Нейтак Анатолий Михайлович : другие произведения.

Гениальность и социальность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.84*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В порядке иллюстрации некоторых высказываний. Чтобы можно было не повторяться, а просто вставить ссылку.


Гениальность и социальность

   Начну с определения. Универсальный гений это человек (шире, любое разумное существо), проявляющий более чем выдающиеся способности в нескольких слабо (вообще никак не) связанных областях сразу. Например, в математике, биологии и поэзии.
   Строго говоря, никаких не связанных областей человеческой активности нет. Точно так же, как нет частей континуума, не связанных друг с другом. (Чёрные дыры - и те прочно связаны со Вселенной узами гравитации; микромир с его дискретной природой - связан). А в культурном пространстве связность становится многомерной. Даже обладая обычным бытовым мышлением, от гениальности далёким, с помощью ассоциативных цепочек можно связать всё со всем. А гений на то и гений, чтобы просто чувствовать то, что другие способны, в лучшем случае, рассчитать или ещё как-то воспроизвести, полагаясь на чужое мнение. Соткать паутину искрящихся смыслов одним взглядом там, где другие вынуждены действовать ощупью, гадательно.
   Наши времена оскудели на универсальных гениев.
   Или это так кажется?
   Получивший широчайшую известность казус с сёстрами Полгар намекает на то, что потенциальных гениев вокруг гораздо больше, чем нам кажется. Возможно, не так далека от истины оценка супругов Белаш, писавших о 2-3 разумных из каждой сотни. То есть взяв как исходный материал человека с интеллектом заметно выше среднего, а затем муштруя его с как можно более раннего возраста - и не с пяти, пятилетний уже потерян, а с года-двух, лучше же вообще с рождения - мы сможем создать из него специализированного гения в какой-то области. В шпионаже и боевых искусствах, если речь идёт о ниндзя. В шахматах, если речь о сёстрах Полгар. В музыке, если имеем дело с Моцартом. И т. д.
   Да, используемые при этом методы современная либеральная педагогика отвергает. Да, методы создания мотивации при такой муштре могут вызвать и неприятие, и протест со стороны муштруемого. Особенно если какие-нибудь добрые дяди и тёти из правозащитных организаций объяснят ему, что "так жить нельзя". Что ребёнок (нет, не сразу, но по достижении определённого возраста - да, свободно!) имеет право заводить домашних животных, общаться со сверстниками, курить, пить, трахаться, участвовать в выборах, употреблять наркотики и вообще обжираться свободой по полной программе.
   Брось ты эту скрипку, парень (компьютер, кисть и краски, боккэн, книгу, далее - всё, везде и всегда). Брось, иди во двор, мяч гоняй! Это же куда прикольней - не то, что твоя обычная занудь!
   (Вот ещё зачем нужно муштровать именно с полутора-двух лет: если начать рано, футбол будет волновать мало, а стая "нормальных" сверстников, озабоченных рангово и сексуально, станет вызывать брезгливую оторопь пополам со здоровым скепсисом. Да и стая эта вымуштрованного не примет, что тоже ценно.
   Кстати, именно по описанному рецепту возвысилась моя Эйрас сур Тральгим).
   Но вообще-то я сейчас не об этом, хотя эмоционально тема цепляет, да ещё как. Я - о том, что в современном западном мире (а тем самым, как ни печально, и в мире вообще) есть место для гениев специализированных, но для универсальных - нет.
   Специалист поглощается - то есть, пользуясь формулировкой помягче, встраивается в ячейку - соответствующей социальной структуры, института или иерархии. Он социализируется, и, в сущности, без особых проблем. Пусть в современном мире мала экологическая ниша для, например, поэтов или специалистов по абиссальной фауне - что с того? Ниша есть, и её можно занять. Но вот гений универсальный... нет уж, на эту силищу уздечку не накинешь. В нишу не посадишь, восьмичасовым рабочим днём не ограничишь.
   Универсальные гении создали современную цивилизацию, как она есть. Иные прорывы можно записать на счёт гениев-специалистов. Но прежде, чем прокладывать широкие магистрали в направлении главных ударов силами нескольких гениев-спецов, сотен просто талантливых людей и тысяч представителей масс, нужен универсал: тот, кто укажет путь и направит людей вдоль магистрали, существующей пока что только в его воображении. Высветит пугающий мрак в пустоте неизвестности, сделает его частью обжитого мира хотя бы в мечтах. А там и до проектов дойдёт, дай лишь срок.
   Нехоженые тропы, неявные закономерности, цветущие луга за неодолимыми барьерами - вот область приложения сил для гения высшей пробы, для живого тарана и Пламени Творящего, принявшего внезапно по прихоти природы человеческий облик.
   Одна из бед Запада, наряду с засильем демократии, правозащиты для тех, кого лишь каторга исправит, и избытком свободы для тех, кто в ней вовсе не нуждается - сила инерции. И тех самых социальных институтов. Мощность напластований памяти. Хотя Запад, как уже сказано выше, создали таким, какой он есть, универсальные гении, хотя простора для них там по сию пору существенно больше, чем на Юге или Востоке, - увы! Преодолеть потенциальный барьер накопленного знания и забросить в неведомое трал любопытства с некоторых пор невозможно. Даже забросить туда удочку и выловить истину незнакомых очертаний, не вошедшую в каталоги - и то сложно. Почти за гранью вероятного.
   Я бы даже "почти" не сказал, если бы не надеялся на лучшее.
  
  
   Ну и некоторые итоги размышлений об обществе в сублимированном виде. К теме гениальности напрямую не относятся, но...
  
   Принцип запрета Селдона/Мула (социодинамический аналог принципа Паули): люди не равны друг другу и не могут быть приравнены один к другому.
   Следствие Ефремова: социальная энтропия (глубина воронки инферно) тем больше, чем сильнее стремление к нивелированию различий между людьми.
   Комментарий Достоевского - Ницше - Перумова: вседозволенность страшна не тогда, когда поднимает в небо, а тогда, когда втаптывает в грязь.
   (За кадром раздаётся издевательский хохот Микки и Мэллори Нокс)
   Принципы Сталина: социальная организация достигается помещением людей в определённые ниши (роли, моды, узлы, пр.). Свобода человека в социальной нише ограничена, порой ограничена насильственно. В идеальном обществе не должно быть людей, не имеющих своей ниши. Минимизация числа индивидов вне ниш, как и свобода внутри ниши, может осуществляться насильственным путём.
   (Будах наблюдает и молчит. Рядом сжимает кулаки и зубы дон Румата Эсторский).
   Принцип перестройки: если социальная организация не позволяет людям перескакивать из одной ниши в другую, меняя шило на мыло и синицу на журавля, такая организация не может быть устойчивой в меняющихся условиях.
   Взгляд Форкосиганов, или Улыбка Фортуны: условия всегда меняются.
   Комментарий Дао Дэ Цзин: смена людьми ниш увеличивает социальную энтропию и способствует росту страдания. Счастливый человек подобен муравью, а не бабочке.
   Наблюдение Белецкой - Чениной: устранение лучших из социума ведёт к деградации последнего, даже если лучшие устремляются ввысь. (Доказано И. Эльтеррусом в "Отзвуках серебряного ветра")
   Подход Лазарчука - Успенского: в плане социальной организации мозаики предпочтительнее башен. И пирамид.
   Комментарии Иванова - Громова: эффективность во враждебном окружении требует диктатуры; эффективность в дружественном окружении требует демократии.
   Мнение Высшей Аншин: вождём при диктатуре становится самый сильный; вождём при демократии становится самый сладкоречивый. Дабы не выбирать между Сциллой и Харибдой, отнимите власть у сильных и заставьте замолчать сладкоречивых, а затем отдайте власть мудрейшему.
   (Собеседник Олди пожимает плечами, нисходит в пыточный застенок и восходит на плаху; Принцесса Резановой сбегает, оставляя свой равнодушный народ на растерзание герою-освободителю; вволю налюбовавшись на это безобразие, Елена Долгова задумчиво кивает и строит технократию, а Хлан Траагс воплощает Паутину. Многочисленные борцы с мировым злом немедленно начинают воевать против диктата систем безличной власти).
   Реплика Адили Тер Шимат: отнять свободу легче, чем вернуть свободу; сломать крылья быстрее и проще, чем поставить на крыло. Если можешь не отнимать свободу - не отнимай. Если можешь дать свободу - пытайся.
   Постулат Сарины Келл Морайя, наставницы из рода наставников: долг учителя состоит не в том, чтобы как можно лучше социализировать ученика, но в том, чтобы дать ученику выбор, кем становиться... и становиться ли вообще.
   Наблюдение Эйрас сур Тральгим: не каждому ученику на пользу свободный выбор.
   (пока автор громоздит оправдания, Эйрас убивает Терин)

Оценка: 5.84*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"