Нечипуренко Виктор Николаевич
Метафизика воли у Дунса Скота

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Иоанн Дунс Скот, выдающийся средневековый философ и теолог, известен своим учением о примате воли над интеллектом (voluntas super intellectu). Согласно Скоту, воля является высшей способностью души и определяющим фактором в метафизической структуре бытия.
  Метафизика воли у Дунса Скота имеет два основных измерения: субъективное и объективное. Субъективное измерение связано с самой волей как способностью разумного существа свободно определять свои действия. Воля обладает свободой самоопределения (liberum arbitrium) и не детерминирована никакими внешними факторами. Таким образом, субъект является источником своих волевых актов и несет за них ответственность.
  Объективное измерение метафизики воли связано с ее интенциональностью, то есть направленностью на объект. Воля всегда устремлена к благу (bonum), которое является ее конечной целью. Однако, в отличие от интеллекта, который детерминирован истиной, воля свободна в выборе средств достижения блага. Она может избирать между различными благами и даже отвергать высшее благо ради меньшего.
  Важным аспектом метафизики воли у Дунса Скота является ее проективный характер. Воля не только реагирует на внешние объекты, но и активно формирует реальность через свои акты. Она как бы "проецирует" свои интенции на мир, создавая новые смыслы и ценности. В этом смысле воля является творческой силой, преобразующей бытие.
  Дунс Скот утверждает, что именно воля, а не интеллект, является атрибутом, конституирующим Бога как Factor Primus, как Первопричину всего сущего. Это утверждение переворачивает традиционные интеллектуалистские метафизики, например, томистскую, где Божественный Интеллект, познающий свою собственную сущность как высшее Благо, детерминирует акт Божественной Воли к творению. Для Скота, напротив, Божественная Воля обладает абсолютной свободой (libertas indifferentiae), предшествующей любому акту интеллекта в порядке каузальности, если можно так выражаться о внутрибожественной жизни. Не то чтобы Воля была слепа - она действует в единстве с бесконечным Божественным Знанием - но это знание не является для нее принуждающей причиной. Бог творит мир не потому, что Его интеллект определил его как "наилучший из возможных миров" и тем самым обязал волю к его реализации. Скорее, мир существует потому, что Бог свободно захотел его существования, и именно этот акт суверенной воли придает ему бытие (esse) и сущность (essentia).
  Этот тезис о Воле как Factor Primus влечет за собой ряд сложнейших философско-схоластических вопросов и имеет как мощные аргументы "pro", так и серьезные возражения "contra".
  Аргументы "pro" (в пользу примата Божественной Воли):
  Божественная Свобода и Всемогущество. Если бы Божественный Интеллект детерминировал Волю, то свобода Бога была бы ограничена. Бог был бы "вынужден" творить то, что Его интеллект представляет как наилучшее. Примат воли, напротив, сохраняет абсолютную свободу Бога: Он мог бы не творить мир вовсе, или сотворить бесчисленное множество других миров, не менее совершенных, но отличных от нашего. Это подчеркивает Его всемогущество и суверенность.
  Контингентность Творения. Мир не является необходимой эманацией Божественной сущности (как в неоплатонизме) или логически необходимым следствием Божественного Разума. Его существование и природа радикально контингентны, то есть зависимы от свободного решения Божественной Воли. Этот мир существует не потому, что он должен существовать по неким рациональным законам, предшествующим Богу, а потому, что Бог так пожелал.
  Природа Любви. Любовь, являющаяся центральным понятием христианской теологии, по своей сути есть акт воли. Если Бог есть Любовь, то Его первоначальное отношение к творению должно быть волевым актом любви, а не интеллектуальным расчетом. Творение - это свободный дар любви.
  Объяснение Индивидуальности (Haecceitas). Скот вводит понятие "этости" (haecceitas) - уникального принципа индивидуации каждого существа. Если бы интеллект был первичен, то индивидуация могла бы сводиться к комбинации универсальных форм. Примат воли позволяет утверждать, что Бог свободно волит каждую индивидуальную сущность в ее неповторимой уникальности, придавая ей "этость" прямым актом воли.
  Аргументы "contra" (возражения и вызовы волюнтаризму):
  Риск Божественного Произвола и Иррациональности. Если Божественная Воля не детерминирована интеллектом, не означает ли это, что Бог может действовать произвольно, даже иррационально? Мог ли Бог возжелать абсурдное или злое?
  Ответ скотистов: Божественная Воля, хотя и свободна, не является слепой или капризной. Она всегда действует в согласии с Божественной Мудростью и Благостью. Бог не может желать того, что противоречит Его собственной сущности (которая есть абсолютное Благо и Истина). Его свобода - это свобода совершенного существа, а не произвол. Однако порядок таков: нечто благо не потому, что интеллект это познал как благо, а потому, что Бог это возжелал (для тварного мира), и Его воля сама по себе блага.
  Проблема Объективности Морального Закона. Если моральные законы (например, Декалог, за исключением первых двух заповедей, касающихся непосредственно Бога) являются продуктом Божественной Воли, не становятся ли они произвольными? Мог ли Бог установить иные моральные заповеди?
  Ответ скотистов: Дунс Скот проводит различие. Есть законы, неотделимые от самой природы Бога (любовь к Богу), и они абсолютны. Другие заповеди (касающиеся отношений между людьми) контингентны в том смысле, что Бог мог бы установить иную структуру тварного порядка, где они были бы иными, но в данном сотворенном порядке они являются выражением Его благой воли и обязательны. Однако Он не может повелеть нечто внутренне противоречащее Его благости, например, ненависть как добродетель.
  Статус Вечных Истин и Сущностей. Если все определяется волей, то что происходит с вечными истинами (например, математическими) или сущностями вещей? Не становятся ли и они продуктом произвольного решения, теряя свою объективность?
  Ответ скотистов: Это сложный вопрос. Дунс Скот признает, что Бог познает все возможные сущности, но их актуальное существование и конкретная природа зависят от Его воли. Для некоторых истин, связанных с самой природой Бога, их необходимость очевидна. Для тварного мира, его структура - это результат свободного выбора.
  Отношение между Интеллектом и Волей в Боге. Как могут быть разделены интеллект и воля в абсолютно простом Божественном Существе? Не является ли это антропоморфным перенесением человеческих способностей на Бога?
  Ответ скотистов: Дунс Скот признает единство Бога. Различие между интеллектом и волей в Боге - это "формальное различие" (distinctio formalis a parte rei), которое реальнее чисто мысленного, но не нарушает простоты Бога. Это означает, что хотя интеллект и воля не суть отдельные "части" Бога, они представляют собой различные, формально нетождественные аспекты Его единой сущности и деятельности.
  В конечном счете, учение Дунса Скота о примате воли (как Божественной, так и человеческой) представляет собой мощную попытку защитить свободу и суверенность Бога, а также объяснить контингентность мира и уникальность индивидуального бытия. Оно подчеркивает, что в основе всего лежит не безличная рациональная необходимость, а свободный, любящий и творческий акт Воли, которая сама по себе является источником и мерой блага и бытия для всего сотворенного. Проективный характер этой Воли означает, что мир не просто пассивно существует, но постоянно актуализируется и направляется этой первоначальной и всепроникающей интенцией Божественного Factor Primus. Это открывает перспективу динамичной, а не статичной метафизики, где бытие всегда есть результат и отражение свободного волевого акта.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"