Нейм Ник : другие произведения.

Обзор Рассказов Ст-2018 (Часть 1)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ОБЗОР РАССКАЗОВ СТ-2018 (ЧАСТЬ 1)

НИК НЕЙМ

  
   По старой памяти конкурсного обозревателя, я читаю все рассказы конкурса, а вот пишу обзоры лишь на некоторые - те, что мне понравились, чем-то обрадовали, обратили на себя внимание. Вместе с ними, по условию конкурса, консультант обозревает рассказы пятерых записавшихся на обзор авторов, и тут уж - как повезёт. Учитывая, что больше половины рассказов каждому автору на каждом конкурсе не нравится, я хорошо устроился - у меня большинство окажется что надо! А может, я - просто беззлобный критик.
  
  
   1. ЖЕНЬКИН ШОФЁР, Осипов В.
   Синопсис: хороший, цельный рассказ на тему "мужчина и женщина", читать интересно, хочется узнать, что же там за поворотом событий и отношений. Высокая оценка.
   Рассказ "Женькин шофёр" мне понравился. Не вполне уверен, что он описывает "последний шанс", но читать рассказ было интересно, хотелось узнать, как будут развиваться события. Полагаю, что я понимал ситуацию и мог вообразить себе эмоции героя, влюбившегося в юное очаровательное создание, не связанное условностями жизни и требующее максимализма от любимого. А тот?
   Вначале герой даже не представляет, что с ним творится. Он описывает свои чувства как путы, как узы из переплетения противоречивых эмоций - всё то, что современным языком называют "химией". Однако, лелея свою тайную любовь, герой начинает жить полнокровной жизнью, пока однажды не съезжает от жены к любовнице, однако - лишь на время, чтобы позже возвратиться домой с повинной. Оказывается, даже большая любовь может утонуть в мелочах повседневной жизни и взаимных претензиях. Кончается история тем, что героиня выходит замуж и, подобно пушкинской Татьяне, отказывает своей бывшей любви в отношениях, и он, униженный этим, чувствует себя её шофёром.
   Сама история звучит реалистично, правдиво. У меня не возникает недоверия к словам автора. Более того, появляется интерес, к чему же со временем придут герои. Возможна смена супруги, разрыв отношений с любовницей, или сохранение status quo.
   Давайте на минутку вспомним "Даму с собачкой" для сравнения. Герои обоих рассказов одного возраста - каждый, почти вдвое старше любовницы. Владимир из "Женькиного шофёра" понимает, что он "проснулся от прозябания, задышал полной грудью, жизнь засверкала яркими красками внезапных перемен, романтичных свиданий", а Дмитрий из "Дамы с собачкой" осознаёт, что его "явная часть жизни - ложна, а тайная - истинна". Ни один из них не знает, как решить возникшую жизненную проблему. Владимир даже ставит эксперименты, уходя от семьи и затем возвращаясь обратно. Но это не приводят к устойчивому равновесию. В итоге он остаётся с трещиной в душе, в то время как у Дмитрия "еще немного -- и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь, но самое сложное и трудное только еще начинается".
   Если сравнивать эти два рассказа в отношении интереса к описываемым событиям, то я совершенно не побоюсь отметить, что рассказ Осипова мне так же интересно читать, как и рассказ Чехова. Что же касается финала, то, как мы знаем, "Дама с собачкой" заканчивается явно оптимистически, а "Женькин шофёр" - нет. Но не сам по себе оптимизм решает дело, а способность Чехова убедить читателя, что герои, изменившись, найдут решение, выход, и читатель радуется за них и с ними.
   Возможно, и в "Женькином шофёре" героям в итоге будет не так уж плохо: Женька, по крайней мере, уже счастлива, а Владимир... разве ему нужно привыкать к новым условиям? Но читатель в финале через эмоции героя не чувствует этого, и ощущает вместе с ним лишь опустошённость.
   Вот мы незаметно и перешли к эмоциональному компоненту.
   Обратите внимание на разницу в восприятии любви двумя героями: Владимир гордится своим успехом у юной девушки: "я понимаю, что в тот момент восполнил сразу всех недостающих мужчин её жизни: отца, друга, сексуального наставника, спонсора". А Дмитрий стыдится, не обманул ли он Аню, выдавая себя не за того, кем казался ей: "он казался ей не тем, чем был на самом деле, значит, невольно обманывал ее".
   В "Женькином шофёре" эмоциональный компонент с моей точки зрения не дотягивает. С одной стороны, читателям преподносится, что герои сильно влюблены друг в друга. С другой, они видят эгоизм Владимира: "я был ей спонсором", "я оставлял в бутиках кругленькие суммы" и снисходительное отношение к девушке: "позже я понял, что она не влюбилась в меня, а любила изучать мужчин, особенно интересных (т. е. я - красив!) и состоявшихся (т. е. я - богат!)". Он подозревает, что Женька специально вытягивает из него деньги на дорогую одежду (иначе не придёт на юбилей), ювелирные украшения (цепочку из белого золота), но всё же не может отказаться от своего "наркотика" - т. е. отношений с ней.
   А что по поводу Женьки? Ну, она тоже не Аня, не "дама с собачкой".
   Вызов взрослому мужчине при первом же знакомстве: "Перенеси меня на руках", взгляд в упор, сексуальная раскованность и знакомство с запахом травки с детства мало кого удивят: допустим, это - признаки времени. Но поведение с Владимиром: "не подпускала к себе по несколько дней", "дразнила и наказывала, вызывая злобу и ревность" и "последние слова должна была произнести только она" - это уже характер. И, тем не менее, она всё же любит: "Ты рвёшь мне сердце! Я не хочу ни с кем тебя делить! - она обняла меня крепко и разрыдалась".
   Поэтому вопрос эмоций я оставляю открытым. Вполне допускаю, что кто-то переживает не меньше (если не больше), чем читая "Даму с собачкой".
   А теперь пару слов о языке. В целом - он хороший и красочный. Например: "Дождь прекратился так же быстро, как и начался, и большие капли, стекая с листьев и карнизов, уже радостно сверкали в ярких солнечных лучах". Но встречаются и штампы, эвфемизмы, коллоквиализмы. Например: дозы адреналина, сексуальный наставник, спонсор, "хочу тебя съесть", по ходу, стучать по вискам; человек, "связанный узлами"; "за рулём ездит" (т.е. сидит); "запихиваясь бутербродом".
   Итак если "Женькин шофёр" и "Дама с собачкой" равны по вызываемому у меня интересу, то первый несколько проигрывает в финале
   (-1), и языке (-1) и, возможно, эмоциях (0 - -1), что спорно. Полагаю, что Чехову 10, а Осипову - немного меньше.
   Удачи!
  
   2. ОСЕННИЕ МЕТАМОРФОЗЫ, Дмитриева Н.
   Синопсис: добрый, лиричный рассказ-фэнтези, читать приятно, хороший язык и образы. Оценка высокая.
   Писать отзыв на этот рассказ мне приятно по двум причинам. Во-первых, рассказ мне нравится, во-вторых, не являясь ценителем фэнтези и мистики в целом, я получаю от подобного блюда удовольствие гурмана. Наверное, всё потому, что рассказ с юмором, а на дворе - осень. Так или иначе, но "Метаморфозы" я оценил.
   Первое, что мне понравилось - это сочный, образный язык. Часто, я начинаю свои рассуждения и подсчёты с интереса, вспыхнувшего во мне при чтении рассказа. Я склонен не придавать большого значения неловким оборотам речи, шероховатостям изложения, если увлечён идеей, сюжетом, развитием истории и её неожиданным финалом.
   Рассказ "Метаморфозы осени" - яркий пример противоположного: плывёшь, покачиваясь на волнах эпитетов и красивых фраз - и тебе хорошо - "о, этот колдовской свет, и ясный, и обманчивый..."
   Давайте, всё же попытаемся разобраться в рассказе, пропустив "колдовской свет" через призму читательского восприятия.
   Первый же абзац рисует нам живописную картину: увядающая осень красуется в последних лучах солнца. Свет - это не просто лейтмотив рассказа, но и ключ к его таинственным метаморфозам. Слепящий, он изменяет природу и людей, а таинственный предзакатный - колдует на прощание, пока его не сменит густая чернильная темнота, и всё возвратится на печальные "круги своя".
   Рассказ раскрывает перед нами мгновения жизни бывших супругов, драму их чувств и памяти, напоминающую трагедию Финна и Наины из пушкинского "Руслана и Людмилы". Николай, подобно старому петуху с "обвисшим гребнем", пытается урвать "привет из далёкой весны", флиртуя с прелестной незнакомкой, и вместе с ним меня волнуют цокающие удары каблучков, отбиваемые "метрономом Ниночкиных бёдер". Нина, подобно сороке, пытается утащить яркие молодёжные вещи внучки и "повернуть время вспять", и вместе с ней, "чуть вздрагивая" во мне проступают "следы безжалостного времени". Но игры с временем не только очаровательны, но и опасны: каждый из героев получает свою долю горечи.
   Улыбнулся я магическим юмористическим образам: дразнящейся кариатиде, ковыляющему пуфику, кудахчущему петуху. А последняя фраза рассказа - порадовала своим оптимизмом.
   Наиболее сильными сторонами рассказа я считаю эмоциональность и образный язык. Интерес самой истории и неожиданность финала - несколько слабее, но в целом я оцениваю рассказ высоко.
   Остаётся пожелать автору удачи в творчестве и в жизни!
  
  
   3. ЗА ОКНОМ ЛЕТЕЛО ТРИ ПТИЦЫ, Павлов. С
   Синопсис: Очень действенный "сюр", который и есть наша жизнь. Написано хорошо, со вкусом, с юмором. Читал с любопытством. Единственно, хотелось бы более взрывного конца. Оценка - высокая.
  

"Если вас проглотила анаконда - остаётся один выход" (из анекдота)

  
   - А как это, взрывного? - спросил небритый мужчина в красном свитере, похожий на алкоголика. - Чтобы перья полетели во все стороны?
   - Он долбанутый! - сказала девушка без золотистого айфона. - Не слушайте его! Нам только теракта не хватает!
   - Та-ак, Хельсинки! Ну, хорошо! - подытожил старичок в светлой шляпе.
   С крыши раздался топот сапогов и скрежет металла: туда высадился десант и сели вертолёты. В тамбуре кто-то жалобно заблеял.
   - Тимофек, - послышался из динамика голос Марии, - ты крутой псих!
   - Ха-ха, ещё какой! Я вижу в перископ серых птиц на крыше состава.
   Раздался визг тормозов и оглушительный треск - это оба вертолёта сорвались с крыши и, прицепленные якорями к мощному составу, крушили столбы и заборы вдоль полотна. Пассажиры повалились друг на друга, дипломат от удара открылся, и отрезанная кисть вывалилась на пол.
   - Выходит, лысый едет в "Лисий Нос" хоронить руку, - сказала тётушка в светло-голубом плаще, но без чёрной лакированной сумочки.
   В этот момент кисть побежала по вагону, шевеля всеми пальцами, словно паук ножками, и декламируя:
   - По небу летят галки. Почему я не лечу? Жалко!
   - Kharms harms! - прокашлялась её сестра-близнец в жёлтом плаще и добавила:
   - Нет, это - страшилка для детей.
   - Ни с места, бросить оружие! - приказали десантники
   - Так - солдаты. Часы, знач, вернут. Эт хорошо!
   - Мама, нам самим теперь Айболит нужен! - заныли братья в куртках, дружно сплюнули на пол и побросали оружие в проход.
   Из тамбура в сторону "Раздельной" с шумом вылетели три белые птицы.
   - Птицы улетели, - заметил небритый мужчина в красном свитере. - Наша жизнь продолжается.
   В небе медленно таял белый облачный ягнёнок ...
  
   Полагаю, что автор хорошо воспроизвёл знакомую ему жизнь. Во всяком случае, очень многие её стороны я вспомнил, прокатившись в рассказе на Сестрорецкой электричке. Типажи и язык соответствуют времени. Рефрены создают юмор. Читать интересно, ситуации сопереживаешь, хоть и посмеиваясь. По хармсовски хорошо! И финал напряжённый. Высокая оценка!
   Удачи в творчестве!
  
   4. ВЕЗЁТ ЖЕ! Оркас А.
   Синопсис: О дружбе. Читал лет семь назад. Интересно. Законченная история, наполненная чувством дружбы, финал чёткий и оптимистичный. Хороший язык. Высокая оценка.
   Думаю, что это очень удачный фантастический или, если угодно, фэнтезийный рассказ. Как раз в нём и проходит та невидимая, неуловимая условная грань, между хорошей фантастикой и хорошей фэнтези. Но кому нужно её искать, если перед читателем кусочек удовольствия!
   Герой рассказа, мальчик Антон, попадает в ловушку, из которой ему необходимо выбраться. К удивлению, он встречает в ней другое существо - молодого дракона из неизвестного мира. Вначале оба насторожено изучают друг друга, но постепенно проникаются доверием и становятся друзьями. И только благодаря взаимовыручке и поддержке, двум непохожим мальчишкам удаётся спастись, реализуя свой последний шанс.
   Автор конструирует интересный мир (назовём его ареной, по рассказу Фредерика Брауна "Арена", 1944. Кто не читал - обязательно прочтите!), в котором два героя должны решить некоторую задачу, чтобы спастись. В обоих рассказах арены созданы некоторой высшей силой, которая олицетворяет высшую справедливость. Однако в рассказе Брауна за победу надо сражаться, и лишь победитель получит последний шанс, а в рассказе Оркаса - надо сотрудничать, и оба компаньона будут спасены. Возможно, время создания рассказов диктовало такие подходы, но самое ценное для читателей, это наличие хороших рассказов в любые годы.
   Пару слов об оценке рассказа. Я часто делаю это по нескольким простым параметрам (см. на моей страничке в очерках "Эксперимент с системой ИФЭЯ") Несомненно, читать "Везёт же!" - интересно, а финал рассказа ярок и оптимистичен. В ходе чтения мы проникаемся симпатией к герою Антошке, и вместе с ним понимаем, куда он попал, и как важен фактор времени в его действиях. От этого читатель начинает сопереживать и беспокоиться за судьбу мальчика. И пожалуй, за судьбу дракошки тоже! И наступает долгожданная развязка! Что ж, заслуга автора несомненная, а оценка за рассказ - высокая.
   Остаётся пожелать успехов на конкурсе - этом и других!
  
   5. ЛЮБИ МЕНЯ ИЛИ УЙДИ! Бесс О.
   Синопсис: ещё один рассказ на тему "мужчина и женщина" в стиле рэгтайм. Читать любопытно, меня, во всяком случае, тема интересует. Хороший финал рассказа - это достоинство! Эмоциональность, видимо, зависит от погружения: умом понимаю, но волнуюсь мало... Над языком ещё можно поработать. Оценка хорошая.
   Пока что самая большая группа среди конкурсных рассказов - это рассказы на тему любви. Рассказ, который нашёл меня сам, слегка необычен и отличается от остальных: в нём важным компонентом является музыка. Это его и сильное, и слабое место. Сильное - так как делает из него объект синтетического искусства: если вы являетесь любителем музыки, в данном случае, поклонником джаза, то получите несравненно лучшую картинку происходящего, читая "и глазами, и ушами". Но это одновременно и слабая сторона рассказа, потому что без музыкальной части рассказ теряет окраску, да и музыкальных читателей несравненно меньше, чем читателей вообще.
   Итак, желающие получить больше удовольствия послушайте
   https://www.youtube.com/watch?v=P8b7kQsQk7k оригинал 1929 г
   https://www.youtube.com/watch?v=lXPqx6OQYx4 модерн 2012 г
   Но вернёмся к рассказу.
   Двое неудачников встречаются в скромном подвальном кабачке: он пианист, тапёр, лабух, давно утративший успех, забывший о гастролях и потерявший семью (жену, во всяком случае) и она, маленькая серая мышка, с красивыми тёмными глазами. И между ними начинается игра по правилам, которые неизвестны ни ему, ни ей. Он музицирует для неё, не веря, что она обратит на него внимание. Она ходит в кабачок ради него, не веря, что он чувствует что-то ещё, кроме музыки, а тем более замечает её. И пианист решает пойти ва-банк: он играет джазовую композицию Дональдсона "Люби меня или уйди!" (В смысле "Люби или оставь меня") И к счастью для обоих, она знает песню, понимает послание и остаётся со своим избранником.
   Простенькая мелодраматичная история, написанная с любовью и теплотой не оставляет читателя равнодушным. Однако для каждого вовлечение и сопереживание будут соответствовать его или её жизненному опыту, романтичности и интересам. Вполне представляю, что кто-то пожмёт плечами, не найдя для себя никакой радости в истории, а кто-то будет наоборот, восхищаться сердечностью замысла. Могу сказать одно, рассказ найдёт своих читателей.
   Пару слов насчёт языка. Думаю, что автору можно поработать, над улучшением рассказа. В таком сжатом и эмоционально нацеленном тексте каждое слово должно быть заряжено и бить в цель!
   Желаю успеха!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"