Сфинкский : другие произведения.

Есть ли душа у народа, этноса, нации?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Философ Рене Декарт не верил, что у животных есть душа. Чтобы проверить свою гипотезу, он прибил собаку своей жены к доске, пока бедняжка была ещё жива. Эксперимент был рассчитана на эффект диссоциации - распад сложных соединений на составляющие компоненты и/или элементы. В этом смысле диссоциация обратна по смыслу ассоциации. Нашёл ли Декарт душу у прибитой собаки - не помню уже. Но вот Путина жизнь тоже прибила как Декарт собаку к стене. И из него выскочила национальная идея - Путин с некоторых пор считает, что патриотизм единственной возможной идеологией современного общества. Вот так у него Душа и Тело диссоциируются и ассоциируются. Что, собственно, и проверял философ.
  
  Впрочем, такой же феномен выскочил из прибитой Украины. Но пример с Путиным мне больше нравится, тем не менее.
  
  Так вот... В разумной части души Декарт выделял ее внутреннюю сущность - сознание. Сознание есть всегда знание о чем-то или о ком-то. Самое очевидное и достоверное бытие есть мышление. Без мышления нет бытия. Декарт думал о душе как о сознании, так как отождествлял сознание и мышление. Чтобы определить себя, сознанию необходимо нечто иное по отношению к нему самому, у Р. Декарта это Бог. Бог - условие тождества мышления и бытия. И - константа. Но у Путина константа - это патриотизм. И в этом смысле константа напоминает индуистскую душу - дживу, которая никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Разумеется понять это сложно, но можно, несмотря на игру слов, потому что джива переводится с санскрит как "живое", живая всегда, потому и никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Вот и патриотизм...
  
  Но, вообще-то, несмотря на то, что патриотизм сегодня пытаются превратить в некую политическую идеологию, изначально это - эмоция, настроение, чувство любви к крупной общности, которая защищает индивидуума, когда он сам не в состоянии защитить себя. И эмоция эта - реакция на некую психологическую травму, индивидуальную или коллективную. И разные оттенки патриотизма иногда даже соответствуют различным этапам восприятия травмы: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Т.е патриотизм - это универсальный феномен массовой психологии.
  
  Так есть ли душа у России Путина? Давайте так: как уже отмечено - нашёл ли Декарт душу у прибитой собаки - не помню уже, а может и неизвестно вовсе. Но вот у Карла Юнга душа это - функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как "личность"с функциями: ощущение, мышление, чувство, интуиция. Поэтому, да - есть душа у России Путина. Это феномен массовой психологии, называемый патриотизмом.
  
  Причём тут спрашивается Декарт? Он прибил собаку.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"