Нечай Светлана Владимировна : другие произведения.

День дракона

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  День дракона
  
  Признаться, мне трудно относиться к змеям с симпатией. Они скользкие, холодные, к тому же крайне опасные. Не думаю, что нашла бы общий язык с человеком, который заявил бы, что любит змей. Но с фактами не поспоришь: на протяжении многих тысяч лет змеям поклонялись. Им приписывали не только разумность, прямохождение, но и нечеловеческую мудрость. То есть не всем, а той их разновидности, которую со времен античности принято называть драконами. Впрочем, и это не совсем верно, потому что среди драконов полно было мрачных типов, которых не интересовало ничего, корме сокровищ и симпатичных девиц. Но к русскому их подвиду ни то, ни другое не относится. Наши Змеи Горынычи экипированы набором голов, кратным трем, крылаты, туповаты и всегда готовы подраться.
  Попробуем найти источник странной человеческой симпатии к змеям, пользуясь мифологией, а также лингвистическим методом. Вот как "змей" звучит на разных языках.
  На англ. snake, на др.-инд. nagas, на перс. nahang, на иврите nahas. Восходят к сохранившемуся в эвенкийском языке корню "на" (вода) и означают "водный", "водяной". Возможно, к этому корню имеют отношение рус. "наглый", что означало раньше "быстрый, стремительный".
  Присутствие змей и их активное участие в делах людей обнаруживается с самого начала человеческой истории. Первые люди в булгарском эпосе "Чулман Толгау" описаны как существа, наполовину антропоморфные, наполовину змееобразные, и очень похожие на фигурки пермского звериного стиля, найденные на Урале. Как люди со сплетенными змеиными хвостами выглядели и первые китайские боги. В египетской восьмерке первых богов мужские особи были просто змеями, а их женские половинки - лягушками. Образ змеи связан с концепцией цикличности времени (уроборос, или змея, кусающая свой хвост) и бессмертия (змеи как бы возрождаются, сбрасывая кожу). Змеиный облик имеет др.-греч. чудовище Тифон, библейский Левиафан, др.-инд. Макара и Тарака. Ермунганд - мировой змей в скандинавской мифологии. В шумерском мифе именно змея украла у Гильгамеша цветок бессмертия. Наконец, нельзя не упомянуть китайских драконов лунь (long), которые являются символом доброго начала ян, хотя и связаны со стихией воды инь. То есть отношение к драконам неоднозначное, но в целом отрицательное, особенно в культурах христианских и мусульманских. Но так было не всегда.
  Один из центральных мифов индоевропейцев - создание суши с помощью взбивания, или пахтания океана. В др.-инд. мифе в этом участвует змей Васука, в булг. эпосе "Чулман Толгау" (далее ЧТ) - алп Субан в облике змея. А вот в эвенкийском мифе воды взбивает трясогузка. У финн.-уг. народов землю создают тоже птицы. То же самое сакральное действие разыгрывает Балда в сказке А.С. Пушкина, чем сильно пугает чертей-асуров. Обратим внимание на параллель между тюркским, индийским и эвенкийским мифами и на участие в них змея.
  Еще один важный миф, известный в разных версиях в Индии, Китае, на Урале, в Междуречье и Центральной Америке - миф о катастрофе, потопе и пересоздании земного пространства. В шумерском и производных от него мифах (библейском, хеттском, булгарском) это именно потоп, вызванный гневом богов, причем боги же помогают кому-то из людей спастись. В индийском мифе и башкирском эпосе "Урал Батыр" потоп - лишь один из эпизодов войны между богами и асурами (дивами).
   В башкирском эпосе говорится, что после победы Урала над дивами образовалась гора Ямантау (Джамбульские горы), причем гора это перегородила море. Затем Уралу ради спасения людей от змей и дивов пришлось выпить море. После чего оно уже не восстановилось в прежнем размере, а разделилось на несколько соленых озер. Название озера Арал, вероятно, связано с именем богатыря из эпоса (Урал). Тогда же образовалось озеро Балхаш. Следственно, до этого Каспийское море было гораздо больше. В этом мифе с змеями ведется борьба.
  Аналогичная история есть в др.-инд. мифологии: история о войне между богами и асурами, в ходе которой Агастья выпивает море, чтобы боги могли уничтожить асуров, спрятавшихся на дне. Вода в море возвращается лишь через шесть поколений, и то не полностью.
  В булгарском эпосе ЧТ потоп не упоминается, но говорится о периоде тьмы, когда не было видно солнца, и о наступившей затем Зимней Эпохе, когда земля заледенела, и о том, что в это время поднялись горы.
   В китайском мифе стрелок Хоу И расстреливает девять солнц из десяти, потому что на земле стало нестерпимо жарко, а Юй убивает змей и драконов и прокладывает русла рек, то есть наводит на земле порядок. Во вьетнамском мифе тоже происходит потоп, но затем лишнюю воду выпивают девять драконов, спасая тем самым людей. Интересно, что как в китайском, так и в башкирском мифе потоп - не наказание божье, но лишь реальность, которую нужно исправить.
  Речь во всех этих мифах, видимо, о крупных геоклиматических изменениях в Азии, а может, и на всей планете. Оставим специалистам рассуждения о том, что могло вызвать такую катастрофу, и могло ли это случиться на веку людей. Отметим лишь тесную связь драконов с водой и неоднозначное к ним отношение.
  Реки для древних людей значили очень многое. После того, как 10 тыс. лет назад закончилось последнее Великое Оледенение, льды Арктики начали таять, и уровень вод в Евразии поднялся. Разумеется, реки были не только источником пищи, но и транспортными артериями. Умение строить лодки и плавать на них давало речным племенам преимущества перед сухопутными.
  О большом значении рек свидетельствует сам язык. Эльба переводится с финн.-уг. языков как "эли аба", река-мать, тот же формант в названии реки Преголя (река в Калининграде), Адель (старое название Волги). По представлениям древних, душа реки могла являться в виде большой рыбы или морского змея. Да и сама река в каком-то смысле есть огромный, вечно струящийся змей, прекрасный и могущественный.
  Одна из древнейших моделей мироустройства предполагала существование Мировой реки, текущей в небесах, как отражения земной реки. Небесные боги были отражением земных духов природы. Анимизм, вера в одушевленность всей природы - первая и самая прозрачная религия. Я думаю, змеи разделились на "добрых" и "злых", когда земное и небесное стало противопоставляться друг другу. Именно тогда и возникла потребность в специальном термине для "небесных" змей. Это и почувствовал греческий переводчик Библии, когда вместо nahas (змей на иврите) написал dragon (всевидящий).
  Корень "лу" в китайском названии дракона имеет не китайское происхождение. Слово это переводят как "длинный", но раньше оно означало "водный". В марийском числительное "ло" значит десять, на языке айнов "ло" - вода, а "лама" - море. У шумеров первый бог звался Эл или Элийон, а дух, заполняющий пространство между небом и землей - Лиль. Сюда же отнесем славянского бога Леля и кельтского Луга. Корень "ло" есть в единицах измерения длины: ли, лига, лье; и даже в анг. числительном twelve (12), что означает буквально "два ло". Отсюда же Луна, лу-ана, великая мать. В религии тибетцев "ла" - жизненная сила, "лха" - духи гор, деревьев, а "лу" - змееобразные духи вод. Наконец, этот же корень в названиях рек, о которых я упоминала.
  Так образ змея расщепился на водного, подземного - и небесного, крылатого. Давайте посмотрим, какие есть в языках слова для обозначения этой второй ипостаси. На литовском дракон - slibinas, на удмуртском лобась кый, на монгольском луу. Все три слова - от корня "лу", вода. Слово "ломань" (человек) на эрзя означает "человек воды", или "речной". На румынском дракон - балаур, или "рыба великая" (в тюрк. "балык" - рыба). На башкирском, персидском, киргизском - аждаһа, или аджаhа. От этого корня и рус. "ящер".
  Знамя в виде дракона-ельбегена развевалось над армией гуннов и императорскими войсками Китая. В ЧТ описывается мифология древних булгар, включающая поклонение Мировому древу - Тереку и главному божеству - Тару или Тангре. Слово "тенгри", обозначающее божество, известно уже у шумеров. Нет ли у этих слов родства с драконом?
  Согласно эпосу ЧТ, некогда на большой реке жили два племени, урцы и синдийцы (синды). Вождем их был Боян. У него было три сына, а четвертый, Иджик, родился в виде змеи от духа вод. С этнонимом "синды" связано название Индии и ее главной реки - Инд. Дело в том, что перед гласной в начале слова в древних языках было так называемое придыхание, которое могло звучать как х, г, к, с. Племя синдов, однако, упоминалось античными историками как обитающее у Меотиды (в Приазовье). Вот почему в русской былине богатырь Волх отправляется в другую Индию - к Азовскому морю, чем вводит в заблуждение историков. Но "анд" или "унд" - это вода, на что указывают молд. "унда" (волна), лит. udra (выдра), санскр. uda (вода). Другое название реки, известное в древне-тюркских языках - "анг". Поэтому Ганг тоже означает "река". Одно из тюркских племенных объединений - огузы. Ротацизм дает параллельную версию этого слова: огуры, в котором мы узнаем "угорцев". Следовательно, огузы были изначально финно-угорским племенным союзом.
  Мы знаем и другие речные племена, например, викингов. Отбросив согласную /в/, которая есть русский способ закрыть гласную в начале слова, получим вместо викингов "ук инги", что значит примерно "первые на реках" или "речной союз", от кельт., санскр., финн.-уг. числительного "эк" (один).
  Возможно, к этому же корню следует отнести слово "игра" (из "ингура") в значении "ритуальное действо, обряд". В тюрк. и финн.-уг. языках известен вариант этого слова - "курэш" (из "ингурэш"), означающий ритуальные борцовские состязания молодежи.
  Этноним "урцы" произведен также от названия реки - Ура. Так, по летописям, называлась в древности Волга. Но поскольку все рассмотренные гидронимы означают просто "река" или "большая река", то связывать события эпоса однозначно с Волгой нельзя. Река Евфрат при более точной передаче будет "Иофрат", учитывая мену ф/п и выпадение гласной - Иобората, что можно перевести как "великая река", поскольку "бурея" на эвенкийском означает река. От варианта того же корня "му" (вода) происходит название реки Амур. Мена ф/п/б/м - частое явление. Вспомним также города-государства Шумера Ур и Урук, которые логично бы связать с названием реки - Ура, как, возможно, назывался Евфрат после слияния с Тигром. Возможно также, отсюда можно вывести древнее название Индии - Бхарата, речная страна, что может указывать на языковое родство создателей этих двух культур.
  Давайте рассмотрим имя последнего сына Бояна, Иджика. Сочетание /дж/ появилось в языках не сразу (сравним Иоанн - и Джон), как и сужение гласных от /у/ до /и/ (как в примере огурец - огирок на укр.) Поэтому слово Иджик можно восстановить до Удик, в русской артикуляции - Водник, т.е. Водяной. У монголов эдзен - дух природы, у бурятов эти же существа зовутся эжен. Следовательно, имя Иджик означало когда-то "дух вод". В саамском языке есть слово "идж" - один, первый. К этому же корню можно отнести и течение буддизма - дзен. Обратим внимание на этимологизацию имени Иджик из языков тунгусо-маньчжурской группы.
  К Иджику в эпосе отношение самое уважительное, несмотря на его змеиную природу. А вот к Аджахе - совсем наоборот. Последний селится в горных пещерах, поедает людей и скот, и вообще персонаж крайне неприятный. Но что же его отличает от Иджика, кроме одной гласной? В эпосе тюркском эпосе "Шан кызы" описывается борьба потомков Иджика с аджахой, злобным змеем. Но этимологически аджаха и есть Иджик. Если вспомнить, что "уд" - не только вода, но и единица, а значит, несёт такие значения как "первый, великий, божественный", то Иджик оказывается первым божеством людей реки, змеем вод, или драконом. Но он покровительствует только своему племени. Поэтому для других он аджаха, зло.
  Если небесный мир есть отражение земного, то в какой точке возможно взаимодействие между ними? Должно быть, это горы, точнее, одна, самая высокая. Для кочевника она подобна центральному столбу шатра. Но столб - это дерево. Вертикальная модель мира с горой или древом-столбом в центре есть продукт творчества горных скотоводческих племен. Речные и горные люди - это два разных типа с разными архетипами мира. Возможно, Древо - компромисс между образами реки и горы.
  Мировое древо имеет свое имя у скандинавов (Иггдрасиль), немцев - (Ирминсуль), др. булгар (Терек) и шумеров (Хулуппу, здесь "пу" - вода)). Скандинавское древо в словарях обычно этимологизируется как "скакун Игга". Но "ик", как мы помним, это единица, первый. Drus в др.-греч - дуб, а значит, Иггдрасиль логичнее перевести как "священный дуб у истока реки". "Иль" означает не только "река", но также племя, и понятие "священный". Сначала священным деревом был дуб (анг. название дуба oak происходит от "эка", один), позже ясень. На датском дуб - egetrae, или ик драе, "первое дерево". На анг. dracae - водяные духи. Немецкое древо Ирминсуль имеет сходное толкование: "ир" - великий, "имен" - дуб в большинстве тюркских языков, "уль" - племя, река. Английское immense (огромный) произведено от того же корня.
  А что же значит слово Терек? В ЧТ это главное древо в священной роще, которая называется карабаг (у др. тюрок) или керемет (у финно-угры). Терек - это дерево тополь в тюркских языках, точнее, его евфратская разновидность "туранга". Корень тур/тар отсылает нас к божеству др. тюрков Тар или Тара. Тара - божество Луны в др. Индии и Тибете. Тор и Тюр - боги скандинавского пантеона. Тарх - славянское божество. Но бог Тар был также известен в Шумере. Добавим также, что "тюр" - числительное "два" в эвенкийском языке.
  Корень "тар" входит в состав многих важных слов. "Трай" - жизнь на молд., terra - земля на лат., "трек" - проходить на молд, "трэи" - жить. Тур, таур - бык от того же корня. Мы имеем цепочку слов из лексикона скотоводов. Почему скотоводов? Потому что у нас есть аналогия: славянское "гоу" (скот) связано с др.рус. "гоить" (жить), а "бык" - с глаголом "быть". Получается, существовало некое племя скотоводов, в языке которых имелись слова с корнем "тар", и которые свое божество назвали Тар, а мировое древо - Терек.
  В звонком варианте "терек" превратится в "дерек". "Дарио - река в тадж., "дареи" - в узбек. , dwr - вода в валлийском языке. От этого корня названия рек Терек и Амударья (буквально Амуль река). Тогда слово "туранга" получает смысл как "дерево у реки". С этим корнем, безусловно, связано рус. "дерево". Если вспомнить связь корня "тар" с глаголом "жить", то "дерево" - это источник жизни, связанный с реками. И производить его от глагола "драть", как делает Фасмер, неверно. На то, что слова "дерево" и "терек" тождественны, указывают слова "терновник", "трава", "дерн". В греч. языке слово "дерево" образовано от того же корня - drus. Отсюда, кстати, "друсалки", духи деревьев или дриады, которые на русской почве были искажены в "русалки". Вот почему в сказке Пушкина "русалка на ветвях сидит".
  Корень тар/дар содержится также в названии дерева "кедр". Интересно, что это дерево называется почти одинаково на всех ИЕ, тюркских и фин.-уг. языках. В др.-булг языке чедар - меч, то есть дубина из кедра. Эти факты указывают на древность корня. В рус. от корня "тар" происходит числительное "второй" (у-тарый), а слово "старый" оказывается родственным форме "древний".
  Союз индоевропейских племен на Балканах носил название треки, или фраки (мена т/ф). Такие слова обычно происходят от единицы, как, например, "союз" или "уния". Первыми, единственными назывались также боги. Поэтому Тар или Тур когда-то значило "один". В эвенкийском "тюр" - "два", но раньше значило "один", а позже было вытеснено другой единицей, "умун". То же самое с русским числительным "второй": оно указывает, что раньше единица называлась "тар" или "тур". Но его облик мог измениться фонетически. Ротацизм превращает "тар" в "таш". "Тах" - камень на языке айнов, "даш" - на тюрк. языках, deca - десять на латинском, что восходит тоже к значению "камень".
  Таким образом, слово Тара описывает бога как "истинного, сущего", оно связано с рекой - "дарео", а следовательно, изначально Тара-Терек и есть река, дающая жизнь. То есть вертикальная модель мира с осью-древом явилась развитием горизонтальной модели с осью-рекой. Из этого следует, что слово "дракон", возможно, означало когда-то не "змей", а "истинный бог".
  На ветвях древа жизни обитают разные духи со своими функциями. По ветвям древа путешествуют шаманы. Древо жизни может служить также прекрасной мнемотехникой, придуманной древними мудрецами для запоминания информации: ветки-мысли, ветки-смыслы.
  И получается, что древо жизни Терек и бог туранцев Тар намного древнее самих тюркских народов, они - наследие праязыка. Роднит Терека с драконами общий корень, обозначающий реку, жизнь. Дракон, как и дерево - порождения воды. Они одушевлены, то есть несут в себе жизненную силу "дэ". Духи, обитающие в реках, деревьях и всем остальном, согласно ЧТ, могли являться в форме змея-бараджа. Слово "барадж" означает "бар адж", или великий змей, здесь тот же корень, что в словах Иджик и аджаха. Этот же корень в слове "барин" (большой человек), и в молд. "маре" (великий).
  Еще одно божество шумеров, которое вошло в религии народов Азии и чье имя у тюрков считается синонимом Тары, это Тенгри или, в звонком варианте, Дингир. Предположу, что составлено это слово как дэ анг ар, или " божество людей реки". "Дэ" - имя божества повсеместно, от этого корня латинское deus и китайское дао, русское "день" и литовское "dag" (огонь). Гидроним Даугава означает дауг ава, мать Дауг, и ей в ЧТ соответствует Таук - богиня, создавшая первых людей. А само слово Дауг/Таук восходит к "дэ ука", или "дух вод". Этот корень можно увидеть в гидронимах Ока, Каяла.
  В нашем языке есть еще одно слово для змеи - гад, от ганд, что тоже значит "водяной". Имя мирового змея в скандинавской мифологии известно в двух вариантах: Ермунганд и Тормунганд, или "мировой гад низин" и "гад гор". А значит, противостояние иранцев и туранцев - это не борьба ариев и неариев, а борьба речных и горных племен, иначе говоря, оседлых и кочевых народов.
  Мы познаем мир через аналогии. Духи вод в образе змеев плывут по рукавам рек, и точно так же духи - небесные змеи перелетают с ветви на ветвь мирового древа. Как реки связывают пространство земли, так мировое древо пронизывает весь космос. Но космос был раньше устроен не так, как сейчас, а наподобие шатра. Небеса покрывают землю, подобно войлоку. Поэтому у айнов слово "камуи" (духи) означает "те, кто покрывают". А камы (шаманы у др. тюрок) - те, кто, подобно духам, перемещается по ветвям Терека. Но изначально слово кам звучало как "укама" и значило "Первые матери" или "Начала". Само слово "шаман", на венг. saman, от того же "кам": кам-ман с меной к/с/ш. В рус. сохранились такие производные как сам, самый, самец, сумма с значением "первый", "лучший", "единство".
  Таким образом, представление о небесных духах-змеях пришло от речных племен, которым были хорошо известны водные рептилии. О дереве Терек сказано также, что у его корней находится источник Тиджа, реки, текущей в раю, то есть связь между образом мировой реки и мирового древа четко ощущалась. Но мировое древо для шамана - это еще и путь в иные миры. Помните сказку о гороховом стебле, по которому герой забрался на небо?
  Дух реки был, разумеется, женщиной, как и все прочие духи. Египтяне изображали богиню неба Нут нависающей над богом земли Гебом. Каждое утро богиня порождала солнце, и каждый вечер его снова проглатывала. Поэтому ночной путь солнца повторял родовой путь, которым мы все приходим в этот мир. Богиня давала жизнь - и она же ее отнимала. В индийской мифологии солнце периодически проглатывает дракон Раху, в др. тюркской - алп Курган. Но, как видим по более архаичным сюжетам Египта, вначале драконом была сама богиня-мать. Даже в сказках страшнее всех Горынычей оказывается их мать.
  Можно задаться вопросом, какой же народ, с каким языком создал эти представления, эти мифы, познакомил с ними других, да так хорошо, что много тысяч лет спустя языки народов Евразии их помнят, хранят?
  История о великой катастрофе, которая сохранилась в памяти всех народов, могла произойти лишь очень, очень давно. Может быть, 10 - 11 тыс. лет назад, когда в Сибири массово вымерли, буквально были заморожены мамонты и другие животные. Среди египетских мифов есть один необычный текст, "Сказка о потерпевшем кораблекрушение". Ученые до сих пор разгадывают его смысл. Собственно, это беседа двух человек. Некий важный чиновник, номарх, возвращается из морской поездки. По какой-то причине он не ждет ничего для себя хорошего от визита к фараону. Его волнение пытается унять второй персонаж, занимающий важную должность наблюдателя за первым. Он делится историей, которая призвана успокоить напарника. Это рассказ о кораблекрушении, спасшись от которого рассказчик попал на прекрасный остров, где встретился со Змеем. И там уже Змей рассказывает ему историю о том, как погибла вся змеиная семья после падения огней с неба. Затем змей щедро одаряет гостя и отправляет домой.
  Как видим, здесь тоже упоминается о катастрофе, которая случилась задолго до египетской цивилизации. У змея шестиметровый рост, он богат, умен и ироничен. Некоторые детали в рассказе заставляет предположить, что остров существует не совсем в нашей реальности, как страна эльфов в ирландских легендах. Удивительным образом сюжет этот напоминает русскую сказку "Аленький цветочек", где чудовище так же одиноко и несчастно, а на пути в его царство нужно пересечь невидимую границу миров.
  Во многих культурах было принято деформировать черепа детей так, чтобы они стали узкими и длинными. Это должно было указывать на их принадлежность к особому, благородному племени. Возможно, когда-то такая форма головы была нормой. Если рассмотреть рисунки на вазах из шумерских, критских или египетских коллекций, сразу бросается в глаза особый тип лиц: с невысоким лбом, тонким прямым носом без переносицы, длинными черными волосами. Люди, похожие то ли на птиц, то ли на змей. Неверно думать, что древние художники просто не умели рисовать. Это именно один и тот же тип лица, который с началом античности исчезает.
  В древней истории есть много непонятного. Но больше всего удивляет тот факт, что примитивные племена из южной Африки взяли и расселились по всей планете, вплоть до полярных областей. Чего им не хватало на родине, что они променяли солнечные плодородные края на сибирские морозы, болота Балтики, скалы Норвегии? А если людей было так много, что в Африке им стало тесновато, то где следы этого бурного освоения планеты? И как вышло, что негры оказались в северной Европе гораздо раньше белых европейцев?
  Давайте вспомним, кто в России селился на окраинах, осваивал Сибирь. Бунтари, которым имперские законы были не по нутру. Так, может, в древней Африке тоже была империя, из которой выселяли неблагонадежных? И это они сложили камни Стоунхеджа? Шутки шутками, но без развитой цивилизации представить освоение планеты невозможно. Нужно было уметь строить корабли, плавать от острова к острову, строить крепости, изготавливать оружие, рисовать карты и ориентироваться по ним... У нас нет информации о существовании такой цивилизации задолго до Шумера и Египта.
  Но некоторые подсказки на этот счет может дать язык. В эпосе ЧТ рассказывается о союзе племен урцев, синдийцев и турсов под названием имен. Man - корень, который дал во всех языках Евразии мощные побеги. Начиная с того, что первопредок всех почти народов носит это имя: Има, Ильмариннен, Манн, Манас, Маноле, Менес. В этнонимах: Германия, Туркмения, Албания, Армения. Manas - разум, manus - рука, и т.д. На языке эвенков умун - единица. Отсюда "имен" можно истолковать как союз племен. Если такой союз был, то говорили его племена на тунгусо-маньчжурских и финно-угорских языках, точнее, на этих праязыках, из которых вырос потом киммерийский, фракийский, монгольский, а уж потом и современные европейские языки. Эпос связывает родину именцев с Японскими островами, Сахалином и Восточной Азией. Но именно там живут айны, эвенки, ненцы, - может быть, остатки некогда великого народа? У эвенков есть в мифах такие строчки: "Когда наш народ был могущественным и управлял провинциями Поднебесной...". Племена, говорящие на сино-тибетских языках, к которым относится китайский, пришли из Южной Азии позже.
   Древняя религия Японии - синтоизм, это слово созвучно названию племени синдийцев, которые входили в союз-имен. С этим же словом созвучно китайское название монгольских (предположительно) племен - сянбийцы. У айнов (предков японцев и создателей культуры Дземон) были священные знаки "синдзи". Японцы поклонялись морскому богу-дракону, ему посвящались храмы. В первый день года пышно праздновался День Дракона. "Сидхи" в индуизме - сверхъестественные силы, сидхи у кельтов - духи, потомки племени богини Дану. Дану, видимо, от "дэ ану", святая мать, то есть это не имя, а характеристика божества. В песнях сборника "Веда словена" говорится о древнем князе Сада-король. Не связано ли это имя с "сидхами"?
  Удивительнее всего связь, которая вырисовывается между языками кельтскими - и тунгусо-маньчжурскими. Впрочем, таких параллелей между языками разных групп много. Все помнят строчки Пушкина: "Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана...". Так вот, на эвенк. "бур" - остров. Благодаря мене р/й он превратился в "буй". Поэтому остров Буян - это просто остров. От эвенк. глагола "ак" (течь) - гидронимы Ока, Каяла. Эвенкийское "гуда" (высокий) соответствует английскому good (хороший), русскому годный. Чувашское "тусан" (пыль) - английскому dust (то же). От эвенк. корня "на" (вода) - наяды, духи вод у древних греков.
  На языке айнов руру (уру) - большая вода, поэтому на японском рю - морской дракон. На эвенк. "ару" - протока. Но реки Рейн и Рур, чьи названия произведены от корня "ру" (вода), протекают в Германии. На молд. "рыу" - река, "Ура" - древнее название Волги. Как могли предки эвенкийцев и айнов заселить Европу? А может, имя наших предков, урусов, тоже означает - "те, кто живет у реки"?
  Как с синдийцами-сянбийцами может быть связана цивилизация Шумера и Египта? Между тем лингвистических параллелей очень много. Имя Тара, божества синдийцев, содержит тот же корень, что туранг, евфратский тополь. Значит, былинная река синдийцев - это Евфрат? Бог Тар был известен в Шумере. Имя египетского бога Анубиса можно истолковать как "сын Ану". При этом Ану - верховный бог Шумера.
  На берегах Каспийского моря, в Семиречье, на стыке Европы и Азии шло взаимопроникновение очень разных племен и языков. Топонимика Сибири отразила это взаимодействие. Так, топоним Уренгой отвечает этнониму уренхайцы (тувинцы) - союзу уров (финно-угорцев) и хайцев (предков китайцев). В китайском сочинении Гань Бао "Записки о поисках духов" говорится о племени маньо, которое обитало севернее Китая в горах. Речь, возможно, идет об именцах. Тюр, бог в скандинавской Эдде, считается потомком древнего племени великанов-турсов. В ЧТ говорится о союзе синдийцев с турсами или тузгарами, племенем, которое когда-то славилось мастерами и учеными. Позже их земли были засыпаны песком, а люди одичали. Не так давно в пустыне Такла Макан, в Монголии, были обнаружены захоронения с мумиями людей европеоидов. Согласно ЧТ, Мекен - название древней страны, где поклонялись богине-матери. Слово "такла" можно истолковать как каменный, от др.-тюрк. "тах", камень. Тогда пустыня Такла Макан - это, возможно, государство Мекен из эпоса. Археологи эти азиатские захоронения связывают с тохарами, говорившими на индоевропейским языке. Предок финн.-уг. народа эрзя зовется Тюштян, т.е. "туз тян", или "вождь из тузов". Следственно, тузгары или тохары - это племенной союз тузов и угры.
  Родина тузов зовется Тамта. А первым божеством в ЧТ указана Тамья, которая, без сомнения, тождественна богине изначального океана Тиамат у шумеров. Таким образом, мифология и лингвистика указывают на прямое родство народов Шумера, Европы, Средней Азии и Дальнего Востока. Здесь открывается огромное поле для дальнейших исследований.
  Тесное переплетение наших языков, наших мифов, говорит о древнем родстве. И как развиваются и уходят от своего источника языки, так меняются и мифологические образы или, говоря языком К.Г.Юнга, архетипы, которые нами движут. Мы проецируем во внешний мир то, что есть в нас самих. Поэтому из благого, мудрого существа дракон постепенно превратился в злобного скрягу, хищника и объект охоты. Но что-то в нас, видимо, протестует против такого искажения. Потому что глубоко в душе мы по-прежнему исполнены благодарности, ужаса и восторга перед великими силами природы, давшими жизнь всему на Земле и воспетыми поэтами прошлого в образе прекрасных драконов.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"