Нейтак Анатолий Михайлович : другие произведения.

Нарадум: глоссарий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Справочные материалы и сборник мини-статей.
    Обновлено 09.07.19 г.


   Справочные материалы по реальности семи Домов:
  
  
   Особенности местности: космография, топография, политическая карта
   Нарадум - очень специфический мир, который можно назвать астроинженерным проектом и даже, не без оснований, отдельной вселенной. По планетарным меркам он огромен, а вот для вселенной, даже такой сравнительно компактной, как Пестрота - мал. Пространство Нарадума анизотропно, плотно населено, полностью зависимо от эмерон (системы магических каналов), созданной Предтечами. Отдельные области Нарадума именуются Домами, смотря по тому, кто в них главенствует, а физически Нарадум делится на силгамы ("объёмы"), складывающиеся в йарри ("ветви", продольная структура) и земгед ("слои", поперечная структура).
   Объемлющее "пространство" (хотя тут, пожалуй, будет уместнее термин континуум, ибо пространства как такового там нет - см. ниже абзац о силгамах) условно четырёхмерно, а сама суперструктура йарри и земгед может быть изображена как дискретная сетка-граф, отдалённо похожая топологически на бутылку Клейна - одностороннюю геометрическую фигуру, не имеющую краёв.
   Самозамкнутость суперструктуры Нарадума из-за локальных повреждений эмерон неполна. Некоторые из её связей оборваны; часть силгамов связана с суперструктурой вероятностно, что крайне затрудняет перемещение материальных объектов. Да и нематериальных тоже. С практической точки зрения такие силгамы можно считать изолированными.
   Силгамы... во второй главе устройство их на примере Кхерса более-менее отражено, но всё же выдам порцию дополнительной инфы. Сердцевинные каналы кажутся расположенными плотнее, так как ширина каждого из них выше, чем у серединных каналов. Удалённые же каналы сужаются до такой степени, что образуют "стенки" силгамов, покрытые изнутри застывшим воздухом. Вопрос о том, что расположено с внешней стороны "стенок", не имеет смысла для обитателей Нарадума - как для нас не имеет смысла вопрос о том, что находится севернее Северного полюса... но этот же вопрос вполне разумен для Соседа, наделённого памятью о "хаосе" изнанки мира.
   Тобрассы, как уже говорилось в комментариях, нельзя приравнивать к летающим островам: они вполне себе покоятся на каналах эмерон, то есть источниках локального притяжения, и никогда никуда не улетают. При этом нельзя забывать, что de facto любой канал не похож на трубу с твёрдыми стенками - это сверхупрощённое представление. В какой-то степени поле тяготения, окружающее каналы, да и сама материя тобрассов и лехассов (тверди и влаги) - тоже часть каналов. Не будет большим преувеличением сказать, что весь Нарадум состоит из разнообразных воплощений эмерон. Даже заполняющая силгамы атмосфера является его частью.
   И о политике.
   Является нормой совместное владение конкретным силгамом несколькими Домами. В частности, Дом Сияющих представлен в каждом силгаме, где есть сердцевинные каналы - то есть по факту представители этого Дома в Нарадуме есть (или могут быть) везде. Однако не следует забывать, что конкретный Дом, как правило, претендует лишь на конкретную экологическую нишу. Младшие Дома не лезут к Сияющим, ибо на их "территории" чувствуют себя... неуютно. Как минимум. (Кстати, упоминание этого факта в тексте есть). Представители Дома Древних не рвутся на сушу, то есть сидят в лехассах, на глубине. Верно и обратное: те же Звери обживают тобрассы, а на глубину не суются. Ну, как правило.
   Определённые контакты всё же есть, но нет конкуренции за жизненное пространство с обитателями иных сред. "Война" меж Рептилиями и Зверями в Кхерсе возможна исключительно потому, что возможны и актуальны претензии на одну и ту же территорию.
   Тем не менее, относительно конкретного силгама, как правило, можно сделать заключение вроде "принадлежит Дому Амфибий" или "владение Дома Зверей". Основной критерий прост: чья магия доминирует, тот и собственник. Как правило, доминирующая магическая Сила сочетается также с заселёнными площадями и плотностью населения. Нетрудно догадаться, что силгамы одного Дома группируются в более обширные образования, кои также можно называть Домами.
   Следует также отдельно упомянуть силгам Шоркрац. И дело не в том, что он находится в условном центре Нарадума - как такового, выделенного центра у этой вселенной нет. Дело в том, что Шоркрац - единственный силгам, где властвуют последние официально существующие Поглощающие; единственный силгам, полностью экстерриториальный по отношению к любым Домам (ибо формально Дома Поглощающих не существует более). Но подробный рассказ о Шоркраце автор прибережёт до более подходящего случая.
  
   Дикая растительность Кхерса
   Из-за особенностей мироустройства говорить, что джунгли в Кхерсе - основная экосистема, нельзя. Ближе к удалённым каналам тобрассы покрывает, фактически, тайга: также вечнозелёные, но морозоустойчивые деревья, имеющие не листья, а иглы. Ближе к сердцевинным каналам, особенно на той стороне тобрассов, которая обращена непосредственно к ним, распространены виды, вполне характерные для аридных зон: невысокие, колючие, с мощными и разветвлёнными корневыми системами, живо напоминающие о кактусах, саксаулах и прочих подобных растениях. Кроме того, для каждого тобрасса можно выделить как минимум три переходящих друг в друга типа экосистем: "светлые" на верхней стороне, "сумеречные" на боковых сторонах и "тёмные" - на той части тобрассов, что обращена к удалённым каналам. Так как от облачного слоя отражается достаточно много света, "тёмные" экосистемы не так уж темны и достаточно разнообразны. Но всё же "светлые" по разнообразию видов и общей продуктивности заметно их превосходят. Весьма специфичны при этом пограничные экосистемы, находящиеся на стыке тобрассов и лехассов: в одних местах живо напоминающие мангровые леса, в других - болота, в третьих - комбинации однолетних и многолетних растений, вообще не имеющие аналогов на Земле.
   Всё сказанное выше не отменяет того факта, что разумные обитатели Кхерса предпочитают селиться именно в наиболее комфортной климатической зоне, в "джунглях", где температура среды (не имеющая, по понятным причинам, суточных колебаний) составляет от 23 до 29 градусов по Цельсию. А вот руины городов, принадлежавших некогда младшим Домам, встречаются и далеко за пределами области "джунглей".
   Теперь несколько слов о, собственно, флоре.
   Глайхова лоза - сапрофит, очень ядовитое колючее растение, из которого хорошо плести различные заграждения (фактически, одичавший итог магических экспериментов по выращиванию живых изгородей - впрочем, порой по-прежнему используемый разумными).
   Кемойри - вечнозелёные деревья, внешне представляющие собой смесь гигантских хвощей и хвойных (разумеется, в буквальном смысле ни тем, ни другим они не являются; в Нарадуме вообще нет ни хвойных, ни хвощей как таковых). Встречаются в "сумеречных" экосистемах ближе к удалённым каналам, в "тёмных" составляют основу, будучи идеально адаптированы к пониженной освещённости и холоду.
   Лам-лиана - плотоядное растение, точнее, наполовину животное, наполовину растение (одичавший итог магических экспериментов по выращиванию "живых оков"; в собственно оковах применяются дополнительно наложенные заклятья).
   Онгры - основа экосистемы джунглей, самые мощные и высокие деревья с широкими упругими листьями.
   Садоты - немногим уступают онграм высотой, но стволы их существенно тоньше. В сезон покрываются белыми соцветиями. Плоды мучнистые, съедобные, способные к природному брожению.
   Симг-лоза - именуется ещё "живой верёвкой" - ползучее растение, также выведенное искусственно. Кстати, живые плети - это преобразованные дополнительными чарами фрагменты симг-лозы, точнее, её стрекательных отростков.
   Скирром-лиана - обычный сапрофит, правда, достигающий впечатляющих размеров (длина отдельных побегов - до 120 м, толщина - до 40 см; средние величины - соответственно 55 м и 25 см). Относится к тому же роду, что глайхова лоза. Цветы красивые и крупные, правда, воняют тухлым мясом; этот запах скирром-лиана использует для привлечения насекомых, но не в целях опыления, а ради того, чтобы полакомиться мясом.
  
   Прирученные животные и культурные растения в силгаме Кхерс
   анморгиз ("живая крепость", "дерево-форт") - растительность класса "вибгус" (см. шхарт). Усилиями сарье может принимать самые разные размеры, формы и свойства. Однако в, если так можно выразиться, стандартной комплектации имеет толстую кору, в которой по специальным жилкам циркулирует антипирен; прочную и плотную, также плохо поддающуюся огню древесину; полый ствол внутренним диаметром не менее четырёх-пяти шагов. Одиночный анморгиз, как правило, имеет в стволе специальные полости для хранения чистой воды, ниши для продуктов питания и крону специфического строения. Последняя не столько обеспечивает эффективный фотосинтез, сколько затрудняет проникновение к стволу с воздуха. Да и по земле подобраться к анморгиз обычно не так-то просто. Однако главное свойство данного растения - способность служить живым аккумулятором Силы, которую оно может передавать хозяевам выращенных из него жезлов, посохов и прочих подобных "артефактов". Энергетический резерв накапливается анморгиз довольно медленно, зато объём этого самого резерва весьма велик: в разы больше, чем у среднего сарье-боевика в ранге мастера, и в десятки раз больше, чем у сарье-учеников.
   жернак - одомашненная версия риноцеры, лишённая рога и значительно более покладистая. Жернаки разводятся как мясомолочный скот. Как правило, имеют в холке около трёх локтей, но встречаются и более крупные породы. Относятся к парнокопытным травоядным.
   киам - деревья и одноимённые плоды, произрастающие в жарком и засушливом климате, на тобрассах возле сердцевинных каналов эмерон. Плоды киам отдалённо напоминают финики по виду (гладкая съедобная кожица, у спелых плодов трескающаяся) и даже вкусу, только вместо одного большого семени имеют множество мелких - как у киви. Используются для изготовления особой разновидности вин.
   ламбо - кустарник, произрастающий поблизости от удалённых каналов эмерон, в области "тайги". Из семян ламбо, содержащих большое количество масла, получают это самое масло... самое распространённое и дешёвое растительное масло в Кхерсе. По своим свойствам оно напоминает кедровое, отличаясь зеленоватым "оливковым" оттенком.
   мерова - корнеплод, напоминающий морковь формой, а вкусом - батат. Впрочем, есть уйма сортов меровы, и "морковь" со вкусом батата - просто самая распространённая, усреднённая его разновидность. Ботва меровы также напоминает морковную. Правильно настоянный отвар ботвы для большинства разумных Дома Зверя является слабым, зато достаточно эффективным жаропонижающим и тонизирующим, заменой чая. Но благородные Линии Клыка, разумеется, скорее удавятся, чем станут пить это.
   полох - культурное злаковое растение, имеющее примерно то же значение для Дома Зверя, какое на Руси имела рожь. Сходство глубже простого поверхностного: основной особенностью полоха, как и у ржи, является возможность постоянной культивации с простым севооборотом без истощения почв. Минусом полоха является то, что он даёт приличные урожаи только на почвах слабой кислотности и с нормальной подкормкой (читай - унавоживанием). Другие зерновые культуры менее зависимы от удобрений, но зато вытягивают из земли питательные вещества, и приходится возиться с многопольем. А куда деваться?
   сурках - верховое животное. Выведено мастерами Дома Рептилий. Имеет шесть цепких лап, благодаря чему способно передвигаться по слабо- и среднепересечённой местности. Беговые суркахи уступают резвостью лошадям, но выносливостью - заметно превосходят. Являются шестиконечными пресмыкающимися, внешне похожи на крупных (считая хвост, до восьми и более метров длиной) рогатых ящериц. Имеют чешую различных расцветок, зависящих от породы, но чаще всего сочетающих естественные цвета: чёрный, коричневый и зелёный. Породы суркахов делятся на три основных типа: грузовые, самые крупные и сильные, сравнительно медлительные, беговые - самые быстрые и прожорливые. И, наконец, егерские - не слишком быстрые, скромных размеров, неприхотливые породы для передвижения по бездорожью.
   шхарт - летающее верховое животное. Выведено мастерами Дома Рептилий. Имеет четыре крыла (малые передние - маховые, большие задние - опорные), при весе в среднем от 300 до 400 кг способно нести в качестве полезной нагрузки до трёх четвертей собственного веса. Относится к существам класса "вибгус", то есть живых артефактов; магическим свойством шхартов является способность взаимодействовать с полем тяготения, уменьшая вес в области, прилегающей к системе "синих прожилок". Шхарт является шестиконечным пресмыкающимся. Чешуя на брюхе и на нижних поверхностях крыльев - зеленовато-белая, иногда бледно-жёлтая; на спине и на верхних поверхностях крыльев - тёмно-зелёная, чёрная, реже коричневая или синяя.
  
   Системы мер в Нарадуме
   Отдельного рассмотрения заслуживает, прежде всего, местное времяисчисление. Учитывая отсутствие удобных и универсальных астрономических циклов, а также наличие конкурирующих Домов, в этой области всё довольно хаотично. Например, в Доме Зверей за крупную временную единицу принято ванаг, "поколение"; меньшую - бирелл, "сезон" (полный вариант: бирелл уэ полох, "сезонный цикл полоха" - злакового растения, культивируемого Линиями Резца и Рога; длительность бирелл, как нетрудно догадаться, варьируется в зависимости от того, где и как полох культивируется); марог - "сон", нохх - "выдох", бун - "удар".
   Соотношения с известными нам мерами времени примерно таковы:
   ванаг = 13-16 лет
   бирелл = обычно от 145 до 160 дней
   марог = от 22 до 30 часов
   нохх = около 0,8 минуты
   бун = около 0,3 секунды
   Об иных мерах (длина, вес, объём и пр.).
   Как в дометрическую эпоху на Земле, единицы измерения имеют физиологическую либо хозяйственную природу. Например, при измерении расстояний в ходу шаг и локоть, объём меряют в "корзинах", "кувшинах" и "бочках", вес - в стоунах ("камнях") и "слитках". (При этом самый крупный из "слитков" соответствует весу железной крицы, а самый малый из тех, что в ходу - капле серебра). Стоит упомянуть, что нужды алхимиков и артефакторов породили несколько дольных и кратных единиц, даже несколько систем таковых, - но, увы, какой-то единой системы так и не сложилось. Что, разумеется, очень сильно затрудняет передачу знаний, которые частенько теряются (в том числе - из-за отсутствия единых стандартов).
   Одно время Дом Древних пытался ввести универсальную систему счисления, основанную на числе 8, и на этом пути даже частично преуспел: среди младших Домов считается хорошим тоном использовать эту систему в дипломатических документах и торговых договорах. Но всё равно в области мер времени, веса, расстояний и иных царит почти полный беспорядок. Который в мире семи Домов мало кого волнует, а профессиональным торговцам даже отчасти выгоден.
  
   Обращения в Доме Зверей
   Основой социальной ткани в Доме являются расширенные семьи (кланы). Внутрисемейные обращения обычно задаются вышестоящими и порой сильно разнятся; но если брать в целом, стандартное обращение между родственниками требует именования по степени родства, нередко сокращаемой ради удобства ("внук" вместо "праправнук", "сестра" вместо "троюродная сестра" и пр.). Такое нейтрально-уважительное обращение с ноткой отстранённости лучше всего передавать по-русски оборотами с использованием множественного числа ("Как вам будет угодно, тётушка"). Следует помнить, что именование на "ты" является признаком сильных чувств по отношению к адресату, но отнюдь не всегда чувств положительных. Полновесное же официальное именование в духе "многоуважаемый отец моего чтимого родителя", если не входит в список строго необходимого по внутренним правилам семьи/клана и не используется в официальной обстановке, является одним из способов выразить сильное - или даже очень сильное - раздражение. (Примерно из таких же соображений в формально несословных обществах перед тем, как обратиться к неприятному собеседнику, считают в уме до десяти).
   Более подробно внутриклановые обращения в глоссарии к первой книге освещать смысла не имеет: в "Эмиссаре" описываются в основном отношения внеклановые.
   лан - обращение к равному по статусу. Примерно то же, что "сударь". Применяется не слишком часто. Форма множественного числа - ланнэ.
   мастер - в первом значении: обращение к лицу высокого общественного статуса. Так, мастером ради акцентирования своей независимости может поименовать артефактора его клиент - или же независимый артефактор высокопоставленного клиента, который, однако, не является его прямым начальником. Во втором значении: обращение ученика к учителю.
   меше - см. раа. Формы единственного и множественного числа для этого обращения неразличимы.
   раа - максимально почтительное обращение, примерно то же, что "мой лорд". Формы множественного числа это обращение не имеет. Обратное обращение, адресованное безусловно низшему - меше ("ничтожный", "раб").
   танш - обращение высокой почтительности, примерно то же, что "господин" или даже "хозяин". Обратное обращение к подчинённому - ферлу ("слуга"). Форма множественного числа (редкая) - таншэ.
   сарье - статусно нейтральное обращение к магу вне зависимости от того, в каких именно отношениях находятся именуемый и называющий. Нередко сопутствует другим обращениям, придавая именованию оттенок официальности (напр., "танш сарье Рэхлонд").
   ферлу - см. танш. Формы единственного и множественного числа для этого обращения также неразличимы.
  
   Расы и фенотипы разумных Дома Зверя
   В первую очередь следует оговорить коренное отличие Нарадума от Земли (и от Пестроты, если на то пошло, и многих других вселенных). Поскольку наследование внешности, магии и иных качеств здесь имеет природу, лишь частично генетическую, а частично - (за неимением более точного термина) духовную, следует уяснить ряд вещей. Первое: грерод, харав, машир и прочие группы разумных являются именно расами Дома Зверя, а не самостоятельными разумными видами. Это означает, что от половой связи грерод и кулаз может родиться плодовитое потомство. Правда, тотем у этого потомства уже вряд ли будет сильным.
   Более того: не всегда будет бесплодным даже плод связи самца кулаз с самкой расы харав! Вот только этот самый плод, скорее всего, утопят в нужнике сразу после рождения... что, впрочем, к делу напрямую не относится.
   Суммирую.
   В некотором роде, ВСЕ говорящие расы Дома Зверя - это ОДИН разумный вид. Помимо собственно речи (распадающейся на диалекты чаще по территориальному, чем по расовому признаку), они в большей или меньшей степени способны к прямохождению. Также представители всех рас имеют крупный мозг (не менее 120 % от размеров и массы мозга гориллы) и специализированные верхние конечности с отстоящим большим пальцем. Сверх того, феромоны всех рас достаточно схожи - что очень важно, так как обоняние у абсолютного большинства рас Дома Зверя развито сильнее, чем у людей. Так что в появлении достаточно многочисленных полукровок нет ничего экстраординарного.
   Это не магия и не итог усилий химерологов. Это - одна из граней природы Нарадума, столь отличающегося от иных известных вселенных.
   С другой стороны, даже эта природа имеет некое подобие чувства меры. И потому, в отличие от многих других миров, описанных в фэнтези, естественное скрещивание между, например, представителями Дома Зверя и Дома Пернатых всё-таки невозможно. А между представителями младших Домов и Дома Сияющих (то есть живым существом и существом энергетическим) - невозможно в кубе.
   Никаких полуангелов или там ещё каких помесей демона с драконом. По крайней мере, до тех пор, пока достаточно искусный маг не приложит к процессу видообразования свою волю и энергетику Хаоса...
   Ещё нюанс. Люди как разумный вид в Нарадуме неизвестны. Совсем. И даже приматов, включая мелких насекомоядных, там нет. Это также надо учитывать.
   Итак, собственно расы Дома Зверя:
   вуллан - описание затруднено, так как на Земле достаточно крупных грызунов просто нет. Вуллан отдалённо напоминают бобров, но именно отдалённо. Крупны, агрессивны, социальны в стиле скорее крупных кошачьих, чем грызунов (семейная структура тотемных зверей напоминает прайды). Относятся к доминирующим расам Линии Резца. Сильный тотем - ургаж.
   грерод - см. описание внешности Долига Рэхлонда из начала третьей главы. Одна из доминирующих рас Линии Клыка. Сильный тотем - мечезуб.
   жермар - нечто вроде мифических псоглавцев, точнее, павианоподобных; отличаются куда большим, чем у грерод или кулаз, коллективизмом, что диктуется, среди прочего, особенностями тотема. Жермар - одна из промежуточных рас Линии Клыка. Сильный тотем - жерм (нечто вроде волка, только, на манер гиены, пятнистого; существуют и полосатые подвиды жермов).
   инлейн - одна из промежуточных рас Линии Рога. Тотем сильный - долгохвостый саккир (этакая помесь мелкой антилопы и кенгуру), но инлейн берут более числом и плодовитостью, чем магическими талантами.
   кулаз - см. описание внешности Найзе Абреш. Одна из доминирующих рас Линии Клыка. Сильный тотем - полосатый пард.
   машир - см. описание внешности Ниллимы в конце первой главы. Одна из подчинённых рас, к Линии Клыка из-за всеядности принадлежит формально. Ни влиянием, ни уважением в Доме Зверя не пользуется. Более того: считается, что "машир" и "меше" - слова одного корня. Слабый тотем - кустарниковая кошка.
   сиври - одна из подчинённых рас Линии Резца. Более человекообразны, чем харав (говоря откровенно, представители доминирующих рас Дома, не особо скрываясь, занимаются селекцией сиври). Охотно выполняют роль слуг. Слабый тотем - полевая мышь.
   ункале - см. описание внешности Кальфы. Одна из доминирующих рас Линии Рога. Сильный тотем - риноцера.
   харав - говоря огрублённо, крысоморфы. Передвигаются в полусогнутом положении, многие из харав предпочитают четвероногий стиль двуногому. Естественная среда обитания - норы, в том числе вырытые самостоятельно, пещеры, густые заросли колючих кустарников. Имеют скромные размеры. Многочисленны и плодовиты, всеядны. Одна из подчинённых рас Линии Резца. Впрочем, тотем харав - серая крыса - относится к сильным.
   Дополнение о нечистокровных
   Разумеется, при большом богатстве чистых (относительно) фенотипов подсчитать общее число возможных вариантов межрасового скрещивания представляется задачей непосильной. Само собой, в Доме Зверей бытуют устоявшиеся названия для некоторых наиболее частых видов нечистокровности. Например, Карроз следовало бы назвать не грерод, а сибренош - специальный термин для сочетания грерод + кулаз. Однако я счёл, что утяжелять повествование ещё и такими деталями будет лишним. Поэтому в тексте так часто встречается нейтральное и не слишком информативное слово "полукровка", чаще всего заменяющее грубо аналогичный термин хрейф (эмоционально нейтральный, но способный послужить и оскорблением).
   Однозначно оскорбительное "смесок" (в оригинале - "ском") технически означает потомка полукровок различного происхождения - такого, как злосчастный Сорх. Когда сибренош рождает дитя от другого сибренош, это ещё ничего; а вот когда от полукровки жермар + харав, итогом будет именно смесок, безусловно не способный ни к какой родовой магии, а порой и вообще к магии не способный. Точнее, способный примерно в той же мере, что машир. Для таких и ранг вечного младшего ученика - за счастье великое.
   Наконец, потомки чистокровных и "правильных" полукровок будут именоваться в тексте квартеронами (как правило, с указанием крови доминирующей расы, но не всегда). То есть на три четверти "правильный", но на одну четверть - увы. Например, Кальфа - довольно типичная ункале-квартерон. Трудность с применением термина заключается в том, что чаще всего о неприятном факте нечистокровности применительно к квартеронам не говорят. По большей части они обладают полным или почти полным набором родовых магических талантов и считаются чистокровными - примерно как Карроз с её 3/8 крови кулаз в жилах считается грерод. Однако тут уже могут вмешиваться иные факторы, от чисто внешних до "политических". В результате чего та же Карроз с её стандартной внешностью оказывается благородной, а вот Кальфа с её отнюдь не стандартной внешностью и непростой судьбой - вытесненной в категорию полукровок. Да, представители Дома Зверя тоже склонны "встречать по одёжке". В этом плане они мало отличаются от людей.
   Стереотипность мышления - увы, куда более частое явление, чем его релятивизм.
  
   Дом Зверя и секс: физиология против культуры
   На примере цикла размножения особенно чётко видно различие между людьми Земли и разумными млекопитающими Нарадума. У последних правит бал эструс, в быту чаще называемый течкой. При этом никаких регулярных месячных не наблюдается: овуляция у женщин привязана к результатам спаривания (непременно гетеросексуального; при гомосексуальных связях механика выхода созревших яйцеклеток из яичников не запускается) и управляется не гормонами половых желез, а секретами гипофиза. Говоря проще, в естественном виде сексуальность женщин Дома Зверя имеет чёткую временную локализацию и вне эструса "засыпает". У мужчин сексуальность обычно тоже спит, но не так крепко и может очень быстро - буквально за считанные минуты, если не секунды - проснуться под влиянием феромонов, выделяемых женщиной "в поре".
   Таким образом, мысль Карроз в шестой главе ("мужчины не связаны циклом") не вполне точна, но и не слишком ошибочна.
   Цикл нормальной сексуальной активности для разных рас Дома различен; в среднем, от одного эструса до другого проходит чуть более 1 бирелл (примерно 150-200 дней). Исключением являются харав, инлейн, сиври и некоторые другие расы Линий Резца и Рога, у которых цикл занимает порядка 35-40 дней (у выведенных селекцией сиври, иногда, ещё меньше). У ряда рас Линии Рога цикл занимает до двух с половиной и даже трёх бирелл. При этом не так уж редки - примерно у 5-25%, смотря по обстоятельствам, от общего числа женщин - нарушения цикла, имеющие психологическую (или, точнее, психофизиологическую) природу. В отсутствие подходящих партнёров эструс может не наступать в положенный срок. Чаще всего такие нарушения происходят в том случае, если женщин окружают мужчины "неподходящих" рас, с "неправильным" гормональным фоном и "чуждыми" запаховыми метками.
   Так, ункале в окружении жермар вполне может оставаться фригидной десяток бирелл и более. Но вот у кулаз в окружении грерод нарушений цикла, скорее всего, не будет: мало того, что расы принадлежат одной Линии, так ещё и в её пределах сравнительно близки.
   Как водится, стройную и упорядоченную картину нарушает самый непредсказуемый фактор из всех возможных: разум. Легко и просто было бы сказать, что млекопитающие Нарадума спариваются исключительно по часам, а большую часть времени - асексуальны. Но реальная картина, как водится, куда сложнее. Ибо зоны в мозгу, ответственные за сексуальное возбуждение и удовлетворение оного, в "спящей" фазе цикла размножения никуда не исчезают и вполне могут быть активированы искусственно.
   Разумеется, без участия резкой гормональной перестройки, характерной для эструса, представителям Дома Зверя настоящее удовольствие от секса получить сложно. Но можно. К тому же при желании сонную лошадь вполне удаётся подстегнуть: для этого существуют специальные заклятья (вспомним, как беднягу Геральта пугали оргазмом "без ритуальных телодвижений" - да-да, это оно самое!), гормональные зелья (как правило, с наркотическим эффектом), специфические трансовые практики, живо напоминающие о тантра-йоге. И если трансовые практики, несмотря на сложность в освоении, в среде ничтожных распространение имеют, то заклятья и зелья - это уже игрушки исключительно для сарье. То есть аристократов. В среде благородных семейств особая сексуальная магия распространена довольно широко, несмотря на связанную с нею опасность.
   А опасность этой магии велика. Заклятья, доставляющие удовольствие "на дом", вызывают привыкание. Но это полбеды; хуже, что отделы нервной системы, на которые они воздействуют, своим возбуждением вызывают торможение высших нервных функций. Оглупление от любви - вовсе не фигура речи! Оно и у людей-то имеет место (по статистике, коэффициент интеллекта влюблённых падает на 10-15 пунктов и даже более, смотря по обстоятельствам), а уж в Доме Зверя... как сказывается падение ай-кью на способности создания заклятий и контроле Силы, объяснять излишне. Гормональные наркотики вдобавок ко всему перечисленному сбивают сроки нормального цикла и даже могут привести к бесплодию.
   Но запретный плод сладок - и регулярно бывает сорван...
   Напоследок о культурной специфике. Осуждать Карроз за лесбийские наклонности не вполне корректно. Если уж говорить о сексуальных перверсиях, то осуждать следует прежде всего само стремление к удовлетворению вне соответствующей фазы цикла. Кроме того, следует учитывать, что гетеросексуальные контакты из-за неизбежного риска выглядят менее удобными, чем гомосексуальные. Принимая во внимание необходимость в контроле рождаемости и, говоря прямо, сильно падающий во время эструса самоконтроль, гомосексуальные контакты для аристократок - едва ли не единственный социально приемлемый способ решения проблемы с сексуальной разрядкой. Сегодня Карроз следит, чтобы тётушка не спарилась с кем попало, а завтра уже тётушка окажет ей аналогичную услугу. Всем выгодно, всем удобно, никто не в обиде. От собственной физиологии никуда не сбежишь. Прийти же в себя в финале цикла и обнаружить, что беременна от харава из числа ничтожных, причём неизвестно, от какого из полудюжины - перспектива не шибко вдохновляющая. И возложить на мужчин вину не получится: женщина в поре - соблазн почти непреодолимый.
   Судить представителей Дома Зверя меркой христианской морали вообще не особо разумно. Если уж проводить какие-то параллели, уместнее будет сравнение с дохристианскими культурами Рима и особенно Греции. Естественность наготы, спокойное отношение к почти любым видам секса, также не составляющего предмета многочисленных табу... впрочем, отличия всё равно с запасом перекрывают сходство.
   Например, отношения противоположных полов в Лабиринте и в Древней Греции несхожи чуть менее чем полностью - притом, что в Лабиринте особого равноправия также нет в помине. Всё из-за той же физиологии, да. Кстати, отнюдь не порицается (опять-таки, особенно и прежде всего в аристократической среде) инцест...
   В общем, разумные Нарадума - не люди, и этим всё сказано.
  
   О Доме Рептилий
   Разумные представители Дома делятся на четыре Линии. А именно:
   Линия Панциря ("черепахи"; представители считаются специалистами по магическим щитам, фортификации, артефактам и длительным ритуалам);
   Линия Гатора ("крокодилы", древнейшая и, пожалуй, сильнейшая Линия; магические специализации - атакующие чары, вскрытие щитов, анализ чужой магии);
   Линия Ящера (специалисты по проклятиям, ловушкам, использованию местных условий, химерологи, "походные" ритуалисты);
   Линия Змея (токсикологи, целители, алхимики).
   *Линия Клюва (ныне составляет подчинённую фракцию в Доме Пернатых, остатки Линии в Доме Рептилий ассимилированы Линиями Гатора и Ящера либо уничтожены)
   Разумеется, всё выше перечисленное - просто традиционный взгляд на особенности Линий и не более. Никто не мешает Змеям заниматься атакующими чарами, а Гаторам углубляться в алхимию и целительство. Многое также зависит от специализации рас внутри отдельных Линий. Разнообразие рас у Рептилий, кстати, сильнее, чем у Зверей. Примерно раз в шесть или семь. Просто потому, что этот Дом старше.
   Ещё один важный фактор: межрасовое скрещивание. Если в Доме Зверя, самом молодом, особых проблем не возникает, то в Доме Рептилий гарантированно плодовитое потомство даёт лишь скрещивание между расами одной Линии. А вот при скрещивании, например, Гатора и Змея потомство появится, но - бесплодное либо с проблемами по этой части. Как нетрудно догадаться, это способствует отдалению разных Линий и ужесточению политической борьбы внутри Дома. Также это приводит к более строгому контролю над тем, кто кому оплодотворяет кладку. В сравнении с аристократией Дома Рептилий благородные Дома Зверя относятся к полукровкам и ничтожным с прямо-таки братской снисходительностью...
   И ещё несколько слов о фенотипических различиях.
   Представители Линии Панциря (преимущественно травоядные) выделяются наличием того самого панциря. Зачастую рудиментарного, похожего на костяную пластину от загривка до талии - но хотя бы такой панцирь у представителя "черепах" должен быть. С человеческой точки зрения все разумные Линии Панциря довольно уродливы, непропорционально сложены и неуклюжи. Хотя это последнее мнение порой обманчиво. Локти рук у "черепах" смотрят вверх, подвижность плечевого сустава (опять-таки по людским меркам) ограничена, на предплечьях нередко имеются дополнительные природные щитки. Но кисти рук, словно в порядке компенсации, более ловкие и гибкие. Четыре их пальца частенько действуют проворнее и точнее пяти пальцев какого-нибудь жермар или кулаз. Ноги, как правило, короткие, мощные. Хороших бегунов в Линии Панциря отродясь не бывало. Однако выносливости им не занимать.
   Представителей Линии Гатора легко узнать по специфическому строению кожных покровов - да-да, той самой "крокодиловой коже", которая резко отличается от чешуй Ящеров и Змеев. Среди них не редкость расчленяющая окраска, но чаще встречается раскраска предупредительная, по которой, собственно, и опознаются различные расы Линии. Кстати, молодь имеет защитную окраску, яркие цвета - признак зрелости, появляющийся примерно на десятый-двенадцатый бирелл. Общим признаком для всех Гаторов служит наличие мощного опорного хвоста, без которого они вряд ли могли бы держать равновесие при передвижении. Подвижность плечевых суставов у них также ограничена (за редкими исключениями), локти рук смотрят "в стороны". Кисти четырёхпалые (ещё одна общая для Линии черта), пальцы мощные и грубоватые: среди Гаторов не редкость перемещение на четырёх конечностях, особенно в спешке. Последняя из особенностей Линии, достойная упоминания, - отсутствие линьки. Это роднит Гаторов с расами Линии Панциря и отделяет от двух других Линий.
   У разумных Линии Ящера, как и у всех Рептилий, есть хвост. Но опорных функций при ходьбе он не выполняет. Для прямоходящих рас Линии это почти такой же рудимент, как для "черепах", для "устремлённых" (то есть тех рас, для которых нормально наклонённое вперёд положение туловища) висящий в воздухе хвост работает противовесом. Ещё одна отличительная особенность Ящеров, правда, характерная не для всех рас Линии, - костяные гребни на голове, шее и спине. Но уж если такой гребень есть, можно быть уверенным, что разумный обладатель оного - не Змей, не Гатор и не "черепаха".
   Представители Линии Змея резко отличаются от всех прочих разумных Дома тем, что у них конечности в передвижении не участвуют. На самом деле для крупных живых существ ползать, а не ходить - мягко говоря, довольно неудобно. По легенде, в Нарадуме именно Змеи приспособили для перемещения такую полезную штуку, как колесо. Они же, а вовсе не признанные химерологи-Ящеры, вывели суркахов со шхартами. Да и вообще они - большие выдумщики, немного бунтари и даже, чего там, новаторы. Это вызывает конфликты меж ними и Линиями Панциря и Гатора, по традиции консервативными. Впрочем, вернёмся к фенотипу. У Змеев чётко прослеживается внутрилинейная иерархия, зависящая от числа рук. Одна пара котируется слабо, две пары позволяют претендовать на более высокое положение, доминируют же шестиконечные - Великие Наги. Сверх того, Змеи - единственная Линия в Доме Рептилий, у ряда рас которой имеются рога. Разумеется, совсем не похожие на рога соответствующей Линии Дома Зверя, но важен сам факт.
  
   О тотемах
   Выше, в статье о расах и фенотипах, проводилось разграничение тотемов на слабые и сильные. На тот случай, если различие оказалось интуитивно не ясным, уточню диспозицию.
   Но для начала скажу несколько слов о "тотемизме" Дома Зверя как явлении в целом.
   С земным тотемизмом бытующие в Нарадуме представления имеют мало общего. С точки зрения земного тотемизма вполне в русле традиции находятся классические фэнтезийные эльфы с их Кровью Звёзд в жилах или гномы, "ведущие происхождение от камней". Эльфы и гномы более "правильные" тотемисты, чем расы Дома Зверя. Почему?
   Потому что земной тотемизм либо списанный с него тотемизм эльфогномов - комплекс суеверий. Обычаев, воззрений и правил. Тотемизм Нарадума - рабочая, подтверждённая вековой практикой теория. При этом никто из более-менее образованных сарье, пользующихся данной теорией, не считает, будто харав действительно произошли от серых крыс, а кулаз - от полосатых пардов. И уж тем более никто не запрещает, например, грерод убивать мечезубов, как это требуют представления земного тотемизма (что в сцене, предшествующей клеймению Ниллимы, показано с предельной ясностью: убив Братца, Долиг ни на мгновение не задумывается ни об искупительной жертве, ни об иных классических обрядах).
   Наполнение понятия "тотем" для разумных обитателей Нарадума совершенно иное. Вкратце всё это выглядит так. Мир пронизан биением жизни, её токами, имеющими конкретные формы. Дух разумного существа, пройдя соответствующий обряд, способен входить в резонанс с этими формами, черпая в них мудрость и Силу. Тотемы - это и есть конкретные формы жизни, которым соответствуют конкретные духовные свойства и вполне определённые магические таланты. При этом самого наличия энергии в тотеме мало, нужно ещё уметь эту энергию взять. Что возможно далеко не всегда. Поэтому-то такой тотем, теоретически мощнейший, как онгр, остаётся тотемом в чистой теории: никто из теплокровных Дома Зверя не способен войти в полноценный резонанс с онгром. И с другими видами растений, от садотов до полоха, - тоже. Энергию из растительных аур можно черпать напрямую, но от полноценной тотемной связи это отличается так же, как соединение двух бытовых устройств через USB-порты - от беспроводной передачи энергии.
   Ну и об отличиях тотемов.
   Слабый тотем - это жизненная форма, не являющаяся доминирующей и не обладающая пропорциональными резервами магической Силы. Здесь теоретики Дома Зверя используют понятие областей разграничения, чтобы объяснить, почему те или иные виды являются сильными тотемами, а другие - слабыми. Скажем, с мечезубами всё просто и очевидно. Для ургаж, тотема вуллан, тоже вопросов не возникает: более крупных грызунов в силгаме Кхерс просто нет. Но почему силён тотем серой крысы? Да потому, что в своей области они также не имеют значимых конкурентов. В отличие от кустарниковых кошек машир: этим приходится "бороться за влияние" с добрым десятком видов иных мелких хищников.
   Разумеется, тотемы благородных родов всегда сильны. А у остальных - как получится. Но значительная сила тотема не гарантирует обладания властью, что ясно на примере харав.
   И, разумеется, написанное выше - это по большей части официальная точка зрения на силу и слабость тотемов. Как там оно на самом деле, вопрос отдельный.
  
   О магических рангах
   Чтобы снять ряд вопросов, кратко опишу иерархию магов Дома Зверя.
   Нулевым рангом может считаться разумный, проявивший себя как дикий ведун/дикая ведьма. То есть толком не обученный адепт-интуитивщик. О какой-либо школе в случае таких адептов говорить обычно не приходится, хотя, конечно, попадаются изредка сильные и умелые "дикари", обученные ренегатами и отщепенцами. Попадаются также уникумы, от природы имеющие много Силы - но это уже совсем редкость.
   Первый ранг - младший ученик. Владение базовыми техниками, вроде способности черпать энергию из каналов эмерон во время медитаций, знание не менее шести-семи заклятий, минимально необходимый для их активации магический резерв.
   Второй ранг - старший ученик. Уверенное владение базовыми техниками сарье, для благородных - наличие активной связи с тотемом (то есть восполнение потраченного резерва без медитаций), знакомство с основами специфических техник: для целителей одних, для боевиков - других, ну и так далее. Знание от пятнадцати и более заклятий, средний резерв.
   Третий ранг - мастер. Знание базовых техник, достаточное для обучения им, уверенное владение специфическими техниками. Понимание магии мастером должно быть достаточно глубоким, чтобы воссоздавать утраченные и редкие заклятия, артефакты, зелья, др. - разумеется, лишь то из утраченного наследия, что попроще. Резерв от среднего до значительного.
   Четвёртый ранг - Старший маг. Ими редко становятся в возрасте шести-восьми ванаг; как правило, для эволюции мастера в Старшего мага требуется десять ванаг и более, то есть на наш счёт - от полутора веков. Для получения, точнее, подтверждения этого статуса мало просто Силы или просто искусства - необходимо органичное сочетание того и другого. (В частности, Уэрну для признания Старшим не хватает резерва: давно добравшись до первого естественного порога, он никак не может совершить прорыва на следующую ступень... хотя и близок к ней). Обычно маги этого ранга хорошо знают сотни заклятий и имеют огромный резерв. На порядок, а то и все два превосходящий таковой у мастеров.
   Пятый ранг - Старший мастер. Объём резерва у магов этого ранга больше, чем у магов предыдущего, но не всегда. Собственно, разницу между Старшими мастерами и просто Старшими определяет несравненное искусство первых. Для признания на этом уровне требуется полное воссоздание какой-нибудь редкой магической техники или даже направления искусства. Кстати сказать, те чары массового поражения, что спят под фортами, созданы именно одним из Старших мастеров. Как нетрудно догадаться, количество изученных заклятий и резерв на этом уровне уже не имеют большого значения. Также излишне говорить, что практически все Старшие мастера - чистокровные представители благородных родов, если не вообще основатели таковых.
   Шестой ранг - анмир лерре, Узлы Линий. На этом уровне размер личного резерва и лично же освоенные заклятия уже роли не играют. При этом сами анмир лерре сильно отличаются по своим возможностям. Даже очень сильно. Как ромашка, ива и дуб.
   Седьмой ранг - Лучи Дома Сияющих. Некогда им служили определённым противовесом Колодцы Дома Поглощающих, но теперь конкуренцию им составляют разве что Древнейшие из Дома Древних. Маги седьмого ранга способны перекраивать топологию эмерон... нет, не каналов, а именно и непосредственно эмерон. Правда, не делают этого, по большей части ограничиваясь пассивным наблюдением и поддержанием порядка. Потому как почти любое их вмешательство без ограничений Силы приводит не к расширению жизненного пространства Нарадума, а к его сокращению. Ломать - не строить, да...
   Восьмой ранг - Предтечи. Ага, те самые, из Первого Отдела (а на вопрос "отдела чего?" жлобный аффтар покамест промолчит). Правда, по факту восьмым рангом обладали только семь старших разработчиков и ещё несколько претендовали, более или менее успешно, но это уже не так важно... важнее, что Предтечи, все до единого - полноценные, опытные высшие маги, к тому же успешно замахнувшиеся на статус демиургов. И ещё важно, что на момент начала "Эмиссара" маги такого ранга как активные сущности в Нарадуме отсутствуют. Одно из важнейших следствий из данного факта - неуправляемый дрейф этой искусственной мини-вселенной. Другое важнейшее следствие - невозможность создания новых силгамов или хотя бы качественного воссоздания повреждённых. А так как повредить сети эмерон могут и Узлы Линий, картина в целом складывается печальная.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"