Нелин Аким Владимирович : другие произведения.

Салон Ненаписанных Произведений

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


"Салон Ненаписанных Произведений"

  
   Жизнь держит зеркало перед Искусством, и воспроизводит игру воображения художника, скульптора или писателя. Выражаясь научным языком, основа жизни - Аристотель назвал бы ее энергией жизни - это всего лишь стремление к самовыражению, а Искусство постоянно преподносит новые формы для его достижения. Жизнь за них хватается и немедленно использует, пусть даже иногда себе во вред
   (Оскар Уайльд)
  
   День выдался пасмурный, но по-зимнему светлый, с лёгким морозцем. Выпавший совсем недавно снег, тихо хрустел под подошвами, жалуясь на то, что дворник плохо прочистил дорожку. Странно, один из лучших хосписов города, и экономит на уборке снега.
   Я прошел до бокового корпуса, поднялся на широкое крыльцо и попал в вестибюль. Далее стандартные ритуалы - гардероб, бахилы, маска, халат, бдительный осмотр медсестры на посту.
   Палаты здесь были одноместными у всех - просторные, с ярким обоями, телевизорами и бесплатным "вай-фаем". Все условия для тех, кто "уходит" - были бы деньги на оплату. Феликса сюда устроил один из бывших студентов, ныне очень обеспеченный человек, из тех, чьи имена иногда мелькают в новостях. Профессор сначала сопротивлялся, но потом, когда состояние стало ухудшаться, был вынужден согласиться.
   -Привет Ваня. Пришел навестить старика? - увидев меня, Феликс сел на кровати. Даже здесь, в больничной одежде, похудевший он не выглядел умирающим. Та внутренняя искра, что всю жизнь привлекала к нему людей, никуда не делась, не планируя, казалось потухать ещё очень и очень долго.
   -До старика вы дожить не успели, - я присел на стул. - Шестьдесят - ещё зрелость.
   -Ну, тело говорит другое. Чувствую я себя на все семьдесят. Если бы не уколы - было бы вообще на сто семь.
   -Почему на сто семь? - не понял я.
   -Потому что не на сто восемь, - Феликс хмыкнул. - Только не спрашивай дежурное "как вы тут?". Сам видишь, всё рву связи с бренной реальностью. А они всё не рвутся. А мне бы в небо...
   -Успеете ещё. Вот, принёс, как любите, - протянул пакет с фейхоа. Феликс эти зелёные "недокиви" просто обожал и мог съесть тонну.
   -Да не стоило. Мне все их несут. Куда ещё эти дену?
   -А куда их обычно девают?
   -Ну, я бы мог ответить по-гусарски, но смолчу. Расскажи лучше, как там у нас на филфаке?
   Я принялся рассказывать новости нашего учебного заведения - Кто ведёт бывшую кафедру Феликса, как приживаются очередные, спущенные сверху новшества, как сам понемногу готовлюсь к защите диессертана. И ещё много о чем...
   Нас прервал медсестра. Феликсу пора было на процедуры.
   -Ты подожди. Это недолго, - с этими словами профессор пересел на кресло и позволил увести себя из палаты.
   Некоторое время я просто сидел на стуле, задумчиво уставившись в окно, на зимнее небо и верхушки заснеженных деревьев. Облака понемногу расходились прорехами и солнечные лучи, радостно спеша, рвались вниз. В солнечном свете палата, как по волшебству, преобразилась, превратившись из кельи обречённого - в пересадочную станцию на пути в "иные дали"
   Ещё бы точно знать, что там, в этих "далях?..
   Я осторожно пошевелился на стуле. Поправил пакет с фейхоа на тумбочке, отметил время на часах над входом.
   И заметил эту проклятую книгу...
   Томик в яркой бумажной обложке сиротливо жался в углу подоконника, наполовину скрытый стопкой синих папок. Его цвета показались слишком знакомыми...
   Я поднялся, подошел к подоконнику и аккуратно вытащил книгу. Повертел в руках, взглянул на переплёт...
   Алексей Леонидов "Нашествие обсидианового льда".
   Протёр глаза. Перечитал ещё раз. Потряс головой, отгоняя морок.
   Но, такого не может быть!
   Пролистал книгу, задержавшись на первых и последних страницах. Название, иллюстрации, оглавление - но никаких типографских данных!
   Может фэнфик? Кто-то отпечатал для себя. Что он делает у Феликса?
   Бегло прочила пару первых страниц. Стиль был точен. Я достаточно читал Леонидова, чтобы знать это.
   Этой книги не должно существовать!
   Алексей Леонидов десять лет, как завязал с фантастикой, так и не дописав дилогию "обсидианового льда". Писатель перебрался в Европу, занялся журналистикой и критикой. Выпустил пару остросюжетных детективов. Он активно общался с фанатами в соцсетях, вёл блог. И многократно заявлял, - продолжения "Льда" не будет, эта тема, ему уже не интересна. Жаль. В своё время я зачитал первую часть до дыр.
   Неужели Леонидов врал?! Или кто-то написал фэнфик, так точно копируя стиль?!
   -Читаешь? - Я даже не заметил, как Феликс вернулся в палату.
   -Феликс Станиславович, откуда у вас эта книга? - я почти упал на стул.
   -Эта? Один друг принёс. Я давно прочел, а он всё не забирает.
   -Друг? Какой друг?
   -Савелий. Ты его точно не знаешь, - профессор внимательно посмотрел на меня - А почему это вдруг так заинтересовало?
   -Этак книга - она же не авторства Леонидова - верно? - я проигнорировал вопрос.
   -Да почему же? - не понял он.
   Тут я вывалил на бедного Феликса всё, о чем думал последние пару минут назад.
   -Не знал, что ты фанат Леонидова?
   -Ещё какой! Точнее был - пока он писал фантастику. А тут стиль скопирован просто один в один!
   -Это стиль Леонидова. И книгу, "написал" он, - профессор странно выделил слово "написал" - Только доступна она, скажем так, для узкого круга лиц.
   -Для узкого круга?! А мы все ждали! Вот же!.. - пришлось сделать усилие, чтобы не выругаться.
   -Не психуй, - Феликс был насмешливо-спокоен - Если так проще, можешь пока считать, что Леонидова вынудили скрыть книгу от широкой публики.
   Его слова показались мне несколько странными.
   -Кто вынудил?! Мафия? Спецслужбы?
   -А тебе так важно, - профессор резко сменил тему - Книгу ты обнаружил - вот и замечательно. Если хочешь, можешь взять её почитать,
   -Почитать... - я оторопел, - Вы, её... Мне...
   -Тебе. Только обещай, что ни одна живая душа не узнает. Ни на словах, ни в сети.
   -Клянусь и обещаю! - Затараторил я, и схватился за заветный томик, как утопающий за бревно - Я прочитаю и верну! Через три дня.
   -Вернёшь... - кивнул Феликс, и вдруг грустно улыбнулся, - Только вот... есть некоторая вероятность, что три дня я могу и не протянуть...
   -Тогда давайте раньше! Я и за сутки могу!..
   -Так, стоп! Вспомни, что я говорил на лекциях?!
   -"Лучше прочесть одну книгу тщательно, чем проглотить десять", - отбарабанил я.
   -Зная тебя - три дня как раз хватит. А если меня не станет, вернёшь книгу уже владельцу.
   -А где мне искать владельца?
   -Он сам тебя найдёт. Вернее - ты найдёшь место, где есть этот владелец.
   -Что-то не понимаю вас.
   -Если не успеешь вернуть мне сюда - просто носи эту книгу всегда с собой. На работу, на отдых, даже на свидания, - в голосе профессора прорезалась каменная серьёзность.
   -Ладно, - я медленно кивнул.
   -Нужное тебе место называется "Салон Ненаписанных Произведений". Когда войдешь, отдай книгу за стойку и скажи, что от меня.
   -А если?..
   -Никаких "если". Всё будет нормально, - Феликс взял фейхоа, повертел в руке, но есть, пока раздумал, - А теперь беги домой, читать. Сейчас должны Лёва с Валей прийти, а медсестры не любят, когда в палате много народа.
   -Хорошо! Я через три дня прибегу!
   -Давай-давай, - улыбнулся он.
  
   Книгу я вернуть не успел.
  
   Телефонный звонок, и вот уже солнечное зимнее утро припорошено горечью конечности человеческого существования.
   Феликс не стало ночью. Смерть пришла за ним во сне.
   Значит, придётся выполнять обещание, каким бы странным оно не было.
  
   Зимнее кладбище было наполнено народом. Пришли все - друзья, коллеги, бывшие студенты и просто знакомые - почти сотня человек. Людское пятно живой масляной кляксой растянулось вокруг свежей могилы, утаптывая городской грязью свежий снег.
   Я держался в стороне, лишь изредка перебрасываясь парой слов со знакомыми филфаковцами. Подошел бросить горсть земли, дождался пока свежий холмик начнут скрывать одеялом венков и поспешил прочь, по широкой дуге огибая машины у входа. Поминки Феликс терпеть не мог и те, кто хорошо его знали, наверняка тоже сейчас отправятся домой. А остальные - как хотят.
   Семьи у профессора не было. Женщины были, возможно и дети - не знаю. Феликс ненавидел постоянство, к которому причислял и брак. Он двигался по жизни, решительно отбрасывая то, что пыталось приковать чему-то одному.
   Только это не мешало людям тянуться к нему, чувствуя эту странную искру. Я был не исключением.
   Книга лежала в рюкзаке.
   Обещание умершему, не та вещь, от которой можно легко отмахнуться, да я и не пытался. Хотелось встретиться с таинственным владельцем книги и расспросить о том, откуда она появилась и, чего уж греха таить, нельзя ли заиметь экземплярчик? Всё равно уже знаю о её существовании.
   До метро можно было доехать и на автобусе, но я надеялся найти место, где можно было бы перекусить. Однако на пути не попадалось ничего подходящего - только парочка элитных "кофеен", где одна чашка кофе стоила половину моей зарплаты.
   Далеко впереди замаячила станция метро - и тут удача наконец улыбнулась. Из переулка, прямо передо мной вышел пожилой мужчина в дорогом пальто. В руке он сжимал аляповый пластиковый пакет, от которого шел вкусный запах свежей выпечки.
   Переулок бы узким и явно не проездным - дальний конец перегораживали решетчатые железные ворота. Слева, пара магазинчиков под неброскими вывесками, справа несколько дверей. И небольшое кафе.
   Заведение оказалось не дешевой забегаловкой, а очень даже неплохим местом. Деревянные столики вряд, большая стойка-прилавок, над которой на коричневых панелях мелом было написано меню. Пахло выпечкой и свежим кофе, а ещё, почему-то, мокрым камнем.
   За стойкой хозяйничала молодая девушка в вязаном жилете. Увидев потенциального клиента, приветливо улыбнулась.
   -Что будете заказывать?
   -Я ещё не определился. Может вы, что-то посоветуете?
   -Возьмите мясной салат. Его все хвалят.
   -Ну, если хвалят...
   Вместе с мясным салатом, я взял ещё кофе и лимонный пирог. После устроился за столиком, почти у самого входа и предался чревоугодию.
   Еда действительно оказалось выше всяких похвал. Я даже раздумывал, не взять ли добавки, когда зазвенел колокольчик над дверью и в кафе почти всклочил длинноволосый мужчина в тёплом плаще и с деревянной тростью.
   -Здравствуйте Лео. Вам как обычно? - девушка за стойкой явно хорошо знала этого клиента.
   -Да, но без кофе. Просто сырный пирог и вишнёвую слойку.
   -Проголодались?
   -Ну, ещё бы. Зачитался, забыл о времени.
   -Разве в "Салоне" нельзя взять закуску.
   -Что вы! Даже не всякие напитки. Хотя оно и понятно - книги испачкать можно легко даже в обычной библиотеке. А здесь целый "Салон Ненаписанных Произведений".
   Услышав знакомое название, я вздрогнул.
   -Ну, кое-кто эти правила нарушает - девушка вручила Лео заказ.
   -Разве что те, у кого право посещать "иные области"? Но эти на целые дни пропадают, а есть надо, - Лео взял заказ и отправился к столику.
   Я поднялся навстречу.
   -Простите, вы сказали, "Салон Ненаписанных Произведений"?
   -Да. Только оттуда иду.
   -Он где-то здесь?
   -Конечно! От кафе две двери, третья "Салон".
  
   Третья дверь от кафе оказалась темно-серой стальной глыбой, почти не различимой на такой же серой стене. Ни звонка, ни глазка, ни вывески. Выделялась только ручка - покрытый причудливой резьбой, массивный деревянный многогранник казался чем-то инородным, пришедшим из иных, дальних эпох.
   Я немного поколебался, потом решительно взялся за ручку. Потянул...
   ...Сквозь тело будто рванулся ледяной горный поток, ослепив и оглушив.
   Отдёрнул руку от ручки. Постоял в нерешительности. Очень осторожно взялся снова. Никаких необычных ощущений не появилось.
   Дверь поддалась неожиданно легко. Взгляду открылся глухой коридор с бетонными стенами, освещаемый парой прямоугольных хромированных ламп на потолке. Дальше была ещё одна дверь, близнец первой.
   Я прошагал по коридору, опасливо открыл дверь и прошел внутрь
   Помещение, в которое я попал, оказалось довольно большим. Широкий квадрат с вешалкой у входа, был заставлен лабиринтами мебели - кресла, диваны, аккуратные деревянные столики. Дальний конец комнаты отгораживала стойка, за которой тянулись куда-то стеллажи с книгами. Рядом, уводила наверх широкая деревянная лестница.
   Всё здесь было обставлено в зелёных тонах. Зелёные панели скрывали стены, зелёные абажуры ламп под потолком. Диваны и кресла тоже были тёмно-изумрудного оттенка.
   Словно я вдруг попал в Изумрудный Город из детской книжки.
   Сходство со сказкой усиливал человек за стойкой. Высокий, гладко выбритый старик, был одет в полосатый красно-зелёный жилет и, такого же цвета, кепку. На носу у него сидели круглые очки в зелёной оправе, под цвет остановки. Про себя я, почему-то решил называть его Фарамантом - хотя, в книге, персонаж с эти именем выглядел совсем иначе.
   Кроме старика в помещении были ещё люди - человек пять. Все они что-то читали - книги, журналы.
   Я повесил куртку и, нерешительным шагом, двинулся к стойке.
   Фарамант смерил меня с ног до головы внимательным взглядом.
   -Здравствуйте. Вам что-то принести?
   -Нет... Я пришел отдать книгу, - Чувствуя себя крайне неловко, под пристальным взглядом старика, покопался в рюкзаке и вытащил томик Леонидова. - Мой друг, просил вернуть её в... этот "Салон".
   -Феликс? - Фарамант взял книгу. Кивнул чему-то своему - Всё верно. В последнее время часто получал и возвращал произведения через друзей.
   -Так получилось... Феликс умер... Сегодня были похороны.
   -Очень жаль. Профессор был посетителем "Салона" много лет. А вас он видимо прислал на замену себе?
   -Что... нет, я...
   Нас прервали. К стойке подошел полный усач в синем костюме и протянул Фараманту книгу в бежевом переплёте. Я мазнул взглядом по переплёту, но не успел толком разглядеть название, кажется что-то про милорда Кугеля...
   -Уже прочли?
   -Да спасибо. Жаль автор не задумал продолжения.
   -Желаете что-либо ещё?
   -Нет. Не сегодня. Книги как вино - должны отстояться в голове.
   Усач попрощался с Фарамантом и направился к выходу. Потом старик снова обратился ко мне.
   -Вы же здесь впервые, - это был не вопрос. - Рекомендую просто посидеть, проникнуться атмосферой "Салона". На столиках есть общие книги - может вам что-то приглянется.
   -Хорошо... спасибо.
   Я отошел от стойки, присел на диван в уголке. Взял со стола первую попавшуюся книгу - но даже не открыл.
   Куда я попал? Это что, частная библиотека для "узкого круга"? И почему, старик за стойкой сказал, что я замена Феликса?
   Вопросы, вопросы, вопросы...
   Я почти собрался с духом, подойти к Фараманту и спросить о книге Леонидова...
   -Вижу вы новенький?
   На диван, рядом присел молодой мужчина, в светло-бежевой рубашке. Странно я не слышал, как он подошел.
   -Нет... Не знаю... Я тут случайно.
   -Ну, случайно сюда не попадают, - незнакомец улыбнулся, протянул руку, - Я Джефф.
   -Иван, - я ответил на рукопожатие, более внимательно разглядывая нового знакомого.
   Каштановые волосы, правильно открытое лицо и интересные глаза, карие, с чуть суженными, зрачками. - Я пришел вернуть книгу. Обещал профессору...
   -Профессору. Не Феликсу случаем? Он же болен и давно должен был...
   -Похороны были сегодня.
   -Что же... он помолчал секунду - Пусть отдыхает "там". А вы, думаю, его студент?
   -Бывший, - кивнул я - Сейчас уже аспирант.
   -Я тоже учился у Феликса - правда довольно давно и не здесь. Профессор читал курс лекций, по контракту, в другом, скажем так, учебном заведении. Позже мы случайно встретились уже в этих стенах... - Джефф потряс головой, словно отгоняя давние воспоминания - А вас он, видимо счёл достойным оставить "Салону" вместо себя?
   -Что значит, счёл достойным? - и этот туда же!
   -О, это слишком долгая история. Если у вас нет...
   Его слова прервала затейливая мелодия. Джефф вздрогнул, потащил из кармана брюк телефон. Или устройство очень похожее на телефон. Прочитал что-то на экране - тихо выругался. Повернулся ко мне:
   -Закон подлости, - срочные дела достали именно в самый неподходящий момент.
   -Так бывает, - ляпнул я.
   -Но упускать посвятить неофита... Ну, уж нет! Минуту... - Джефф резко вскочил. Почти подбежал к стойке и о чём-то недолго говорил с Фарамантом. Потом старик на минуту исчез среди стеллажей, а возвратившись, вручил ему книгу.
   Джефф вернулся ко мне.
   -Вот, возьмите. Читайте перед сном и, если "Салон" вас принял, мы поговорим...
   -Поговорим? Не понимаю?..
   -И не надо. "Салон" всё сделает сам. Просто читайте книгу перед сном. А я вынужден откланяться, - Джефф кивнул мне на прощание и опрометью бросился к лестнице на второй этаж.
   Я проводил его взглядом, потом взглянул на книгу. Рэндольф Картер "Этюды об осознанных сновидениях". Это что - эзотерика? Зачем она мне?!
   Хотел подойти к Фараманту, но старика за стойкой не обнаружилось. Ну, подождём!
   Но время шло, а служитель так и не появлялся. Более того, помещение покинули все посетители, и я остался в одиночестве. Да и усталость, всё настойчивее, давала о себе знать...
   В конце концов, я плюнул и пошел за курткой. Обещание Феликсу выполнено, да и место теперь известно. Приеду завтра.
  
   Квартира встретила уютным молчанием зимнего вечера.
   Я переоделся, заварил кофе, сделал себе пару бутербродов, и подсел к компьютеру. Вбил в поисковик "Салон Ненаписанных Произведений", удивляясь, почему не сделал это ещё пару дней назад.
   И, конечно же, ничего не нашел. Было бы слишком просто...
   Тогда я решил двигаться другим путём. Открыл карты и попытался найти переулок "Салона". И выяснил, что его тоже не существует. От ближайшего перекрёстка и до метро тянулась стена зданий. Переулка не существовало ни на одной из карт города, ни на современных цифровых, ни на старых бумажных. Я не поленился просмотреть даже фотографии со спутника - с тем же результатом.
   Но я же был там! Обедал в кафе! Заходил в "Салон"!
   Ответов не было.
   В конце концов, я выключил компьютер и завалился на кровать с книгой Джеффа. Посмотрим, что это за учебное пособие?
   Книга оказалась совсем не учебником, а сборником эссе. Автор рассказывал о своём опыте осознанных сновидений. Довольно увлекательно, кстати.
   Я прочел почти половину, когда сон, наконец соизволил явиться.
  
   ..."Салон" был таким, каким я его запомнил. Разве что посетителей не было и Фарамант, за стойкой скучал в одиночестве. Хотя, откуда посетители во сне?..
   Странно, я отчётливо понимал, что сплю и могу проснуться в любой момент. Ну, или попытаться проснуться. Страха не было - только любопытство. В конец концов, это моё первое осознанное сновидение.
   Я подошел к стойке. Фарамант на моё появление отреагировал вяло, указал на лестницу и отвернулся к стеллажам.
   Деревянные ступени привели в широкий зал, почти точную копию нижнего - зелёные тона, ещё больше кресел, столиков и диванов.
   Джефф ждал в ближайшем кресле. Приветливо помахал рукой.
   -Здравствуйте Иван. Вижу "Салон" не ошибся. Теперь у нас достаточно времени.
   -"Салон"?
   -Книга только проводник. Действует сам "Салон". Он разглядел в вас потенциал и любезно предоставил время и пространство для разговора.
   Я сел на кресло рядом.
   -Хорошо, я здесь. Итак?
   -Итак?
   -Что вообще такое "Салон Ненаписанных Произведений"?
   -Для полного понимания придётся начать издалека, - Джефф откинулся на спинку стула. - Скажите, Иван, вы верите во множественность миров?
   -Если имеете в виду теорию, где каждое действие порождает альтернативный мир?.. Скорее верю, чем нет...
   -И эту теорию тоже. Существуют тысячи миров-отражений, в которых история пошла чуть иначе. А иногда и не "чуть". Но не в этом дело. Отражения - лишь малая часть всего мироздания. В нём полно и оригинальных миров, которые живут по своим, часто весьма странным, законом. Представьте самый безумный мир - и если хорошо поискать, окажется, что он существует.
   -И сколько всех этих миров? Бесконечность?
   -"Бесконечность" - слишком банальное слово, - мой собеседник на секунду задумался. - Миры конечны, но для этой "конечности" не существует числа. Как пример - представите человека, который прожил ровно двести лет - и не секундой больше. Представали? Теперь представьте, что всю свою жизнь, начиная с момента рождения, он путешествовал по мирам, проводя в каждом, ровно пять минут. А ещё ни разу не попадал в один и тот же мир дважды.
   -Звучит как школьная задача?
   -Не задача, скорее коан. Какое бы число вы не получите, это будет лишь примерно одна стотысячная всех миров.
   -И всё равно - посчитать можно? Пусть даже примерно, - не сдался я.
   -Можете попробовать на досуге, - Джефф пожал плечами - А пока примите за аксиому, что Мироздание это условная конечная-бесконечность.
   -Звучит как парадокс.
   -Ну, Мироздание - вообще парадоксальная штука.
   -Ладно. Допустим, я принял, что существует немереное количество миров?
   -Не просто существую. Каждый из них производит огромное количество информации.
   -Производят - это как?
   -Здесь сложнее, - он на секунду задумался - Я не знаю, существует ли уже в этом мире, теория о том, что совокупность энергий способна запоминать любую информацию, и передавать за границы восприятия материи.
   -Каких именно энергий?
   -Значит, ещё не существует, - Джефф, казалось, не услышал вопрос. Тогда давайте без уточнений, хорошо. Просто примите ещё аксиому - информация, фиксируется в энергетической форме. Любая информация, в любом мире - большой взрыв, наш разговор, жизнь уличного голубя и глобальные процессы движения материковых плит.
   -Ну... хорошо, - я медленно кивнул.
   -Вся информация всех миров образует из себя Единое Информационное Поле Мироздания. Если коротко - ЕИПМ.
   -К этой информации можно как-то получить доступ?
   -Очень даже можно. Совокупность энергий несущих информацию пронзает всё вокруг. И естественно воздействует на тех, кто способен "воспринимать". Во всех мирах рождаются люди, или другие существа, способные вылавливать информацию из ЕИПМ. Для них даже используют специальное название - "энкарты". Только это отдельная тема, которая к "Салону" имеет лишь косвенное отношение.
   -А про что же наша тема?
   -Сейчас - про творчество. Творчество, по сути, тоже энергия. Творец берёт из ничего и отдаёт что-то вещественное.
   -Творческая энергия - одна из "совокупности"?
   -Всё верно, но у неё и другие задачи - Джефф опять чуть помолчал - Давайте представим мир, где существует множество творцов, которые, по каким-либо причинам не творят. И их нерастраченная творческая энергия изливается в пустоту. Остаётся в мире. Витает вокруг, неся в себе отпечаток своего творца. Получается своеобразный "питательный бульон", который ждёт клетку, чтобы вырастить организм.
   -Странный это будет мир.
   -Не особенно. Этот мир, как раз из таких, - Джефф улыбнулся.
   -Что? Вы серьёзно?
   -Абсолютно. И вот тут мы подходим непосредственно к "Салону". Когда "бульона избыточного творчества", будем называть его так, накапливается много, он начинает воплощать заготовки. Знаете, что такое заготовки? - дождался моего отрицательного кивка - К примеру, вы решили написать роман. Или рассказ. Или повесть. Придумали примерный сюжет, даже написали пару строк, но потом отложили в "долгий ящик" - да так никогда к нему и не вернулись. Переросли. Изменились. Умерли, в конце концов. Но заготовка никуда не делась. Даже если не было начала материального воплощения. Хватит и простого замысла! Вы придумали что-то интересное и забыли - только ваша задумка уже отпечаталась в ЕИПМ.
   -Своего рода, зародыш творчества... - кажется, я начал понимать к чему клонит Джефф.
   -Именно. Зародыш, генетический материал, попав в "бульон избыточного творчества", начнёт развиваться в полноценный организм. В именно такое, какое могло получиться, доведи вы работу до конца. В "ненаписанное произведение".
   -Но как заготовка понимает, куда именно развиваться?
   -А как это понимает ребёнок в утробе? Как он получает цвет глаз, волос, рост?..
   -Гены родителей.
   -Вы ответили на свой вопрос. Созданная вами заготовка несёт ваш уникальный отпечаток. Ваш стиль, образ мыслей, ваш опыт. Почти как генетика, только на другом уровне. Заготовка знает, как бы вы её воплотили, и "двигается" по этому пути.
   -Неожиданно, - я глубоко вздохнул, - Что же, теперь выражение о том, что творцы считают свои произведения "детьми" приобрело новый смысл. И что, конченое "ненаписанное произведение" висит в инфополе.
   -В той части ЕИПН, которая находится в вашем мире. Его можно вытащить, если знать как.
   -И для этого нужен "Салон"?
   -Только отчасти. Основная функция "Салона", более широкая. У нас есть "творческий бульон", в котором висят "ненаписанные произведения". Их не одно и не два - и даже не сотни. Для этих процессов время несущественно, потому воплощаются "ненаписанные произведения" за всю историю человечества.
   -Многовато получится.
   -В том то и дело! Когда существует слишком много "ненаписанных произведений" они начинают обратное воздействие на "творческий бульон". А он, в свою очередь воздействует на
   окружающий мир.
   -В чем воздействие?
   -Они разнообразны. Но, в основном запускает те процессы, которые не должны быть запущенны в данном мире. Материализовать музу талантливой поэтессы, или экзотического зверя со старой открытки. Наделить библейский артефакт фатальным проклятием или открыть у человека память о прошлых жизнях... Даже создать кратковременный портал, и пропустить в наш миру существо из иного. Словом, если всё это запустить - будет хаос.
   -Да уж.
   -Потому нужен и "Салон" Ненаписанных Произведений". Можно сказать, это место создаёт само мироздание, как предохранитель для ЕИПМ. В "Салоне" люди, способные для более широкого восприятия мира, получают возможность прочесть то, что никогда не будет написано в реальности. А будучи прочитанным в настоящем "Салона", "ненаписанное произведение" надолго теряет возможность обратного воздействия.
   -Но странные вещи порой происходят вокруг?
   -Потому что "Салон" не убирает воздействие, а сводит его к минимуму. Я сам ещё не понял, почему так происходит.
   На некоторое время в помещении повисло молчание.
   -А я выходит "человек, способный для более широкого восприятия мира"? Особенный?
   -Таких особенных примерно четверть населения земли, - усмехнулся Джефф - Но "Салону" подходят далеко не все. Тут нужны люди, способные к восприятию творчества, и нормальному воплощению прочитанного.
   -Прочитанного. Но, искусство не сводится только к литературе.
   -Конечно нет. Просто литература - это самый широкий уровень восприятия. Текст может прочесть и понять любой грамотный человек. А чтобы понимать живопись или музыку нужен особый дар. И если в "Салоне" оказывается кто-то с таковым, ему со временем предлагают, скажем так, работу на "более высоком уровне".
   -А я могу рассказать о "Салоне" другим? Или это тайна?
   -Можете попытаться, - Джефф пожал плечами - Но у "Салона" есть защита от излишнего внимания... Случайные люди просто не поверят, забудут ваш рассказ, или смешают с другими воспоминаниями в причудливый коктейль. Только те, кто наделён с особым восприятием мира заинтересуются - и, возможно найдут сюда дорогу.
   -Кстати о дороге. Я путался найти переулок со входом в "Салон" на картах, но не преуспел.
   -Вот об этом вам беспокоиться не стоит. Переулок не привязан к пространству - вы можете попасть в него из любого города. Главное - желание посетить "Салон". А уж если у вас есть книга отсюда - точно вернётесь.
   Джефф хотел сказать ещё что-то, но неожиданно, пространство вокруг странно искривилось, словно в линзе.
   -Что происходит?
   -Похоже, ваш сон взывает к своим исконным правам, - в его голосе промелькнуло сожаление, - Находится в подобном сновидении, можно только ограниченное время, - по крайней мере, в первый раз. Потому - пора заканчивать эту беседу.
   -Но мы ещё увидимся?
   -Непременно. Мне же надо засвидетельствовать свой счёт.
   Тут стены помещения опять стали причудливо изгибаться, а ещё свет ламп угасать, сменяясь зелёным сиянием...
   А потом, я понял, что падаю...
  
   ...Палата залита вязким солнечным светом, будто янтарём.
   Вижу со стороны себя. Я замер на стуле, пойманным в ловушку янтаря насекомым,
   Книга на подоконнике окружена волнами тёмно-зеленого сияния. Она источает его, отравляя янтарь палаты. Нити сияния тянуться ко мне, оборачиваются змеями вокруг тела, впитываются в нутро, обжигая холодом горного потока.
   Феликс стоит у окна. Его тело двоится испорченным негативом, на худого стрика в больничной одежде, наслаивается профессор в строгом костюме.
   Я что-то говорю. Он что-то отвечает.
   Но звука нет в этой янтарной вселенной.
   Я почувствовал, что куда-то падаю...
  
   Проснулся я совершенно разбитый. Нет, тело отдохнуло, но вот голова - будто не спал всю ночь. Прийти в себя удалось только после двух чашек крепкого кофе и, найденной в закромах холодильника, банки просроченного "энергетика".
   Ночная беседа застряла в голове и не думала покрываться туманом забытья. Стоило немного сосредоточиться, воспоминания послушно возвращались, вплоть до мельчайших подробностей, вроде цвет обшивки кресла. И вот странность - почему-то я ловил себя на мысли, что в глубине души безоговорочно доверяю всему, что рассказал Джефф.
   Ладно, допустим, всё это - правда, и я, один из тех счастливчиков, кто может прочесть то, что не было и не будет написано! Быть читателем уникальных книг, это конечно здорово. От такого не отказываются - особенно люди, решившие связать жизнь с литературой.
   Но почему?! Почему Феликс меня выбрал?! Я совсем не особенный! Самый обычный аспирант филфака, с маленькой зарплатой и без постоянной девушки. И вдруг - человек, "способный на более широкое восприятие мира"! Да ещё, за столь краткий срок, кучу всего нового об оном мире узнавший. Вернее - о мирах. И о творчестве.
   Я и сам когда-то пытался писать. Написал несколько рассказов, и начал повесть, но потом забросил. Феликс, знал, о моих прозаических опытах, даже кое-что прочел. Он много раз просил меня вернуться к повести. Но, я только кивал, и находил всё новые причины, чтобы оставить тетрадь в дальнем ящике стола. Особенно, после того, как профессор заболел...
   Писатели, даже начинающие, слишком суеверные люди. И есть от чего.
   Интересно, повесть тоже сейчас в "Салоне"? Могу я её прочесть?
   Я пошел в спальню, порылся в ящике стола и достал толстую тетрадь в цветной обложке. Люблю писать ручкой, да не простой, а чернильным "паркером". Это добавляет написанному значимости, что ли.
   Пролистал первые десять, заполненных крупным почерком, страниц...
   Действие повести происходило в частном хосписе, среди врачей и пациентов. Большая часть последних, не доживала до конца произведения. Крайне депрессивная вещь должна была быть - даже учитывая, что одному из врачей удаётся создать первую версию препарата, излечивающего рак.
   Не могу. Ещё не могу...
   Спрятал тетрадь обратно в стол.
   Во сне Джефф уверял, что к "Салону", можно попасть из любого места. Стоит только захотеть...
   Сегодня у меня есть время это проверить.
  
   На этот раз знакомый переулок появился посреди двух многоэтажек. Раньше здесь был кишкообразный тупичок, в котором обожали распивать пиво местные гопники. То ещё было местечко, интересно - надолго оно сгинуло?
   Перед тем, как зайти в "Салон", медленно прошел переулок насквозь до конца, подёргал железные ворота. За ними обнаружилась узкая улочка, сейчас абсолютно пустынная. Ни людей, ни машин - только стая белых голубей что-то клевала на заснеженном асфальте вдалеке.
   Ещё подёргав решетку, я решил рассмотреть другие заведения переулка. Кроме салона и знакомой кафешки здесь также располагались аптека, книжный магазин "У Джаммы", сейчас закрытый, и "Лавка тысячи мелочей". В неё я и решил заглянуть.
   -Вам помочь? - продавец, смуглый мужчина, лет сорока, в потрёпанном чёрно-белом жилете, вышел из-за стойки с рыболовными принадлежностями.
   -Наверное. У вас есть чернила? Для ручки, - уточнил я.
   -Были. Сейчас гляну, - он поднялся и отошел в угол комнаты. Некоторое время рылся в шкафу, потом притащил мне пакет с упаковками. - Какого нужны цвета?
   -Обычного. В тетради писать.
   -Тогда выбирайте сами.
   Я взял, первую попавшуюся, упаковку, расплатился и уже собирался выйти, как в углу что-то громко зашуршало, заставив вздрогнуть.
   -У вас что там. Крысы или домовой? - пошутил, стараясь разогнать остатки испуга.
   -Просто питомец, - продавец улыбнулся в ответ, - Не обращайте внимания.
  
   В это раз зелёный "Салон" был почти пуст. Разве что в углу, подобрав ноги, читала рыжеволосая девушка. Да Фарамант торчал за стойкой, перекладывая какие-то журналы.
   -Вы же ещё не прочли книгу? - спросил он.
   -Нет. Пока не прочту, вы не выдадите новых?
   -На вынос - нет. Здесь - читайте, сколько хотите.
   -Хорошо, - я глубоко вздохнул и решился - А у вас есть повесть Ивана Биткова.
   -Конечно, у нас есть ваша повесть, - Фарамант был невозмутим - Но Правила "Салона" запрещают творцам получать их невоплощённые произведения.
   -Ну, я хоть попытался.
   -Не вы первый. Любой творец приходящий сюда, однажды спрашивает это. Даже ваш друг, Феликс неоднократно спрашивал о своей прозе.
   -Феликс? Разве он писал прозу? - Я знал за профессором только множество критических статей.
   -Писал. Если хотите, я могу выдать его творчество.
   -Да, если это возможно?
   Фарамант кивнул и отошел к стеллажам. Он вернулся с толстой книгой в сине-бежевой обложке.
   -Располагайтесь.
   -А я могу подняться на второй этаж.
   -Вы можете ходить везде, где хотите. Неподходящие для посетителей места надёжно заперты.
   На втором этаже сейчас было пустынно. Я сел на первый попавшийся диван и, только сейчас, посмотрел на название книги. Три буквы в фигурных кавычках "С.Н.П.". Не стоило большого ума догадаться, что они означают.
   Неужели Феликс писал о "Салоне"?!
   Книга оказалась сборником рассказов. Последний был заглавным. Кончено, я открыл его первым...
   ...И обнаружил чистые страницы.
   Рассказ отсутствовал. Кто-то, словно специально вымарал его из книги, впрочем, оставив пустое место, ровно по указке содержания. Очередные странности "Салона"?
   Ладно, попробуем другие тексты.
   К моему лёгкому разочарованию, другие рассказы сборника, про "Салон" не упоминали. Обычная городская мистика, с разной степенью жирности фантастических допущений.
   Одолев пяток рассказов, я закрыл книгу. Такое нужно читать не здесь, а дома в одиночестве, выискивая интересные детали. Возьму позже, когда верну первую, про сновидения.
   Спустился на первый этаж, молча отдал книгу Фараманту и побрёл к вешалке.
   -Простите. Вы читали прозу Феликса, верно? - неожиданно окликнули сбоку.
   -Да, верно, - я остановился.
   -Тоже знали профессора? - Окликнувший меня, худой длинноволосый мужчина средних лет поднялся с кресла навстречу. Его лицо показалось смутно знакомым, - Книгу Феликса давно никто не брал.
   -Я его бывший студент?
   -А, понятно. Меня зовут Мирослав. Мирослав Бойкон.
   -Иван. Иван Битков.
   -Приятно познакомиться. Не видел вас здесь раньше.
   -Ну, я здесь, только второй раз.
   -Так вы новенький? - в его глазах вспыхнул странный азарт, - И вас уже просветили, на счёт сущности этого места.
   -Да. И довольно подробно, - сказал я.
   -Жаль, - было видно, что Мирослав разочарован - А можно нескромный вопрос - кто вас просветил?
   -Джефф.
   -Вот же... счастливчик. Что же, Хранителю повезло... впрочем, вам тоже. Джефф умеет рассказывать.
   -Хранитель?
   -Вы не знали? Джефф - Хранитель миров.
   -Ух ты! Нет, по некоторым оговоркам в речи, я догадался, что Джефф не из этого мира. Но что он, значительная фигура...
   -Я бы не назвал его "значительной фигурой". Скорее, временным носителем одной из "постоянных" мироздания, - как я это понимаю. Впрочем, спросите сами.
   -Спрошу, если ещё встретимся.
   -Не если, а когда. Джефф любит бывать в "Салоне" - особенно в той его части, что отвечает за наш мир. А ещё ему надо обновить счёт.
   -Обновить счёт? - не понял я.
   -Это вроде соревнования "давних посетителей", - в голосе Мирослава звучали мстительны нотки - Кто просветит больше "неофитов". Если вы задержитесь здесь, через десяток лет сможете сами вступить в игру.
   -Несколько цинично. Но если Джефф?..
   -Ему засчитываются только "неофиты" из этого мира.
   -Феликс тоже играл в такое?
   -Не просто играл. Он довольно долго удерживал первенство.
   Похоже, я плохо знал профессора.
   -Джеффу нравится этот мир. По его словам, здесь влияние "ненаписанного" на реальность происходит "наиболее гармонично". Боюсь представить, что значит "менее гармонично"... - Мирослав подошел к вешалке. Снял пальто, обернулся ко мне. - Вы же тоже собирались уходить? Могу подвезти.
   -Спасибо, не откажусь, - идти до дома не особенно далеко, но раз он сам предложил. Почему нет?!
  
   Предложение Мирослава оказалось, как нельзя кстати. На улице погода здорово испортилась, серое небо давило на голову, ветер носил мокрый снег, норовя закинуть в лицо.
   Правда, едва машина вырулила на дорогу, почти сразу, угодила в пробку. Поток еле плелся, что в такую погоду было неудивительно.
   -Мы с Феликсом дружили больше десяти лет. Он был постоянным посетителем "Салона", уже тогда, когда я впервые там появился - Мирослав приоткрыл окно. Достал из бардачка сигареты, - Не возражаете?
   -Нет, что вы, - я покачал головой.
   -Профессор бы мог прожить ещё долго, - он смачно затянулся, выпустил дым - Но чертов рак!.. И вот уже человека провожают в последний путь.
   -Вы были на похоронах? - теперь понятно, где я мог его увидеть.
   -Был, но на поминки не оставался, Феликс не любил их.
   -Не знаете, почему профессор не пытался издать свою прозу? - я решил сменить тему.
   -Подозреваю, он всё-таки запустил ряд процессов. Хотя и отрицал?
   -Запустил?..
   -Джефф рассказывал вам, как "ненаписанные произведения" влияют на наш мир? - Мирослав вдавил окурок в пепельницу. Дождался кивка, - А про "107"?
   -Нет. А что это? Кодовое имя "секретной организации"?
   -Ну, не то, чтобы секретной... Но в целом вы угадали. Просто несколько влиятельных и не очень посетителей "Салона", отслеживают "обратные воздействия", оценивают их угрозу остальным, и принимают меры. Когда в твоём доме происходит подобное, нужно действовать.
   -А почему "107"? - спросил я.
   -А чтоб никто не догадался, - усмехнулся Мирослав, - С названием долгая история, и она сейчас не важна.
   -И Феликс был?..
   -Ну, естественно. Надеюсь, и вы, когда обвыкнетесь в "Салоне", тоже присоединитесь.
   -Всё возможно. Зависит от того, какие обязательства на меня это наложит.
   -Основное и главное - отслеживать необычное...
   -Слово "необычное" имеет слишком широкое значение.
   -Слишком необычное. Поезд призрак, инопланетянина в ушанке, живое число. Обычно такое возникает редко, а случаи, когда появлялось что-то опасное и вовсе можно пересчитать по пальцам. Вот тогда приходится принимать меры, и на уровне "Салона", и на уровне "реальности".
   -На уровне... - я задумался на секунду - Ладно, меры на уровне "реальности" я понимаю - изолировать опасного инопланетянина в ушанке, отбирающего у прохожих сигареты. Но что можно сделать на уровне "Салона"?
   -Найти "ненаписанное произведение" - источник опасности и читать его, - Мирослав потянул из пачки вторую сигарету, - Или, если источник установить нельзя, читать все по теме. Вот вам пример - не так давно в руки политиков попал артефакт, способный, меньше чем за год, развалить огромную страну. Чтобы нивелировать его воздействие, несколько десятков людей, забросив все дела, читали без сна и отдыха.
   -И как, помогло?
   -Не до конца. Воздействие удалось свести лишь до уровня ощутимого кризиса, - он потряс головой, видимо отгоняя, не самые приятные воспоминания, - Впрочем, "107" не только предотвращает. Иногда, получается, сделать мир чуть лучше, самим запустив управляемый процесс. Только это гораздо тяжелее, чем предотвращать... Самому создать "ненаписанное произведение" с нужным воздействием.
   -Написать "ненаписанное"?
   -Начать и не закончить? Можно проработать от "А" до "Я" на уровне замысла и даже подробного текстового плана - но так никогда осознанно не воплотить. Это очень тяжело для настоящего творца - знать, что ты можешь создать, но специально не делать этого. Даже видя то, как твое "нерожденное творение" делает мир чуточку лучше.
   -Ну, если жертва действительно того стоит.
   -Даже тогда. Потому, далеко не все решаются на такое. А те, кто решается, часто не выдерживают и уходят, предпочитая отдавать творчество обычным людям. И знаете, я их понимаю.
   -Вы думаете, что Феликс запустил какие-то процессы?
   -Другого объяснения я придумать не могу. Возможно, вам повезёт больше.
   -Думаете? Я даже не смог прочесть последний рассказ. Вы знаете, о чём он?
   -И да, и нет. Увы, пока я могу ответить на этот вопрос только так?
   Впереди замаячила родная многоэтажка.
  
   ...Палата залита вязким солнечным светом, будто янтарём.
   Книга на подоконнике окружена волнами тёмно-зеленого сияния. Она источает его, отравляя янтарь палаты. Нити сияния тянуться ко мне, оборачиваются змеями вокруг тела, впитываются в нутро, обжигая холодом горного потока.
   Феликс стоит у окна. Его тело двоится испорченным негативом, на худого стрика в больничной одежде, наслаивается профессор в строгом костюме.
   "Вы умерли?" - мысли обретают звук.
   "Сон - младший брат смерти. Здесь она относительна".
   "Я нашел "Салон", и отдал книгу. Почему она здесь?"
   "Всё, как и должно быть".
   "Не понимаю"...
   Профессор взял книгу, протянул мне.
   Это был не Леонидов, а "С.Н.П."
   "Ты хотел прочесть титульный рассказ?"
   "Его не было в книге".
   "Теперь есть... Здесь его можно прочесть... - голос профессора начал отдаляться - Я направил куда надо... Дальше решать тебе".
   Книга сама раскрылась на нужных страницах, расплёскивая вокруг изумрудные брызги.
   Теперь там был текст.
   "...День выдался пасмурный, но по-зимнему светлый, с лёгким морозцем. Выпавший совсем недавно снег, тихо хрустел под подошвами, жалуясь на то, что дворник плохо прочистил дорожку. Странно, один из лучших хосписов города, и экономит на уборке снега..."
  
   Утро встретило снегопадом за окном и какой-то пустотой.
   Я заварил крепкий кофе, присел на подоконник и долго смотрел за полётом снежинок. Похоже, зима окончательно вступила в свои права и щедро укрывала город белым покровом.
   Сон был таким живым. И если он правдив - понятно, отчего страницы в книге Феликса были пустыми.
   Нельзя прочесть то, что написано про тебя. Ну, разве только во сне.
   Да и там, текст обрывался тогда, где заканчивался сон. Ровно этим морозным утром.
   Сейчас.
   "Я направил куда надо... Дальше решать тебе".
   Сомнений не было - профессор осознанно притащил меня к этому выбору. Вот только есть ли в нём правильное решение?
   Отставив чашку, я побрёл в спальню. Достал тетрадь с повестью. Раскрыл на том месте, где обрывался текст...
   "Крайне депрессивная вещь должна была быть - даже учитывая, что одному из врачей удаётся создать первую версию препарата, излечивающего рак".
   Чертова повесть!
   Ненаписанная она, возможно, сделает наш мир чуточку лучше. "Салон" поможет, - и возможно у кого-то будет шанс, которого не было у Феликса.
   Или я могу воплотить "невоплощенноё". И тогда повесть ляжет в стол. Или, на один из сайтов "самиздата". Возможно, мне даже повезёт - и её издадут.
   Только в праве ли я так поступать?
   Пытаясь найти решение, я сходил в прихожую за купленными чернилами. Достал и заправил ручку.
   Занёс над беззащитной белизной страницы, не решаясь опустить...
   "-Ну, если жертва действительно того стоит.
   -Даже тогда. Потому, далеко не все решаются на такое. А те, кто решается, часто не выдерживают и уходят, предпочитая отдавать творчество обычным людям. И знаете, я их понимаю"
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"