Нелидов Григорий Львович : другие произведения.

Давайте слетаем на Марс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

 []К сожалению, этот текст уже почти нет смысла читать, поскольку необратимые решения состоялись и "шаттлы", как и "Буран" отправились в небытие. Советую посмотреть размещенный здесь же репортаж из будущего "Первая экскурсия на Марс", он и написан поживее и технические идеи в нем посвежее. А если он попадется на глаза кому-нибудь из пионеров частной туристической космонавтики, глядишь ― побудит их к практическим шагам в направлении на Красную планету.




Гр. Нелидов



Давайте слетаем на Марс дешево и сердито!



 []


 []Вот такое письмо перед последним полетом "Дискавери" я отправил Д. А. Медведеву:

 []В конце прошлого века М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин прикрыли программу "Энергия-Буран". Ныне тот же роковой просчет совершают американцы, свернув строительство и модернизацию многоразовых пилотируемых кораблей, и планируя вскоре вообще прекратить их использование. Интересно, что они скажут, когда с Луны на них станут строго поглядывать китайцы, или когда над Вашингтоном начнет регулярно пролетать многоразовый орбитальный корабль "Поднебесной"? Тут-то и выяснится, что, сэкономив деньги, напрочь потеряли специалистов и технологии, и новый "Шаттл" делать некому и не на чем. Прямо, как у нас в России сейчас: даже если позарез надо будет, пупок надорвем, а "Буран" без посторонней помощи не построим.
 []И в США, и в СССР были созданы великолепные машины. Им просто не нашли правильное применение. Еще не поздно совместными усилиями исправить эту ошибку и реанимировать и ту, и другую систему. Настоящее предназначение космических челноков ― дальние межпланетные пилотируемые экспедиции. Они помогут людям гораздо раньше 2030 года слетать на Марс, а заодно в процессе испытаний вернуться на Луну и побывать на орбите Венеры.
 []Все эти россказни про необходимость сначала разработать ионные, ядерные и прочие футуристические двигатели в переводе на понятный нам язык означают: хотите послать человека на Красную планету, гоните ваши денежки в немереных количествах. Казалось бы логично: уж коли высадка на Луну обошлась в 25 млрд долларов в ценах конца 60-х - начала 70-х годов прошлого века, то нынешних похудевших денежек придется выложить минимум на порядок больше. На самом деле, ситуации в начале космической гонки и после ее окончания в корне различны.
 []Тогда приходилось разрабатывать с нуля и принципиальные схемы, и технологии, и конструктивные решения. Абсолютно все, начиная с математических алгоритмов управления космическими аппаратами, кончая самым простым крепежным болтом. Но сейчас совершенно нет нужды тратить огромные средства на изобретение какой-то новой и неиспытанной системы. Практически все необходимое для полета на Марс уже проверено в деле. Это долговременные орбитальные станции, многоразовые корабли "Спейс Шаттл" и "Буран", ракетоносители (РН) "Энергия" и "Союз". Надо только правильно поставить задачу инженерам все это объединить в одной машине.
 []Вот примерно такой межпланетный пилотируемый комплекс (МПК) уже лет через шесть-семь, максимум через десять, мог бы ответить на вопрос, есть ли жизнь на Марсе:

 []
РН "Энергия" и МКК "Буран" с ускорителями 2-й ступени межпланетного пилотируемого комплекса (МПК)
РН "Энергия" с НСО, "марсианскими" модулями и блоком ускорителей 1-й ступени
МПК в сборе перед стартом с орбиты Земли
 []
Сброс ускорителей 1-й ступени МПК и раскрытие солнечных батарей
Взлетно-посадочный аппарат (ВПА) готовится к спуску на поверхность Марса
Сброс теплозащиты после открытия основных тормозных парашютов
 []
Экипаж ВПА приступает к работе на поверхности
Двухступенчатый возвращаемый модуль ВПА стартует на орбиту Марса
Вторая ступень возвращаемого модуля ВПА стыкуется с МПК
 []
Старт с орбиты Марса. Отдение первых ускорителей 2-й ступени МПК
Сброс последних ускорителей 2-й ступени перед торможением в атмосфере Земли
Установка шасси и вертикального киля перед приземлением после отделение НСО
 []Модернизированные "Буран" или "Спейс Шаттл" оптимально подходят в качестве ядра межпланетного пилотируемого комплекса (МПК). В нем и в состыкованном с ним отсеке, аналогичном российскому базовому модулю международной космической станции (МКС), вполне хватит места для экипажа из 4-7 человек и системы жизнеобеспечения, с запасами на 2-3 года полета. Переделанные под криогенное топливо блоки первой ступени "Энергии" (на Украине до сих пор производят их аналог ― ракетоноситель "Зенит") можно использовать для разгона с орбиты Земли. "Боковушки" первой ступени РН "Союз" после аналогичной модификации обеспечат запас топлива для обратного полета. Крылья орбитального корабля прикроют их во время аэродинамического торможении в атмосфере Марса при переходе на его орбиту.
 []Наиболее сложная задача ― создание пилотируемого посадочного аппарата. Предлагаемая здесь схема похожа на посадочный аппарат советской лунной программы и на уже испытанный в деле лунный модуль проекта "Аполлон".Разница сводится, по сути, только к установке теплозащитных экранов и парашютной системы мягкой посадки, аналогичной системам десантирования с самолетов тяжелой бронетехники.
 []Учитывая печальный опыт "Аполлона-13", надо обязательно предусмотреть максимальную взаимозаменяемость конструктивных элементов основных систем всех модулей МПК, в особенности, систем жизнеобеспечения, энергоснабжения и связи. Например, кислородный баллон, блок очистки воздуха, аккумуляторная батарея с марсианского посадочного аппарата должны быть в точности такими же, как аналогичные детали орбитального корабля или научно-стыковочного отсека с тем, чтобы их можно было без проблем поменять местами.
 []Для подъема компонентов всей системы на околоземную орбиту потребуются два-три запуска РН "Энергия". Первая выведет в космос "Буран" или "Шаттл" с ускорителями для возвращения с орбиты Марса. Вторая
 [] "Энергия" доставит на орбиту сборки разгонный блок первой ступени МПК, и научно-исследовательский модуль с аппаратами для высадки на Марс. Возможно, для этого понадобятся два тяжелых ракетоносителя. Опыт стыковки массивных космических аппаратов накоплен при строительстве МКС.
 []Если в предлагаемой программе будет использоваться "Спейс Шаттл", его целесообразно запускать обычным способом. Американцам нужно будет только несколько увеличить характеристики твердотопливных ускорителей первой ступени и объем бака второй ступени, что позволит вывести на сборочную орбиту "челнок" с уже установленными разгонными блоками для возвращения от Марса к Земле.
 []Чтобы космонавты не скучали во время долгого пути желательно разместить в научно-стыковочном модуле мощный телескоп для астрономических наблюдений и оборудование по производству различных материалов и научных исследований.
 []Посадку на Марс выполнит лишь один из спускаемых аппаратов с экипажем из двух человек. В штатной ситуации взлетный модуль доставит на материнский корабль полторы сотни килограммов марсианского грунта. Большую часть его возможно удастся продать коллекционерам по сотне долларов за миллиграмм и разом вернуть немалую часть затрат. В случае необходимости резервный аппарат, управляемый одним пилотом, будет исполнять функцию спасательного и, соответственно, вернется на орбиту с потерпевшим аварию экипажем и лишь с несколькими килограммами образов.
 []Есть ли смысл тащить обратно к Земле неиспользованный посадочный модуль ― вопрос непростой. С одной стороны, это увеличит затраты топлива, с другой ― сэкономит средства при подготовке второго такого полета.
 []При возвращении "Буран" сначала сбросит скорость до орбитальной в верхних слоях атмосферы. На орбите будет отстыкован научно-исследовательский модуль (его можно присоединить к МКС), смонтировано вертикальное хвостовое оперение и установлены на свои места стойки шасси. Потом корабль совершит посадку на Землю.
 []Чтобы проект стал явью, пока не поздно, нужно собрать всех, кто еще помнит, какие технологии, оборудование и материалы потребовались для создания комплекса "Энергия-Буран", провести ревизию того, что имеется в наличии и определить, что потребуется восстанавливать или заново разрабатывать в России и закупать за границей.
 []Такие вложения, на мой взгляд, гораздо рациональней, чем приобретение зарубежных долговых обязательств или безнадежные попытки спасения динозавров российского автопрома. Они помогут не только придать новый импульс отечественной космонавтике, но и позволят модернизировать технологическую базу металлургической, авиационной, радиоэлектронной промышленности, всего ВПК в целом, укрепить обороноспособность страны, не вызывая излишнего беспокойства за рубежом. Наоборот, американское руководство будет только признательно и раскошелится, если ему будет предложен оптимальный выход из ситуации, когда США остаются без пилотируемых космических кораблей.
 []Марсианскому проекту необходима поддержка и участие в его финансировании не только США и России, но и Европейского союза, Китая, Индии, Японии, Бразилии. Морковкой для них может стать предложение вложить в общее дело, скажем, пару-тройку миллиардов долларов и получить свой национальный многоразовый пилотируемый космический корабль. Возможно, стоит подумать о создании международной корпорации, наподобие Ост- и Вест-Индских компаний времен европейской колониальной экспансии. Это позволит привлечь немалые частные инвестиции. Вообще, надо постараться, чтоб на 40 бюджетных рублей, затраченных на реализацию такой программы, наши аэрокосмические фирмы получили из-за рубежа на 10 евро заказов.
 []Испытательные полеты позволят создать постоянные поселения на Луне, начать ее реальную приватизацию и эксплуатацию ее природных ресурсов. Было бы интересно провести планетарный биологический эксперимент на Венере, засеяв ее атмосферу различными микроорганизмами, обитающими на Земле в экстремальных условиях, и посмотреть, каков будет результат через пару десятков лет.
 []Такая программа реанимирует блистательные разработки выдающихся советских и американских ракетостроителей и оправдает гигантские средства, в них вложенные, придаст новый импульс мировой космонавтике и послужит расширению международного научного сотрудничества. Косвенно ее осуществление будет способствовать снижению напряженности и военного противостояния в мире, поскольку увеличит долю мирной продукции в производстве предприятий военно-промышленного комплекса России, США и других стран-участниц проекта.
 []Мне представляется, что пилотируемая экспедиция к Марсу ― это, помимо прочего, та внеэкономическая цель, которая поможет всему миру преодолеть нынешний кризис, имеющий скорее ценностную, чем финансово-экономическую или социальную природу.

 []Через пару недель советник департамента письменных обращений граждан и организаций сообщила, что мое письмо направлено в Федеральное космическое агентство. Вот так: пишешь барину, а получаешь ответ от приказчика на вопрос, который не задавал даже его хозяину. Что скажет Роскосмос, если вообще удостоит ответом, мне лично (смотрите в начале) понятно априори.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"