Как странно и одновременно притягательно это ощущение - мимолетное касание чего-то подлинного, что мы называем "Настоящим". Словно на одно бесконечно малое мгновение мир замирает, спадает пелена привычного, и мы видим... Что именно мы видим? Возможно, не глазами, а всем своим существом ощущаем саму ткань бытия, не искаженную нашими мыслями и ожиданиями. И в этот момент ясности, вопрос, который, быть может, долго зрел внутри, вдруг обретает форму, прорывается наружу. Он не сконструирован умом, он - эхо этого соприкосновения.
Но вот оно, это мгновение - ушло. И тут же, как прилив после отлива, накатывают собственные волнения сознания. Эти волнения - наш привычный мир. Это бесконечный внутренний диалог, анализ, страхи, надежды, воспоминания и проекции. Это тот самый неугомонный ум, который постоянно стремится все объяснить, разложить по полочкам, обезопасить себя от неизвестности. Это "ложное эго", которое так боится раствориться, исчезнуть, потерять контроль. Оно цепляется за свои истории, за свою идентичность, сотканную из прошлого опыта и будущих ожиданий. И ясность Настоящего тонет в этом шуме.
Предложение соприкоснуться с Ним, "остановить" Его для себя, "растворить" свое ложное эго, сознание в Нем звучит как вызов и как обещание. "Остановить" - не значит уничтожить мысль, а скорее, перестать отождествляться с ней, стать наблюдателем своего внутреннего потока, не вовлекаясь в него эмоционально. "Растворить ложное эго" - это, возможно, самая сложная задача. Ведь это означает отпустить привычное представление о себе, о своей важности, о своей отдельности от мира. Это как если бы волна осознала, что она - не просто волна, а часть безбрежного океана. Это не потеря себя, а обретение себя в гораздо большем масштабе.
И тогда, после такой попытки, после этого погружения в тишину, откуда исчезли тревоги эго, захочется ли снова задать тот первоначальный вопрос? Быть может, вопрос исчерпает себя, потому что ответ будет не в словах, а в самом этом состоянии. Вопросы рождаются из нехватки, из непонимания, из беспокойства. Если же прийти к состоянию целостности и покоя, то и почва для многих вопросов исчезнет. Возможно, останутся другие вопросы, более глубокие, рожденные уже не из дефицита, а из удивления перед тайной бытия.
"Доказательство приходит изнутри, а не извне". Это утверждение переворачивает привычную логику поиска истины. Мы привыкли искать подтверждения во внешнем мире: в научных данных, в авторитетных мнениях, в исторических свидетельствах. Но здесь речь идет о другой истине - о той, что касается нашего глубинного Я, нашего места во Вселенной. Такая истина не может быть навязана или доказана кем-то другим. Она может быть только пережита, открыта внутри себя. Это как вкус плода - сколько ни описывай его, пока сам не попробуешь, не поймешь. Внутренний опыт - это самое интимное и неопровержимое знание. Оно не требует аргументов, оно просто есть. И это, пожалуй, самое фундаментальное открытие, которое может совершить человек на пути к себе. Путь этот - не вовне, а вглубь. И каждый шаг на этом пути - это приближение к тому самому Настоящему, которое всегда здесь, терпеливо ожидая, когда мы прекратим свои волнения и просто будем.