Аннотация: Сказка о Дюймовочке, основанная на четырех классических произведениях.
Сказка о Дюймовочке, поисках и взаимонеподхождении
Творческая движущая, передающая основа - женская: они - вынашивают, рождают и выкармливают, они обладают той силой, которой мужчины боялись и не понимали на протяжении веков, обвиняя женщин в колдовстве и всех прочих грехах, со всеми вытекающими. Женщина - творческое, переменчивое, текучее начало. Мужчине важно все контролировать - мужчины правят миром, потому что им необходимо понимать, строить, изменять и искать новые формы. Мужчины - это кирпичи, из которых создан мир, женщины - цемент, но чтобы здание стояло долго и то и другое должно быть отменного качества.
Мужская сила способна научить, изменить имеющееся, она необходима для продвижения по вертикали внутри системы. Женская - рождающая, творческая, адаптивная, она способна перемещать между системами.
Жила-была женщина. Одинокая и не очень счастливая. Но добрая безгранично. И захотелось ей как-то скрасить свое одиночество. Вот, попросила она однажды ангелов послать ей доченьку... Ну, у ангелов чувство юмора своеобразное было - и подарили они ей Дюймовочку. Впрочем, так даже экономнее. Во всех смыслах. Опять же - всегда рядом будет...
Но дорога в ад вымощена ожиданиями. И ожиданиям доброй женщины не суждено было сбыться. Долгие дни провела она вместе с девочкой, много интересный разговоров было у них, и пожалуй главное, чему добрая женщина научила Дюймовочку - так это тому, как важно быть особенной, как важно в жизни летать, жить среди красоты, и мужчина рядом должен быть таким, чтобы с ним никогда не было скучно, и всегда было, куда расти...
Ну, каждый учит тому, во что верит сам. И те, кого учат, тоже со временем начинают верить. Для начала Дюймовочка поверила в то, что рядом со счастливой женщиной обязательно должен быть мужчина. Спорное утверждение, ну да каждому по вере его. А как еще, вы думаете, она позволила бы Жабе вытащить свою постель-скорлупку и унести ее в болото? Или вы полагаете, девочка-припевочка не могла справиться с какой-то лягушкой?
Ну, как бы то ни было, только оказалась Дюймовочка на болоте. Она была разумной девочкой и знала уже, что от поцелуев лягушки только в принцесс превращаются - ну, анатомия их так устроена. У лягушек и так не очень с половыми различиями, что конечно практично, но с точки зрения превращений попахивает дискриминацией. Хотя категорически не противоречит мировым законам - женщины обладают потенциалом и возможностями, мужчины могут изменять мир и форму предметов.
Итак. Поцелуи можно было даже не пробовать. И это даже хорошо. Поскольку посмотрев на бесконечно влюбленного Жабо-сына целоваться как-то расхотелось. Сели завтракать.
"-- И давно вы меня любите? -- В четверг, после обеда. На прошлой неделе. -- Так это недолго. -- Могу больше."
- Ну вот, поели - теперь можно и поспать... - на этой ноте сын и вправду заснул, а хлопотливая мать стала объяснять потенциальной невестке перспективу. Перспектива не радовала. Будущая жизнь предполагала "познать позор и униженье", то есть строить свое женское счастье с самых низов.
"- У каждого своя планида", - многозначительно начала Жаба, и Дюймочка поняла, что здесь ей делать нечего. Мутный, скучный Жаб, которого ни развлечь - ни изменить, и сгниет она тут с ним на болоте, одна... Но куда уж так то посреди ночи бежать? Придется выучить этот урок - научиться скучать, молчать и находить утешение в своих мечтаниях...
Так и сидели они, рядышком, в мечтаниях... Мамаша, было, светляков нагнать решила, но Жабо-сын заныл:
"-- Не надо огня! В потёмках, маменька, мечтать веселее."
- А и правда. Мечтай, мечтай. И ты мечтай!
И уж чему-чему, а мечтаниям тут Дюймовочка выучилась как никто. Да только одними фантазиями сыт не будешь... Ну и, как это обычно в жизни бывает, когда пришло время надеяться, девочка снова увидела свет в конце тоннеля.
На сей раз - в виде рыбок, что сжалившись над красавицей, перегрызли стебель кувшинки, и в итоге оказалась Дюймовочка в доме Майского Жука. Вот, вот где она сможет обрести счастье полета и найти любовь! Она сможет летать - и теперь девочка совсем другими глазами смотрела на ставшее вдруг таким близким и невероятно прекрасным небо. Но... Жук, было очарованный ее робкой скромной красотой, оказался излишне тщеславен и зависим от мнения родственников и друзей своих, что все, как один, осудили несчастную, а ведь как известно - "нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться".
И плакала, и плакала бедная Дюймовочка.
"-- Кабы любовь-то была равная с обеих сторон, так слез-то бы не было. Бывает это когда-нибудь? -- Изредка случается. Только уж это какое-то кондитерское пирожное выходит, какое-то безэ."
И подумала тут Дюймовочка, что и вправду ведь вот что удивительно - Жаб был гораздо хуже нее, но для жизни с ним ей пришлось бы меняться... А Жук - Жук выглядел несравнимо лучше, но и для жизни с ним ей невозможно было бы остаться собой. Почему бы мужчинам не измениться, чтобы все могли счастливо жить вместе?
- Но помогите же мне! Что с того, что ваши друзья считают меня недостойной, если сами вы утверждаете, что любите меня? Помогите! Вы видите, я плачу!
"- В любви приходится иногда и плакать. - И непременно женщине? - Уж, разумеется, не мужчине."
"- Я погибаю!
- Голубушка моя! Что делать-то? Ничего не поделаешь."
Жук расправил свои блестящие крылья и гордо полетел прочь - видимо, в поисках новой невесты.
Но в какой-то момент линия судьбы изгибается, и на этот раз полевая Мышь, встретившая девочку, отвела ее в свой дом, обогрела, напоила, и... Познакомила с богатым Кротом.
Только главное было не в его богатстве. Кроты слепы и не умеют видеть глазами. Зато они умеют чувствовать этот мир и видеть его душой. Мышь знала Крота с самого его детства, и любила преданно, - а любящие женщины, в отличие от мужчин, которые если не вызывают соперников на дуэль, то могут просто морду набить, - способны на истинно великие поступки, и если не отравят разлучницу сразу, то вполне способны помочь любимому обрести счастье с другой, если будут уверены в том, что это сделает предмет их обожания счастливым... Именно поэтому привела Мышь к Кроту Дюймовочку. Тот научил девочку видеть сердцем, вложил в нее все, что умел сам... Он хотел, чтобы она стала его глазами в этом огромном прекрасном мире - и теперь словно заново создавал ее, наградив таким волшебным, неповторимым даром...
Крот хотел бы увидеть этот мир сам, "он хотел лишь одного - жить, как все, но он был слишком безобразен." Он хотел лишь видеть солнце и небо, но единственным лекарством, способным его исцелить, была бы любовь - и он искал ее, искал, наделяя любимую своими талантами, бросая к ее ногам все сокровища мира, позволяя ей полностью властвовать в своем подземном царстве. И они...
"Они "играли в сердца", как другие играют в мяч; но поскольку это были их сердца, которые они перебрасывали туда-сюда, требовалось большое искусство, чтобы ловить их, не причиняя друг другу боли."
У Дюймовочки не очень-то получалось. Она прекрасно помнила слова своей матери о том, что нужно летать - и принимала их слишком уж буквально. Она не умела принять дар Судьбы, если тот не выглядел, согласно ее ожиданиям, которыми, как известно, вымощена та самая пресловутая дорога... Она научилась у мудрого Крота всему, кроме одного - любить... А значит, не могла бы сделать его счастливым.
Именно поэтому, поняв свою ошибку, Мышь ничего не сказала ему о Ласточке, которую Дюймовочка мастерски подстрелила из рогатки по осени, потом выхаживала всю зиму, чтобы вселить в добрую птицу изрядное количество вины и обязательств - ну и да, перед самой свадьбой все-таки улетела с ней - туда, в небо, которое она теперь так ценила, благодаря Жабу болотному, которое теперь так восхищало ее, благодаря Жуку, и которое она теперь так тонко понимала, благодаря Кроту.
А Ласточка... Ну, что Ласточка. Очередная сила перемен - как Жаба-мать, что вывела девочку в большой мир, как Бабочка, что впряглась в лист кувшинки и переправила подросшую у Жаба Дюймовочку к Жуку; как повзрослев у Жука, Дюймовочка отправилась в новую жизнь за Мышью, - так теперь невероятно возмужавшую и окрепшую у Крота, Ласточка перенесла девочку на поляну Лесных Эльфов. К тому времени Дюймовочка уже научилась всему, чему могла - и скуке, и страданиям, и радости, и желаниям... И теперь, когда Принц Эльфов узрел это Совершенство...
На сей раз, впав в нирвану от вида крыльев, Дюймовочка даже не успела подумать о будущем, - "о будущем она успеет подумать тогда, когда впереди уже не будет будущего".
- Но нам придется преподать тебе несколько уроков, чтобы ты смогла стать одной из нас - чтобы ты смогла стать Леди Принца!
- А я кто, по вашему? Я что, похожа на цветочницу? - возмутилась Дюймовочка.
"- Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как с ней себя держат".
- Ну и что я должна делать?
- Для начала - изменить свой облик. Ты не можешь оставаться в том, в чем есть - в этом же невозможно летать! И еще нам нужно будет сделать для тебя крылья.
- А потом?
- А потом мы научим тебя пить нектар, и петь, и говорить... "Не умеете ценить то, что у вас есть, так пусть у вас будет то, что вы цените."
- А что у меня есть?
- Что у вас было. У вас была свобода. Зато теперь у вас появится пара прекрасных крыльев! Не о том ли вы мечтали? Но должен предупредить, "у меня свои привычки, а старые привычки трудно менять".
И все-таки Дюймовочка была счастлива! Ведь все вышло именно так, как учила ее добрая мама... Рядом с ней был самый восхитительный мужчина, она могла с ним летать и ей всегда было, куда расти!!!
Она медленно брела по темному лесу, и лишь пара светлячков освещали девушке путь. Крылья - это, конечно, прекрасно, но они так давили и натирали, что время от времени ей приходилось искать целебные травы, чтобы как-то уменьшить боль... Сегодня те упрямо не хотели находиться, а скоро уже пора была возвращаться назад, к эльфам. Дюймовочка настолько увлеклась поискать, что не заметила, как бумс!
- Ой, простите! - воскликнули они одновременно. И снова одновременно:
- Кто вы?
На сей раз он дал ей ответить первой:
- Дюймовочка.
- Какое прекрасное имя! А меня зовут Мальчик-с-Пальчик.
- Надо же... - она удивленно рассматривала его. - Ты же точно такой же, как я!
- А ты - похожа на меня. Кто ты?
- Я - я живу с эльфами. Они сделали для меня крылья, и теперь я могу летать с цветка на цветок! Правда, крылья немного жмут... И мне все-время приходится следить за собой, чтобы не сделать что-нибудь смешное или не сболтнуть глупость... А ты?
- Я живу с братьями и отцом. Только они ненавидят меня и увели подальше в лес, чтобы я заблудился... Но я набрал с собой кофейных зерен и бросал их по дороге - и вот теперь могу по ним найти путь домой... А мне хорошо с тобой.
- И мне... Так просто, так легко! Ничего не нужно из себя строить...
- Расскажи мне о себе?
- Знаешь, сначала я попала к Жабе... И судьба моя могла бы сложиться так, что пришлось бы всегда его развлекать... Но я ушла от него.
- И теперь ты развлекаешь Принца?
- А потом - потом меня похитил Майский Жук, но он слишком много значения придавал тому, что думают о нем окружающие, и мне пришлось бежать и от него...
- А теперь ты боишься сболтнуть глупость?
- Потом... потом я едва не вышла замуж за Крота... Но испугалась, что мне придется видеть мир его глазами...
- И теперь ты смотришь на все глазами Принца?
- Но я летаю!
- Оно того стоило?
Дюймовочка посмотрела на Мальчика:
- А сам то! Возвращаешься в дом, где тебя не любят!
- А тебя? Тебя любят?
Он обнял ее, и Дюймовочка заплакала:
- Как жаль, что мы никогда не будем с тобой вместе!
Они долго еще сидели так, обнявшись... А потом поднялись и разошлись в разные стороны - Мальчик-с-Пальчик неспешно подбирал с земли кофейные зернышки, а Дюмовочка торопилась вернуться до рассвета на поляну эльфов...
Каждому по вере его... Или по привычке? Хотя... привычка - это ведь тоже в каком-то смысле вера...