Аннотация: Роман в романе. (Составная часть интернет -романа "Ткач")
Роман в романе.
(Составная часть интернет -романа "Ткач")
"Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые..."
Федор Тютчев
ВОЗВРАЩЕНИЕ МАСТЕРА.
Пролог.
Осень одна тысяча девятьсот девяностого года пришла на Пионерские пруды рано, в середине августа, пришла затяжными дождями и отсутствием табака в двух ближайших киосках по улице Жолтовского. На последней, оставшейся от давних времен, чугунной скамейке, что напротив памятника Крылову, сидел человек, задумчивый вид и непонятное одеяние которого, многое могли бы сказать случайному прохожему. Но в этот дождливый вечер москвичи сидели в своих квартирах, отгородившись от жестокого времени экранами телевизоров.
Некому было удивиться старомодной - шестидесятилетней давности - плащ-накидке и совсем уж невероятной, почти круглой черной шапочке с желтой буквой "М.
А его лицо... Казалось, сама Вечность лепила лицо незнакомца из круто замешанного человеческого материала с его удачами и поражениями, мыслями и страстями. Иногда, чтобы подчеркнуть необычность, сравнивают лица мужественных, много повидавших людей с барельефами, рубленными из целого камня. Но это лицо было живым, просто чувствовалась в нем некая многомерность, протяженность во времени. Будто бы обычный человек вдруг повзрослел на целую смерть.
А еще на этом лице угадывалась тихая радость путника, вернувшегося домой.
Странный человек. Странник...
Избранник Добра и Зла
Первым, что ощутил Мастер, был звук собственных шагов, отзывавшийся эхом в пустоте огромного зала. Зала немыслимых размеров. Колеблющийся свет редких свечей чуть рассеивал мрак у стен, но не позволял оценить их высоту. На стенах виднелись узкие серебристые рамки картин, сюжет которых невозможно было разобрать. Барельефы и скульптуры, чьи лица в мерцающих отблесках казались живыми и будто наблюдали за гостем.
В дальнем конце зала, где сумрак был еще гуще, плотнее, угадывались контуры сидящей фигуры.
Мастер как-то сразу понял, у кого в гостях находится. Понял и принял это знание спокойно - как неизбежное.
На этот раз Воланд был один. На маленьком диванчике темно-вишневого бархата, облокотившись на подушку одной рукой и держа в другой высокий бокал с каким-то темным напитком, он выглядел много пережившим и уставшим человеком...
- "Садитесь, Мастер"
И тот вдруг заметил рядом большое кресло подстать диванчику.
- "Вас вернули по Его просьбе. Так сказать: лишили покоя..."
Мастеру показалось, что после этих слов уголки рта говорившего чуть дрогнули.
- "Да и мне любопытен результат задуманного Им эксперимента: вначале дать людям новое свойство, а затем оценить результат. Мир изменился, но человек остался прежним. И напряжение разбаланса растет"
Воланд слегка пригубил напиток, при этом отрешенное выражение лица совершенно не поменялось.
- "Там, - Воланд качнул кистью руки куда-то вбок - побратались человеческая глупость и самонадеянность. Его, да и меня, уже перестали замечать...
Вдруг нашлось множество поводов для ненависти, и не осталось мотивов для любви. Смешались причины и следствия, судьбы сплелись в большую беду, люди искренне верят в свою непричастность ко злу.
Пусть их... Но было бы жаль потерять такой уникальный заповедник. Да и привык я к нему"
Мастеру вторично померещился призрак улыбки на губах говорившего.
- "Его идея состоит в том, чтобы передать Вам - человеку, понимающему Добро и Зло, - вместе с даром бессмертия и право судить. Вы - наш вполне полномочный представитель"
Будто стремясь пресечь ненужный вопрос, добавил:
- "Мне неизвестна причина, по которой Он не захотел вернуться сам"
Тем не менее, пытаясь постигнуть смысл задачи, Мастер растерялся. Во множестве возникших вопросов он не мог ухватить главный.
Воланд продолжил:
- "Вы постепенно разберетесь во всем: Вы же - Мастер...
Давний Ваш знакомый - Бегемот - вызвался помогать Вам. Если станет надоедать своими выходками, пошлите его к черту.
Ваша Марго найдет Вас там - дома -, но позже. Постарайтесь к ее приходу хорошенько почистить свой дом, Золотарь.
И последнее. Этот зал - Ваш: он подчинится и выполнит все. Если захотите отдохнуть или принять друзей, приходите сюда"
Пламя свечей заметалось как от сквозняков и стало меркнуть. Или (Мастер так и не понял) что-то произошло с его глазами.
Сквозь сонную немочь почудилась последняя фраза: "Удачи Вам - Мастер..."
***
Без определенного места жительства...
Устав бродить по новой Москве и удивляться постигшим ее переменам, Мастер вдруг сообразил, что за прошедший день ему совершенно не хотелось пить и есть. Отнеся это к перечню свойство, полученных и необходимых для исполнения миссии, он решил для начала поискать иные новые собственные возможности - авось сгодятся.
Шапочку он затолкал во внутренний карман плаща сразу же после встречи с компанией молодежи, расположившейся на низенькой ограде сквера и согревавшейся бутылкой "Московской". Четверо ребят пролаяв что-то между собой на всеобщем матерном, предложили Мастеру присоединиться и сбегать за поллитром. Мастер ещё не совсем сориентировавшийся в новой роли, не смог ответить вовремя и вызвал тем самым несколько малопонятных, но явно ругательных комментариев. Среди прочих прозвучало что-то про "чурок в тюбетейках" и "лимиту звезданутую". Решив "не лезть со своим уставом", Мастер спросил про трамвай на Бронной. Московская молодежь оказалась негостеприимной - из отрывочных реплик можно было разобрать нечто про троллейбус и метро...
Пройдя по Тверскому бульвару и выбравшись на Садово - Самотечную Мастер все же сумел определиться в непривычном транспорте и через три минуты ехал куда-то на задней площадке автобуса, не желая проходить в салон. На следующей остановке кто-то довольно грубо подтолкнул его сзади и со словами: "Не мешайте входить другим пассажирам, гражданин. Да и за проезд платить надоть!.." встал рядом. Мастер сдвинулся вглубь салона и оглянулся на говорившего - рядом стоял огромный черный котяра с галстуком - бабочкой на шее и пестрым зонтом в одной из лап. Когтями другой он вцепился в обивку ближайшего кресла. Предупрежденный Воландом, Мастер тем не менее дернулся от неожиданности и даже сел в подвернувшееся кресло.
- "Мастер, пожалуйста, не реагируйте так непосредственно... Тем более что остальным пассажирам я невидим. А Вы уставились на пустое место"
Мастер оглядел салон, кот продолжил:
- "Насчет билета не волнуйтесь - он у Вас в правом кармане плаща. Просто на будущее постарайтесь быть осмотрительнее: привлекать к себе лишнего внимания не стоит, а изобразить любую бумажку для Вас, ну и для меня, как два пальца...
Да-да, привыкайте к сленговым выраженьицам этого времени - Вам в нем жить"
Кот вальяжно раскинулся на двух соседних креслах, в ослепительно белых хищных зубах откуда ни возьмись возникла уже дымящаяся сигарета, зонтик стал элегантной тростью с набалдашником в виде серебристого черепа с рубинового цвета стеклами в глазницах.
Мастер уже достаточно освоился в ситуации:
- "Позвольте узнать, следует ли мне именовать Вас Бегемотом? Или Вы предпочитаете иное имя?"
Кот зажмурил один глаз, потянулся, невероятно изогнувшись лохматой своей спиной выше спинки кресла, и с видимым сожалением произнес: - - - "Чего уж, зовите так - привык я уже к этому прозвищу... А газетку-то поднимите - вон под ногами скомкалась. Любопытная газетка, скажу Вам, и полезная. В смысле понимания этой страны..."
Автобус катился по ночной Москве, пассажиров почти не было. Мастеру уже наскучили какие-то обесцвеченные серые дома, и он занялся наконец газетой.
> Вчера состоялся совместный митинг Демократического союза, Союза анархистов, Российского народного фронта, "Памяти" и др., посвященный памяти жертв красного террора. Митингующие попытались прорваться на Красную площадь, но были остановлены силами охраны правопорядка...<
> 14-го августа на встрече с общественностью Уфы Б.Н. Ельцин заявил: "Возьмите ту долю власти, которую сами сможете проглотить. И мы согласимся с этой долей, с этим решением"<
> Состоялся Координационный Совет Конфедерации Труда, на котором Григорий Явлинский выступил с презентацией программы "500 дней"<
"Неужели страна все-таки изменилась, как же долго мы исправляем свои ошибки... - Мастер внимательно просматривал даже рекламные сообщения, впитывая аромат новой эпохи.
- "А зря Вы, Мастер, так уж обольщаетесь на этот счет... - кот скептически ухмыльнулся, - повнимательнее читайте между строк. Вам и раньше это хорошо удавалось, а уж теперь и вовсе - как в кино"
Мастер поначалу не обратил внимания на кошачью реплику, но на четвертой странице заметил за собой странную особенность: при чтении текст как бы немного расплывался, и за ним проступали смутные движущиеся образы - тени. Сосредоточившись уже на этих образах, Мастер начал распознавать картины - предсказания, тени грядущего...
...Самодовольный пьяный шут, кривляясь, пытается управлять страной...
Вначале Казань, а потом Уфа объявляют о своём суверенитете, создают собственные вооруженные силы - так сказать "силы защиты демократии"...
Возникает Республика Сибирь, и вот уже молодые российские парни с обеих сторон со злобой разглядывают друг друга через танковые прицелы...
И никто не виноват, и все хотели как лучше...
Что же это за несчастливый народ такой?!
Или проклят он?.. Неужели на роду ему написано: либо в рабство себя загонять, либо убивать себя во имя призрачной внешней свободы... Вырвавшись из одного рабства, тут же с каким-то самоубийственным упоением загнать себя в новое?.. С мазохистским восторгом лечь под новых бездарных правителей, отдать все богатства своей страны кучке паучков в банке и сдохнуть в наркотическом бреду?..
А затем пошли совсем уже апокалипсические картины: планета обидевшись на человеческую глупость, поднялась на дыбы во всей своей страшной красоте. Смерчи, наводнения, оползни, землетрясения, гигантские волны, новые неведомые болезни - и негде укрыться беззащитному человеку с близкими его...
Совершенно четко вспомнилась Мастеру фраза Воланда: "Да и мне любопытен результат задуманного Им эксперимента: вначале дать людям новое свойство, а затем оценить результат. Мир изменился, но человек остался прежним. И напряжение разбаланса растет"
Что же еще должно произойти с человеком, чтобы изменился он сам?!
И что же нужно дать ему, чтобы стал он добрее и мудрее?!
- "Очнитесь, Мастер, свою остановку проспите...- явная ирония в голосе Бегемота вытряхнула Мастера из мира-призрака. - А куда мы, кстати, направляемся?"
Только тут Мастер осознал безжалостную истину: и ехать и идти ему в этой Москве совершенно некуда, и не к кому. Здесь не было у него дома, не было родных или знакомых, у которых он мог бы остановиться...
Никто не ждал его, и никому он не был здесь нужен...
- "Вот уж чего, а рыданий о своей тяжкой доле и неприкаянной душе я от Вас не ожидал..." - кот нарочито широко раскрытыми глазами обозрел Мастера с головы до ног.
- "Да и не Вы один в такой ситуации. Пойдемте, познакомлю Вас с любопытной компанией. Там рады будут интересному собеседнику..."
И Бегемот прытко выскочил в начавшие открываться двери. Мастер, не имея лучших вариантов, последовал за ним.
Они оказались в каком-то неосвещенном переулке перед полузавалившимся забором. Кот с уверенностью аборигена прошел десяток шагов вдоль забора, откинул в сторону доску и нырнул в еще большую тьму какого-то двора. Выставив руки и нащупывая ногами дорогу, Мастер старался не отставать...
Через четверть часа оба уже сидели на разодранном пружинном матрасе перед самодельной печкой из толстой стальной трубы. На огне позвякивал крышкой побитый эмалированный чайник. В рассеянном красноватом свете от углей в печке можно было различить отдельные детали старой тридцатых годов постройки квартиры, комод в углу, несколько кресел вокруг подобия стола из дверцы стоявшего поодаль гардероба. И три колоритных фигуры в креслах...
После краткого знакомства и ужина из печеной картошки и плавленых сырков, запитого горячим и душистым чаем на невесть откуда взявшихся листьях смородины и малины, местные жители собрались в углу около старенького, но вполне работоспособного телевизора с претенциозным названием "Рекорд". Как наскоро объяснил Бегемот, хотя дом и планировался под снос, и жители были отселены уже более года назад, но электричество и воду никто отключить не подумал.
Мастер с Бегемотом переместились на кухню, где окно было забито листом фанеры и можно было зажечь сорокаваттную лампочку, не боясь привлечь внимание служб охраны порядка. Менторский тон кота давно уже задевал Мастера, и наступил момент выяснить, наконец, отношения.
- "Послушайте, Бегемот, я вполне осознаю свою неподготовленность к назначенной мне роли. Но, уж поверьте мне, смогу кое в чем разобраться и сам - без Ваших постоянных поучений и подначек. Более того, я все чаще воспринимаю Ваши слова как совершенно лишние сентенции, что мешает сосредоточиться на их смысловом содержании. Выбранный Вами стиль, Бегемот, стиль противоречия, противодействия, стиль насмешки, абсолютно не нужен и вреден для общения"
- "Не скажите, сударь мой, всякому существу нужен некто противостоящий, противоречащий, противодействующий - чтобы оставаться в форме, чтобы не разлениться и не помереть со скуки. Петуху - лисица, зайцу - волк, ну и так далее..."
- "А человеку - кто? Ведь не дано нам услышать другого, хотя бы прислушаться - и то не способны..."
- "Так - ить, человеку на то совесть дадена. Понимать должны.
Но к Вам сие не относится: мы с Вами теперь - одного поля ягоды. Вам, Мастер, теперь, чтобы оставаться человеком, куда как серьезные усилия потребуются. Пока человек собой остается, ему и невдомек, какое это великое право - быть человеком. Что имеем - не храним, потерявши - плачем...Вам теперь многое дано, отличное от обычных людей. Вот и постарайтесь сами себе доказать, остались Вы человеком, или как...Человек ли Вы, и насколько - человек?..
А пока терпите меня: буду Вашим генеральным противоречащим - все лучше, чем вовсе ничего. И оплаты мне за это тяжкое занятие никакой не надо, разве что в блюдечко сметанки вечерком плюхнете, мне и достаточно"
Кот довольно зажмурился, длиннющие его усы поднялись выше острых ушей, а щеки раздались в стороны, отчего вся физиономия странно напомнила карточный знак треф...
- "Ну, хорошо. Пусть так...- после долгого молчания Мастер все же решил продолжить разговор: в сущности, Бегемот оставался единственным связующим звеном с тем прошлым, безвозвратно ушедшим миром, который составлял значительную часть души прежнего Мастера - миром, ранее так ненавидимым им и уже прощенным.
-- "Зря Вы так... Мне уж поблазнилось, что Мастер на пути к пониманию...
Ан, нет - возись с ним теперь как с ребенком несмышленым - зеленый глаз кота насмешливо сверкал сквозь стекло неизвестно откуда взявшегося пенсне, - Нет для Вас ничего "безвозвратно ушедшего", желаете в свою конуру, где догорает и никак не может сгореть Ваш роман, - будьте любезны".
Тут кот с каким-то вихляющим поклоном правой рукой указал на дверь из кухни... Но вместо соседней комнаты с троицей местных жителей у телевизора Мастер обнаружил там прежнюю свою полуподвальную каморку с маленьким письменным столиком, где в жарком нутре печи как живые бились в пламени знакомые страницы.
- "Ну, и зачем Вам туда?!. Что Вы надеетесь там найти, Мастер? - кот крутил свое пенсне на длинной золотой цепочке, и казалось, вот-вот разобьет его о край кухонного стола. - Да поймите же Вы, наконец, прошлое в Вас самих, в нем нет ничего нового для Вас. Помните, в двадцать седьмом, Вы помогали молоденькому студенту подобрать материалы по петровской эпохе? А что Вы ему тогда сказали? "Нет в прошлом того, чего не нашлось бы в настоящем. Прошлое растворено в современности, оно в нас, оно с нами. Не ищите в прошлом того, чего нет в настоящем. И если Ваш вопрос настолько серьезен, что не находите на него ответа здесь и сейчас, мой Вам совет: ищите ответ в будущем"
Где же Ваша мудрость теперь, Мастер?.."
Мастер, конечно же, помнил того студента - то был первый и единственный его ученик, которому он помог научиться работать с историческими источниками, помог вырастить в себе чувство истины, чувство факта.
- "Это была лишь красивая фраза, Бегемот. Будущего еще нет. А когда оно наступит, нам будет не до сегодняшних вопросов - появятся новые"
- "Как это у Вас легко получается: прошлое - видите ли! - есть, а будущего - нет! Вот же оно..." - и кивнул на окно. А за окном шел бой: бородатые люди в странном обмундировании и с повязками на головах яростно убивали друг друга на улицах полуразрушенного города, явно не Москвы. Жирный черный дым понимался из открытого люка боевой машины, рядом с ней горел, но продолжал стрелять мальчишка лет восемнадцати.
- "Это что, по-вашему, мое больное воображение?! Ну, так сами и смотрите, а я уже всякого насмотрелся" - кот откинулся в кресле, которое тут же стало плетеной из лозы качалкой и заснул. Мастер, с удивившим его самого спокойствием и отрешенностью долго изучал происходящее. Оказалось, что его новое зрение позволяло приближать и делать четко видимыми детали происходящего за многие километры от площади под окном. Более того, сосредоточившись, он смог охватить взглядом всю Землю со всеми людскими бедами и страданиями на ней. И Земля показалась ему одной большой незаживающей кровавой раной.
- "Опять Вы со своими человеческими образами, - кот приоткрыл один глаз, отчего пенсне тут же прыгнуло со стола на нос - И смотреть в глубину Вы вроде уже научились, а видеть все по-настоящему не желаете"
- "Простите, Бегемот, я признаю Ваше превосходство в глубине знания этого мира. Но для меня, для выполнения моей миссии Ваши выводы и знания бесполезны - иначе на моем месте были бы Вы. Или - сам Воланд. Прежде всего, хочу определить для себя причины этого выбора. Вероятно, эти причины кроются в назначенной мне цели. Тогда - в чем она?
И еще: что такое новое возникло во мне сегодняшнем, позволяющее мне выполнить мое предназначенье...
Зрение стало каким-то... подробным что ли... Без пищи могу обходиться... Но это все - не то! В остальном я остался прежним, разве что постарел..."
- "Посмотрите на эту троицу у телевизора, Мастер.
Тот, что слева, научный сотрудник оборонного центра. Власть предала его - сорокалетнего: центр закрыли, ему предложили разрабатывать кухонные комбайны. Зарплаты едва хватало на оплату квартиры, а дочка уже оканчивала школу - как ему было организовать ее судьбу? Разменял свою трехкомнатную квартиру на двушку с доплатой. Но выяснилось, что в новой квартире прописаны еще два человека. Жена с дочкой уехали в Ленинград к теще. А ему самому очень посоветовали удовлетвориться суммой доплаты. Теперь живет здесь.
Справа, в армейском бушлате, уволенный из армии по сокращению капитан - артиллерист. Выслуги лет для пенсии не хватило, жена ушла год назад, из комнаты в служебном общежитии попросили выехать...
Решил зарабатывать "челноком" - возить из-за границы одежду для продажи. Не вытерпел поборов на таможне, врезал от души троим государевым людям. На настоящий момент - в розыске.
Третий - моложе двух других - появился здесь через полгода после обретения самостоятельности в виде пакета с документами и ордера на комнату в общежитии завода ЖБИ с постановкой во "внеочередную" очередь на получение однокомнатной квартиры. Между детским домом и заводом была договоренность о трудоустройстве совершеннолетних "выпускников", но завод не имел столько вакансий для молодых людей.
Что общего между этими людьми, и что их отличает от Вас, Мастер?
Все они - беглецы. Они бежали сюда от возникших перед ними проблем. Их бегство - попытка освободиться от множества связей, опутывающих человека от рождения и тянущихся за ним в могилу. Часть этих - в сущности, смертельных - связей обусловлена несовершенством биологической оболочки. Иные же возникают в угоду обществу или собственным привычкам. Невдомек им - вечно занятым - что бессмертные человеческие души свободны всегда и везде, но понять и оценить эту свободу они не в силах.
А вот Вы, Мастер, Вы - истинно, совершенно и окончательно свободны. И, опять же, осознавая это, продолжаете ли считать себя человеком?"
- "По-видимому... Хотя сейчас уже не уверен в категоричности ответа... Но, если все так, Бегемот, как по-вашему, что за цель у моего возвращения?"
- "Знал бы прикуп - жил бы в Сочи!.. Откуда ж мне-то знать, Мастер?! Вы уж сами при случае поинтересуйтесь у Них - кот выхватил откуда-то прямо из воздуха зажженную сигарету; зажмурив глаза в показном удовольствии, затянулся и стал пускать дымные кольца.-
Но могу предположить, что Они ждут от Вас некоторых действий, которых каждый из Них в отдельности выполнить не в силах, а объединить усилия Им не дано"...
- "То есть, познавший добро и зло человек имеет преимущество перед любой из противоборствующих сил, несущих лишь одно качество?.. Так?
Но в этом случае - для чего и как мне следует использовать это преимущество?"
- "А Вы, Мастер, попытайтесь по совокупности обстоятельств ... По совокупности...
Может и Ваше фактическое бессмертие присоединить к перечню обстоятельств?..."
- "Но я не ощущаю себя бессмертным, я тот же что и был: мое сердце стучит во мне, из порезанной руки еще полчаса назад текла кровь, а сейчас вот присохла..."
- "Ну, это по привычке - кот опять растянул свою морду в широченной улыбке, - а вот попробуйте захотеть, чтобы царапина исчезла бесследно. Вообразите, что ее нет"
Мастер попробовал - ничего не произошло. Потом ему показалось, что к засохшей крови что-то прилипло и он смахнул это платком. Платок стер все следы ранения: не осталось не только кровавых сгустков, но и шрама - совершенно чистая кожа...
- "Что, Мастер, вижу - получилось? А вот вообразите, что Вы сейчас не здесь - в старенькой кухне -, а на Патриарших, к примеру. Только не забудьте вернуться - кот уцепился когтями за край стола, оторвал изрядный кусок и отправил себе в рот. С выраженным удовольствием пережевал его и, проглотив, рыгнул.
Выходка Бегемота не произвела на Мастера особого впечатления: он обдумывал последние слова кота. В какой-то странной уверенности Мастер отчетливо представил себя сидящим на знакомой лавочке в сквере перед памятником.
Кот с удовольствием наблюдал, как фигура Мастера начала разбухать, потеряла четкость и, затем, осыпалась липкой кучей на и без того грязный пол кухни...
...На Патриарших прудах этой ночью случилось жуткое происшествие.
Чугунная скамейка перед памятником давно уже стала местом тусовок московской революционной молодежи, вся революционность которой заключалась в периодическом упоминании нескольких имен политического бомонда, перемежаемым громким визгливым смехом, матерными наворотами и глухим звяканьем стаканов. На этот раз по случаю дождливой погоды пятеро молодцев уселись на спинку скамейки опираясь растопыренными ногами на скамью.
Впоследствии никто из них так и не смог вспомнить, с какой стороны налетел довольно сильный вихрь - почти смерч - вобравший в себя уже на их глазах кучу листвы с газона, досуха содержимое ближайшей лужи и некоторые детали их одежды. Затем вихрь уплотнился в черную фигуру в развевающейся по ветру накидке. Фигура медленно проплыла - по словам перепуганных свидетелей - вдоль скамьи, остановилась около урны и произнесла: "Аккуратно сложите весь мусор в урну...
И брысь отсюда!"
Распоряжение было выполнено с поразительной тщательностью и быстротой. Двоих из компании, слишком резво бежавших и вызвавших этим определенные подозрения, случайно задержал патруль милиции, проезжавший в час ночи по Малой Бронной. От них и стали известны подробности происшествия...
Мастер, вернувшись, подробно обрисовал Бегемоту свои ощущения:
* С разных точек одновременно он увидел кухню, себя самого рядом с котом, затем весь дом-инвалид, всю Москву. На миг ему даже показалось, что он стал сразу всей Вселенной...
* В следующее мгновение он оказался рядом с компанией изрядно набравшихся парней, разбросавших вокруг себя останки позднего ужина. Мастер никогда не уважал нерях: попросил навести порядок и уходить по домам.
* Самым сильным для Мастера было впечатление от краткого момента, когда он ощутил себя ВСЕМ - до холодного ужаса, до какой-то смертной тоски, а затем до абсолютного, невероятного восторга. Лишь теперь он начал осознавать, что скрывалось за словами Бегемота об истинной свободе.
- "Послушайте, Бегемот, а Вам приходилось задержаться подольше в этом переходном состоянии, когда чувствуешь весь мир частью себя?"
- "Видите ли, Мастер, я призван в свиту и существую сейчас по Его воле - я не свободен..."
- "Стало быть, в этом Вы мне не помощник... Что же рискну еще раз - и Мастер повторил свой переход, но уже без определенной конечной точки - шагнул в Мир...
И увидел полет галактик в пустоте, и маленький домик на берегу Оки, и ослепляющий свет первых мгновений, и черноту последних мгновений Вселенной... Увидел рождение Солнца, раскаленную, плещущую лавой поверхность новорожденной Земли, огромные безжизненные пространства суши и океаны с коричневатой водой... Наблюдал развитие жизни от первого плазмоида с пульсирующей спиралькой в центре, до огромных летящих в пустоте космоса биоценозов, созданных волей Творцов... Увидел переплетения человеческих судеб, в которых каждая встреча, каждое расставание, каждое мимолетное движение рук - не случайны... И в любом столкновении судеб невозможно было найти правых и виноватых, ни кто не мог поступить иначе - выбора не было...
И среди всего этого сложноподчиненного запутанного абсолюта совершенно самостоятельной, свободной сущностью жила его душа. Именно жила: чувствовала, анализировала, могла вмешиваться в события...
- "Послушайте, Бегемот, а Вам приходилось задержаться подольше в этом переходном состоянии, когда чувствуешь весь мир частью себя?"
- "Видите ли, Мастер, я призван в свиту и существую сейчас по Его воле - я не свободен..."
- "Стало быть, в этом Вы мне не помощник... Что же рискну еще раз - и Мастер повторил свой переход, но уже без определенной конечной точки - шагнул в Мир...
И увидел полет галактик в пустоте, и маленький домик на берегу Оки, и ослепляющий свет первых мгновений, и черноту последних мгновений Вселенной... Увидел рождение Солнца, раскаленную, плещущую лавой поверхность новорожденной Земли, огромные безжизненные пространства суши и океаны с коричневатой водой... Наблюдал развитие жизни от первого плазмоида с пульсирующей спиралькой в центре, до огромных летящих в пустоте космоса биоценозов, созданных волей Творцов... Увидел переплетения человеческих судеб, в которых каждая встреча, каждое расставание, каждое мимолетное движение рук - не случайны... И в любом столкновении судеб невозможно было найти правых и виноватых, ни кто не мог поступить иначе - выбора не было...
И среди всего этого сложноподчиненного запутанного абсолюта совершенно самостоятельной, свободной сущностью жила его душа. Именно жила: чувствовала, анализировала, могла вмешиваться в события...
Право выбора
"...Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе"
Левитанский Ю.
Впрочем, что значит: "не было выбора"?.. Мастер теперь, приглядевшись, совершенно четко мог указать в судьбе каждого человека неприметные, какие-то обыденные поступки, явившиеся определяющими - точки настоящего выбора. Вот умудренная жизненным опытом восемнадцатилетняя девушка, разругавшись с матерью из-за денег на очередную дискотеку, идет по Волоколамке. Двое слегка знакомых парней из медленно катящегося навстречу "Опеля" приглашают ее повеселиться на даче у друга. Почему не погулять - авось не девочка...
Через пару дней погуляли еще разок. А потом один из новых друзей предложил пожить красиво в Бельгии, устроив ее - по знакомству - в семью русского эмигранта няней для внуков. В Хасселте ей объяснили, что место няни уже занято, а стоимость визы и билетов надо бы оплатить, и "рекомендовали" поработать немного в ночном клубе. Только вот паспорт пока - до выплаты долга - не вернули. А долг, почему-то, не желал уменьшаться: оплата за снимаемую квартирку составляла половину получаемых "евриков", весь прикид -только на свои. Попыталась оставить себе сотку, подаренную щедрым и вдрызг пьяным клиентом. Но ей очень аккуратно - нельзя портить материал - разъяснили ошибочность такого поведения. В тот день она впервые поднялась этажом выше - давно приглашали - и попросила дозу. Через два месяца ее вышвырнули из клуба, на последнюю сотню она взяла три дозы и ширнулась по кайфу. Похоронили ее на местном кладбище на участке для невостребованных покойников... И все это время она не могла поступить иначе, потому что настоящий ее выбор был сделан за полгода до ссоры: мать предложила ей работу упаковщицей на фармацевтическом складе. Но хотелось приятной жизни, богатых и сильных парней в сверкающих "фордах" или - на крайняк ! - "бумерах".
И тут вполне еретическое, почти кощунственное предположение привела Мастера в непонятное тревожное возбуждение: "Но разве виновен человек, что не дано ему знать последствия каждого поступка?! Разве не изменились бы его поступки, имей он возможность ведать их отдаленные результаты?! Хотя бы так, как сам он сейчас с бедной девушкой..." И вспомнил вдруг мучительное прозрение Спасителя: "Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят..." Прости им всякий грех - и первородный и любой иной - ибо не ведают, что творят...
А потом возникли чьи-то чужие строки, мудрые и печальные: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется..."
На миг Мастеру показалось, что удалось постигнуть смысл эксперимента, его основную идею. Но как снег за воротник, пришло отрезвляющее понимание:
"Сам-то я, имея эту способность, как использовал её по отношению к себе самому?.." И признал, что - ни как...
Но - это он, владеющий даром прозревать будущее. Как придет в голову обычным, нормальным людям искать в себе эту способность? Редкий человек, пережив некую жесткую ситуацию, способен объективно оценить причины ее возникновения. А уж заниматься самокопаньем в поисках ключевого момента своего выбора вряд ли найдутся охотники...
Причина проста: период между выбором и его последствиями растягивается на долгие месяцы. Даже годы. Человек не способен воспринять такую взаимосвязь. Вот если бы сократить время между критическим выбором и расплатой, свести его к нескольким мгновениям?.. Если бы искусственно создать ситуацию мгновенного ответа...
Как ребенок, протягивая руки к огню, тут же получает обжигающее подтверждение правоты маминого запрета... И условный рефлекс закрепляется.
И тут Мастер сообразил, что вполне мог бы сам создавать такие обстоятельства как для одного человека, так и для целых народов.
Развить это, присущее всем, свойство предощущения событий...
Отбор наиболее способных...
А в качестве катализатора - разнообразные природные и техногенные катастрофы.
В развитии всякого процесса - как в человеческих судьбах - есть точки перелома, переключатели вероятностей: в них минимальная энергия меняет ход событий в ту или иную сторону.
" Но, ведь те, кто не сможет воспринять предупреждение, возможно, погибнут...
Вы - преступник, Мастер..."
Похоже, эту свою последнюю фразу Мастер произнес вслух, поскольку Бегемот не удержался от язвительной реплики:
"Мастер, Вам не кажется, что такие увлекательные беседы с самим собой ни к чему хорошему не приведут. Окромя шизофрении...
Если другого собеседника у вас не предвидится, то побеседуйте хоть бы со мной. Оно, конечно, понятно - какие с котом беседы?! Но не всегда же я был котом...
Хотите или нет, но свои специфические замечания я изложу"
Бегемот свернулся клубком на ящике из под пива, отчего ящик стал похож на маленькую копну и продолжил:
"Преступник?.. Ровно настолько, насколько преступна сама природа. Мало ли в природе таких ситуаций, когда человек должен быстро и правильно отреагировать или погибнуть! Один полусумасшедший профессор даже придумал этому специальное название - естественный отбор"
"Но я то собираюсь проделать это сознательно..."
Бегемот с серьезным видом почесал за ухом и изрек:
"Что есть СОЗНАНИЕ? Адекватная реакция на неадекватные ситуации..."
"Ну, и что из этого следует?"
"Мастер, Вы опять отказываетесь включать свое воображение... Вот Вы, к примеру, оказавшись вдруг в совершенно незнакомой обстановке - обретя новые свойства - Вы же пытаетесь эффективно использовать эти свойства, хотя раньше ничего подобного не умели. Так и природа, в которой все взаимосвязано, аналогично реагирует на новые обстоятельства: всякое новое событие совершенно закономерным образом вытекает из предыдущего. Если происходит что-то доселе неведомое, нестандартное, и реакция в природе будет нестандартной.
Простите за грубость Мастер, но сейчас Вы для остальных людей - очередное явление природы, стихия, которую, если хочешь жить благополучно, необходимо принимать во внимание - бороться с ней невозможно!
И потом, а подумали Вы, что станет с миром, если ВЫ откажетесь выполнять свою миссию?"
Бегемот перешел из состояния клубка к полусидячему: закинув лапу на лапу и запустив когти двух других в пластик ящика он задрал морду к потолку, изображая задумчивость. Мастеру совершенно не нравилось сравнение со стихией: он продолжал ощущать себя человеком, пусть и с новыми - ошеломившими его самого! - свойствами. Наблюдая его сомнения Бегемот изменил позу: теперь он сидел, слегка сгорбившись, передней лапой опираясь на бедро подогнутой под себя задней, в другой лапе возникла скверно дымившая курительная трубка. И пристально - будто прицеливаясь - глядя в глаза Мастеру, с легким акцентом выдал: "Нэ-эт. Я думаю, слЭдует посоветоваться с товарищем Жю- юковым"
Затем запустил трубку в открытую форточку и уже вполне серьезно продолжил: "Мастер, идет война. Не с каким-то мифическим Абсолютным Злом. С поразившей людей атрофией совести, с духовным отупением. Вы же сами - вполне справедливо!- обозвали этот мир ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫМ. Аналогично и человек из процесса Нomo Sapiens плавно сползает к состоянию Homo Errata - человек- ошибка"
"Подожди, Бегемот. Почему ты назвал человека разумного - процессом? Ты хочешь сказать, что разум - как и материя - существует только в движении, в развитии? Но я сам уже давно чувствовал это, четко сформулировать не удавалось..."
" Нет, мессир, это именно Ваша формулировка. Похоже, моя миссия завершена... ОН позволил мне помочь Вам понять самого себя в самый сложный период Вашей жизни. Я был рядом с Вами, но был лишь Вашим ЗЕРКАЛОМ.
Все мои доводы и поучения - часть Вашего внутреннего монолога. Та часть, которую человек перестает слышать, отвергает, неосознанно - априори - выбрав один из вариантов. Я просто не позволил глухоте развиться ... Теперь вы вполне готовы к своей миссии - мне больше нечем Вам помочь.
До встречи, Мастер ..."
В сумраке раннего утра кошачья фигура вытянулась, слабая тень на стене напомнила силуэт невысокого худого человека в плаще. Тающее в уходящей ночи тело Бегемота странным образом влияло на эту тень: та становилась плотнее, четче, подвижнее. Первый луч августовского солнца, поднимавшегося из-за девятиэтажек на набережной, пробился через треснувшее пыльное стекло. Тень рванулась к двери и пропала.
Удачи тебе, Золотарь...
Осознавая правоту логики Бегемота, Мастер все же не желал воспринимать себя еще одной стихийной силой. Его человеческая душа противилась логике мироздания: для Вселенной люди - тоже, что для нас микробы. Расплодились микробы, а мы их антибиотиком... Но люди способны осознать причины и последствия собственных дел. Надо лишь чуть-чуть намекнуть, подсказать. Дать шанс...
И Мастер занялся просветительством.
К этому времени он научился воплощать любые необходимые для жизни предметы. Однако, стремясь меньше отличаться от обычных людей, он сообразил, что надежнее будет создавать деньги. Бумажки, имеющие реальную власть в человеческом мире... А всё остальное - просто покупать.
Поначалу он решил, что проще всего донести свое знание до людей через книги. Пошатавшись по книжным базарам и определив предпочтения читающей публики, Мастер остановился на жанре псевдоисторического фентези: как ни как исследование прошлого было когда-то его профессией. Автор не может быть безымянным, и Мастер выбрал себе новое имя: в память о единственном друге из прежней жизни он назвался Николаем Светановым...
Свою первую книгу он отправил в Издательский Дом... И получил в ответ: "К сожалению, Ваш роман не ложится в серию ни по тематике, ни по объему. Кроме того, Вы пытаетесь копировать стиль великого Мастера. Не пишите фанфиков, старайтесь создавать своё.
Затронутая Вами тема уже использовалась рядом авторов и исчерпала себя.
Несомненно, у Вас имеются некоторые задатки таланта, которые при надлежащем подходе могут быть развиты.
Желаем Вам творческих успехов"
Несколько озадаченный смыслом ответа Мастер заново тщательно проверил содержание романа, внес несколько малозначимых поправок на время и опубликовал его на собственные средства...
"Погреться в Аду" имела успех. Её продолжение вышло через полгода, на этот раз уже в крупном издательстве в серии "Русский проект"
А через тройку лет за право издавать книги Мастера уже соревновались АСТ, ЭКСМО и АРМАДА.
Его фото замелькало в Интернете, на страницах газет и журналов. В "Аргументах..." появилось интервью с Николаем Светановым о странностях нового времени и поисках русской идеи...
Однако, эффект от писательской деятельности Мастера был мизерным: даже почитатели его творчества почти не применяли к себе самим мировоззрения и технологии самовоспитания, исповедуемые героями его книг. Но появившаяся известность давала еще одну возможность...
По всей России он приобрел себе всяческое жилье: особняк на Рублевке выглядел не хуже соседних, почти такой же в Екатеринбурге и, чуть победнее, во Владивостоке, множество квартир - от самых шикарных до обшарпанных однокомнатных хрущевок с совмещенным санузлом. Его не интересовало внутреннее убранство жилья: это была забота Зала. Всякий раз, когда гости перешагивали порог его очередного жилья, они попадали в Зал, который обращался то уютной трехкомнатной квартиркой в старом - полуторавековой древности - особнячке в Малом Каретном, где собирались странно дополнявшие друг друга люди...
То охотничьей избушкой под Омутнинском с добротной каменной печкой, возле которой так приятно поболтать с друзьями и друзьями друзей, а за стеной пусть бушует метель...
То городским театром в старинном Серпухове, куда на капустник сходились почти уже вымершие искренние театралы и приводили своих взрослых детей и внуков...
Одно объединяло все эти воплощения: гостившие там люди - вдруг - начинали обращать внимание на некоторые совпадения, случайные события, странные взаимосвязи в их судьбах.
В этой шебутной миссионерской деятельности пролетели еще четыре года, но заметных изменений в психологии большинства в требуемую сторону не наблюдалось. Хуже того, Мастер отмечал массовое прогрессирующее отупение молодежи. Книг они не читали, главным источником формирования жизненных ориентиров стали видики и рекламные ролики. Как выразился один его знакомый журналист: "Современная молодежь напоминает макароны - такая же длинная, скользкая и пустая внутри"...
И когда Мастер в очередной раз ненавязчиво стал проводить свою идею о необходимости особого внимания к воспитанию детей со стороны государства, один из его гостей - известный политик и владелец двух газет и телеканала - предложил Мастеру самому пойти в политику и проводить свои идеи через Думу. А лучше - чем черт не шутит! - из президентского кабинета в Кремле. На что Мастер возразил, что в условиях демократии выборные политики реальной властью не обладают, а лишь осуществляют пожелания остающихся в тени спонсоров их избирательной кампании. Если же он, вдруг, решится пойти в политику, то с одной целью - воскресить в России монархическое правление. Только вот как это сделать без крови пока не представляет себе... А собеседник предложил воспользоваться уже существующими вполне легитимными возможностями демократического режима: создать партию, ну, например, Императорскую, разработать программу преобразования России в Российскую Империю и идти на выборы с этой программой.
"- А там уже все будет зависеть от того, как сумеете подать себя и прелести будущей монархии,- улыбнулся опытный политик.
- Если Империя так уж хороша, докажите это большинству, пусть Вас выберут в Императоры. И воцарится в России династия Светановых, - уже совершенно откровенно рассмеялся мэтр.
"- Почему бы и нет... И докажу... Кстати, Вы знакомы с идеями современных монархистов по будущему устройству Империи? Думаю, вряд ли...
Посмотрите во эту программку, она и таких как Вы- убежденных демократов - заинтересует... - Мастер порылся в выдвижном ящике книжного шкафа и передал оппоненту несколько листков.
------------------------
ЧЕРТЫ НОВОЙ МОНАРХИИ.
Группой экспертов (опираясь на идеи Ильина) предложены основы государственного строительства новой Империи:
- наиболее эффективное разделение властей: законодательная и исполнительная находятся у Императора, единственная выборная ветвь власти - судебная (мировые судьи, губернские суды, Имперский Верховный суд), Суды содержатся на средства специального судебного налога. Мировые судьи избираются из кандидатов, имеющих юридическое образование, и по должности входят в Земское собрание. Присяжные заседатели территориального суда избираются из известных граждан, проживающих в данной местности. Состав губернских судов избирается судьями и присяжными заседателями территориальных судов из своего числа. Судьи Верховного суда Империи избираются пожизненно на собрании губернских судов;
- Соглашение о правах, заключенное между Императором и подданными Империи- гражданами России - включает в себя права и свободы декларированные, но не выполняемые западными демократиями. Только Император может быть истинным гарантом прав и свобод граждан Империи. Для этого он обладает всеми ресурсами страны, материальными средствами и службами сыска и дознания. Осуществляется это подачей пострадавшим искового заявления о возмещении ущерба, ответчиком по иску выступает Император (в лице своего представителя в суде). В случае признания судом справедливости иска из Императорской казны пострадавшему выплачивается сумма иска, а соответствующие службы Империи своими методами находят виновника и взыскивают ущерб. Такой механизм на деле обеспечивает гарантии общественной безопасности в стране;
- Установление материальной ответственности Императора перед гражданами России: по уголовным делам ущерб потерпевшему компенсируется из Императорской казны, Императорские органы сыска и дознания находят и возвращают в казну утраченное, одновременно взыскивая с виновного затраты на следствие;
- Многопартийная система, как форма и средство выражения общественных настроений, механизм формирования взглядов наследников престола и всей российской молодежи, но не механизм борьбы за политическую власть. Меняется суть политических партий: от борьбы за власть они перейдут к борьбе за умы. В любых образовательных учреждениях уроки истории и обществознания будут проходить в форме дискуссии специально подготовленных представителей различных партий. Учитель ведет дискуссию по заданной теме, а ученики по итогам обсуждения готовят рефераты. Лучших своих ораторов и идеологов партии направляют на теледебаты, в которых участвуют наследники престола;
- Система воспитания личности престолонаследника, гарантированная от сбоев: наследников, должно быть несколько, расти они будут (благодаря СМИ) на виду у всей России. Монарх, как любой хозяин, выберет достойного продолжателя своего дела. В воспитании всех наследников участвует Российское общество через своих представителей, сами наследники привыкают "жить на виду". Лишь интимные стороны их жизни скрыты от общества. Государь решает, кого рассматривать в качестве ВОЗМОЖНЫХ престолонаследников: детей, внуков, бастардов или подкидышей из детского дома - и выбирает лучшего;