Есть моменты, когда ткань обыденного мира рвется, и сквозь прореху проглядывает нечто, для чего в языке смертных нет точных имен. Годы, десятилетия могли быть потрачены на практику, на бдение, на неустанное вопрошание - или же это могло случиться среди мирской суеты, в самый неожиданный миг. И вот - вспышка. Внезапное, всепроникающее озарение. 悟り - сатори. Не приход нового знания, а узнавание того, что всегда было здесь, сокрытое под пылью иллюзий.
Словно тончайшая завеса, отделявшая "я" от всего сущего, истлела в единый, безвременный миг. И проснулось то, что всегда спало под спудом имен и форм - авабодха, самопробужденное, изначальное знание. Не "он" пробудился, а "Пробужденное" (目覚めたるもの - мэдзамэтару моно) осознало себя в нем, через него. Исчез тот, кто искал, и остался лишь сам поиск, ставший ответом; исчез тот, кто видел, и осталось лишь чистое, безграничное видение.
Как говорят предания, в такой миг человек "реализует Будду". Не становится им как чем-то внешним, не достигает его как далекой цели, а осознает имманентно присущую ему природу Будды, которая была лишь замутнена неведением. Это не обретение, а разоблачение. Словно после долгой дороги домой путник вдруг понимает, что он никогда и не покидал родного порога.
И тогда память шепчет имя, ставшее легендой, символом этой предельной реализации: Кукай (空海). Тот, о ком с благоговением говорят, что он осуществил сокусин дзёбуцу (即身成仏) - стал Буддой в этом самом теле.
Не после смерти, не в череде бесчисленных перерождений, не в далеких небесных сферах, а здесь, в этой самой плоти, крови и костях, которые для обычного взгляда являются источником страданий и ограничений. Для Кукая же, как гласит традиция, это самое тело, преображенное силой постижения, стало телом Будды - нераздельным с космосом, вибрирующим в унисон с Дхармакайей, Истинным Телом Реальности.
Что это значит - "стать Буддой в этом теле"? Возможно, это означает, что границы между индивидуальным и всеобщим стираются до полного исчезновения. Каждый атом тела начинает восприниматься не как отдельная частица, а как проявление всей Вселенной. Каждое дыхание - как дыхание космоса. Каждая мысль (если они еще остаются) - как эхо вселенского Ума. Тело перестает быть тюрьмой и становится храмом, излучающим свет сострадания и мудрости.
Сатори - это мгновенный прорыв. Авабодха - пробужденное состояние. Реализация Будды Кукаем в этом самом теле - это вершина, где мгновение становится вечностью, а преходящее тело - вместилищем непреходящей Истины. Это не просто личный опыт, а космологическое событие, утверждающее, что святость и пробуждение не где-то там, в запредельном, а здесь, сейчас, в самой гуще жизни, если только мы сумеем увидеть ее незамутненным взором, сердцем, пережившим вспышку сатори. И тогда каждая частица мира, каждый миг времени отражает лик Пробужденного.