|
|
||
Аби Варбург (Aby Warburg, 18661929), немецкий историк искусства и основоположник культурных исследований, разработал одну из наиболее влиятельных теорий культурной памяти XX века. Его работа представляет собой радикальный отход от традиционного искусствознания, сфокусированного на стиле и эстетике, в пользу междисциплинарного анализа, который он сам называл безграничной иконологией (eine grenzenlose Ikonologie). В основе его концепции лежит понимание культуры как поля битвы между рациональным, упорядочивающим началом (Logos) и иррациональными, аффективными импульсами (Pathos). Культурная память, по Варбургу, это не статичный архив, а динамический процесс выживания, миграции и реактивации эмоционально заряженных образов. Цель культурного развития, как он ее видел, заключается в создании пространства для размышления (Denkraum), позволяющего человеку обрести сознательную дистанцию по отношению к этим могущественным силам прошлого.
Теоретический аппарат Варбурга во многом сформировался под влиянием нейрофизиологических теорий памяти конца XIX века. Ключевую роль здесь сыграли идеи Эвальда Херинга и, в особенности, Рихарда Семона. Херинг в лекции О памяти как общей функции организованной материи (1870) постулировал память как универсальное свойство живой субстанции. Семон в своих работах Мнема (1904) и Мнемические ощущения (1909) развил эту идею, введя три фундаментальных понятия:
Варбург осуществил гениальный методологический перенос этих биологических концепций в сферу культуры. Он предположил, что культура обладает собственной социальной памятью, а роль энграмм в ней выполняют культурные артефакты, прежде всего образы. Образ, по Варбургу, это не просто репрезентация, а динамограмма (Dynamogramm), то есть символ, несущий в себе сконцентрированную психическую и эмоциональную энергию (Erinnerungsenergie) прошлого опыта. Таким образом, культурные артефакты становятся носителями коллективной памяти, способными связывать прошлое с настоящим через аффективную реактивацию.
Для описания механизмов культурной памяти Варбург разработал уникальный понятийный аппарат, где центральное место занимают следующие термины:
Формула пафоса (Pathosformel). Это базовый элемент варбургианского анализа. Pathosformel это устойчивая, повторяющаяся визуальная схема (жест, поза, мимическая формула), выражающая предельный эмоциональный опыт: страдание, триумф, экстаз, борьбу. Примерами могут служить образ менады в экстатическом танце, фигура страдающего Лаокоона или крылатая Ника. Эти формулы действуют как визуальные энграммы, сохраняя аффективный заряд на протяжении веков и мигрируя между различными культурами и контекстами.
Послежизнь Античности (Nachleben der Antike). Этот термин описывает не просто влияние или рецепцию античности, а ее динамичное и зачастую конфликтное выживание в последующих культурах, в первую очередь в искусстве Ренессанса. Античные Pathosformeln не просто копируются, а оживают, реактивируются, высвобождая свою амбивалентную энергию. Античность, по Варбургу, передала европейской культуре как высшие образцы рациональности и гармонии (Аполлон), так и модели иррационального, дионисийского экстаза. Эта внутренняя полярность делает Nachleben напряженным процессом.
Энграмма (Engramm), Пред-отпечаток (Vorpraegung) и Наследие (Erbschaft). Эти три понятия образуют взаимосвязанную систему.
Энграмма (Engramm) в культурном смысле это образ (Pathosformel), ставший материальным носителем энергии памяти. Это заряженный потенциал, хранящийся в культуре.
Пред-отпечаток (Vorpraegung) это механизм формирования энграммы. Это не просто когнитивный шаблон, а глубокий психофизический отпечаток, оставленный сильным, аффективным переживанием. Он вызывает непроизвольную, почти рефлекторную реакцию, затрагивающую человека на телесном уровне (мышечное напряжение, иннервация). Vorpraegung объясняет, почему Pathosformeln обладают такой властью над зрителем.
Наследие (Erbschaft) это совокупность всех культурных энграмм, весь материал памяти, передаваемый из поколения в поколение: образы, символы, ритуалы и мифы. Это наследие не статично; оно постоянно переосмысливается и реактивируется, когда новая эпоха вступает в контакт с его энергетическими носителями.
Связь этих понятий можно описать так: сильное коллективное переживание оставляет психофизический пред-отпечаток (Vorpraegung), который кристаллизуется в виде энграммы-образа (Engramm). Совокупность таких энграмм составляет культурное наследие (Erbschaft). Контакт с образом из этого наследия активирует заложенную в нем энергию, вызывая у зрителя аффективную реакцию, обусловленную первоначальным пред-отпечатком.
Вершиной и методологическим воплощением теории Варбурга стал его последний, неоконченный проект Атлас Мнемозина (Bilderatlas Mnemosyne). Это серия из десятков деревянных панелей, обтянутых черной тканью, на которых Варбург располагал сотни фотографических репродукций произведений искусства, газетных вырезок, марок и астрологических карт. Изображения были сгруппированы не по хронологическому или географическому принципу, а по ассоциативным связям, демонстрируя миграцию образов (Bildwanderung) и выживание Pathosformeln сквозь эпохи и культуры.
Атлас это не просто иллюстрация теории, а ее действующая модель, лаборатория иконологии. Его нелинейная, монтажная структура заставляла зрителя самого прокладывать связи, сравнивать и анализировать. Целью было визуализировать скрытые токи культурной памяти и, что самое важное, создать тот самый Denkraum пространство для осмысленной рефлексии между зрителем и мощным аффективным зарядом образа. Размещая рядом античную статую, ренессансную картину и современную газетную фотографию, Варбург заставлял зрителя осознать, как древние энергетические константы человеческого опыта продолжают жить в настоящем.
Теория культурной памяти Аби Варбурга произвела революцию в гуманитарных науках, предвосхитив многие идеи структурализма, постструктурализма и современных memory studies (работы Мориса Хальбвакса, Пьера Нора, Яна и Алейды Ассман). Его междисциплинарный подход, физически воплощенный в его знаменитой библиотеке, организованной по принципу доброго соседства (Gesetz der guten Nachbarschaft), разрушил границы между искусствознанием, антропологией, психологией и историей религий.
Варбург показал, что история это не линейный прогресс, а пульсирующий, анахроничный процесс, где прошлое постоянно вторгается в настоящее. Его работа это попытка диагностировать шизофрению европейской культуры, ее вечное колебание между разумом и страстью. Изучая культурные артефакты как носителей памяти, заряженных энергией, он превратил историю искусства из дисциплины о прекрасном в иконологию интервала (Ikonologie des Zwischenraums) науку о динамических отношениях между образами, эпохами и полюсами человеческой психики. Его наследие заключается в создании мощнейшего аналитического инструментария для понимания того, как культуры помнят, забывают и постоянно воссоздают себя через свои самые мощные и долговечные символы образы.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"