Брошюрой, которую вы открыли и держите в руках, отправлю вас в детство!
Не пугайтесь. Это совсем не страшно. Вы не должны бояться. Особенно если считаете себя взрослыми.
А затем, став детьми, посмотрим, как надо и не надо воспитывать детей, чтобы вырастить из них граждан и личности. Брошюра, таким образом, посвящена воспитанию ребёнка. Но дело в том, что узнать правила воспитания можно исключительно с позиции самого ребёнка. Взрослые не знают, как это делать.
Прежде, чем начать наш необычный путь, следует выяснить некоторые немаловажные, кажущиеся обычными, факторы. И первым из них являются родители. Что вы понимаете под этим словом?
Многие скажут:
--Это папа и мама, прямые биологические предки ребёнка в предыдущем поколении.
На самом деле определение многих не совсем точно. Если вы читали мою "Книгу о Родине" (смотрите, пожалуйста, внешнюю ссылку на моей странице), должны помнить, что много места там уделяю объяснению, как вездесущего закона нормального распределения, так и постоянно действующих в среде животного мира биологических импринтингов, запечатлений.
С гауссианой нормального распределения мы столкнёмся далее, а импринтинг есть то, что запечатлевает родителей малыша в его сознании. И это могут оказаться совсем не те граждане, которые путём сексуальной связи, дальнейшего процесса беременности и родов дали малышу путёвку в жизнь.
Под родителями следует понимать старших людей, постоянно живущих с ребёнком, заботящихся о нём и занимающихся его воспитанием.
У родителей чрезвычайно многочисленны права, и разумные родители пользуются ими с умом, во благо ребёнка. У ребёнка как контрагента к родителям, соответственно появляются обязанности.
В описании дальнейших случаев словом родители обозначаю как одного из них, так и нескольких человек. Просто для удобства написания. Поэтому, если вы далее видите в тексте слово родители, то это не обязательно множественное число.
Второе. Все описанные случаи взяты из реальной жизни разных людей.
Я за равенство родителей в правах на ребёнка и обязанностях к нему. То есть, если родители рожают ребёнка, то вместе. В смысле, что ребёнок биологически родной обоим. Если усыновляют / удочеряют, то тоже вместе.
Поэтому я и за сохранение семьи как основной ячейки общества, в которой ребёнку даётся полноценное воспитание.
Часто любовь родителей друг к другу и к малышу, приходящему в мир, такова, что муж не оставляет жену даже в момент родов, присутствует. Что можно сказать на это?
Вам, мужчины, с женщинами обсуждать и решать: присутствовать или нет. Но если у вас смутные представления о процессе родов, рекомендую сначала найти и дома в спокойной обстановке посмотреть видеоролики, где показан этот процесс. Потому что бывает немало случаев, когда мужчина, увидев во всей красе, как это рожать и принимать роды, бухается в обморок прямо на кафельный пол родильного отделения. И тогда врачам не роженицей приходится заниматься, а приводить в чувство особо чувствительного мужа.
Не найдёте ролики с записью рождения человека, поищите видео с рождением детёнышей других зверей. Это, конечно, не ахти что, но всё лучше, чем ваше туманное представление.
О чём ещё надо сказать -- то, что ребёнок растёт очень быстро, постепенно преодолевая рубежи несмышлёного младенчества, младшего песочного детства, среднего детства (в районе примерно от 6 до 14 лет, плюс-минус), старшего детства. Одна стадия оканчивается, сменяется другой.
Но что касается "завершающей" детской стадии, старшего детства -- здесь стоп, дорогие читатели!
Я утверждаю, что старшее детство у нормальных, цивилизованных, культурных и адекватных взрослых людей не кончается никогда! И самое прекрасное, что есть во взрослом человеке, самое чистое и светлое находится в его незавершённом детстве! И именно это, и только это позволяет ему воспитывать детей правильно.
2. Куда уходит детство.
Если у многих граждан спросить, когда кончается детство и начинается взрослость, граждане ответят: в 18 лет.
Слушайте, вы действительно в это верите? То есть, в 17 лет и 364 дня ребёнок ещё ребёнок, а в 17 лет и 365 дней ребёнок уже становится взрослым? Мгновенно? Прямо с боем курантов при переходе на триста шестьдесят пятые сутки?
Вспомните себя в 18 лет. Что, сильно взрослыми были? А в 19? А в 20? А в 21? Когда повзрослеть-то успели, граждане?
Хотите открою большой-большой секрет? Правда, это секрет Полишинеля, но для вас он может оказаться неожиданным. Особенно, если вы считаете, что стали взрослыми в 18 лет, хотя на самом деле в этом возрасте вы стали всего лишь дееспособными с точки зрения государственного закона, а это не то же, что взрослость.
Детство и взрослость относительны: в каждом взрослом есть определённый уровень ребёнка, в каждом ребёнке -- определённый уровень взрослого. И никогда нельзя сказать, чего больше в человеке. В какой-то момент в нём больше детства, в иной миг -- взрослости. Уже поэтому, вы дети. И я вместе с вами.
Ребёнок во взрослом выражается, например, своими бессмысленными обидами. Детские обиды, обиды на пустом месте -- это детство уровня песочницы. Это не самое лучшее выражение ребёнка во взрослом.
Например, бывают взрослые, которые обижаются на ребёнка, сказавшего что-то невпопад. Причём есть уникальные взрослые, которые эту обиду к ребёнку тащат с собой через десятилетия. Ребёнок давно вырос, забыл уже всё, а они до сих пор продолжают на него обижаться, до сих пор плакать по поводу того, что он когда-то, будучи несмышлёным, что-то там сказал невпопад.
Кто из них больше ребёнок?
Это чистое детство. Детство малыша, очень плохое для взрослого человека. От такого детства следует избавляться постоянным самовоспитанием.
Есть и такой ребёнок во взрослом, который более развит, и его стоит сохранить. Этот ребёнок проявляется в гибкости мышления, например. В ребёнке, скажем, 10-летнего возраста сидит взрослый. Он заключается, в частности, в том, что у ребёнка есть ответственность: он понимает, что надо хорошо учиться, после школы купить хлеб для семьи, вынести мусор. Есть взрослый и в 5-летнем ребёнке. Иногда 5-летний говорит довольно глубокомысленные вещи. Отсюда пошла пословица: "Устами младенца глаголет истина". Но есть взрослый и в только что новорождённом. Но очень маленький взрослый.
Взрослый в новорождённом проявляется, например, в том, что новорождённый криком по-взрослому заявляет миру право на жизнь. Взрослость новорождённого проявляется и в том, что у него полностью отсутствуют страхи, например, страх темноты, присущий более взрослым детям. Все страхи имеют детскую мыслительную природу. У новорождённого с неразвитым мышлением страхи отсутствуют.
В одной песне печально поётся: "Куда уходит детство, в какие города?"
Да никуда оно не уходит! Оно остаётся с вами, остаётся внутри вас. Просто вы перестали его замечать, оно затирается вашими бытовыми проблемами.
Понимающие взрослые говорят:
--Мы остались детьми; изменилась только цена наших игрушек.
Подумайте над этим, дорогие читатели. Понаблюдайте мир. Посмотрите на взрослых и детей...
Чем взрослый отличается от ребёнка? Ребёнок хочет стать взрослым, взрослый -- вернуться в детство. Других отличий нет.
Поэтому взрослые -- такие же дети, как дети. Ровным счётом ничем, кроме сказанного, не отличаются.
А если вообще задуматься над стремлением каждого, как ответить на вопрос: кто больше взрослый? Тот, кто стремится во взрослость, или тот, кто стремится в детство?
Дети, как правило, не задумываются над подобными вопросами; они живут в своём возрасте, который они же считают взрослым. О детстве задумываются только взрослые. Так, кто из них больше дети?
А вот ещё.
Если предложить гипотетическую ситуацию, когда у меня, вашего покорного слуги, в 7-летнем возрасте появился бы свой ребёнок, что бы я сделал?
Знаете что? Я бы сдыхал его своим родителям и дело с концом: пусть родители возятся. А мне ещё чего не хватало! (Так, кстати, поступают все малыши-мамы и малыши-папы, которые становятся мамами и папами в 13, 14, 15 лет).
Теперь мне 37 (на момент написания брошюры). Изменилось многое.
Знаете что? Своего ребёнка я теперь не отдам никому!!!
Так, когда я больше ребёнок? Когда мне ребёнок не нужен или когда он мне нужен?
Ведь если человеку нужен ребёнок, то он ребёнок, а если не нужен, то не ребёнок. Логично? Отсюда следует, что в 7 лет я не ребёнок, а в 37 -- ребёнок. Логично? :)
Важно только, чтобы взрослый был ребёнком взрослым, а не ребёнком "маленьким". "Маленькие" взрослые выглядят не смешно, а представляют собой грустное, печальное зрелище, вызывающее у взрослых детей желание плакать. Впрочем, такое же желание вызывают и чересчур взрослые, растерявшие (или никогда не имевшие) детство.
В Москве недавно пара взрослых, имеющая двойню грудных детей, вызвала такси, положила детей в машину, а потом... удалилась восвояси в неизвестном направлении для выяснения отношений друг с другом.
Не знаю, что они сказали таксисту. Может быть, сказали, что через секунду подойдут. А когда секунда прошла, разволновавшийся таксист, в машине которого лежали чужие грудные дети, вызвал полицию. Приехал наряд, таксист обрисовал сотрудникам ситуацию, те занялись поисками и нашли этих незадачливых "детей" (в смысле родителей: мамашу и папашу) чуть ли не в соседнем квартале. Причём, когда "детей" (в смысле родителей) нашли, те ещё продолжали выяснять между собой отношения!
Самое интересное, что "детям" (в смысле родителям), судя по их внешнему виду, по полтиннику стукнуло ещё позавчера. А взрослость не стукнула. Вот такие "маленькие" взрослые.
И вы что, хотите сказать, что это взрослые? Не смешите мои тапки, -- как говорят в этих ваших интернетах!..
Ребёнок пошёл в школу, стал учиться; родители занимаются его воспитанием. Сколько времени должны продолжаться процессы обучения и воспитания?
Утверждаю: всю жизнь!
Сначала учителя школы, затем преподаватели ВУЗа и аспирантуры обучают ребёнка. После ребёнок должен учиться самостоятельно, никогда не прекращая познавать окружающий мир. Его учителями станут авторы книг и сам мир.
Сначала ребёнка воспитывают родители и воспитатели детского сада, затем он должен воспитывать себя сам, укрепляя свой морально-нравственный стержень, развивая твёрдость духа и характера.
Обучение и воспитание подобны накачиванию мышц. Если перестанете заниматься, мышцы одряхлеют и обвиснут. Даже если вы Юрий Петрович Власов или Леонид Иванович Жаботинский.
Так устроен мир.
Именно поэтому, если перестанете учиться -- забудете не только интегральную теорему Ампера о циркуляции магнитного поля, но и таблицу умножения однажды не вспомните. Если перестанете самовоспитываться -- есть немалый риск скурвиться в безнравственность, особенно с учётом того, что тоталитарная капиталистическая система толкает людей именно туда.
Если на процессы обучения и воспитания смотреть, как на детский возраст, то взрослые -- дети.
Характером, его развитием, следует подавлять, в частности, отрицательные стороны темперамента.
Нет плохих или хороших темпераментов, в каждом находим положительные и отрицательные моменты; среди великих мира сего, подвинувших цивилизацию вперёд, обнаруживаем представителей каждого из четырёх темпераментов.
Чтобы легче понять, над чем именно в темпераменте бороться укреплением характера, перечислю минусы всех:
1.меланхолик -- чрезмерная чувствительность;
2.холерик -- чрезмерная несдержанность;
3.флегматик -- чрезмерная заторможенность;
4.сангвиник -- чрезмерная ветреность.
"Маленькие" и "большие" взрослые распределяются по гауссиане (Рисунок 1).
Если по оси абсцисс отложить взрослость взрослого (от полностью несмышлёного детства до отсутствия всякой детскости), по оси ординат -- цивилизованность, адекватность и культурность человека, то легко увидим, что наиболее цивилизованный, культурный человек -- во многом ребёнок. И такой вывод прекрасен!
При этом, самостоятельность не имеет отношения к взрослости. Взрослый может быть несамостоятельным, а ребёнок очень самостоятельным. Но это не отменяет взрослости первого и детства второго.
3. Личный пример.
Я научился читать в 5 лет. Когда я не пошёл в садик из-за типичного ОРЗ, то мама, сидя со мной дома, занялась моим обучением. (Вообще, мне очень повезло с родителями. Как и с учителями в школе в дальнейшем. Я люблю своих родителей, близких мне людей, которые любят меня, много сделали и делают для меня, для моей счастливой жизни). Дело с обучением чтению я схватывал на лету, и потому стал вполне сносно читать, к тому моменту, как ОРЗ прошло. Вернувшись в детский сад, я вогнал в ступор всю группу, когда прямо в коридоре стал вслух читать газеты, развешанные там на стенах для родителей. Все детки собрались полукругом вокруг меня и заворожённо слушали моё чтение, льющееся подобно реке. Удивлённые воспитатели вышли из кабинета и стали просить меня почитать и им.
Наша семья в те годы выписывала газеты. Огромные простыни формата А1, называющиеся "Правда" и "Известия", и многостраничную газету "Аргументы и факты". Это, не считая журнала "Весёлые картинки", который выписывался лично для меня. В "Весёлых картинках" весело смотрелись картинки, а читал я "Аргументы и факты". От корки до корки, потому что мне было интересно абсолютно всё, что там писалось.
Потом я стал читать детскую энциклопедию. А ещё через некоторое время, когда мне исполнилось 6 лет, в 1984 году, за год до поступления в первый класс, я уже читал учебники по физике и химии. Это без шуток. Да, я меньше, чем мало там понимал в шесть лет, но красота поэзии формул меня восхищала настолько, что я не мог оторваться. Чем формула выглядела круче, тем большее восхищение я испытывал. Игра, в которую я играл, была игрой в учёного. У меня был белый халат, в который я облачался, как рыцарь в доспехи, и изучал, изучал, изучал окружающий мир.
В первом классе, когда все только учились читать по слогам, я уже читал бегло. По предмету "Чтение" не вылезал из "четвёрок" и "пятёрок". Вам интересно, за что ставили мне "4"? За то, что я отдавал преимущество скорости в ущерб качеству. В скорости чтения со мной не мог соперничать никто. Я не видел никаких знаков препинания: строчил, как из пулемёта; как Горпина Дормидонтовна из бессмертной комедии "Свадьба в Малиновке". Что касается математики, то когда все учились считать до десяти, я мог назвать любое число до миллиарда. Учителя меня, конечно, заметили, и положительное их отношение ко мне сохранилось на протяжении всех школьных лет. Постепенно в течение этого времени чтение и учёба увлекли меня настолько, что я уже не ведал, что значит слово скука, когда в руках у меня была книга. Я был Ребёнком, познающим Вселенную!
В Советском Союзе конца 80х -- начала 90х, несмотря на дефицит разных товаров, дефицита книг не было никогда. На подписные издания, правда, приходилось подписываться, но такого, чтоб в книжном магазине города хоть одна пустая полка находилась -- не помню совсем. Ребёнку, любящему науку, там несложно было что-то выбрать для себя.
Я любил посещать книжный магазин. А родители не очень любили, когда я его посещал. Потому что обычно это заканчивалось выклянчиванием очередной книги. :)
В это время в мои игры вошли естественные науки.
У меня сохранился блокнот, где детской 9-летней рукой записано, например, вот это:
"Солнце состоит из протуберанца, хромосферы, фотосферы, зоны конвекции, зоны лучистой энергии, зоны ядерных реакций".
И это в 9 лет! Впечатляет?..
Между тем, должен сразу сказать. Я не считаю себя каким-то выдающимся, вундеркиндом. Скорее по природе своей я более скромный, чем гордый. Этим блокнотом я никому не хвастался. Я писал для себя, для личного понимания мира, в котором живу. Потому что мне это было и есть интересно.
Мне импонирует не мания величия, которую я считаю не только безнравственной, но и глупой, соответствующей раннедетскому возрасту, а четверостишие С. Смирнова "Наивная планета":
--Я выше всех! -- подумала Планета
И даже где-то подчеркнула это,
А на неё с улыбкой поглядела
Вселенная, которой нет предела.
А ещё мне нравится фраза такая:
"Человек -- как дробь. Только числитель -- то, что он из себя представляет, а знаменатель -- то, что он из себя воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".
Кому принадлежит эта фраза?
Поэтому я не хотел бы, чтобы вы, дорогие читатели, представляли меня как человека, заткнувшего за пояс Ломоносова, Менделеева, Дарвина и Эйнштейна вместе взятых. Такое представление обо мне будет в корне неверным...
Возвращаясь к чтению, должен отметить, что сказать, что я читал в школьные годы только учебники значит сказать неправильно. Нет, это было не так. Меня увлекала и хорошая детская литература. Неизгладимый след оставили во мне "Приключения Тома Сойера", "Волшебник изумрудного города", "Дети капитана Гранта", "Незнайка на Луне", произведения Томаса Майн Рида, Джека Лондона, Аркадия Петровича Гайдара, Антона Павловича Чехова, Рувима Исаевича Фраермана и многих других великих авторов детства!
Стремление к познанию сохранилось во мне и сейчас, и знаю абсолютно точно, что это прекрасно: сберечь навсегда в жизни и детскую непосредственность, и широко открытые мирозданию детские глаза, никогда не перестающие познавать и испытывать радость познания, и присущее детям свободомыслие в гибкости мышления, и возможность оглядываться вокруг и получать удовольствие ребёнка от созерцания простых и сложных, больших и малых вещей.
Я могу увидеть мир, например, так:
Вот одинокое облачко, мирно плывущее по небу, напоминает белого медведя, скрывшегося за утёсом, но так, что выглядывают из-за утёса его мохнатые уши. И обидно стало мишке, что он такой большой, что не может спрятаться за горой полностью, нахмурился он тучкой и горько заплакал. Пролились слёзы дождём на землю, а когда грусть прошла, то снова выглянуло солнышко, и воробьи, весело чирикая, стали плескаться в луже, где смешно отражались вверх ногами прохожие, семенящие мимо малыша мальчика и малышки девочки, смотрящих с восторгом на это чудо...
С печалью и даже болью за людей приходится констатировать факт, что подавляющее большинство взрослых в бесконечном беличьем кручении в колесе и нервной суматохе взрослой жизни навсегда растеряли всё это. Некоторые, к огромному сожалению, растеряли ещё в детском возрасте. Я же сумел сохранить! И нахожу в этом частичку счастья!
В конце концов, если вдуматься, то счастье -- это бриллиант, сверкающий радужным спектром в каждой из многочисленных граней. Вызывают жалость у меня и бедны те богатые люди, которые видят счастье только и исключительно в деньгах. Для них счастье не бриллиант, нет. Их счастье -- булыжник на мостовой! Бедны и жалки те, которые видят счастье только и исключительно в деньгах и в карьере. Их счастье -- два булыжника на мостовой! Моё же счастье -- это бриллиант. И одна из граней бриллианта -- любовь к детям.
Что это такое?
Любовь к детям -- это и проявления радости от общения с ребёнком, и эмоциональные выражения любви в виде ласк, нежности, объятий, тёплых слов, и способность прочувствовать его чувства, услышать его мысли, понять зов его сердца, проникнуться его видением ситуации, способность учить его познавать мир и учиться этому же у него, да просто способность... самому стать Ребёнком, способность посмотреть на всё мироздание широко открытыми детскими глазами, потому что только тот человек любит и понимает детей, кто сохранил в себе способность быть Ребёнком!
Поэтому, дорогие читатели, становитесь взрослыми в прагматике: в логике мышления, в здравом смысле, в адекватности поступков.
Но навсегда останьтесь детьми в романтике: в чувстве юмора, в гибкости разума, в уместной игривости, в открытости миру и новому, в радости каждому дню, в своих мечтах и песнях. Потому что мир завтрашнего дня -- это мир счастливых взрослых детей.
4. Надо ответить!
Поскольку брошюра, как сказано выше, посвящена не только описанию взрослости в ребёнке и детства во взрослости, а и воспитанию детей, то начну, пожалуй, с того, что отвечу некоторым товарищам. А всем остальным, думаю, интересно будет ответ прочитать.
Ребёнок тогда верно воспитан, когда он является патриотом. Патриотическая идеология -- коммунистическая. (Почему так -- смотрите в моей "Книге о Родине").
Товарищи, которых я глубоко уважаю, в коммунизме решили разделить труд и работу: труд -- хобби, работа -- ненавистна. И они говорят, что в коммунизме никто не будет работать, но все будут трудиться. А пример в доказательство приводят из жизни.
Пусть есть талантливый человек, который из дерева создаёт не просто продукты широкого потребления, а настоящие музейные шедевры, филигранное искусство. Создаёт для души, бесплатно как хобби. Забывая обо всём на свете: покушать, поспать, побриться, сходить в туалет и так далее. "Это труд", -- говорят товарищи.
Но если этого человека отправить на работу, где за деньги предложить ему выпиливать обычные ножки для кухонных табуреток в виде обычных длинных параллелепипедов, человек становится абсолютным лентяем, за целый месяц не может выпилить ни одной ножки. Начинается саботаж, прогул, запой и все "прелести" лентяя. "Это работа" -- утверждают товарищи далее.
И затем товарищи говорят, что не будет при коммунизме ненавистной работы, а будут все делать только то, что нравится, каждый станет трудиться в области личного хобби.
Таково их мнение.
Я, когда узнал это, подумал и решил, что товарищам надо ответить.
Не будет работы, и будет только труд. Труд как хобби такое. Что хочу -- то и буду трудиться. А что не хочу -- то на работу не загонят.
Выглядит красиво. Но такого не будет. Простите, товарищи, здесь я с вами не согласен. Согласиться воспитание не позволяет.
Вот это "хочу -- не хочу" из детства идёт, в котором ребёнку забыли привить слово НАДО! А это слово прививать детям надо. Потому что если мы коммунизм решили строить, а не либерализм, то общественная необходимость должна стоять выше личной. А не наоборот.
И если надо для общества производить кухонные параллелепипеды, значит надо. И всё тут!
В нашем советском детстве мы это хорошо понимали. А кто из детей в Советском Союзе слово надо не понимал, тому понимание быстро вставлялось через другое место. С помощью очень эффективной длинной полоски из натуральной кожи. И никаких проблем! :)