Нечай Светлана Владимировна : другие произведения.

В поисках Великих Матерей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Лингвистические исследования

  В поисках Великой матери
  Говорят, что рукописи не горят. Но ведь это не правда, еще как горят. Сгорела великая Александрийская библиотека, уничтожено множество языческих храмов с их старинными книгами. Но кое-что действительно невозможно уничтожить: сам язык. Даже если перебить весь народ, на нем говорящий, разбить все надгробья на всех курганах, древние корни нет-нет, да и вспыхнут, как искры, среди слов другого языка.
  Я давно охочусь за именами. Именами, которые давали наши предки всему тому, что их окружало. В этом мне помогают дети, мои ученики. Потому что они задают вопросы, которые взрослому не приходят в голову. "А клубок и глобус - родственные слова? А палка и палец?" С точки зрения современной грамматики - нет, не родственны, но исторически - безусловно, да.
  Давайте пойдем и мы по следу древних слов. Но сначала вооружимся инструментами: нам нужно знать, по каким законам менялись звуки речи, переходя от народа к народу. Если взять цепочку однокоренных слов cantus ("воспевать" на латинском), гита ("песнопение" на санскрите), song (песня на английском), то мы видим, как согласная [к] переходит в [г] и [с], а носовая гласная (в древнерусском для них были специальные буквы - юсы) либо передана через согласную [н], либо опущена. Иногда процесс на [с] не останавливался, согласная переходила в [ч] или [ш], как в паре кепка - шапка. Если пойти по этой цепочке назад, можно восстановить облик слова.
  Теперь рассмотрим пару "палка - палец". Корень здесь "пал", значение очевидно. Собственно, палец и есть маленькая палка, тогда как палица - большая палка, целая дубина, но не обязательно из дуба. Наши предки, как, собственно, и мы, не слишком церемонились с парными согласными. А поскольку учебников не было, активно возникали слова, отличающиеся только звонкостью согласной. Например, от глагола (по)садить с одинаковой легкостью образовались и сад, и зад. В серии б/п есть и третье звено, [м]. Не знаю, замечали ли вы, но звук [м] отличается от [б] только возможностью его пропеть, в остальном они близки. А в древности речь была напевной. Поэтому в схожих по смыслу и звучанию словах, которые отличаются только этими звуками, форма с звуком [м] - исходная. Попробуем применить этот инструмент.
  Слово "палка" родственно латинскому palus (кол) и тюркскому пала (нож), отсюда палаш (меч) и палач. Да, нашим предкам приходилось воевать деревянными мечами... Рассмотрим звонкий вариант слова: "балка". Это бревно или брус, что соответствует смыслу слова "палка". Более того, слова "балка" и "бревно", "балка" и "брус" тоже этимологически связаны, только здесь еще и мена л/р. Исторически процесс шел в обратную сторону, [р] заменялось на [л], как и сегодня их заменяют дети с логопедическими проблемами. Слово "бревно" восстановим до "бороуно", учитывая выпавшую гласную и сгущение гласной [у] до [в] (сравните украинское "учёра" и русское "вчера"). "Брус" восстановим до "борос". В этих словах корень - "бор". На русском это означает "сосновый лес", а вот на болгарском - "гора", как и английское berg. На языке эвенков (язык уральской группы) "бори" - холм. От этого же корня русское "берег". Связь между горой и берегом проста: благодаря силе Кориолиса у рек Северного полушария правый берег всегда крутой, обрывистый. А вот "бури" на языке эвенков - река. Старое название Днепра - Бури-Чай, где "Бури" значит река, а "Чай" - тоже река, от корня кай. Каяла, например, значит "река", и Ока - тоже река. Да, древние, похоже, на заморачивались с именами. Получается, одно племя назвало реку рекой, потом пришло другое и еще раз назвало ее рекой, на своем языке. А еще получается, что предки эвенков когда-то жили на Днепре, но были вытеснены на север более воинственными племенами.
  На якутском (еще один северный народ) "моран" - холм, на а молдавском "мал" - берег. И эти названия, учитывая вектор фонетических изменений, родились раньше, чем berg и берег. Так часто бывает, что язык народа, сохранившего свои традиции и поэтому, отчасти, оставшегося на обочине истории, хранит и осколки древней речи, даже если в целом его язык сильно изменился.
  Итак, от пальца и палки мы дошли до берега и реки. Осталось сделать один шаг - и мы выходим в море, и держим курс к великой горе Меру! Да, эти слова были родственными. "Меру" когда-то значило берег реки, а "море" - воду в ней. А еще на молдавском "маре" значит "великая", а на английском merry - радость. Древние люди мыслили образно и воспринимали реку, свое доброе божество, кормилицу, как синтез всех ее слагаемых - воды, берегов, рыб, зверей. Все, что относилось к реке, несло в своем имени один и тот же корень. Поэтому схожие слова могли означать очень разные, на современный взгляд, вещи.
  Одно из древних божеств нашей земли - Мара, она же Умай и Мак. Корень "ма" подсказывает, что именно так называлась в древности эта земля. Какая именно? "Ма" - земля на языке марийцев, финнов, эвенков и других финно-угорских народов. Слово Мара составлено из двух корней - "ма" и "ара" и означает хозяйку земли, великую мать. Глагол "are" известен уже у шумеров и означает "быть". Понятия "быть" и "иметь" тесно сплетались, поэтому глагол "are" на английском значит "мы есть", а на молдавском - "имеет". Так что она, Мара, имеет, и благодаря ей мы есть. Мать - та, кто питает. Недаром жить и жевать - слова от одного корня. Может быть, бессознательная историческая память заставляет нас традиционно путать эти глаголы, когда строим фразы вроде "у меня есть" вместо "я имею", как сказал бы англичанин и даже украинец: "маю что сказать", а не "мне есть что сказать". В Болгарии богиню Мару называют Майя - та, что имеет-мает и та, что есть, иначе говоря, сущая, истинная. И раньше, и сейчас к богам применяется эпитет "живой", "сущий", "господин" (господь).
  На Руси не сохранилась память о Маре, но была известна богиня Макошь, ипостась Мак. У кельтов была богиня Маха, что значит "воинственная". Думаю, это одно и то же божество. К слову, русский князь Владимир Мономах получил такое прозвище, потому что одержал победу в поединке перед боем (от "моно", один, и "махо", биться, махаться). На немецком machen означает "делать". Македония считалась владением богини-матери Мак. Часть слова "дон" означает удел, доминион. Так же образовано и слово Адонай (обращение к богам у вавилонян). Благодаря чередованию н/м существует и вариант "dominos" (господин на латыни), от которого русское "дом", т.е. хозяйство. Так что на детский вопрос, связаны ли "дом" и "доминировать", можно смело отвечать: да, связаны. От корня ма в значении "вода" происходят глаголы "мокнуть", "макать", а также слова "местякэн" (береза на молд.), "муст" (виноградный сок на молд). Богине Мак был посвящен одноименный цветок. Вообще "ма" (с разной огласовкой, например "мее") обозначает воду во множестве языков, в том числе египетском, финикийском, якутском.
  Если Макошь еще сохраняет позитивные черты, то другое славянское божество - Морена, уже прямо связывается со стужей и смертью и является матерью таких слов, как мороз, мор, смерть. Такова судьба всех низложенных богов... Но до того, как Мара-Мак стала Мореной, она дала имя народам меря, мари, мокша. От Мары также английское morning (утро), marridge (замужество), и такие слова, как марево, моросить, мерцать, молиться. Маре посвящена яблоня ("mer" на французском, "марь" на марийском, "алма" на тюркских языках), морошка, марена, отсюда же слово "мир", "место", "мерить", "марш" и великое множество других слов.
  А в булгарской мифологии, с падением матриархата, богиня Мара превратилась в бога Мара. Мар стал божеством солнца, воздуха. Его называют также Нар (чередование м/н). Поэтому дерево гранат называется нар. В честь Мара у тюркских народов празднуется нардуган, или Новый год. В традициях празднования славянской Масленицы сохранились осколки этого чудесного праздника. Он включал и театрализованную игру - взятие Снежного городка, и спортивные состязания юношей, и принесение даров Владыке зимы Кыш-тархану, и общий пир... Я думаю, популярная игра в нарды тоже основана на сюжете нардугана, как и шахматы представляли изначально "игру в войнушку".
  Реки были пуповиной человечества, связывающей его с Землей. Самый древний образ вселенной - река. Образ и сейчас в нас живет, ведь мы говорим: река времени, река жизни... Но также мы говорим: ось времени, древо жизни. Почему так? Думаю, образ великого столба, на котором держится мир, связан с устройством юрты или шатра, обычного жилища кочевников. В ней есть центральный столб, ствол дерева с обрубками веток (их было семь), к которому крепится полотнище юрты из выделанных шкур - свод неба. К этому столбу привязывали жертвенных животных, на него вешали оружие, одежду. Столб, который назывался багана, имел не только функциональное, но и символическое значение. Семь перекладин соответствовали семи небесам. Название "багана" значит бах ана, великая мать. Кстати, в родстве с тюркским прилагательным "бах" (большой) английское "big". Столб символизировал мировую гору, мировое древо как точку отсчета во вселенной, начало, единицу.
  Поэтому со словом "бор" (гора) связано числительное один - "бир" на тюркских языках, а также "первый". Со словом "мер" (гора) - латинское числительное моно (один). Со словом кол - кельтское числительное ук (один), марийское ик (тоже один, и это указывает на родство кельтов и марийцев). Чтобы начертить круг, нужны лишь веревка да кол. Так получается коло (круг). Ну, а отсюда, - всего шаг до глобуса и колобка, с которых, как вы помните, мы начали свое расследование. Клубок - колоб луны катится по небосклону, сшитому из звериных шкур... Каждый из зверей - не просто зверь, а бог, который предпочитает появляться в облике этого зверя. Например, бог-лис Шурале - хитрый и коварный дух. В месте его лунной стоянки обычно происходило новолуние, месяц исчезал из глаз, как будто его съели. Астрономические знания использовались, как сказано в "Чулман Толгау", сборнике старинных булгарских песен, при гадании: задав вопрос, колобок катили по настилу из разных шкур. На месте какого бога-зверя он остановится, такой и исход дела будет.
  Хочу уточнить, что Мар - вовсе не славянское и даже не индоевропейское божество. Он гораздо древнее. От того же корня получили имена государство Шумер (Сумер), вавилонский бог Мардук и индийская богиня Мара-Майя, духи ветра Маруты и планеты Марс, Меркурий. "Ма" или "му", - так называется земля на языках мари, мокша, удмуртов, карелов и других финно-угорских народов. Местоимение "я" на этих языках - мен или монь, что значит "здешний", с этой земли. "Мен" значит "я" также и на тюркских языках. А в русском и во всех индоевропейских языках этот корень сохранился в косвенных падежах: меня, мне, мной. "Мan" на английском - "человек", "мужчина". Manus на латыни - рука, а manas на санскрите - разум. Получается, люди, которые жили на этой земле, в Поволжье, Поморье, на Урале и Алтае с самых древних времен, и были теми, кто принес цивилизацию в Европу и Азию? И не надо искать никаких загадочных индоариев?
  Но не все так просто... В булгарской летописи "Джахфар тарихы" говорится о древнем племени именцев, которые жили на берегах реки Амул в Семиречье много тысяч лет назад. Именцы - от умэны, или старшие, большие люди. Вспомним британские легенды о "старшей крови", об эльфах или фейри. Булгары называли своих богов-предков алпы, алыпы. Если учесть чередование п/ф, эльфы и алпы, фейри и пери, вполне возможно, одно и то же слово. В честь духов-алпов названы Альпы. От слова "имэн" - латинское human, гуманный, человечный. По легенде, именцы, урцы, синдийцы и тузы или тузгары (от корня "та", что означало "земля" на языке Древнего Египта) объединились и дали начало тому, что мы имеем сейчас: всему множеству народов и языков Евразии. Сами тузы, впрочем, смешали свою кровь с великанами-ельбегенами, от которых и получили слово "багана" (великая мать). Ведь ель-беген значит буквально "великая мать племени", и этим тотемом была не медведица и не олениха, а дракон. Легенды "Чулман Толгау" гласят, что давным-давно тузы эти жили там, где сейчас пустыня Гоби, а прежде был цветущий край. То есть они - остатки некого древнего развитого народа.
  Но разве в Семиречье, между Каспийским и Черным морем, есть река Амул? А может, эти летописи - просто вымысел? Такой реки нет, но есть Амударья, которую в древности называли Амуль. Дарио на узбекском - река, то есть Амударья - это Амул-река. Другое ее название - Окс, легендарная река Азии. Муран - река на монгольском. Какая же река была названа первой, Амур или Амул? И кем?.. Но вернемся к драконам, которые до сих пор являются символами Китая. На Руси тоже, судя по всему, поклонялись змеям. Ужа или другой вид змеи было принято держать дома, кормить. Самые древние статуэтки пермского звериного стиля изображают странных двуголовых рептилий, и часто человека, который на ящере стоит или едет.
  Я пытаюсь себя поставить на место древних людей, у которых чувство связи с природой было гораздо острее нашего. В какой момент боги стихий оказались вытеснены богами-предками? В апокрифической книге Еноха (его имя происходит от числительного ен, один, то есть это первопредок, как и одноименный бог коми Ен) говорится об ангелах, которые женились на земных девушках. Они научили людей земледелию, кузнечному и воинскому ремеслу, ювелирному искусству и астрологии. В итоге это привело не столько к расцвету местной культуры, сколько к моральной деградации общества, за что боги и покарали людей, организовав потоп. Ничего удивительного: мы ведь тоже выискиваем виноватых, как только что-то случается. Эти ангелы, надо думать - более развитое и, вероятно, более рослое племя, которое выступило, таким образом, в роли прогрессора. Могли ли их позже представить в виде крылатых змеев? По крайней мере, у древних египтян есть истории о мудрых и могущественных змеях, которые уже в то время были на грани исчезновения. Обесчеловечить врага - самый верный способ его победить. Если это не люди, а злобные драконы, которые портят наших девушек (ведь ясно, что эта деталь о пристрастии змей к красавицам совершенно нелепа), то сам бог велел отнять у них незаконно нажитое богатство. Так бывшие прогрессоры, поделившиеся с людьми своими знаниями, стали их же добычей.
  Древние курганы ясно указывают на то, что люди с давних времен верили: смерть - еще не конец. Согласно песням "Чулман Толгау", когда-то наши предки не закапывали мертвых, а устраивали на ветвях дуба помост, на который клали тело. Помост и ствол дерева вместе образовывали египетский крест или букву тау. Буква тау, священная у египтян, стоит в конце алфавита, как точка в конце жизни. Случайно ли это? Дуб и сейчас в некоторых языках называется имен. А наше название, "дуб", является фонетическим вариантом слова "дум", именно так назывался помост, куда клали мертвых. Отсюда и глагол "думать". К думам, в рощу предков, приходили, чтобы собраться с мыслями, принять важное решение. Подумать. О том, что летописи не лгут и дуб действительно назывался дум, свидетельствует молдавский язык, который сохранил слово "думбрава". Дум-бор-ава. Священная роща богини-матери, место, где живут души предков. На языке марийцев священная роща называется керемет, кара-мать, великая мать. А на языке булгар - карабаг, кара-баг, обычно переводится как "священная роща". Паг и паз на языке финно-угорских народов - бог. Мы говорим "погост", "поганый", и даже "пакость". Потому что у нас тоже были священные рощи, погосты, и мы поступали с мертвыми так же, как предки. А с принятием христианства это стало "пакостью". Погост - паг кост, бог костей. От "кость" образовано и имя Кощея, демона смерти. Тогда погост - пагощь? А может быть, это трансформация имени Макошь? Я уже говорила, что чередование м/б/п встречается очень часто. Возможно, священная роща богини-матери сначала звалась по ее имени карамак/керемет, после - макость, макошь, и, наконец, пагост/погост.
  Другое наше слово для священной рощи - урочище. Здесь у - приставка, означающая "великий". [Ч], как я говорила, должно быть восстановлено до [к], потому что шипящих в нашем языке раньше не было. У-рок-кости. Что у нас ассоциируется со словом рок (кроме рок-музыки)? Рог животного, rock (камень), отроги гор... Можно еще вспомнить рост, родину, растения... Род - одно из славянских божеств. Если использовать ту же модель, что и с богиней Мак, следует сделать вывод, что какой-то народ свою землю и воду называл словом "ра". Наши воины и сейчас кричат "ура", идя в атаку. В Молдавии это слово сохранилось в значении "здравица, доброе пожелание". Если наши рассуждения верны, то слово "ра" должно использоваться и для обозначения воды. И таких слов много: река, роса, молдавские "рыу" (река), "роуэ" (роса)... Так что все сходится. В древности Волга носила имя Ура. Слово "река" - такое же масло масляное, как и Бури-Чай, потому что здесь два корня: "ра" и "ка", каждый из которых значит "река" на своем языке. Почему названия дублировались? Потому что племена с разными языками были союзниками, жили вместе, их дети росли в двуязычной среде. Давайте проведем еще одну проверку. Как от слова "кол" образовалось "коло", колесо, так от "род" должно образоваться нечто круглое...например, rota (колесо на латинском), ротор. Но почему Род - мужского рода? Потому что он, если продолжить параллель, уже Мар, а не Мара. Маре соответствует Рада. Это древнее и сейчас имя популярно в Молдавии. От него происходит слово "радость", и, судя по всему, изначально это были поминки. Наши предки верили, что мертвые возвращаются, верили в реинкарнацию, поэтому "погост" и "радость" значили когда-то одно и тоже, ведь очевидно, что эти слова образованы одинаково. От Рады также радуга, или Рады ука. "Ук" - исходная форма слова "узел", "узы", и в то же время, как я писала, числительное один. То есть радуга - символ единства богини матери и человечества. После мены р/л Рада превратилась в Ладу, а после оглушения - в Лето и Латону. Да, лето - не только время года, но и имя богини.
  Форма "ана" древнее, чем "ама". Мена н/м замечена уже в финикийских текстах, где египетский знак для буквы н передан как м (вода). От корня ана - вавилонские боги анунаки, буквально "ану наги". Наги - мудрые змеи в индийской мифологии. От этого корня, кстати, и английское snake (змея). Корень "ану" сохранился в таких словах, как онтология, онтогенез. "Он" - форма глагола "быть" и означает "сущее, живое". Ана - та, кто есть, истинная. Позже ан/ин превратилось в приставку, которая означала "святая, божественная", например, в имени вавилонской богини Инанны.
  Помимо уже перечисленных чередований, в кельтских и древнетюркском языках наблюдалась мена с/р. То есть гипотетической Раде предшествовала Сада. Но никакой Сады нам не известно, разве что маркиз де Сад. Зато волшебной птице Рух соответствуют боги-близнецы Сак и Сок из булгарских песен. Сурья - бог солнца у индоариев, су - вода во всех тюркских языках. Обратим внимание, что Сурья и Марья образованы как притяжательные прилагательные: волчья, воронья. Функции Сура и Мара идентичны: это боги солнца. Возможно, это были две ипостаси, женская и мужская: Мар и Марья, Сур и Сурья. Бог луны Сома у индусов считался мужским, но имя раскрывается как су-ама, мать вод. Интересно, что финны себя называют суоми, дети Су-амы. На нашем севере живут саамы, генетически им родственные. Звонкая форма слова Сура - Заря, весьма почитаемая богиня.
  Сделаем еще один шаг назад, реконструируем чередование к/с. Что будет, если в именах Заря, Сурья заменить звук? Получим Кору (богиня плодородия у греков), Чура. Считается, что это бог границ у славян, пращур. Столбы-чурбаны действительно стояли на межах, как и гермы во Фракии. Но это слово гораздо более древнее и связано с обрядом "воздушных" похорон. Наши предки молились не пням-чурбанам, а духам предков, которых хоронили на деревьях. Слово "чурбан" происходит от "Чулман". По имени этого божества и назван архаичный сборник песен "Чулман толган", или "толкование о Чулмане". Его судьба символична и трагична: он тот, кто добивается создания этого мира и живых существ, его населяющих, просто потому, что хочет с кем-то подружиться. Он заботится о зверях, рыбах и птицах - но они не могут ответить на его любовь. Тогда его мать, та самая богиня Умай, создает людей. Но люди, размножившись¸ начинают воевать друг с другом, не обращая внимания на богов. От горя Чулман уходит на дно моря и спит там тысячелетия. А когда появляется на поверхности - дети умирают от страха, люди разбегаются, - так он ужасен. Он женат на лягушке, и над ним смеются его братья (вот источник сказки о царевне-лягушке). Единственное утешение Чулмана - его волшебная флейта, та самая, звуки которой топят корабли и вызывают наводнения. Во время праздника в честь Чулмана ловят рыбку, которой "показывают" всю церемонию. А потом отпускают со словами: "Плыви и расскажи Чулману, как сильно мы его любим". Здесь, возможно, источник русской сказки о золотой рыбке.
  Так старые боги вынуждены "уходить на дно". На земле всегда велись войны, и тот, кто побеждал, навязывал свою веру проигравшим. Я думаю, кроме Коры и Чура, в компанию богов с формантом "кур" (гора) нужно включить Геру, Кроноса и Харона. Источник этих слов в кельтском корне kwa (холм), он же swa, откуда Сварог, птица Сва, свет, Швеция и много других слов. Валлийцы (ирландцы) называют себя Cymru (кимры) и являются, по-видимому, прямыми наследниками киммерийцев.
  Что же мы узнали из своей экспедиции по дорогам предков? Что многие слова, которыми мы привычно пользуемся, произошли от нескольких коротких слов, "ма", "ка", "ра", которое дали наши предки родной земле и воде, которая эту землю питает. Что слово "ама" и его удвоенная форма "мама" вовсе не связано с детским лепетом, оно имеет смысл и означает "та, что имеет, та, что нас питает". Народы Евразии используют всего несколько слов для обозначения матери: ама, аба, ава, ана, ака. Все они, кроме последнего - фонетические варианты (аллофоны) одного и того же "ама". Последнее, "ака", связано с корнем, которым обозначали землю кельты и их наследники.
   Обожествляя свою землю с ее реками, рощами и холмами, люди создали образ богини матери, которая обо всем этом богатстве заботится. У нее были разные лица, она могла предстать оленем с золотыми рогами (как в сказах Бажова), рыбой (золотая рыбка и есть один из ликов богини), волчицей (это она выкормила близнецов Ромула и Рема, которые основали Рим). У нее были разные имена, но чаще связанные с корнем "ма", земля: Умай, Мак, Майя, Мара, Морена, Макошь. Эта та самая Золотая баба, изваяния которой находят на Урале и Алтае.
  В шумерском сказании о Гильгамеше герой сражается с чудовищем Хумбабой. Что это за существо? Я вижу в имени Хумбаба тот же корень - аба, мать. А значит, борьба с матриархатом уже в те времена была легендарным наследием прошлого. В Краснодарском крае есть село Урмия. Там живут потомки ассирийцев, строителей вавилонской башни. До сих пор они празднуют хуббу - день Великой матери, или хумбабу. Правда, уже ничего не помня о его первоначальном смысле. В Молдавии каждое село празднует день своего святого-хранителя, или храм. Думаю, это слово происходит от хура-ама, или "прославление матери". Потому что "ура" значит "прославлять, величать".
  Может возникнуть вопрос, откуда в слове хура появилась согласная [х]? Дело в том, что гласные в древности могли также быть полугласными. При этом звук не произносился чисто, а с некой легкой преградой. В начале слова обычно стояла полугласная. Сейчас уже никто не скажет, как это звучало, но, видимо, схоже с тем, как произносится английское сочетание qu (qwe). Когда другие народы усваивали речь на слух, они эти полугласные упрощали до сочетаний вроде бхага (так сделали индусы) или thе (так сделали англичане), или вовсе отбрасывали (например, вместо бхага у нас - бог), а иногда этот неопределенный звук твердел до г/к.
  Я уже писала о древнем народе эвенков. Медведя, свой тотем, они называют эбэй, а оленя - абэла. И то, и другое, от древнего корня "аба", мать, хотя сейчас мать у эвенков зовется энин. Олень и медведь - тотемы не только у эвенков. Вспомните, сколько русских сказок связано с медведем. А вот аба у эвенков - нечистая сила. У тюрков черт - албасты, от того же ал-апа, мать. Возможно ли, чтобы смыслы так сильно перевернулись? Почему же нет? Керемет, священная роща, у удмуртов теперь зло, дьявол.
  Вот еще один пример переворачивания смыслов. На Кавказе среди осетин и абхазов известны сказания о нартах, судя по архаичности сюжетов, очень древние. "Нарты", думаю, от имени бога Нара. Нар/Нара, как мы помним, вариант имени богини Мары. Один из главных персонажей этих историй - Шатана, женщина, от мудрых решений которой зависит судьба племени. Шат-ана легко восстанавливается до Сат-ана. Сат - форма глагола быть (суть), означает "сущая". То есть Шатана - богиня мать или, точнее, жрица, выполнявшая на земле ее функции. А кто же у нас сегодня Сатана? Олицетворение зла, искуситель, хозяин ада. Так что религия великих матерей потерпела идеологическое поражение очень давно...
  То, что богам предшествовали богини, очевидно: от наблюдения людей не могло ускользнуть, что детей рожают именно женщины. Земля порождает лес и зверей в нем, река порождает рыб... Земля - существительное женского рода во всех языках. В животном мире стая - это в первую очередь самка и ее детеныши. Логично, что у людей было точно так же. "Мать" на всех языках означает "хозяйка". В русском, кстати, это слово в форме множественного числа: в финно-угорских языках т - суффикс множественного числа. Феи, вилы, юды, русалки - все они женщины.
  О тех временах, когда миром правили Великие матери, сохранилось удивительно мало сведений. Такое впечатление, что память о них вымарывали из всех летописей всех народов. Остались лишь образы сказок да былин, вроде Марьи Моревны, с легкостью побивающей любого храбреца, и богатырш, правящих в своих Девичьих царствах. Заметьте, в сказках девушки сами решают, за кого им выйти замуж, сами назначают женихам испытания. Значит, именно так и было когда-то? Косвенно это подтверждают яркие характеры княгини Ольги и царицы скифов Томирис (имя переводится как тома Марис, посвященная Маре), одержавшей победу на царем персов Киром.
  Еще одна интересная особенность сказок и песен "Веда словена": их героини грамотны, у них есть святые или волшебные книги. Если учесть, что истории эти рассказывались задолго до принятия христианства, возникает вопрос, на каком же языке были эти книги написаны.
  Победа мужчин над женщинами принесла колоссальные изменения в жизни общества. Сложно судить, как развивался бы мир, сложись все иначе, установитсь между двумя полами равные, партнерские отношения. Тирания женщин ничем не лучше тирании мужчин. Власть над кем-то несет с собой высокомерие, страх потерять эту власть и желание уничтожить любую возможность восстания.
  Чтобы двигаться вперед, нужно от чего-то отказаться. Человечеству пришлось отказаться от материнской религии, разорвать связи с добрыми силами природы, чтобы развить свои собственные силы, свой разум. Наверное, это закономерно. Но и печально. Презрение к мужчинам погубило Великих матерей. А презрение к женщине - одна из причин краха традиционной семьи.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"