Нейтак Анатолий Михайлович : другие произведения.

О мета-, пара- и гипертехнологиях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.84*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшое уточнение-расширение маленького обзора, с обновлением от 26.11.11 г.

О мета-, пара- и гипертехнологиях

Говоря грубо, все современные технологии разбиваются на три ветки: материальную, энергетическую, информационную. Изготовление лопатки турбины или полиэтиленового пакета - материальная технология. Преобразование кинетической энергии падающей воды в энергию электрическую, а также химической энергии горения бензина в поступательное движение автомобиля - примеры энергетических технологий. Ну а работа операционной системы или, скажем, графического процессора даёт нам представление об информационных технологиях.

Примеры именно что грубы, потому что в чистом виде ни одна технология не может быть сведена к одной из перечисленных плоскостей. Когда процессор компьютера осуществляет вычисления числа пи, представленного как десятичная дробь, это сопровождается колебаниями электромагнитного поля и, конечно же, выделением тепла, т. е. преобразованием энергии. Форма помянутой лопатки турбины рассчитывается на компьютере. Но всё же оказывается возможным выделить главенствующую плоскость и сказать: это - преобразование энергии. Это - преобразование материи. Это - преобразование информации.

Назовём метатехнологией такую технологию, для которой проекция технического процесса на какую-то одну из трёх плоскостей представляется некорректной.

Сравнительно простой пример: нанотехнический синтез металлорганического полимера. Это метатехнология, существующая как объединение материального и информационного. Стоит убрать любой из компонентов - и синтез рассыплется, станет невозможен. Пресловутые управляемые силовые поля, столь популярные в фантастике - пример информэнергетической метатехнологии. Завершает перечисление метатехнология, оперирующая одновременно материей и энергией - то, что по-английски зовётся matter-energy conversion. То бишь превращение материи в энергию и наоборот. Управляемая (и обратимая!) аннигиляция. (Когда Совёнок в "Городе и ветре" пугала беднягу Тэйона превращением вещества в энергию, это была именно такая метатехнология; иначе говоря, существо, владеющее подобными преобразованиями реальности, является языческим божеством либо приравнивается к таковому; разработав процедуру магической репродукции и сотворив белого ворона, Ниррит доказала, что ей тоже доступен данный уровень оперирования Силами).

В настоящий момент человечество лишь подбирает ключики к настоящим метатехнологиям - и прохождение через технологическую сингулярность можно описать как овладение одним из таких ключей. (Каким конкретно, не так уж важно).

Назовём паратехнологией такую технологию, для адекватного отображения которой равно необходимы все три проекции техпроцесса - и материальная, и силовая, и информационная. Практическое применение паратехнологии - атрибут уже не языческого божества, но демиурга. Опытный высший маг обязан свободно владеть хотя бы одной из паратехнологических ветвей, иначе его уже нельзя назвать опытным. Да и вообще - высшим.

Впрочем, сопоставление не вполне корректно, как будет показано ниже.

Талаэр, эти технобоги (см. совместный с Ю. Гладченко проект "Антидот"), обладают более чем обширным метатехнологическим инструментарием, но вот паратехнологии для них остаются чем-то из области terra incognita. Что, с человеческой точки зрения, к лучшему .

Впрочем, даже у паратехнологий имеются теоретические границы. Находятся эти границы аккурат там, где паратехнология, трансформируясь, превращается в гипертехнологию. Дадим определение: гипертехнология есть такая технология, реализация которой требует выхода за рамки законов и логики отдельно взятого континуума. А порой - вообще любых континуумов.

Примером простейшей из классических гипертехнологий может служить Электронный Насос, описанный в романе Азимова "Сами боги". Более ранний образчик технологий такого уровня дан в романе с нарицательным названием "Машина времени". Ибо нетрудно доказать, что в рамках "принятых правил вселенной" работа устройства, способного перенести в объективное прошлое мира любой объект, даже чисто информационный, не реализуема. Темпоральный шунт из "Путешествий Тафа", позволяющий ускорять либо замедлять локальный ход времени, относится к паратехнологиям, ибо не посягает на принцип причинности. Любая полноценная машина времени типа Уэллсовской работает уровнем выше.

(Здесь, конечно же, не рассматриваются случаи "переноса в прошлое", относящиеся к так называемой игровой магии save/load. В виртуальных мирах с лёгкостью и без выхода за рамки принятой логики реализуются даже эффекты, которые в Текущей Реальности находятся за чертой понимания. Между тем полноценная, высокодостоверная виртуальность, рассуждая теоретически, может быть реализована уже на метатехнологическом уровне, если не на чисто информационном).

Обретение магом высшего посвящения равносильно переходу от пара- к гипертехнологиям. Правда, большинство начальных эффектов высшей магии всё равно является преломлением Силы мага на более низкие уровни; новичок от высшей магии придаёт особый смысл выражениям "забивать гвозди микроскопом" и "дикарь с ядерной дубиной".

Следует отметить, что гипертехнологии принципиально отличаются от любых технологий более низкого уровня. Одно из таких отличий - трудности с дифференцированием и ранжированием. Обычные, мета- и даже паратехнологии не посягают на целостность мира, они только лишь используют свойства уже имеющегося порядка. Гипертехнология - любая - даёт выход за пределы локальной (читай, реальной) физики. Что, разумеется, нарушает наличный баланс порядка и хаоса, меняет критерии открытости/закрытости физических систем, смещает термодинамическое равновесие, нарушает принцип причинности и пр.

Технологии низшего уровня управляют реальностью. Гипертехнология реальность творит.

С наших нынешних позиций гипертехнологии представляют собой нечто невообразимое, нереальное... или же сказочное. Потому не так уж часто можно встретить примеры таковых в жёсткой научной фантастике. А вот в фэнтези, в том числе и в произведениях, относимых к фэнтези лишь формально, гипертехнологиям раздолье. В качестве примеров можно вспомнить сцену из "Посланника" Парфёновой, во время которой Олег переместил себя с ученицей в наглухо заблокированное от телепортации место. Как? Да попросту "перепрыгнув" барьеры, на краткое время полностью избавившись от какого-либо воплощения в материальной вселенной и заново "собрав" себя уже там, где хотел и куда не мог попасть иными путями. (Сходный случай имел место в "Гибели богов" Перумова, где Маг Хедин прошёл сквозь полностью непроницаемый для материи и магии барьер, на краткий миг став чистым светом; правда, там имел место, скорее, паратехнологический процесс, та самая конверсия материи в энергию и обратно, тогда как Олег избавился вообще от какого бы то ни было воплощения).

Различие технологий разных уровней удобно рассматривать не только на примере разного рода перемещений, но и трансформаций. Скажем, классическое оборотничество - это процесс метатехнологический. Случай Лотара Желтоголового из фэнтезийного цикла Н. Басова следует поместить уровнем выше, так как трансмутации главного героя управляемы в довольно широких пределах, порой обходя и закон сохранения материи. А вот мгновенные изменения плотного тела, освоенные Рином Бродягой из моей "Попытки говорить" - это уже гипертехнология... правда, "слабая", не вполне подконтрольная разуму. Пользуясь ею, Рин не способен создавать новые воплощения - может лишь выбирать из "неопределённо большого", но не бесконечного разнообразия форм. Также он не может свободно играть с размерами своих тел и пр.

В связи с выше сказанным интересен вопрос о гуманитарных высоких технологиях. Более подробно многие детали таких технологий рассмотрены в классических произведениях, которые разбирать здесь нет смысла. Так, достаточно типичной социальной метатехнологией является коммунизм. Другая технология сопоставимого уровня - это Библиотека из цикла о Возвышении Д. Брина. К какому уровню относить психоисторию А. Азимова, разнообразных андроидов и автономных роботов, технологии биологического бессмертия, киборгизации и пр., каждый читатель может решить сам, опираясь на конкретные примеры из фантастической литературы.

Если же вернуться к социальному регулированию в чистом виде, не могу не упомянуть технологии эгрегориальной коррекции, практикуемые так называемыми Контролирующими из текстов Белецкой, Чениной и Эльтерруса. Низший, метатехнологический уровень такой коррекции осуществляют ди-эмпаты, не относящиеся к структурам Контроля либо выполняющие работу низовых Контролирующих структур. Однако даже этого уровня воздействия достаточно для формирования и стабилизации мультимировых конклавов, занимающих порой территории целых галактик. Различные паратехнологии практикуются собственно Контролирующими.

Лично мне несколько обидно, что гуманитарные гипертехнологии в реальности Белецкой, по всей видимости, составляют привилегию сущностей из Сфер Творения, "не доходя" при этом до воплощения в плотных мирах. В методах работы Сэфес и других представителей маджента-структур всё же мелькает нечто близкое... но - не то, не то.

По жёсткому правилу, введённому авторами, Контролирующие лишены свободы выбора, а потому могут подталкивать к реализации потенциально возможные варианты событий, но не могут их творить. А ведь гипертехнологии начинаются именно там, где воплощается свобода творчества! Таким образом, смертные, имеющие право выбора, не имеют права действия, ибо малы, слабы и ограниченно информированы. С Контролирующими, по преимуществу имеющими дело с последствиями чужих решений и исправляющими наиболее вопиющие ошибки слепцов, всё строго наоборот. Проще говоря, не знающие творят, знающие надзирают, но никто не имеет выхода из замкнутого круга.

Ничего удивительного, что при таких вводных все Контролирующие, без исключений, глубоко несчастные существа, а реальность Белецкой - Чениной - Эльтерруса в целом довольно-таки неуютна, порой до безнадёжности.

19.10.09 - 18.04.11

19.07.11 - дополнение к основной статье.

Примерная градация технических уровней, классификация Амдра-Лиэ:

лоутек - начальные технологические уровни, без унификации или с низкой унификацией деталей; основной источник энергии - мускульный, "живая сила".

мидтек - нижние технологические уровни. Характерным признаком миддлтека является использование тепловых двигателей и конвейерного производства.

скайтек - средние технологические уровни. Не имеют жёсткой границы, отделяющей их от миддлтека и стартека, используются как отдельные элементы в рамках и более низкого, и более высокого уровней. Характерными признаками уровня служит использование атомной энергии, простых лазеров, простой электроники, искусственных спутников и др. космических аппаратов начального этапа.

стартек - высокие технологические уровни. Начинается с комплекса ноу-хау, позволяющих добираться от одной звезды до другой, заканчивается на уровне прыжковых технологий включая последние ("слабая" версия стринг-технологий). Для стартека является нормальным освоение гравитационных приводов, квантовых вычислительных устройств, синтезаторов органики, наличие полноценной виртуальности. Источники энергии стартека - это (на начальном этапе) термоядерные реакторы и антиреакторы - т.е. масс-энергетические конверторы (на конечном этапе).

годтек - "божественные" технологии, в некотором роде, синоним кларктеха (устройств, эффект работы которых неотличим от чуда). К уровню годтек относятся "сильные" сверхразумные искины, вероятностные шунты, пространственные порталы, стринг-технологии и астроинженерные технологии, на микроуровне - агломерирующие "полевые" наномашины, на инфоуровне - "моделирующие" типы виртуальных реальностей и устройства мгновенной связи. Вершиной годтека можно назвать создание станций метрики: модификаторы реальности, врата иных вселенных.

Примерная градация магических уровней, классификация Амдра-Лиэ:

лоупси - начальные проявления биоэнергетики, без или почти без успешной передачи навыков от учителя к ученикам.

мидпси - начинается с открытия принципа гримуара либо устойчивых ментал-ментальных связок, позволяющих не только разрабатывать "личные" магические техники, но и успешно обучать неофитов. На уровне мидпси лежит развилка развития: если культура использует гримуары, реализуется "магическая" ветка, если используются ММ-связки - "псионическая".

скайпси - подобно скайтеку, не имеет чёткого отделения от уровней ниже и выше него. В общем и целом, скайпси можно охарактеризовать как (для "магической" ветви) уровень овладения "стихийной" магией, то есть преобразованиями физических энергий в "сырую" магию и обратно, создания простых големов, развитие артефакторных искусств. Скайпси для "псионической" ветви развития - это создание эгрегориальных концентраторов, манипуляции объектами астрала (начальный уровень), опционально - создание элементальных проекций и односторонней связи с цивилизациями соседних звёзд.

старпси - для "магической" ветки: качественное овладение "элементарной" магией с соответствующим развитием естествознания, создание полностью искусственной среды обитания, революция в инфомагии и матемагии, синтез нематериальных големов и автономных разумных артефактов. Для "псионической" ветки: биосферные концентраторы, двусторонняя межзвёздная связь, целенаправленное сотворение мороков и других реальных иллюзий, средний и высокий уровень манипуляции объектами астрала.

годпси - высшая магия как она есть. Для "псионической" ветки развития характерно проявление коллективного годпси, для "магической" - индивидуальная трансценденция.


Оценка: 5.84*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"