Московское княжество путем родства Александра Невского с Бата-ханом стало главным участником в администрации улуса Джучи. Александр был женат на дочери Бата-хана, следовательно, его дети были чингисидами, не уступавшими в чистоте крови тюркоязычным потомкам Баты Джучиевича.
Принято считать Москву русской столицей, главным городом московского государства и всей древней Руси. Однако Юрий Абарин говорит, что Москва изначально была столицей улуса Джучи и принадлежала чингисидам примерно до ХVII века. Почти все правители Московии того времени ревностно защищали ордынские интересы и были беспощадны, не только к народу московского княжества, но ко всем русским городам и княжествам.
Московские великие князья и почти все знатные люди Московии имели ордынские корни или были сами настоящими ордынцами. Поэтому на их оружии, украшениях и в орнаменте зданий встречалась арабская вязь. Великий князь московский и всея Руси Иван Грозный открыто гордился своими ордынскими корнями, свободно писал и изъяснялся по-тюркски.
Русские князья самостоятельно, по собственным законам правили в своих уделах, постоянной ордынской администрации в их землях не было. Но они должны были на внешнеполитической арене отстаивать интересы хана как свои собственные, присылать в помощь ему свои войска, а народ один раз в год выплачивал в ханскую казну дань в размере 10% от ежегодной добычи. Это составляло примерно три килограмма зерна с человека или одна шкурка пушного зверька из десяти.
Эту дань, вначале пушнину и продукты земледелия, впоследствии - деньги, на Руси называли выходом. Кроме того, в особых случаях, когда хан, например, собирал большой военный поход и нуждался в срочном пополнении казны, осуществлялись внеурочные сборы дани. Неплательщиков дани наказывали путем лишения свободы, сажали в колодки или забирали в рабство.
Первоначально Золотая Орда управляла по общей для всей монгольской империи схеме, однако впоследствии с переходом в ислам внедрилась организация государственного управления мусульманского Востока. В этом вопросе ханы иногда ориентировались на государства Персии и Средней Азии. В 1314 г. хан Узбек, при котором Орда достигла наивысшего могущества, сам принял ислам и объявил его государственной религией. В XIV веке подавляющее большинство населения улуса было мусульманами.
В том же столетии улус Джучи был разделен на четыре больших удела, которыми управляли ханские наместники - улусные беки. Ближайшим помощником хана и комендантом всех вооруженных сил Золотой Орды был беклярбек. В период упадка улуса влияние беклярбека иногда превышало власть хана. Беклярбеком был Мамай из монголоязычного племени киданей.
Гражданской жизнью государства заведовал главный министр - визирь, который возглавлял исполнительную коллегию - диван. В канцелярии находились податные списки, по которым население страны платило налоги, в том числе переписи плативших дань жителей Руси до XV века.
Улус Джучи был одним из самых богатых и процветающих держав Востока и самым сильным государством Восточной Европы. Расположения ордынских ханов искали европейские короли и папы римские, византийские императоры и османские султаны. Улус Джучи на западе звали Великая Тартария. Золотая Орда воевала с другими могущественными державами Востока, образовавшимися в результате распада монгольской империи, например, с улусом Хулегу за власть в Закавказье, и с восточно-европейскими государствами - Великим княжеством Литовским, Польшей, балканскими владениями.
Укрепление единой власти потомков Бата-хана, введение централизованного государственного управления положило конец полупервобытному состоянию, в котором пребывало население региона до монгольского завоевания. Вдоль рек выросли утопающие в зелени садов города с роскошными зданиями, возведенными невольниками. Открылись постоялые дворы - караван-сараи, гостевые дома для послов, купцов, путников, школы, библиотеки, церкви, мечети, синагоги.
Через степные просторы были проложены удобные дороги, по которым потянулись караваны. Грандиозная восточная цивилизация выросла среди считавшихся дикими степей. Сами монголы, пришедшие с Бата-ханом, и после, через некоторое время ассимилировались среди тюркоязычного, в основном, кипчакского (половецкого) населения.
С культурной и языковой ассимиляцией завоевателей, однако, не поколебалась ханская власть. Тюркоязычные кочевники поняли, какую выгоду им сулит верховная власть хана: государственную заботу о благосостоянии подданных, пресечение разбоя на дорогах и межплеменных войн, возможность торговли на богатых рынках всего евроазиатского пространства.
Коренное население степей охотно стало служить чингисидам, и созданная держава не распалась, сохранила свое единство и могущество даже тогда, когда про монголов забыли. Потомки монгольских пришельцев, находясь в тюркском окружении, беря в жены половецких девушек, отюречились и забыли монгольский язык.
Русские называли монголов так же, как половцы - татарами, по названию одного из монгольских племен, а впоследствии название "татары" закрепилось на Руси за самими тюркоязычными подданными ордынских ханов, хотя в улусе Джучи уже никто не считал себя монголом. Для них Монголия находилась почти как на Луне, а Золотая Орда и Великая Тартария появились по воле аллаха.
На западе это государство считалось Великой Тартарией (лат. Grand Tartaria). Исчезло это огромное многонациональное государство с центром в Москве в 1812 году при совместном нападении войск Наполеона и Александра I. Для уничтожения следов тюркского величия был устроен грандиозный пожар, сгубивший все значительные сооружения в восточном стиле, а также мусульманские знаки и символы на башнях и куполах, далеко не православные кресты и двуглавые орлы. Виновниками бедствия объявили французов, хотя Наполеон, предвидя это, составил документ, отрицающий участие его солдат в злодеянии.
Все знаменитые православные храмы без исключения построены в период Золотой Орды. Сначала они были без алтарей, которые потом были пристроены. Собор Василия Блаженного на Красной площади в действительности был мечетью, что видно по его восточному стилю.
Его высокий минарет был укорочен и увенчан подобием купола. В этом храме никогда не проводилась православная служба. Он построен так, что внутрь отделов его с трудом вместится по 9 человек. Мечети строятся не так, чтобы заходили в них и молились. Верующие обычно располагаются на ковриках снаружи храма.