Сфинкский : другие произведения.

Чёрный ящик Аргентины

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  То, что Владимир Зеленский побывал на инаугурации президента Аргентины Хавьера Милея (топящего за либертарианство), напомнило что и сам Зеленский изначально собирался привести Украину к либертарианскому формату. Помню - было такое сообщение в 2019 году - партия "Слуга народа" выбрала своей идеологией либертарианство. Признаться, конкретно либертарианского, а это самоорганизация общества, принцип неагрессии и превращение индивидуальной свободы в высшую политическую ценность, я там ничего не заметил, но... Хотел ведь?! Но, видимо, не знал как. И, видимо, по прежнему "хотел бы". А иначе - зачем поехал на инаугурацию?
  
  Так вот... Основной принцип либертарианства - индивидуализм (элементарной единицей социального анализа считается отдельный человек, индивид). С философской точки зрения - рыночный анархизм.
  
  Вообще говоря, один из основоположников кибернетики и теории искусственного интеллекта, Норберт Винер рассматривал автоматическую последовательную идентификацию "черного ящика" и его последующее воспроизведение как самоорганизацию в кибернетике. Модель "черный ящик" - это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а структура и внутренние процессы не известны. Вот и структура государства в либертарианской модели тоже не имеет значения. Любая вещь, любой предмет, любое явление, любой познаваемый объект - всегда первоначально выступает как "черный ящик". Экономика, политика, социальные отношения... При изучении систем модель "черного ящика" в ряде случаев оказывается не только очень полезной, но и единственно применимой. Например, при исследовании психики человека или влияния лекарства на живой организм мы лишены возможности вмешательства в систему иначе, как только через ее входы, а выводы делаем только на основании наблюдения за ее выходами.
  
  Проблема построения модели типа "черный ящик" заключается в правильном определении цели исследуемой системы. Цель - это субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему. Вся последующая деятельность, способствующая решению этой проблемы, направлена на достижение поставленной цели, т. е. это работа по созданию системы.
  
  Соответственно самоорганизация в биологии может наблюдаться в социальном поведении насекомых (пчел, муравьев, термитов). Нобелевский лауреат Илья Пригожин - автор трудов по термодинамике и статистической механике крайне неустойчивых равновесных процессов, рассматривая самоорганизацию, изучил 12 тысяч разных колоний муравьёв, и показал, что их поведение зависит от размера колоний. В малой колонии муравей ведёт себя как индивидуалист, он разыскивает пищу и приносит её в муравейник. Но, если колония большая, ситуация резко меняется. Спонтанно возникают структуры коллективного поведения между муравьями, обменивающимися информацией посредством химических сигналов. В результате роста популяции инициатива переходит от отдельных особей к коллективу, причём отмечено рождение многих муравьёв слепыми.
  
  А ещё Пригожин в своей знаменитой книге "Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой" утверждает, что фундаментальные характеристики мироздания - нестабильность, неравномерность, ни к чему простому не сводящаяся сложность. Я бы уточнил терминологию. Термин,на самом деле, соответствует термину "неупрощаемая сложность" (англ. Irreducible complexity), который ввёл биохимик Майкл Бихи. Он определяет "неупрощаемую сложность" как
  
   "Единая система, составленная из нескольких хорошо подходящих друг к другу частей так, что это способствует выполнению основной функции системы. Причём удаление одной из частей заставляет систему прекратить функционирование"
  
  А далее понятие "неупрощаемая сложность" пересекается с понятием "определённой сложности" (англ. specified complexity), которое было разработано математиком, философом и богословом Уильямом Дембски в рамках уже Теории разумного замысла. По мнению Дембски, когда некоторый объект имеет определённый уровень сложности, то можно показать, что он был создан разумным творцом, а не возник в ходе естественных процессов. Для пояснения он приводит следующий пример: буква алфавита определена (имеет смысл), но не сложна; предложение из случайного набора букв сложно, но не определено (не имеет смысла); сонет Шекспира и сложен, и определён. Этот же принцип может быть применён, по его мнению, и к биологическим объектам, особенно к последовательностям ДНК. Дембски считает, что к обладающим "определённой сложностью" относятся те системы, вероятность возникновения которых естественным путём ниже 1:10150.
  
  Я бы "забил" на оба понятия, так же как и на "вероятность", потому что вероятность относится к вопросу об определенных состояниях и потому на том моменте рассуждений, где кончается определнность, начинается "нечеткие" состояния и "нечеткая" логика, которая приводит понятие "сложность" к понятию "тривиальность". И с учетом сказанного, я бы уже привлек термин "тривиальность" вместо термина "сложность". И тогда пригожинская "несводящаяся (к простому) сложность" будет сводится к тривиальному и тривиальным категориям (Теории категорий) - разделу математики, изучающий свойства отношений между математическими объектами, не зависящие от внутренней структуры объектов. При изучении которых Теории разумного замысла совсем не обязательно сводится к Разуму. Она сводится уже к инициальному, терминальном и нулевому объектам. Объект категории называется нулевым, если он одновременно инициальный и терминальный. Оно "но". Теория категорий - это настолько абстрактная область математики, что поначалу даже непонятно, к чему вообще в нашем мире может относиться эта теория.
  
   И тут стоит пояснить, что хотя математика и тяготеет к изучению абстрактных объектов, уровень абстракции может быть очень разный. Самая простая абстракция - это переход от 'двух яблок', 'двух камней' и т. д. к понятию числа 2; переход от 'я повернулся боком', 'камень повернулся боком' к понятию поворота на 90R. При этом манипулирование предметами заменяется на универсальные законы работы с числами (или с преобразованиями, или с чем-то еще). Абстракция следующего уровня возникает, когда понимаешь, что правила обращения с числами 2, 3, 15 и т. д. по сути одинаковы. Все эти числа можно складывать, перемножать, для них работают переместительный, сочетательный и другие законы. Иными словами, все целые числа 'играют по одним правилам'. Поэтому часто полезно оперировать не с конкретными числами, а с новым математическим объектом - кольцом целых чисел. Аналогично, разные повороты предмета в пространстве являются элементами нового математического объекта - группы трехмерных вращений. Третий уровень абстракции - это когда исчезает 'осязаемость' элементов групп, колец, полей. Тут уже рассматриваются не конкретные группы вращений или иных преобразований, а просто абстрактные группы - совокупности элементов со строго очерченными свойствами. Здесь на первый план выходит то, какова структура группы, а не то, из чего она "состоит". Свойства всевозможных непротиворечивых математических структур, безотносительно к тому, где именно эти структуры возникают, изучает абстрактная алгебра.
  
   Теория категорий предлагает подняться еще выше, на четвертый уровень абстракции. В ней изучаются уже не конкретные группы, а сеть математических взаимосвязей между разными группами. По сути - это уже структуры того, что не является ничем. Это дырки в пространстве. Аналогично, изучается сеть взаимосвязей между самыми разными типами пространств или между самыми разными кольцами. Более того, оказывается, что эти сети взаимосвязей (групп, полей, пространств и т. д.) - очень шаблонны. Между ними (между сетями!) можно установить параллели, и с помощью этих параллелей высокого уровня иногда удается решить очень трудные, но вполне конкретные задачи.
  
   Так вот именно опыт распознавания структур, которые не имеют отношения к отношениям между математическими объектами, который уже накопила теория категорий, будет очень полезен оппологетам Теории Разумного Замысла. Т.е Теория категорий - это буквально теория как из ничего получается Всё. А всё получается из тривиальностей. А вот они уже между собой имеют ассоциативную связь, которую могли бы иметь скажем степени упорядоченного и степени неупорядоченного - степенная ассоциативность. Тьфу! Я вообще-то не об этом - меня занесло. Понеслоо Остапа:))
  
   Короче... Тривиальное - это фундамент, на котором строится всё остальное. Термин "тривиальность" не имеет универсального определения уже по той причине, что она имеет индивидуальный подход к каждому и в то же время ко все. Например, термины "начало" и "конец". У каждой части свои "начало" и "конец". У целого тоже - своё "начало" и "конец".
  
  Нашёл в интеренете 51 тезис либертарианской идеологии. Кто то постарался и обобщил:
  
  1. У человека нет прав, только свободы.
  
  2. Свобода это тело человека + плоды его труда.
  
  3. Собственность (любая ценность) это материальное выражение труда человека, а значит времени.
  
  4. Когда с вас берут налоги (или иначе отнимают собственность), вас делают рабом на то время, которое вы затратили на производство этой собственности. Например, сегодня подушный налог в России составляет 38 процентов (НДС 18% + налог на прибыль 20%). Это значит, что из десяти часов вы 4 часа работаете на постороннее лицо. Это ничем не отличается от эпохи феодализма, когда крестьянам запрещалось обрабатывать собственную грядку, не обработав сперва барскую.
  
  5. Либертарианцы не демократы, потому что никакое большинство не имеет права решать даже за одного.
  
  6. У закона не бывает духа, только буква.
  
  7. Либертарианство полностью регламентирует отношения взрослых людей (субъектов свободы).
  
  8. Либертарианство поощряет локальные самоуправления, а не империи.
  
  9. Либертарианство не привилегирует богатых. Наоборот, оно позволяет каждому поддерживать удобный стиль жизни. Бедного не выселят с его земли только за то, что он не может заплатить налог на собственность, или что его земля понадобилась для строительства "объекта общественной значимости".
  
  10. При либертарианстве невозможно заставить другого человека помогать тебе против его воли.
  
  11. При либертарианстве ненаказуемы преступления без жертвы. Либертарианство признаёт свободу на любую ошибку, если от неё не страдает третье лицо.
  
  12. Либертарианство в полной мере объясняется принципом не-агрессии (не инициации насилия).
  
  13. С помощью принципа не-агрессии можно объективно (интерсубъективно) отличать зло от не зла.
  
  14. Либертарианская конституция поместится на одной страничке.
  
  15. В либертарианстве не существует рабских контрактов, наложенных фактом рождения -- вроде социального контракта. Любой контракт должен быть заключён эксплицитно.
  
  16. Либертарианство не выгодно для всех - оно не выгодно бандитам. Либертарианство не привилегирует богатых: человек, разбогатевший не рыночным путём -- бандит.
  
  17. Каждый волен распоряжаться плодами своего труда как ему заблагорассудится. В частности, из этого следует, что владелец квартиры волен выбирать арендатора по любому угодному ему признаку, в том числе национальности. Утверждать обратное значит отнять у арендодателя часть свобод (поставить его на роль жертвы, а себя на роль господина).
  
  18. Свобода слова -- это свобода не быть наказанным за слова, а не обязательство, что ваши слова напечатают за чужой счёт.
  
  19. Политкорректность это форма насильственного ограничения свободы слова. Слово не нарушает свободы, поэтому либертарианцы не видят разницы между страданием, которое гей испытывает от слова "пидарас", и оскорблением чувств гомофоба, испытывающего истинный дискомфорт при виде гея.
  
  20. Клевета не является насильственным действием, поэтому за неё не может быть наказания в либертарианском обществе, кроме как если она запрещена контрактом.
  
  21. Либертарианство делает невозможными монополии. Если монополия начинает завышать цены, то сразу появляются предприниматели, входящие на такой выгодный рынок и цены снижаются. Попытайтесь вспомнить хотя бы одну монополию, которая существует без помощи государственного протекционизма.
  
  22. В либертарианском сообществе между деньгами будет конкуренция, и скорее всего победят деньги, которые невозможно искусственно девальвировать (например золото). Никто в здравом уме не захочет, чтобы его деньги теряли в цене за счет их генерации эмитирующим центром.
  
  23. Либертарианство не противоречит добровольным коммунам, исповедующим нелибертарианские принципы (но только если их члены могут добровольно из них выйти).
  
  24. Либертарианство запрещает совершать неэтические действия пусть даже в этических целях. Цель никогда не оправдывает средства.
  
  25. В либертарианском обществе отсутствует обязательное лицензирование - каждый может заниматься той деятельностью, какой хочет.
  
  26. Либертарианство не разрешает неконтрактный копирайт. Это значит, что возможно наказать изначального нарушителя контракта, но нельзя наказать за последующее распространение информации третьих лиц, потому что они не вступали в контрактные отношения и, следовательно, не совершают насилия.
  
  27. В либертарианском обществе взаимоотношения между людьми регулируются контрактами (как устными, так и письменными), а не государством.
  
  28. В либертарианском обществе отсутствует трудовой кодекс - если соискатель не согласен с каким-то пунктом контракта, то он просто его меняет или не нанимается.
  
  29. Либертарианец - это некто, полагающий, что свободу либертинов/геев/негров нельзя поражать, но могущий искренне всех их ненавидеть.
  
  30. Либертарианство не запрещает покупку, продажу и употребление наркотиков, хотя можно представить себе коммуну, внутри которой такое запрещено.
  
  31. При либертарианстве люди не могут делегировать полномочия, которых у них нет (например собирать налоги или призывать в армию).
  
  32. В либертарианском обществе "грязное" производство должно будет выплачивать договорную компенсацию всем пострадавшим в результате выбросов, государство не может ограничить её
  ответственность.
  
  33. Содержание либертарианского суда осуществляется за счёт выплат проигравшего суд.
  
  34. В либертарианском обществе не может быть обязательной школы, обучение - это частное дело детей и их родителей.
  
  35. Либертарианство - единственная возможная альтернатива власти сильного. Утверждение, что "государство", якобы, защищает слабых -- миф. Слабый всегда тот, против кого работает машина насилия, а не тот, на кого она работает.
  
  36. В либертарианском обществе нельзя наказать человека, пропагандирующего нацистские взгляды (но нужно это сделать, если он попытается их реализовать).
  
  37. Либертарианцы отстаивают свободу человека владеть, продавать и носить оружие.
  
  38. Либертарианство (принцип не-насилия) это общественный договор. Когда человек его грубо нарушает (например, совершает насильственное убийство), он добровольно покидает его и возвращается в естественное состояние. Так как в этом состоянии насилие не определено, его можно убить не совершив насилия (остаться либертарианцем).
  var2: Совершая насилие, человек соглашается на насилие в отношении себя по принципу эстопеля.
  39. Важную роль в либертарианстве играет допустимость самообороны. Это принцип, который говорит, что человек имеет право защищать себя с применением смертоносной силы, если необходимо.
  
  40. Либертарианство минимизирует вред, который способны причинить плохие люди в условиях монополизированного права на насилие. Если вы боитесь, что вооружённые люди будут чаще убивать, задумайтесь, сколько человек убили государства в двадцатом веке.
  
  41. В либертарианском обществе любой человек может организовать общину на своей собственности с любыми правилами (не ограничивающими выход из неё).
  
  42. Человек не может продать себя в рабство. Он не может избавиться от собственной воли, которая может измениться в будущем, через несколько лет, и разрушить нынешнее соглашение. Понятие "добровольное рабство" это оксюморон, поскольку пока человек подчиняется добровольно, он все еще не является рабом; тогда как, если позже он изменит свое мнение и господин принудительно обратит его в рабство, то рабство не будет добровольным.
  
  43. Либертарианство постулирует негативную свободу, поэтому в его рамках могут существовать любые этики, не противоречащие принципу неагрессии. Либертарианство не требует энфорсить какую-либо позитивную практику.
  
  44. В либертарианском обществе третьи лица не могут вмешиваться в чужие контракты, добавляя в них дополнительные пункты или пошлины (за исключением случаев, когда им добровольно делегировали такие права).
  
  45. Согласно либертарианству, коллективной ответственности не существует. Любой социальный феномен редуцируется до отдельных действий отдельных людей, которые полностью определяют его и несут полную ответственность.
  
  47. В либертарианстве невозможен институт предварительного заключения, задерживать можно только заведомо преступника.
  
  48. Либертарианство не считает преступление болезнью. Функция пенитенциарных институтов не наказывать и исправлять, а восстанавливать справедливость.
  
  49. Либертарианцы из либеральной демократии выбирают социальную либеральность, но откидывают демократию, а у правых консерваторов берут экономическую свободу и откидывают консерватизм. На политическом компасе это выглядит так.
  
  50. Если вы согласны с принципом неагрессии, то вы либертарианец, если нет, то потенциальный преступник.
  
  51. Все вышеприведенные пункты вытекают логически из принципа неагрессии, попробуйте их вывести самостоятельно в качестве домашнего задания.
  
  
  Что бы я хотел добавить?
  
  Пару слов о принципе тестирования компьютерных программ по методу черного ящика - Black-Box тестирование. Он базируется только лишь на тестировании по функциональной спецификации и требованиям и заключается в оценке программы с точки зрения пользователя. Тестировщик попробует различные сценарии, вводя входные данные и анализируя результаты. Это о том, что уже отмечалось:
  
  Проблема построения модели типа "черный ящик" заключается в правильном определении цели исследуемой системы. Цель - это субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему.
  
  Что хотят люди от государства? Пользу себе. А в либертарианском понимании - пользу себе не во вред другому.
  
  Тестирование включает в себя ввод случайных данных или использование непредсказуемых сценариев использования программы. Это помогает выявить дефекты, которые могут возникнуть при необычных условиях использования программы. Важно тщательно продумать тестовые случаи, отражающие различные сценарии использования программы. Это поможет понять, как программа ведет себя в различных ситуациях. Для политэкономической жизни - это значило бы разнообразие и приспособляемость "одного" человека/партии/бизнеса к "другому". Раз. Два - наличие и у государства разнообразия инструментов регулирования конфликтов, расчитываемых на самообучение.
  
  Еще один момент. Лично мне государство с либертарианским форматом напоминает Теорему о бесконечных обезьянах. Теорема впервые была популяризована астрономом Артуром Эддингтоном. Текст теоремы о бесконечных обезьянах звучит так: "Если вы посадите бесконечное количество обезьян за пишущие машинки, то одна из них обязательно напечатает какое-либо произведение Вильяма Шекспира".
  
  Если перенести данные рассуждения в обозримый масштаб, то теорема будет гласить - если в течение продолжительного времени случайным образом стучать по клавиатуре, то среди набираемого текста будут возникать осмысленные слова, словосочетания и даже предложения. Логическая часть теоремы может быть перенесена на всю вселенную, тогда она будет звучать так: "В случае, если вселенная бесконечна, то что бы вы ни вообразили, обязательно будет существовать где-то во вселенной".
  
  Кстати, теорема доказана. Произведение Вильяма Шекспира будет напечатано! Скажем, если бы в нём было слово "банан", то вероятность того, что бесконечное количество обезьян напечатают данное слово с первой попытки, равна 99.99 %. Отличный результат. Но строго говоря, т.е математически (это следует из представлений о т.н особенностях или сингулярностях в комплексном анализе), либертарианское государство, может быть построено в государстве, из которого исключено само государство.
  
  Особенность, или сингулярность в математике, - это точка, в которой математический объект (обычно функция) не определён или имеет нерегулярное поведение (например, точка, в которой функция имеет разрыв или недифференцируема). Отсюда вывод - государство должно стать тривиальным. И я бы не сказал, что для требуется "бесконечное количество обезьян" в прямом смысле. Нет! Нужно только крайне неустойчивое равновесие (динамический хаос), в котором возникает диссипативная структура. Динамический хаос - явление в теории динамических систем, при котором поведение нелинейной системы выглядит случайным, несмотря на то, что оно определяется детерминистическими законами. И тут надо просто понять, что многократно усиливая малые возмущения в особых точках (особенности), хаос открывает динамическим системам путь к выживанию и саморазвитию.
  
   ...И еще нужна методика приведения диссипативных структур к устойчивости. А это, простите за сравнение, напоминает возникновение мутации и ее закрепление. Скажем у микробов. Далеко не всякая возникшая мутация закрепляется (фиксируется) в популяции. Каждая мутация изначально возникает только у одного микроба. Чтобы мутация зафиксировалась, т. е. достигла 100-проґцентной частоты, потомки этого микроба должны вытеснить всех остальных микробов в своей колбе. Т.е индивидуалисты должны вытеснить всех коллективистов, патриотов, чекистов, коммунистов, националистов и прочую нечисть. А что останется? Чёрный ящик!.. Весёленькая перспектива. :)))
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"