"Черная пятница"
2013 года окончательно похоронила намерения государств, хотя бы
совместно, финансировать какие-либо серьезные пилотируемые программы.
Что бы ни заявляли на этот счет политики. Даже возвращение землян на
Луну отодвинулось на неопределенный срок. Ситуация холодной войны с
космической гонкой между США и СССР оказалась неповторима, зато
затяжной мировой экономический кризис стал печальным настоящим. По
сей день, двадцать лет спустя, мы расхлебываем его последствия.
Но нашлись люди,
наделенные непреодолимым любопытством ― двигателем прогресса,
к тому же обладавшие огромными капиталами. Они не стали ждать, когда
государства снова накопят достаточные бюджетные ресурсы, а ученые
и конструкторы создадут футуристические атомные, ионные, фотонные или
совсем фантастические гравитационные двигатели.
Созданная в 2014 году компания
"Небесные приюты" (Space
Shelters Co, сокращенно Spashel) сделала ставку на более массового туриста и за пять лет
разработала отель с центробежной силой тяжести на дюжину постояльцев,
готовых выложить от одного до пары миллионов сильно похудевших евро за 10 дней на
орбите. Это было на порядок
дешевле, чем драл со своих клиентов Роскосмос за весьма убогое проживание на
МКС и лишь чуть дороже стоимости пятнадцатиминутного суборбитального прыжка у "Вирджин Галактик". Средством доставки на орбиту
постояльцев стал минишаттл на 12 пассажиров и двух
пилотов, а для экстренных случаев предусмотрели две восьмиместные
спасательные посадочные капсулыИлл.1.
К тому же от постояльцев не требуются многомесячные изнурительные тренировки, вполне хватает пары недель общедоступной подготовки.
Уже во время проектирования и строительства уютной космической
гостиницы туда образовалась очередь в несколько сот человек. После объявления о планах вывести "Звезды КЭЦ"2
на регулярные рейсы к Луне, оснастив их многоступенчатой двигательной установкой
и многоразовыми аппаратами для экскурсий на ее поверхностьИлл.2,
число желающих перевалило за тысячу.
Развитие частной пилотируемой космонавтики помогло очистить ближний космос от мусора. Были приняты такие технические нормативы конструирования ракетоносителей и космических аппаратов, которые исключили попадание на низкие орбиты всякой неконтролируемой мелочи, опасной для возвращающихся из дальнего космоса кораблей. Для этого также были установлены специальные орбитальные "коридоры", совершенно свободные от любых спутников и их элементов.
На сегодня ажиотаж
несколько спал, но пока еще каждый год находится две-три дюжины
экстремалов, жаждущих за кровные 20 миллионов пощекотать себе нервы
эфемерной перспективой встречи с лунатиками-инопланетянами3
или, на худой конец, лично убедиться, что Нил Армстронг со товарищи в
самом деле оставил следы на ночном светилеИлл.5.
Не пустует и околоземная гостиница вдвое больше первойИлл.6.
К ее услугам частенько прибегают даже "государственные"
исследователи космоса для периодической реабилитации
опорно-двигательной и кровеносной систем организма во время
длительной орбитальной работы, особенно перед возвращением на Землю.
В результате владельцы
"Небесных приютов" накопили многолетний опыт безаварийной
эксплуатации орбитальных гостиниц, экскурсионных "лунников"
и собрали средства, достаточные для финансирования дальних
межпланетных полетов. Начали в 2028 году с экспедиции к "Утренней
звезде" на десятиместном МПК (межпланетном пилотируемом
комплексе) "Роберт Годдард"Илл.7, названном в честь пионера
американской космонавтики.
Когда автоматы
окончательно доказали, что жизни на Марсе на данный момент нет,
пришло время землянам ступить на его поверхность, и, само собою,
первым пожелал стать один из пионеров частной космонавтики
Илон Маск. Храбрец был не одинок. Вместе с ним 12 апреля 2031 года
в сопровождении экипажа из четырех профессионалов ― астронавтов
США и Евросоюза, космонавта России и тейкунавта Китая ― в
экскурсию на Красную планету отправились еще одиннадцать таких же
богатых экстремалов из разных стран.
Это удовольствие
большинству из них стоило недешево: примерно по 200 млн докризисных
евро с носа. Но некоторым (совладельцам Spashel) билет на
межпланетный корабль обошелся существенно дешевле. Зато правительствам пришлось
раскошелиться и выложить за своих "профи" куда более
круглые суммы.
А за год до старта
экспедиции к Красной планете были отправлены резервный
жилой модуль и запасной возвратный ускоритель. Они
успешно вышли на орбиту Марса, обеспечив дополнительный уровень
безопасности пилотируемого полета. Установленные на них ретрансляторы
позднее поддерживали устойчивую связь между ЦУПом,
базовым кораблем и экскурсионными модулями.
Сам экспедиционный
пилотируемый комплекс не пришлось строить заново. Взяли два Space
Shelter-а, для экономии веса демонтировали парашютные системы,
заправили припасами и запчастями "под завязку", так,
чтобы с гарантией хватило на год с лишним. Оснастили восемью
трехместными аппаратами для экскурсий на поверхность. Состыковали с
многоступенчатыми бустерами для набора второй космической скорости и
одновременно с пакетом ускорителей для старта с орбиты Марса вывели
параллельными курсами на межпланетную трассуИлл.8.
После разгона все три
модуля соединились цепочкой, жилые секции распахнулись и раскрутились
для создания на "нижних" палубах "гравитации"
эквивалентной 0,5 g (выяснилось, что этого вполне хватает для
поддержания неограниченно долго нормального физиологического тонуса человека),
солнечные батареи развернулись в рабочее положение максимальной
засветкиИлл.9.
И, как сказал А. С. Пушкин: "Громада двинулась и рассекает
волны..."
Раздельное ускорение
трех составных частей МПК "Сергей Королев" позволило при
сравнительно небольших размерах ускорителей и умеренном расходе
топлива разогнаться свыше 16 км/сек и долететь до Марса меньше чем за
шесть месяцев. С "погодой" на Солнце повезло: лишь один
раз за это время имела место довольно опасная вспышка, из-за которой
путешественникам пришлось "сложить крылышки" своего
корабля, развернуть его кормой к светилу и переждать космический
"ливень" в каютах на затененном конце МПК.
Высокоскоростная и
надежная система хорошо защищенной от взлома многоканальной связи позволила большинству
пассажиров совершить полет "без отрыва от производства",
хотя и непросто, скажем, давать руководящую взбучку подчиненным с
расстояния в 80 с лишним миллионов километров, когда паузы между репликами
превышают 9 минут. Четверо "отпускников" и экипаж
профессионалов соревновались в выращивании овощей и фруктов в
"огородах" на средних палубах жилых секций, вели
астрономические наблюдения и проводили эксперименты на самом
разнообразном оборудовании. Проживание каждого в одноместной каюте, многочисленность, высокий уровень
образования, наличие всевозможных талантов и обширных интересов у
"экскурсантов" и их "опекунов", твердость характера и бодрость духа у каждого из них способствовали
формированию устойчивых групп по интересам и сохранению благоприятной
психологической обстановки в течение всей экспедиции.
На подлете к цели после
юстировки траектории три модуля расстыковались, разошлись примерно на километр
и свернулись в коконы для торможения в атмосфере Марса.
Благодаря великолепной точности навигационных расчетов и безупречной
работе всех систем они вышли на орбиту и из радиомолчания
одновременно. В ЦУПе аплодисментами встретили многоязычную
разноголосицу приветствий "марсонавтов" друг другу и
Земле. Вскоре "Сергей Королев" снова стал единым целым на
круговой орбите и экипаж приступил к подготовке посадки первых двух
экскурсионных аппаратов, прозванных "марсианскими блохами".
Перед этим за минованием надобности с модуля возвратных ускорителей была
сброшена теплозащита.
Перед входом в верхние слои атмосферы "блоха" избавилась от четырех блоков маневровых и тормозных двигателей. Основные парашюты
раскрылись в паре километров от "земли", после чего была
сброшена теплозащитаИлл.11.
С ювелирной точностью управляя куполами, Кондакова вывела аппарат на
центр ровной площадки рядом с одним из холмов. На высоте в несколько
десятков метров сработали тормозные двигателиИлл.12.
После касания грунта колесами шасси пиропатроны отстрелили стропы, а
финишёр увел парашюты подальше от места посадки.
С легким "пш...,
пш..." откинулись дверцы-лестницы, и впервые над поверхностью
Марса закружились снежинки из земной влаги. Маск поспешно спустился
по ступенькам и только собрался произнести историческую фразу,
наподобие сказанной за 60 лет до него Нилом Армстронгом, как его
перебила выходившая с противоположной стороны Кондакова, воскликнув
по-русски: "Ух, ты! Они здесь уже побывали!"Илл.13
― Кто? ―
опешил пионер Дальнего Космоса.
― Ну, эти, как
их... зеленые человечки. ― И, перейдя на английский, добавила,
― Топайте сюда, сами увидите.
Через несколько секунд
все трое в изумлении разглядывали вполне обыкновенную двутавровую0
балку, торчащую из соседней дюны. А дальше в песке проступали руины,
напоминавшие заброшенный причал или склад где-нибудь на берегу
высохшего Аральского моря.
Долговязый Прохоров,
почесывая затылок шлема, протянул: "Да-а-а... Похоже, сюда
давно никто не заглядывал". Маск-младший проворчал: "Вот черт! Мы вроде Скотта, нашедшего палатку Амундсена... Надеюсь,
хоть, это не земляне".
Даже когда вторая
"блоха", срочно поменявшая курс, доставила еще трех
исследователей, им не хватило ни сил, ни инструментов, чтобы
выковырнуть что-нибудь существенное из этих конструкций. Ножовка,
входившая в комплект оборудования экскурсионных "скорлупок",
балку не взяла, а "болгарки", имевшиеся в ремнаборе МПК питались только от бортовой сети "Сергея
Королева". С трудом отскоблили
немного оранжевой ржавчины (или краски?) и откололи геологическими
молотками несколько маленьких кусочков от этих загадочных
конструкций.
После долгих раздумий и
споров экипажи МЭВА 3 и 4 выбрали для посадки другой район, который
обнадеживал наличием регулярных прямоугольных структур, также
напоминавших развалины. На месте оказалось, что это причудливые
песчаные ветровые наносы. Выяснить, лежат ли под ними какие-либо
искусственные сооружения, можно было бы лишь с помощь мощных
бульдозеров. Два следующих экскурсионных аппарата высадились
поблизости от полярных шапок и действительно нашли там залежи как
"сухого", так и обычного льда. Увы (или, точнее, к
счастью), никаких признаков жизни в них не обнаружилось.
Некоторые горячие
головы предлагали использовать резервную "блоху" для еще
одной высадки, но командир МПК Шепард-младший (внук первого
американского астронавта) решительно пресек авантюру: "Это
будет перебор".
На подлете к Земле
третья ступень возвратного ускорителя с установленной на ней
аппаратурой для наблюдений за Солнцем была отстыкована и последним
импульсом отправлена в сторону МеркурияИлл.18.
Рано утром 9 мая 2032 года жилые секции, разделившись и "окуклившись",
прочертили над Вашингтоном два метеорных следа в верхних слоях
атмосферы. После первого эллиптического витка они украсили вечерний
московский небосвод еще более заметными инверсионными дорожками.
Второй раз "нырнув" в стратосферу, МПК перешел на круговую орбиту, опять образовал единое
целое и, развернув солнечные батареи и раскрутив жилые секции,
приближался к роскошному орбитальному отелю "Spashel
Plasa", встречавшему космического скитальца гигантскими хризантемами
огромного фейерверка.
Первая экскурсия на
Марс благополучно завершилась
и все телезрители Земли с волнением ожидали посадки двух минишаттлов с отважным экипажем "Сергея Королева"Илл.19.
Миллионы "терминаторов"
и "джедаев" с увлечением погрузились в пучины "звездных
войн".
P.S.
Если кому-нибудь, кому хватило терпения дочитать этот текст до конца, придет желание высказать свои соображения лично мне, это можно сделать по адресу grignelidov@gmail.com.
1
До этого рокового решения еще сохранялась возможность создать межпланетный пилотируемый комплекс для экипажа из 5-6 человек на основе модернизированного "Спейс
Шаттла", несколько увеличенного базового отсека МКС и
модифицированных под криогенное топливо первых ступеней ракетоносителей "Союз"
и "Энергия"Илл.20
(подробнее с этим проектом можно ознакомиться на
http://samlib.ru/n/nelidow_g_l/kosmoturizm.shtml).
2 Так
в честь родоначальника научной космонавтики К. Э. Циолковского
называлась орбитальная станция в одноименном научно-фантастическом
романе А. Беляева.
3 Хитроумная приманка: в
случае представления надежных доказательств такого контакта компания
обещает вернуть счастливчикам плату за проезд!
4 Их
основные конструктивные элементы уже были испытаны на лунных
экскурсионных аппаратах. От них "марсолеты" отличаются в
основном сбрасываемой теплозащитой и парашютной тормозной системой,
а также тем, что при старте с Марса представляют собой
трехступенчатую ракету (баки по мере расходования топлива
сбрасываются).
5 Эти тренажеры-симуляторы выглядят примерно так: Илл.21