Нечипуренко Виктор Николаевич
Рождение и гибель Эвфориона как ключ к спасению Фауста

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Вторая часть "Фауста" Гете по праву считается одним из самых герметичных произведений мировой литературы. Ее лабиринты мифов, аллегорий и символов ускользают от прямолинейного прочтения, требуя иного ключа. Этот ключ - алхимия. Трагедия разворачивается не столько на внешних подмостках истории, сколько в реторте души самого Фауста. Каждый персонаж, каждое событие - это не внешний фактор, а пробужденный аспект его собственного духа, проходящего через стадии великого делания (opus magnum) на пути к своей энтелехии. Центральным актом этой внутренней драмы, ее огненным сердцем, является рождение, недолговечное счастье и трагическая гибель Эвфориона - процесс, в котором зашифрована вся диалектика духа и красоты.
  
  Путешествие Фауста в классическую античность - это не туристическая поездка, а алхимическое conjunctio oppositorum, соединение противоположностей. Его северный, готический, неустанно стремящийся дух должен соединиться с южным, гармоничным, созерцательным принципом вечной Красоты. Персонажи, которых он встречает, суть ипостаси этих сил. Гомункул - это сам фаустовский интеллект, его научный гений, доведенный до абсурдной чистоты и дистиллированный в стеклянной колбе, отделенный от жизни и крови. Он - узник собственного света, трагический символ разума, тоскующего по воплощению. Елена, в свою очередь, - это архетип Красоты, исторически и культурно оформленный идеал. Чтобы их союз стал возможен, требуется сложнейшая подготовка на всех уровнях бытия.
  
  Именно поэтому рождение Эвфориона - это не единичный акт, а двухступенчатый процесс, разворачивающийся от космогонии к антропологии.
  
  Первый этап происходит на элементарном, природном уровне в финале "Классической Вальпургиевой ночи". Соединение Гомункула и Галатеи (первозданной, природной красоты) - это мистерия оплодотворения. Гомункул, это чистое пламя разума (logos spermatikos), в экстатическом порыве Эроса разбивается о трон морской богини. Его гибель - не уничтожение, а жертвенное слияние огня и воды, духа и материи. Сирены поют о "чуде огнистом" и "объединеньи волн с огнем", славя Эрота как "жизни начало". В этот миг создается не сам Эвфорион, но его потенциал, его элементарная основа. Фундаментальный разрыв между духом и природой преодолен; заложена возможность для рождения нового, целостного существа.
  
  Второй этап переносит действие в сферу культуры и истории. На эту подготовленную почву вступают Фауст и Елена. Их союз в условной Аркадии - это уже синтез не стихий, а двух великих эпох: романтического духа и классического идеала. Из грота, этого символического лона, является Эвфорион. Он уже не просто "потенциал", а живое воплощение синтеза. От Фауста он унаследовал неуемное стремление ввысь, даймоническую неугомонность. От Елены - божественную красоту, гармонию и дар к искусству. Огненный ореол над его головой - тот самый гомункулов свет, но теперь он венчает живое, прекрасное тело. В его руках - золотая лира, прямой отсыл к Аполлону, богу гармонии, и Орфею, чья музыка обладала магической силой творить миры и побеждать смерть. Эвфорион - это не просто ребенок; он - сама Поэзия, рожденная из союза Разума и Красоты.
  
  В этом образе Гете запечатлел лорда Байрона, гения, в котором, по его мнению, идеально слились северный бунтарский дух и преклонение перед эллинской гармонией. Троица "Фауст-Елена-Эвфорион" достигает момента "божественного счастья" - не в теологическом, а в высшем эстетическом смысле. Это алхимическая, поэтическая переинтерпретация священной Троицы: Фауст-Отец (Воля), Елена-Мать (Красота) и Эвфорион-Сын (Гений, Искусство). Это хрупкий миг совершенного бытия, когда жизнь достигает идеальной формы.
  
  Но этот идеал недолговечен. Гибель Эвфориона, бросающегося со скалы на зов войны, символизирует трагическую невозможность удержать столь совершенный синтез в грубой реальности. Поэзия не выдерживает столкновения с историей. Однако в алхимии нет бесследных потерь. Этот опыт - высший взлет и глубочайшее падение - является ключевым этапом в трансформации Фауста. Союз разрушен, Елена возвращается в царство Персефоны, но оставляет Фаусту свое одеяние.
  
  Это решающий момент алхимической дистилляции. Фауст не может удержать живую форму Красоты, но он интегрировал в себя ее вечную суть, ее энтелехию. Подобно тому, как алхимик в конце процесса находит в реторте "философский камень", Фауст обретает нетленную субстанцию пережитого опыта. Его дух, прошедший через горнило любви и утраты, очищен от абстрактного интеллектуализма (Гомункул) и наивного эстетизма (Аркадия). Обогащенный, умудренный, он созрел для финального этапа своей жизни - практической, преобразующей мир деятельности. Именно эта прошедшая через все стадии "великого делания" энтелехия и есть то, что в финале будет достойно спасения. Это не дар милости, а закономерный итог пути духа, который осмелился пережить и ассимилировать все грани человеческого бытия, включая трагическое величие Красоты.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"