|
|
||
Зеркало души: искушение отражением и таинство нисхождения
Представим душу в ее изначальном, дотелесном состоянии как чистый свет, потенциал, недифференцированную эманацию Божественного. Она пребывает в единстве, в полноте Бытия, где нет разделения на "я" и "не-я". Однако, в этой безграничности нет и четкого самоосознания через опыт. Подобно тому, как мы не можем увидеть собственное лицо без зеркала, душа, возможно, ищет способ узреть себя, актуализировать свои скрытые потенции.
И вот перед ней простирается "нижний мир" мир материи, становления, форм. Плотин описывает это как влечение души к своему отражению. Этот материальный мир становится для души гигантским, манящим Зеркалом Диониса. Вспомним этот миф: Дионис, божественный младенец, символ единого, неразделенного сознания, увлекается своим отражением в зеркале, подаренном ему Титанами. Завороженный игрой форм, он тянется к ним, и в этот момент Титаны силы множественности, разделения, материализации разрывают его на части. Его фрагменты это искры божественного, воплощающиеся в мириадах форм материального мира.
Так и душа. Взирающая с небесных высот, она видит в текучей, вечно меняющейся поверхности материального мира своего рода первозданных "водах ручья" свое потенциальное отражение. Это еще не она сама во всей полноте, но некий образ, обещание воплощения, возможность пережить себя в конкретности. Ее привлекает не столько сама материя в ее грубости, сколько блеск этого отражения, манящая возможность увидеть себя, быть увиденной, проявить себя.
Этот изначальный нарциссизм можно понимать не как патологическую самовлюбленность, а как космическое любопытство, стремление к самопознанию через проявление. Душа, как Нарцисс, склоняется над водами становления. Она видит не столько себя, сколько идею себя, отблеск своей красоты и силы, заключенный в потенциальной форме. И это отражение, подобно чарам, влечет ее вниз, к "отучнению", к облачению в плоть. Нимфа Эхо, пытающаяся вернуть Нарцисса к реальности внешнего мира, к любви другого, здесь может символизировать голос интуиции, напоминание о небесном отечестве, о единстве, которое душа оставляет ради иллюзии отдельного "я" в отражении.
Зеркало как врата и тюрьма
Зеркало, таким образом, выступает как врата в материальный мир. Оно катализатор воплощения. Без этого влечения к отражению, без этого первоначального "нарциссического" импульса к самопроявлению, душа, возможно, осталась бы в непроявленном состоянии. Рождение в теле это погружение в зеркало, становление тем самым отражением, которое так пленило душу.
Однако, здесь кроется и великая опасность. Став отражением, душа рискует забыть, что она нечто большее, чем просто отражение. Она рискует, подобно Нарциссу, стать узником своего образа, своей проявленной формы, своей эго-личности. Если Нарцисс умер от невозможности оторваться от собственного отражения и слиться с ним, то душа в чрезмерном нарциссизме в полном отождествлении себя с телом и эго, в забвении своего божественного источника также испытывает своего рода "истощение" и "смерть". Это не физическая смерть, а духовная угасание внутреннего света, потеря связи с Источником, отказ от любви к Другому (в высшем смысле к Божественному или к ближнему как искре Божьей).
Миф о Дионисе здесь также показателен. Его разрывают на части именно тогда, когда он захвачен своим отражением. Этот акт символизирует фрагментацию единого сознания при погружении в материю, где душа начинает воспринимать себя как отдельную, изолированную сущность, забыв о своем единстве с божественным целым и с другими душами "фрагментами" того же Диониса.
Путь возвращения: за пределы отражения
Таким образом, нисхождение души через влечение к своему отражению это не ошибка, а, возможно, необходимый этап космической драмы, путь к обретению более глубокого самосознания через опыт отдельности и последующее его преодоление. Проблема возникает, когда очарование отражением становится тотальным, когда зеркало из врат превращается в тюрьму.
Выход из этой тюрьмы нарциссизма лежит в осознании иллюзорности отождествления себя с отражением. Это путь узнавания Истинного "Я" за пределами эго. Подобно тому, как некоторые мистики использовали отполированные зеркала или воду для медитации, не для любования собой, а для прозрения за отражение, так и душа должна научиться смотреть сквозь материальный мир, сквозь свою телесную форму, чтобы узреть Свет, от которого она произошла.
Любовь, отвергнутая Нарциссом, становится ключом. Не эгоистичная любовь к своему отражению, а любовь к Другому, любовь, выходящая за пределы себя, способна разрушить чары зеркала. Это любовь, которая узнает божественное в другом и тем самым пробуждает память о божественном в себе.
Итак, нисхождение души это трагическая и одновременно величественная поэма о влечении к красоте собственного потенциала, отраженного в материи. Зеркало это сцена этого влечения, инструмент познания и одновременно источник искушения. Путь души это путь от наивного пленения отражением к мудрому различению между образом и Сущностью, и, в конечном счете, к возвращению домой, но уже обогащенной опытом воплощения, опытом познания себя в многообразии мира. Чрезмерный нарциссизм это застревание на полпути, забвение цели путешествия ради очарования временной формой. Подлинное же величие души в способности, узрев свое отражение, не раствориться в нем, но узнать в нем лишь отблеск вечного Света.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"