|
|
||
Суть всей созерцательной практики
На пути внутреннего познания наступает момент, когда язык, веками служивший опорой, становится преградой. Мы пытаемся описать живой, ежесекундно меняющийся поток сознания с помощью застывших, статичных слов, и чувствуем их вопиющую неадекватность. Это подобно попытке измерить текущую реку неподвижной линейкой. Сознание, его интенсивность и глубина не бывают постоянными они различны сегодня, были иными день, месяц, год назад и изменятся в будущем. В этом свете древние термины, такие как йога, вритти и ниродха, требуют не столько определения, сколько живого переосмысления.
Что такое вритти? Мы привыкли переводить это как волнения ума или мысли, но это лишь поверхностный срез. В своей сути, вритти это изначальный импульс сознания к формообразованию. Представим сознание, читту, как безграничную, идеально гладкую водную гладь. Вритти это не сама волна, поднятая ветром, но внутренняя, присущая воде готовность откликнуться на любое дуновение и немедленно пойти рябью. Это фундаментальная привычка сознания цепляться за ощущение, образ или идею и мгновенно выстраивать вокруг них целую историю, цепляя одну мысль за другую. Сознание почти никогда не пребывает в покое своей истинной природы; оно постоянно находится в форме волны. Меняющаяся интенсивность сознания это лишь узор, частота и амплитуда этих непрекращающихся волн.
Тогда что же такое ниродха прекращение или остановка? Здесь кроется величайшее заблуждение. Ниродха это не насильственное прекращение жизни, как если бы кошка перестала дышать, чтобы стать неподвижной. Кошка может свернуться в клубок, но ее бока движутся, сердце бьется она жива. Ниродха это прекращение не жизни сознания, а его судорожной, рефлекторной реактивности. Это не сжатый в напряжении кулак, который силой удерживается от движения. Это полностью расслабленная, открытая ладонь, покоящаяся в своем естественном состоянии живая, теплая, полная потенциала, но свободная от импульса хватать и действовать. Ниродха это возвращение сознания из состояния непрерывного делания в состояние чистого бытия.
И здесь мы подходим к самой сути йоги. Йога это не цель, не застывший результат, а само переживание того состояния, в котором сознание познаёт свою природу как покоящуюся воду, а не как вечные волны. В этом состоянии меняется само качество интенсивности. Интенсивность вритти громкая, хаотичная, рассеянная, подобная шуму рыночной площади, где энергия тратится впустую. Интенсивность йоги тихая, сфокусированная, всепроникающая, подобная безмолвной мощи гравитационного центра, который внешне спокоен, но внутри обладает невероятной силой.
Осознание того, что слова бессильны выразить это состояние это не признание неудачи. Напротив, это знак подлинного прорыва. Это означает, что ищущий подошел к границе, где карта местности становится ненужной, ибо он вступил на саму территорию. Здесь заканчивается философия и начинается прямое, живое переживание той безмолвной полноты, что лежит в основе всякого шума и всякого движения.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"