Неделько Григорий Андреевич : другие произведения.

Интервью с коллегией "Триммеры" [2 варианта]

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    [Здесь - два варианта: 1. "Интервью с коллегией международного конкурса крупной прозы "Триммера"" - просто интервью, полная версия; 2. ""Триммера" - литература будущего" - интервью-заметка, интервью в ней урезанное. Публикация в газете "Московский литератор". Сайт конкурса: www.trimmera.ru]


Григорий Неделько

  

Интервью с коллегией международного конкурса крупной прозы "Триммера"

  
   1 октября 2011 года стартует международный конкурс крупной прозы "Триммера", который продлится до 21 февраля 2012 года. Событие это становится тем более знаменательным, учитывая тот грустный факт, что романных соревнований на просторах Сети не проводится.
   У организаторов конкурса есть чёткие взгляды на творчество и на то, какой дорогой надо идти, чтобы добиться успеха. Исходя из этого, и было придумано название - "Триммера". Оно означает три меры: труд, терпение, талант... Только благодаря им, считают члены коллегии, может самореализоваться творческий человек.
   В этом интервью организаторы "Триммеры" расскажут о своих точках зрения на литературу и конкурсную жизнь, о том, как они планируют оказать помощь молодым писателям и литературе в целом, об истории прошедших этапов конкурса и своих планах на будущее, а также о многом другом.
  
   Здравствуйте, уважаемые триммерийцы! Возникло несколько вопросов, которые хотелось бы вам задать. Уверен, участникам конкурса, а также читателям и посетителям страницы будет интересно узнать ответы на них.
  
   Добрый день! С удовольствием ответим на ваши вопросы.
  
   Как появилась идея создать подобный конкурс?
  
   Олег Глижинский: Идея, пожалуй, витала в воздухе. В виде, "ах, вот бы был бы такой конкурс". Однако по своей инициативе я бы не отважился. Но когда ко мне обратились, согласился без особых колебаний. В конце концов, если бы конкурс провалился, он и тогда был бы полезен - подстегнул бы кого-нибудь ещё.
  
   Евгений Щукин: Вначале была благородная идея. Сегодня очень много сетевых конкурсов для авторов рассказов, а вот авторам романов - сложнее. Мало кто хочет браться за такой труд, как чтение и рецензирование романов. И, по сути, "за бортом" остаётся масса литературы. Добавим к этому, что рядом с нами живет большое количество молодых и талантливых авторов, о которых по понятным причинам ещё никто не знает. В свете вышесказанного "Триммера" видится мне трамплином, стартовать с которого одновременно и сложно, и почётно. Почему так? Потому что здесь собрались люди, которые любят и ценят хорошую литературу вне зависимости от регалий авторов.
  
   Как была набрана коллегия конкурса "Триммера"?
  
   Райдо Витич: Руководствуясь несколькими критериями - это должны быть авторы, это должны быть опытные авторы. Желательно, работающие в разных жанрах. И главное, чтобы это были неравнодушные люди, не побоюсь патетики - неподкупные и идейные, личности с определенным набором качеств. Я искренне считаю, что, каков человек, таковы и его произведения, таково его реноме по жизни. Что он имеет внутри, то и привносит вовне. А как в прошлом альпинист, знаю, как это - шагать по сложной трассе со слабыми и непроверенными. А трасса предполагалась нелегкой. До нас никто не занимался романистами, ну не было конкурсов для неизвестных, неизданных, а ведь именно среди них живут настоящие гении и хранятся настоящие фолианты. Это сегодня где-то как-то начинают появляться подобия "Триммеры", а тогда, в 2008-м, романисты жили сами по себе и никому не было дела до них. Не издался? Графоман, и точка. Издался - уже взлетел и с высоты "полета" плевать хотел на коллег. Но суть в том, что многие не издающиеся более талантливы, чем изданные. А кто об этом знает, кто поддерживает, помогает?
   Многие конкурсы, не секрет, куплены или проводятся для "своих". Этих своих или проплаченных выдвигают, превозносят, номинируют и т. д. У "чужого" нет шанса ни на что.
   А мы шли от обратного - за равные шансы и возможности для каждого, за оценку творчества, а не кошелька или связей. За обсуждение романа, а не автора. За продвижение произведения, а не рентабельного набора предложений. За литературу, а не макулатуру.
Но чтобы добиться этого, нужно было сформировать именно команду, а не создать кружок по интересам. Ведь всем известно: слаженный коллектив - 50% успеха.
И нам повезло -- мы встретились!
   Конечно, в процессе похода пара бойцов потерялась ввиду сложности задачи, но основной костяк остался и по-прежнему не ропща тянет нелегкую "лямку" судей. Среди них есть как известные, издающиеся писатели, критики, такие, как Вадим Вознесенский, Олег Глижинский, Алексей Токарев, Евгения Лифантьева, Григорий Неделько, так и ещё неизданные: Евгений Щукин, Мари Логут, Фея. Есть белорус и серб, русский и молдаванин, есть молодые и зрелые, есть фантасты и прозаики. Мы все разные, но общая идея и стремления объединяют и не дают останавливаться.
  
   Расскажите чуть подробнее об основных задачах конкурса и методах их достижения - таких, какими вы их видите?
  
   Олег Глижинский: Чисто конкурс - человек получает информацию о своей работе сначала от коллегии в рамках преноминации, потом от своих коллег по конкурсу в рамках группового турнира в виде оценок и комментариев и снова от коллегии при выходе в финал. Наконец, эта работа могла попасть на зубок какого-то обозревателя. Чем больше мнений, чем они разнообразнее, тем легче автору оценить самому результат своей работы, найти пути к совершенствованию.
   Иные рамки взаимодействия с авторами представляю себе не так чётко.
  
   Вадим Вознесенский: Девиз "Триммеры" - "Дерзким и талантливым мы дарим крылья!" - не пустые звуки. Требования, которые предъявляются к участникам, в равной мере относятся и к членам команды. Я работаю в коллективе со времени его создания и могу с уверенностью заявить: мы - дерзкие, талантливые, энергичные, не отступающие перед проблемами люди, способные добиваться поставленных задач. Амбициозно? Пускай так, но тем, кто не готов отдать идее часть себя, кто не верит в успех и боится трудностей, - с нами не по пути.
  
   Евгений Щукин: Если говорить о нашей миссии, о том, ради чего всё делается, - мы хотим развивать нашу литературу. Да, звучит несколько напыщенно и претенциозно, но... разве мы не Граждане своего Языка? Разве нам всё равно, что будет с нашей Литературой?
  
   Какими словами вы можете описать обстановку, царящую внутри коллектива конкурса?
  
   Вадим Вознесенский: Деловая? Не только. Высококультурная? Не всегда. Мы люди, причём сложные, многогранные, творческие. Мы спорим до хрипоты в поисках истины, которая всегда где-то рядом, и вместе радуемся личным успехам каждого из нас. Шутим, дурачимся. Работаем по ночам. Мы разные, коллектив "Триммеры" - это маленький мир.
  
   Олег Глижинский: Всяко бывает. Но, наверное, так и должно быть?
   Во всяком случае, конкурс живёт - это тоже что-то означает.
  
   Райдо Витич: Представьте сообщество близких по духу, живущих одним и идущих к одному? Многие, кто вступают на конкурсную дорожку, остаются с нами навсегда, независимо от того, как складывается его писательская судьба. Они с честью называют себя "триммерийцами" - а это о многом говорит. Но понять и прочувствовать это сможет лишь тот, кто пришёл на конкурс. Некоторые вещи невозможно объяснить словами, как бы ни был "велик и могуч русский язык".
  
   Евгений Щукин: Обстановка большой семьи: работа, шутки, споры - все перемешалось.
  
   Как появился девиз "Триммеры" "Дерзким и талантливым мы дарим крылья!"?
  
   Райдо Витич: Просто. Облекли в слова суть "Триммеры". Появился девиз.
  
   Вадим Вознесенский: Я предложил первую половину слогана - "Дерзким и талантливым". По правде говоря, мне не нравятся чопорные, камерные лозунги. "Талантливым" - это очевидно. А слово "дерзкий", наряду с прекрасной, звонкой фонетикой, несёт в себе смелость, вызов, самоуверенность. То, что, на мой взгляд, должно сопутствовать таланту.
  
   Почему именно фея стала символом конкурса?
  
   Вадим Вознесенский: Фея, муза, куда мы все без неё?
  
   Евгений Щукин: Фея - это волшебство. Все мы - люди творческие, с затаённой (и не очень) верой в сказку, верой в торжество Добра. Мне кажется, по-другому у нас и быть не могло.
  
   Райдо Витич: Не просто фея, а олицетворение вдохновения, чего-то возвышенного и неуловимого, как благословение ангела. Но без чего невозможно творить. Мы дарим не просто призы и не просто статуэтки фей, а сказку, само волшебство, мечту. И те, кто получил фей "Триммеры", знают, о чём я. И знают, как эти удивительные создания влияют на жизнь и творчество.
  
   Олег Глижинский: Искусством заведуют богини - феи сродни богиням, искусство неотрывно от чуда, а от кого его можно ждать? Ну, не Хоттабыча же брать в символы!
И у нас в организаторах есть фея. То, что она сделала для конкурса, - настоящее чудо.
Сразу у интервьюера может возникнуть уточняющий вопрос. Но я уклонюсь от ответа!
  
   Какие перспективы, на ваш взгляд, открывает конкурс для участвующих в нём?
  
   Вадим Вознесенский: Все зависит от самого участника, от того, зачем он приходит на конкурс. Мы не учим бездарей и не заставляем работать лентяев. Мы не в состоянии помогать тем, кому это не надо. И в то же время наш конкурс - это и школа, и стимул, и стартовая площадка. Мы открываем произведению (не автору, а именно произведению) мир и миру - произведение.
  
   Олег Глижинский: Это зависит в первую очередь от самих участников, от их активности и целеустремлённости. Захотят ли, сумеют ли продолжить работу над собой и своими идеями. Конкурс же даёт пищу для размышлений.
   Что ещё даёт конкурс? Об этом лучше спросить конкурсантов.
   Что ещё даст? Увидите!
  
   Райдо Витич: Интересный вопрос. В нем заложен ответ - перспективы. Перспективы от "а" до "я" - от осознания "кто я - писатель или графоман?" до издания и признания таланта. Конкурс раскрывает и личность автора, и миры его творчества. Потенциал автора, талант, как и его отсутствие, виден сразу. Можно научить писать грамотно, но невозможно научить писать талантливо. Поэтому мы не обучаем синтаксису и орфографии, но раскрываем талант, творческий потенциал.
   "Триммера" не просто конкурс, в самом названии заложена её многогранность и спектр возможностей для конкурсанта. Мы сближаем автора и читателя. Автора и издателя. Мы открываем новые имена и новые миры. "Триммера" - это и мастер-класс для неопытных, и стартовая площадка в большое плаванье для автора и его творений, и сообщество близких по духу, целям и взглядам. Это объединение множества течений и людей в одно русло - литературы.
   Сегодня уже многие забыли, что это такое. А меж тем литература - это не надпись на заборе, а, прежде всего, как говорил Борис Васильев: "отражение нравственности личной". Современная литература, как и современная культура, - ставит массу вопросов, но не отвечает ни на один, она констатирует, но не формирует, она отражает нашу жизнь - рентабельность, - чего ни коснись. Но литература всегда формировала, отвечала на вопросы, учила и взращивала, она была оплотом культуры и носителем нравственности и духовности, без которых человек мёртв. "Триммера" направлена, прежде всего, на сохранение и возрождение именно такой литературы. Поэтому нам ровно, "формат" или "неформат", - нам важно, что несёт произведение. Поэтому "Триммера" пестует и продвигает, прежде всего, тех авторов и произведения, которые способны поднять самосознание, духовность человека. И таких очень много. Недаром "Триммера" стала сообществом авторов, где нет равнодушных ни к чужой беде, ни к чужой радости. Где помогают словом и делом не за деньги или из-за выгоды, а из нормальных человеческих побуждений. Для них нет "сезона" или "межсезонья" - они всегда вместе и рядом и знают, что не одни, что всегда получат помощь и поддержку в любом вопросе. И гордо несут звание "триммериец". А мы всегда с ними, ведь и мы, коллегия, тоже триммерийцы.
  
   Евгений Щукин: Известность. Издание. Профессиональная помощь.
  
   Вспомните нескольких конкурсантов, добившихся благодаря "Триммере" успеха в творческой жизни?
  
   Вадим Вознесенский: Победители предыдущих трех сезонов - очень разные люди.
Анатолий Дроздов долгое время писал "в стол". А теперь как-то признался мне, что именно после конкурса стала устраиваться его издательская судьба. Сезон, в котором он победил, был самым первым, и контактов с издателями мы не имели, поэтому непосредственного участия в его продвижении принимать не могли. Но сейчас он издал уже четыре книги. Мистика?
   Александр Матюхин до участия в конкурсе имел несколько изданных произведений. Для него победа в конкурсе, может быть, не оказала столь значимого влияния на творческую жизнь, однако нашу награду он считает одной из самых значимых в писательской карьере.
   Софья Ролдугина пришла на конкурс молодым неизвестным автором, а ушла победителем и - с предложением от издательства.
  
   Олег Глижинский: Не возьмусь судить о роли "Триммеры" в успехе конкурсантов. Но всё же к перечисленным добавлю Татьяну Минасян.
  
   Райдо Витич: Всего три года жизни "Триммеры" продлили творческую жизнь очень многих авторов, не говоря уж о тех, кому "Триммера" помогла издаться и получить доступ к более широкому кругу читателей. Вот те, кого ещё не назвали мои коллеги.
   Замечательный, вдумчивый автор Павел Виноградов, например. Нет, он не издался, но он не бросил писать, как хотел. И сейчас по праву занимает первые места на конкурсах и публикуется в электронном издательстве "Аэлита".
   Воспрянула духом Галина Долгая и продолжает радовать поклонников своего творчества.
   "Триммера" не ставит самоцелью издание триммерийцев, хотя помогает в этом прямо и косвенно. Главная наша задача - помочь огранке, расцвету таланта. Помните, как сказал классик: "Нужно помогать таланту, посредственность пробьётся сама".
   В современной литературе стало слишком много "однодневок", халтуры и макулатуры. Отсюда и упадок внимания читателей к книжным изданиям. Отсюда и масса других проблем. Мы пытаемся сохранить читателей, а для этого делаем всё, чтобы сохранить писателей. И тем пытаемся сохранить настоящую литературу, ту, что не забывается, только закрой книгу, тех, кого не выкинуть из головы, авторов, чьи фамилии и творчество запоминаются, переплетаясь в одно, и дают нам много больше, чем просто приобретение книги.
  
   Какие из издательств, союзов и прочих организаций стали партнёрами конкурса за всё время его проведения?
  
   Райдо Витич: "Триммера" - некоммерческая организация, и всё финансирование лежит сугубо на плечах литературной коллегии конкурса. Однако есть неравнодушные люди и организации, понимающие значимость данного проекта. Союз Писателей Белоруссии выделил приз и наградную грамоту, Московское отделение Союза Писателей России в рамках партнёрской программы специально для триммерийцев выделило льготы на обучение на курсах, издание и пиар. Освещение конкурса с этого сезона будет проходить как в прессе России и сопредельных стран, так и на интернет-площадках, сетевых информационных полях. Большое внимание в этом году конкурсанты получат и со стороны разных издательств. Нашим партнером стали Ленинградское издательство, признанное лучшим издательством фантастики в 2011 году, и электронное издательство "Аэлита".
  
   Что конкурс "Триммера" дал вам как творческим людям?
  
   Вадим Вознесенский: Как писатели, мы все умеем складно излагать свои мысли - конкурс учит нас слышать и понимать чужие. Делает нас обратно читателями. Это здорово!
  
   Евгений Щукин: (смеётся) Белую зависть: по правилам, мы не имеем возможности участвовать в нашем же конкурсе, а подобного ему - больше нет. Если отвечать по существу вопроса, то учиться можно у каждого. Наши конкурсанты - не исключение. Да, среди них много начинающих авторов, но все они - Творцы. И у каждого есть своя "изюминка".
  
   Каковы ваши планы на будущее как организаторов конкурса?
  
   Вадим Вознесенский: Ковровые дорожки, папарацци, фанфары и овации - все будет!
  
   Райдо Витич: Развиваться и развивать конкурс. Объединить всех авторов, пишущих на русском языке, со всех концов земного шара под стяг творчества, литературы и культуры. Расширять площадку и предоставлять конкурсантам как можно больше возможностей для привлечения внимания к их творчеству. Уже сегодня увеличен призовой фонд вдвое, появились партнерские программы, а это значит, что у неизданных авторов появилось больше стимулов и больше возможностей заявить о себе, получить поддержку, опыт, дельный совет и, конечно, издаться. Но мы не собираемся останавливаться. В планах и "Триммера-mini" в межсезонье, и расширение круга партнеров, площадок по освящению конкурса, а значит, конкурсантов и их работ. Также в планах организация ФСА - фонда содействия авторам, тем более что мы уже этим занимаемся, сотрудничество и партнёрские программы с зарубежными издательствами, союзами писателей, литературными сообществами зарубежных стран.
   "Триммера" - долговременный и очень нужный проект. Сегодня нам всего три года, а за спиной уже десятки изданных авторов, которые в свое время были готовы бросить своё поприще. А сейчас они творят и могут гордиться своим творчеством. А с ними и мы. Потому что эти три года мы прожили не зря и не только выявили, поддержали и сохранили прекрасных авторов и их творчество, но через них и саму литературу.
  
   Евгений Щукин: Партнерство с различными издательствами.
  
   Как расширению конкурса и завоеванию им новых позиций на интернетном поле и вне его могут поспособствовать заинтересованные в судьбе конкурса?
  
   Вадим Вознесенский: Приходите и участвуйте!
  
   Райдо Витич: Неравнодушием. Помните: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!". Не молчите - общайтесь, подсказывайте, помогайте друг другу, делитесь мнениями и, главное, творите, несмотря ни на что!
  
   Евгений Щукин: Мы - отвечаем нашими результатами. Наши победители - наше лицо. Если будут побеждать недостойные, "Триммера" потеряет свой статус проводника Автора. А поднимем на пьедестал достойный роман - подтвердим свой статус сетевого партнёра, с которым можно сотрудничать любому уважаемому издательству.
  
   Вспомните какой-нибудь интересный или забавный случай, произошедший в один из сезонов "Триммеры".
  
   Райдо Витич: Каждый сезон - отдельная жизнь, и, как в жизни, в каждом сезоне много курьёзного и интересного.
  
   Евгений Щукин: М-м-м... Случаев было много, но все они носят достаточно личный характер. Я должен промолчать.
  
   Как бы вы в нескольких словах описали причину, по которой стоит участвовать в конкурсе?
  
   Олег Глижинский: То, что даёт конкурс, и есть причина.
  
   Евгений Щукин: Легко: здесь ваше произведение очень внимательно прочитают.
  
   Что бы вы могли посоветовать или пожелать молодым авторам, участвующим в конкурсе и нет?
  
   Райдо Витич: Реально смотреть на вещи и быть готовыми получить как лавровый венок на голову, так и венок на могилку творчества. Ведь писать может каждый, но не каждый может стать писателем.
  
   Олег Глижинский: Пожелать - терпения!
   Терпения в работе, терпения для того, чтобы выслушать мнения, без обид выслушать, отобрать то, с чем согласен, и снова - терпения в работе!
   И посоветовать тоже терпения.
   И ещё - читайте вслух написанное! Иногда вас могут удивить собственные строки.
  
   Евгений Щукин: Нужно много времени и сил, чтобы написать роман. Как и вы, другие авторы-конкурсанты надеются победить. Учитесь, постоянно учитесь у победителей - тогда ваши шансы вырастут.
  
   Большое спасибо за ответы! Удачи и успеха в конкурсных делах и не только!
  
   Спасибо и вам!

(Август, сентябрь 2011 года)

* * *

"Триммера" - литература будущего

   1 октября 2011 года стартует международный конкурс крупной прозы "Триммера". Есть много литературных премий и соревнований, но "Триммера" - единственная в своем роде. Данный конкурс направлен на неохваченный слой романистов, нацелен на еще невостребованные и неизданные произведения.
   Романы - отдельный слой литературной среды, базовый. Их авторы - отдельная часть писательской массы.
   Создание полноценного романа не просто таинство - труд, требующий серьезных вложений, как физических, так и моральных. Но, к сожалению, ситуация в литературе складывается так, что именно эти произведения сегодня, в большинстве своем, записываются в "неформат" и пылятся на литпорталах, в тщетной надежде найти своего читателя. Отсюда масса проблем: человек не находит крепкой, интересной для него художественной литературы и обращается к разделам "спецлитература" и "классика". Автор же не может найти своего читателя, издать произведение не получается, и романист перестает творить. Теряют все: издатели - автора и читателя, литература - писателя и читателя. А вместе с ними оказывается в проигрыше и общество, ведь литература является неотъемлемой частью культуры.
   Плачевная ситуация для всех и для писателя в особенности. Представителей этой профессии впору записывать в Красную книгу как вымирающий вид фауны. А следом и читателей, приученных к зрелой литературе, мыслящим авторам.
   Понимая сложившуюся ситуацию и желая изменить ее, трое писателей - Райдо Витич, Олег Глижинский и Vi - создали конкурс "Триммера". Некоммерческий, но очень значимый, на котором оказывается содействие авторам и развитию русскоязычной литературы.
   У организаторов конкурса есть четкие взгляды на творчество и на то, какой дорогой надо идти, чтобы добиться успеха. Исходя из этого и было придумано название - "Триммера". Оно означает три меры: труд, терпение, талант. Только благодаря им, считают члены коллегии, может самореализоваться творческий человек.
   Организаторы "Триммеры" дали интервью, в котором рассказали о своих точках зрения на литературу и конкурсную жизнь, о том, как будет оказываться помощь молодым писателям и литературе в целом, об истории прошедших этапов конкурса и своих планах на будущее, а также о многом другом.
   И первым вопросом, конечно же, был:
  
Как появилась идея создать подобный конкурс?
   Евгений Щукин, член жюри МЛК Триммера: Вначале была благородная идея. Сегодня очень много сетевых конкурсов для авторов рассказов, а вот авторам романов - сложнее. Мало кто хочет браться за такой труд, как чтение и рецензирование романов. И, по сути, "за бортом" остается масса литературы. Добавим к этому, что рядом с нами живет большое количество молодых и талантливых авторов, о которых по понятным причинам еще никто не знает. В свете вышесказанного "Триммера" видится мне трамплином, стартовать с которого одновременно и сложно, и почетно. Почему так? Потому что здесь собрались люди, которые любят и ценят хорошую литературу вне зависимости от регалий авторов.
   Райдо Витич, координатор, организатор и член жюри МЛК Триммера: До нас никто не занимался романистами, ну не было конкурсов для неизвестных, неизданных, а ведь именно среди них живут настоящие гении и хранятся настоящие фолианты. Это сегодня где-то как-то начинают появляться подобия "Триммеры", а тогда, в 2008-м, романисты жили сами по себе и никому не было дела до них. Не издался? Графоман, и точка. Издался - уже взлетел и с высоты "полета" плевать хотел на коллег. Но суть в том, что многие не издающиеся более талантливы, чем изданные. А кто об этом знает, кто поддерживает, помогает?
   Многие конкурсы, не секрет, куплены или проводятся для "своих". У "чужого" нет шанса ни на что.
   Мы шли от обратного - за равные шансы и возможности для каждого, за оценку творчества, а не связей. За обсуждение романа, а не автора. За продвижение произведения, а не рентабельного набора предложений. За литературу, а не макулатуру.
   Но чтобы добиться этого, нужно было сформировать именно команду, а не создать кружок по интересам. Ведь всем известно: слаженный коллектив - 50% успеха.
И нам повезло -- мы встретились!
   Среди нас есть как известные, издающиеся писатели, критики, такие, как Вадим Вознесенский, Олег Глижинский, Алексей Токарев, Евгения Лифантьева, Григорий Неделько, так и еще неизданные: Евгений Щукин, Мари Логут, Фея. Есть белорус и серб, русский и молдаванин, есть молодые и зрелые, есть фантасты и прозаики. Мы все разные, но общая идея и стремления объединяют и не дают останавливаться.
   Вадим Вознесенский, член жюри МЛК Триммера: Сама идея конкурса крупной прозы мне понравилась сразу. Основная масса проводящихся на просторах рунета литературных конкурсов ориентирована на короткие формы. Оно и понятно - рассказы проще писать, читать и судить. Конечно, речь не о том, что рассказ - несерьезная прозаическая форма, более того - я считаю рассказы более тонким инструментом достижения авторской цели, но вот лично мой литературный опыт начинался именно с крупного произведения. Без подготовки, без знакомства с виртуальной литературной тусовкой. Авторы романов вообще ведут себя не так публично - у них нет времени на участие в форумных баталиях. Одним словом, я написал роман, выложил его на "Самиздат" Мошкова и принялся ждать реакции публики. Ее не последовало. Можно было, конечно, махнуть рукой и приняться за следующее произведение, я, собственно, так поначалу и сделал, но вот незадача - споткнулся из-за отсутствия обратной связи с читателем.
   Сейчас все по-другому. У меня есть свое жанровое направление, своя манера изложения, есть круг читателя. Я осознаю, что мое творчество востребовано. Но тогда я впрягался в работу над новым романом, пребывая в неведении, чего заслуживает предыдущий. Роман - это ведь не рассказ, неудачи которого можно просто выбросить из головы и попробовать написать новый. Это было невыносимо, тем более - я видел, что литературная жизнь на портале кипит, произведения обсуждаются, оцениваются, участвуют в конкурсах. Но, увы, в то время на ближайшем конкурсе стояло ограничение - до тридцати килобайт текста по счётчику "Самиздата".
   Конкурсов романов я не обнаружил ни в архивах, ни в анонсах. И я пошел длинной дорогой - забросил второй роман и начал писать рассказы.
   Нет, я не жалею о том периоде, который посвятил короткой форме, но я, автор-"тяжеловес", ко второму своему роману приступил повторно только через два года! Я потерял кучу времени, чтобы привлечь внимание к своему отнюдь неплохому роману - он, кстати, был издан спустя два с половиной года после электронной публикации, а потом куда-то там номинировался и где-то там даже входил в шорт-лист чего-то немалозначимого.
   Существуй в 2007 году конкурс "Триммера", не исключено, моя дорога к издателю сократилась бы вдвое, а количество написанных романов, наоборот, увеличилось в два раза. Впрочем, тогда бы я, скорее всего, не оказался в жюри этого замечательного проекта.
   Расскажите подробнее об основных задачах конкурса и методах их достижения?
   Вадим Вознесенский: Девиз "Триммеры" - "Дерзким и талантливым мы дарим крылья!" - не пустые звуки. Требования, которые предъявляются к участникам, в равной мере относятся и к членам команды. Я работаю в коллективе со времени его создания и могу с уверенностью заявить: мы - дерзкие, талантливые, энергичные, не отступающие перед проблемами люди, способные добиваться поставленных задач. Амбициозно? Пускай так, но тем, кто не готов отдать идее часть себя, кто не верит в успех и боится трудностей, - с нами не по пути.
   Евгений Щукин: Если говорить о нашей миссии, о том, ради чего все делается, - мы хотим развивать нашу литературу. Да, звучит несколько напыщенно и претенциозно, но... разве мы не Граждане своего Языка? Разве нам все равно, что будет с нашей Литературой?
   Какими словами вы можете описать обстановку, царящую внутри конкурса?
   Евгений Щукин: Обстановка большой семьи: работа, шутки, споры - все перемешалось
   Райдо Витич: Представьте сообщество близких по духу, живущих одним и идущих к одному? Многие, кто вступают на конкурсную дорожку, остаются с нами навсегда, независимо от того, как складывается его писательская судьба. Они с честью называют себя "триммерийцами" - а это о многом говорит. Но понять и прочувствовать это сможет лишь тот, кто пришел на конкурс. Некоторые вещи невозможно объяснить словами, как бы ни был "велик и могуч русский язык".
   Вадим Вознесенский: Деловая? Не только. Высококультурная? Не всегда. Мы люди, причем сложные, многогранные, творческие. Мы спорим до хрипоты в поисках истины, которая всегда где-то рядом, и вместе радуемся личным успехам каждого из нас. Шутим, дурачимся. Работаем по ночам. Мы разные, коллектив "Триммеры" - это маленький мир
   Почему именно фея стала призом и символом конкурса?
   Олег Глижинский, организатор, член жюри МЛК Триммера: Искусством заведуют богини. Феи сродни богиням, искусство неотрывно от чуда, а от кого его можно ждать? Ну, не Хоттабыча же брать в символы!
   И у нас в организаторах есть фея. То, что она сделала для конкурса, - настоящее чудо.
   Евгений Щукин: Фея - это волшебство. Все мы - люди творческие, с затаенной (и не очень) верой в сказку, верой в торжество Добра. Мне кажется, по-другому у нас и быть не могло.
   Какие перспективы, на ваш взгляд, открывает конкурс для участвующих в нем?
   Райдо Витич: Интересный вопрос. В нем заложен ответ - перспективы. Перспективы от "а" до "я" - от осознания "кто я - писатель или графоман?" до издания и признания таланта. Конкурс раскрывает и личность автора, и миры его творчества. Потенциал автора, талант, как и его отсутствие, виден сразу. Можно научить писать грамотно, но невозможно научить писать талантливо. Поэтому мы не обучаем синтаксису и орфографии, но раскрываем талант, творческий потенциал.
   "Триммера" не просто конкурс, в самом названии заложена ее многогранность и спектр возможностей для конкурсанта. Мы сближаем автора и читателя. Автора и издателя. Мы открываем новые имена и новые миры. "Триммера" - это и мастер-класс для неопытных, и стартовая площадка в большое плаванье для автора и его творений, и сообщество близких по духу, целям и взглядам. Это объединение множества течений и людей в одно русло - литературы.
   Сегодня уже многие забыли, что это такое. А меж тем литература - это не надпись на заборе, а, прежде всего, как говорил Борис Васильев, "отражение нравственности личной". Современная литература, как и современная культура, - ставит массу вопросов, но не отвечает ни на один, она констатирует, но не формирует, она отражает нашу жизнь - рентабельность, - чего ни коснись. Но литература всегда формировала, отвечала на вопросы, учила и взращивала, она была оплотом культуры и носителем нравственности и духовности, без которых человек мертв. "Триммера" направлена, прежде всего, на сохранение и возрождение именно такой литературы. Нам все равно, "формат" или "неформат", - нам важно, что несет произведение. Поэтому "Триммера" пестует и продвигает, прежде всего, тех авторов и произведения, которые способны поднять самосознание, духовность человека. И таких очень много. Недаром "Триммера" стала сообществом авторов, где нет равнодушных ни к чужой беде, ни к чужой радости. И все, кто побывал на конкурсе хоть раз, стремятся вернуться и гордо называют себя триммерийцы.
   Вспомните нескольких конкурсантов, добившихся благодаря "Триммере" успеха в творческой жизни?
   Вадим Вознесенский: Победители предыдущих сезонов - очень разные люди.
Анатолий Дроздов долгое время писал "в стол". А теперь как-то признался мне, что именно после конкурса стала устраиваться его издательская судьба. Сезон, в котором он победил, был самым первым, и контактов с издателями мы не имели, поэтому непосредственного участия в его продвижении принимать не могли. Но сейчас он издал уже четыре книги. Мистика?
   Александр Матюхин до участия в конкурсе имел несколько изданных произведений. Для него победа в конкурсе, может быть, не оказала столь значимого влияния на творческую жизнь, однако нашу награду он считает одной из самых значимых в писательской карьере.
   Софья Ролдугина пришла на конкурс молодым неизвестным автором, а ушла победителем и - с предложением от издательства.
   Райдо Витич: Всего три года жизни "Триммеры" продлили творческую жизнь очень многих авторов, не говоря уж о тех, кому "Триммера" помогла издаться и получить доступ к более широкому кругу читателей. Вот те, кого еще не назвали мои коллеги.
   Замечательный, вдумчивый автор Павел Виноградов, например. Нет, он не издался, но не бросил писать, как хотел. И сейчас по праву занимает первые места на конкурсах и публикуется в электронном издательстве "Аэлита".
   Воспрянула духом Галина Долгая и продолжает радовать поклонников своего творчества.
   "Триммера" не ставит самоцелью издание триммерийцев, хотя помогает в этом прямо и косвенно. Главная наша задача - помочь огранке, расцвету таланта. Помните, как сказал классик: "Нужно помогать таланту, посредственность пробьется сама".
   Олег Глижинский: Не возьмусь судить о роли "Триммеры" в успехе конкурсантов. Но все же к перечисленным добавлю Татьяну Минасян - перспективного автора, долгое время не издававшегося.
   Какие издательства, союзы и прочие организации стали партнерами конкурса за все время его проведения?
   Райдо Витич: "Триммера" - некоммерческий конкурс, и все финансирование лежит сугубо на наших плечах. Однако есть неравнодушные люди и организации, понимающие значимость данного проекта. В этом году победителей ждут приз и грамота от Союза Писателей Белоруссии. Московское отделение Союза Писателей России и продюсерский центр Александра Гриценко в рамках партнерской программы специально для триммерийцев выделили льготы на обучение, издание и пиар. Освещение конкурса с этого сезона будет проходить как в прессе России и сопредельных стран, так и на интернет-площадках, сетевых информационных полях. Большое внимание в этом году конкурсанты получат и со стороны разных издательств. Нашими партнерами стали Ленинградское издательство, признанное лучшим издательством фантастики в 2011 году, и электронное издательство "Аэлита".
   Что конкурс "Триммера" дал вам как творческим людям?
   Вадим Вознесенский: Как писатели, мы все умеем складно излагать свои мысли - конкурс учит нас слышать и понимать чужие. Делает нас опять читателями. Это здорово!
   Евгений Щукин: (смеется) Белую зависть: по правилам, мы не имеем возможности участвовать в нашем же конкурсе, а подобного ему - нет.
   Каковы ваши планы на будущее как организаторов конкурса?
   Райдо Витич: Развиваться и развивать конкурс. Объединить всех авторов, пишущих на русском языке, со всех концов земного шара под стяг творчества, литературы и культуры. Расширять площадку и предоставлять конкурсантам как можно больше возможностей для привлечения внимания к их творчеству. Уже сегодня увеличен призовой фонд вдвое, появились партнерские программы, а это значит, что у неизданных авторов появилось больше стимулов и больше возможностей заявить о себе, получить поддержку, опыт, дельный совет и, конечно, издаться. Но мы не собираемся останавливаться. В планах и "Триммера-mini", и расширение круга партнеров. Станет больше площадок по освещению конкурса, а значит, конкурсантов и их работ. Также в планах организация ФСА (Фонда Содействия Авторам), сотрудничество и партнерские программы с зарубежными издательствами, союзами писателей, литературными сообществами зарубежных стран.
   "Триммера" - долговременный и очень нужный проект. Сегодня нам всего три года, а за спиной уже десятки изданных авторов, которые в свое время были готовы бросить писать. Сейчас же они творят и могут гордиться своим творчеством. А с ними и мы. Потому что эти три года мы прожили не зря, выявив, поддержав и сохранив не только прекрасных авторов и их творчество, но через них и саму литературу.
   Как расширению "Триммеры" и завоеванию ей новых позиций на интернетном поле и вне его могут поспособствовать заинтересованные в судьбе конкурса?
   Райдо Витич: Неравнодушием. Помните: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!" и "Если не мы, то кто?"? Не молчите, не проходите мимо - подсказывайте, помогайте друг другу, делитесь мнениями и, главное, творите, несмотря ни на что!
   Как бы вы в нескольких словах описали причину, по которой стоит участвовать в конкурсе?
   Олег Глижинский: То, что дает конкурс, и есть причина.
   Евгений Щукин: Здесь ваше произведение очень внимательно прочитают.
   Что бы вы могли посоветовать или пожелать молодым авторам, участвующим в конкурсе и нет?
   Райдо Витич: Реально смотреть на вещи и быть готовыми получить как лавровый венок на голову, так и венок на могилку творчества. Ведь писать может каждый, но не каждый может стать писателем.
   Олег Глижинский: Пожелать - терпения!
   Терпения в работе, терпения для того, чтобы выслушать мнения, без обид выслушать, отобрать то, с чем согласен, и снова - терпения в работе!
   И посоветовать тоже терпения.
   И еще - читайте вслух написанное! Иногда вас могут удивить собственные строки.
   Вот так легко и просто говорит коллегия этого уникального конкурса о непростых задачах, которые ставит перед собой и с успехом реализовывает. Хочется пожелать им удачи и успеха в столь благородном деле!

trimmera.ru

Григорий Неделько


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"