопрос порядочности. Странно жалеть о том, что не хватает наглости снимать людей, когда они страдают. Или ты хочешь стать, как те фотографы, которые, как бездушные роботы, готовы ради удачного кадра ходить по трупам?
- Есть и другое мнение. Фотограф, стремящийся стать профессионалом, должен уметь снимать в любых условиях, иначе он всего лишь любитель. Вспомни военных фотокоров. Бомбёжки, авианалёты, кровь, раненые, мёртвые. Но это всё должен был кто-то снимать для истории. Для того чтобы теперь мы видели, как было страшно тогда. Мы, фотографы, как и вы, журналисты, пишем историю, запечатлеваем её, и должны делать это как можно более беспристрастно. Но и грани, что-то святое, разумеется, тоже должно быть. И вот понять, почувствовать эту грань - это самое трудное. Вот я сейчас назвал тебя гиппопотамихой, хотя не должен был этого делать, потому что это тебя задело. И я каюсь. Но я вошёл в азарт, желая сделать хорошие кадры, желая постоянно совершенствоваться. Ведь это желание не задушишь, не убьёшь.
- Д я не обиделась, забудь.
- Правда? Честно-честно? Ну-ка посмотри на меня. Я тебе верю. Глаза у тебя добрые. И сама ты добрая. Выходи за меня замуж.
- Чего? - опешила Даша.
- Замуж за меня выходи, - повторил Тёма.
- Это что, шутка такая? - хлопала ресницами девушка.
- Почему шутка? Я что, тебе не нравлюсь?
- Ну, я не знаю. То есть, ты мне нравишься как человек, как друг. Но замуж... Мы знакомы-то с тобой всего без года неделю.
- Ну ладно, будем, значит, знакомиться. Как насчёт того, чтобы пойти со мной в кафе в следующий выходной?
- Так что, не шутишь, что ли?
- Разве я похож на шутника?
- Ну, если честно, похож.
- Понятно, - понурил голову Тёма. - А тебе, значит, нравятся серьёзные люди, музыканты там разные, гитаристы?
Даша вспыхнула: это был явный намёк на Фила. Но она предпочла не отвечать на этот вопрос.
- Ах, поверь мне, Дашка, я перевидал многих музыкантов, и вот что я могу тебе сказать о них: в этой жизни они любят только одно - музыку, которую они пишут или играют. Они живут ею, дышат. Они живут, по сути дела, только, когда выступают на сцене. Побробуй-ка отними у гитариста его гитару, он тебе, пожалуй, наваляет. Женщину же они любят только тогда, когда выпьют.
- Значит, они - тоже жертвы профессии.
- Да все творческие люди - жертвы своей профессии. Поэтому многие из них одиноки. А я не хочу быть одиноким.
- Не думаю, что тебе грозит одиночество. Ты обаятельный, умный парень с хорошими принципами. Если ты захочешь, то легко найдёшь себе девушку, которая оценит тебя по достоинству.
- Значит, сватаешь меня за другую. Всё ясно, и в кафе ты со мной не пойдёшь.
- Ну, если только, чтобы тебя не обидеть.
- Бросишь, значит, соломинку утопающему.
- Прямо уж, утопающий, - усмехнулась Даша.
- Нет, на самом деле, я всё понимаю. Тебе нужно время, чтобы перелюбить того гитариста. Помучаешься пару месяцев от неразделённой любви и поймёшь, что лучше Артёма Карповича парня нет, - с горькой усмешкой произнёс молодой человек. - И давно ты в него влюблена?
Даша утвердительно кивнула, что значило "давно".
- Он, конечно, талантливый музыкант. Но и я как фотограф чего-нибудь да стою. Здесь поработаю пару годков, потом переберусь в Москву. Устроюсь в какой-нибудь известный столичный журнал. Затем сделаю выставку своих работ. Прославлюсь на весь мир. Вот потом будешь, Дашка, кусать локти, - опять полушутя-полусерьёзно говорил Тёма, и девушка опять не понимала: шутит он или говорит серьёзно.
Больше они к этой теме не возвращались, и в кафе тоже не сходили. Чему Даша в душе была рада, так как ей было неловко перед Тёмой, и её даже немного мучила совесть, словно она некогда дала ему надежду да обманула. Хотя молодой человек и не смотрел на неё с укоризной, не бросал томных взглядов, не кручинился, а был по-прежнему весел и даже шутил в своей обычной манере. Поэтому через короткое время Даша успокоилась и чувство вины у неё исчезло. И теперь ей даже казалось, что и разговора того на набережной Невы не было или уж, по крайне мере, всё это было очередной шуткой Тёмы.
Однако спустя несколько дней Тёма принёс в редакцию флешку с фотографиями, которые он сделал в тот день на набережной, и пригласил Дашу посмотреть фотографии.