Сфинкский : другие произведения.

"Гендерные" отношения евреев и палестинцев, лента Мёбиуса, вуайеризм и др

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Вот как гендер (англ. gender, от лат. genus "род") являет собой определение женщин и мужчин на основе их социальной роли, также разделяются другие социальные роли - на основе поведения. Большинство отнесло бы слово и понятие "гендер" к области сексуальности и половых отношений, но... Но если вьехать в понятие "секс" с той же глубиной, что и например Фрейд, то стало бы понятно, что дело не в сексе. Слово секс первично связано с лат. seco "разделять". А уж по какому признаку... Это вторично. Фрейд имел ввиду seco в в качестве "разделять" дискретное (сознательное) и непрерывное (бессознательное). Точно также можно рассуждать и о гендерах как о родах поведенческого стереотипа: жертва, преследователь. Для нас важно что между ними - сексуальные отношения, т.е отношения разных поведенческих ролей. Почему я это делаю - чисто для наглядности сути проблемы.
  
  Берем израильско-палестинский конфликт. А себя ощутим в роли наблюдателя....
  
  Я бы тут вспомнил про т.н Треугольник Карпмана: модель взаимодействия людей и бессознательной игре в жертву, преследователя и спасателя.
  
  Стивен Карпман описал её ещё в 1968 году. Модель предполагает манипулирование людей друг другом, постоянную смену ролей в треугольнике. Как происходит манипуляция? Представьте себе ситуацию: вы - актер, вы переодеваетесь перед кастингом на роль Афродиты или Адониса, но вы не Алессандры Амбросио, не Келли Брук и совсем не Адонис с соотношением плеч к талии 1:1,6. При этом вы знаете, что за вами подглядывает и оценивает помощник режисера - вуайерист (фр. voyeurisme от voir "видеть").
  
  Что вы делаете?
  
  Вы скрываете минусы, демонстрируете плюс.
  
  Так вот и та же Жертва - она всегда чувствует несправедливость по отношению к себе, страдает, жалеет себя и ищет утешение в лице спасателя. Но жалость к себе - это же не хорошо? Не хорошо! "Психологи считают, что жалость к себе вызывается физическим или психическим страданием, при этом не обязательно сильным и/или длительным ("в жизни встречается много возможностей себя пожалеть"). Моменты саможаления, по-видимому, встречаются у всех людей, однако играют существенную роль у психоневротического типа (в терминологии Кана: "тонкокожих", неуверенных в себе личностей. Психологи отмечают, что это плохая стратегия, так как после начального периода сопереживания, длительная жалость к себе начинает отталкивать других людей.
  
  "В древнегреческом языке даже не было слова, обозначающего жалость к себе. Это было связано с тем, что греки рассматривали жалость как эмоцию, которая требовала двух лиц, жалеющего и жалеемого. Аристотель даже говорил, что жалость невозможно испытывать к близким людям, так как родственные узы делают чувство к ним почти чувством к самому себе. Стоики утверждали, что жалость и зависть образуют пару: жалость образуется при виде незаслуженного страдания, а зависть - при виде незаслуженного счастья. Согласно такой теории, как невозможно самому себе завидовать, так и невозможно было самому себя жалеть. Эмоцию же, связанную с осознанием несчастья близкого человека, Аристотель называл "состраданием" и связывал с чувством дружбы (по Аристотелю, можно дружить с самим собой, так что сострадание могло быть рефлексивным).
  
  В древнегреческих трагедиях, когда герой жалеет самого себя, он обычно смотрит на себя со стороны. Так, в трагедии Еврипида "Ипполит", когда Ипполит оказывается ошибочно обвинённым в попытке изнасилования мачехи, он восклицает "Когда бы сам я встретился с собой, // Над этою бы я заплакал мукой".
  
  Аналогично, когда герои Плутарха плачут, это практически всегда проявление жалости к другим, а не к себе. У Плутарха, как только Персей Македонский начал выражать жалость к себе, он немедленно утратил сочувствие со стороны Луция Эмилия Павла. Римляне в целом считали раздвоение личности, свойственное саможалению, признаком женственности, неподобающим мужчине"
  
  В бессознательной игре в жертву, преследователя и спасателя (Треугольник Карпмана) акторы меняются ролями
  
  В такой игре все как бы знают, что за ним "подглядывает" спасатель-вуайерист. И в каком-то смысле каждый сам - вуайерист и наблюдает за собой. Что это дает? Повод измерять те качества, который сам за собой без соответствующих манипуляций не замечаешь
  
  Как вы поступаете?
  
  Жертва скрывает жалость к себе. Преследователь скрывает, например, обиду и месть.
  
  По сути в этом случае роль Спасателя уже не нужна. Эта роль вырождается.
  
  А по идее то, Преследователь обижается, мстит, контролирует и критикует жертву, злится и раздражается, чувствует непосильный груз ответственности. Спасатель, в свою очередь, рад помочь, потому что чувствует свою значимость, повышает самооценку и считает себя экспертом, который лучше разбирается в чужой ситуации, чем сами участники конфликта. Это не бескорыстное желание помочь, а эгоистический позыв повысить свою значимость.
  
  А что получается без Спасателя с треугольником Карпмана? Получается вырожденный треугольник Карпмана. Сам Карпман такой терминологией не пользуется, да и вообще не рассматривает модель так как сейчас поступаю я, но тем и забавнее.
  
  На самом деле любой конфликт между двумя - как и любая поверхность (например, лист бумаги) имеет две стороны. Вопрос как же Спасателю удается быть одновременно на двух?
  
  Вспоминается Мёбиус, который получил поверхность, которая имеет лишь одну сторону. Это можно легко проверить, если взять Ленту Мёбиуса и поставить в любом месте точку, то ее можно соединить с любой другой точкой на поверхности, при этом не пресекая края. Таким образом, получается, что поверхность этого объекта непрерывная, т.е безразмерная.
  
  Сейчас Лента является основой для построения многих новых гипотез и теорий, проведения исследований и экспериментов, создания новых вирусов, механизмов и устройств. Существует теория, что согласно которой Вселенная - это огромнейшая петля Мебиуса. Другая теория же рассматривает ДНК как часть поверхности Мебиуса.
  
  Короче... Удивительные свойства ленты Мебиуса используются в самых различных изобретениях. Свойство односторонности листа Мебиуса было использовано - примеры: если ремень передачи сделать в виде листа Мебиуса, то его поверхность будет изнашиваться вдвое медленнее, чем у обычного кольца. Это дает ощутимую экономию. В матричных принтерах красящая лента также имела вид листа Мебиуса для увеличения срока годности. В виде парадоксальной геометрической фигуры можно, оказывается, изготовить лопасти бетономешалки или обычного бытового миксера - энергозатраты снизятся на одну пятую, а качество бетона (или кондитерского крема) улучшится. Совсем недавно ей нашли другое применение - она стала играть роль особенной пружины в заводных игрушках. Такая пружина могла бы стать бесценной- её нельзя перекрутить, как обычную, это своего рода вечный двигатель.
  
  Рассказывают: придумал ленту Август Фердинанд Мебиус, когда наблюдал за горничной, неправильно одевшей на себя одежду.
  
  Вот же вуайерист!
  
  Шучу. Виноват во всём портной, который неправильно вшил манжет рубашки.
  
  Но именно с этого вуайерист и началась топология - раздел геометрии, в котором изучаются свойства таких фигур, которые не меняются, если их гнуть, растягивать, сжимать, но не склеивать и не рвать, т. е не изменяются при деформациях. Комбинаторная топология изучает уже свойства геометрических фигур, остающиеся неизменными при взаимно однозначных и непрерывных отображениях.
  
  Получается - именно она нам и нужна.
  
  Пример из израильской жизни: еврей (преследователь) тиранит палестинца (жертву), и он бежит жаловаться в ООН (спасатель). Вроде, и жертва довольна, что выговорилась, и спасатель рад, что к его мнению прислушались. Но вот евреи с палестинцами помирились частично, создав Западный Берег Иордана и сектор Газа, изначально контролируемый Палестинской национальной администрацией, но последний (государственные учреждения ПНА и её силы безопасности, а затем и сектор в целом) в результате переворота, произведённого исламистской организацией ХАМАС в июле 2007 года, перешли под контроль ХАМАСа. Месяц назад все поменялись ролями. Палестинцы вдруг стали преследователем, обиженные израильтяне стали жертвой, но ненадолго. Черере месяц евреи опять стали преследователями, а палестинцы - жертвами. ООН же оказалась в сложном положении - играть спасателем в ситуации, где преследователь и жертва часто меняются местами - сложно. И в этой ситуации.
  
  Этот бесконечный круговорот ролей никогда не закончится, если играющие не осознают, что находятся в треугольнике. И выход один - вырождение треугольника. Выродится роль спасателя, а преследователи и жертва перестанут играть ту или иную роль.
  
  Вырожденный треугольник - треугольник, все вершины которого лежат на одной прямой.
  
  И это выход из треугольника! Но есть нюанс.
  
  Чтобы "поставить точку" надо понять, что треугольник - это объект размерности два, а вырожденный треугольник имеет размерность один. Это значит, что число независимых параметров, необходимых для описания состояния объекта, или количество степеней свободы в этой системе равно одному. Но он есть и, к сожалению, он как ниточка, за которую как в сливном бачке можно дернуть. А иногда и нужно. И дергать будут - чтобы хотя бы сливать лишнюю энтропию.
  
  А вот случай круга - иной, размерность его уменьшается до нуля, когда он вырождается в точку. И тогда система становится безразмерной. Величины, в размерность которых все основные величины входят в степени, равной нулю, называются безразмерными.
  
  Что это даёт?
  
  Возможность управления.
  
  Есть такой метод установления связи между физическими величинами, существенными для изучаемого явления, основанный на рассмотрении размерностей этих величин - Анализ размерности. Это инструмент, используемый в физике, химии, технике и нескольких направлениях экономики для построения обоснованных гипотез о взаимосвязи различных параметров сложной системы.
  
  Обьясняю в чём фишка.
  
  Допустим у нас идеальная система с характерными для Царства Небесного величин: "Мир, дружба, жвачка"...
  
  Допустим все три параметра эти безразмерны: мир - навеки, дружба - между всеми, жвачки - хватит на всех. Или безразмерны такие параметры как: физическое - неизменяемый соматотип человека - это тип телосложения, обусловленный генетически и зависящий от скорости и особенности обмена веществ, склонности к болезням и психофизиологических отличий темперамента, которые еще Гиппократ выделил в 4 группы: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики.), ментальное - неизменяемый тип например, - инфантильный, мистический, мифологический, эклектический, шизофренический, логический или научный, психическое - неизменяемый тип.
  
  Из выбранных характерных величин в Анализе размерности составляются все независимые комбинации, дающие размерность интересующей нас величины. В простых случаях возможна лишь одна возможная комбинация исходных величин, совпадающая с искомой по размерности.
  
  При решении на основе Анализа размерности сложных задач большую роль сыграла теорема (её называют p-теоремой), согласно которой всякое соотношение между некоторым числом размерных величин, характеризующих данное физическое явление, можно представить в виде соотношения между меньшим числом безразмерных комбинаций, составленных из этих величин. Эта теорема связывает Анализ размерности с теорией физического подобия, в основе которой лежит утверждение, что если все соответствующие безразмерные характеристики (критерии подобия) для двух явлений одинаковы, то эти явления физически подобны
  
  Раз у нас неизменное что-то, то это и есть точка. Как же выродился круг отношений "мир, дружба, жвачка" или "физическое, ментальное, психическое" в точку?
  
  Он вырождается в критической точку.
  
  Критической точкой дифференцируемой функции называется точка, в которой её дифференциал обращается в нуль.
  
  В критической точке исчезает трех-и-двухфазное состояние вещества и возникает новое состояние - критическое (критическая фаза).
  
  А теперь снова вспоминаем Треугольник Карпмана - модель взаимодействия людей и бессознательной игре в жертву, преследователя и спасателя и соображаем, что в критической точке сначала вырождается роль спасателя, а потом уже и деление на жертв и преследователей. Точнее отношения жертв и преследователей превращаются в модель ленты Мёбиуса.
  
  И дополняем модель новой точкой зрения на неё: такая модель соответствует половым отношениям М и Ж.
  
  Мужчина и женщина: лабиринты отношений
  Мнение биолога Юрия Матвеева
  
  https://www.youtube.com/watch?v=KJWzsWHtOLk
  
  "Где-то в интернете попался на глаза небольшой этюд на тему взаимоотношений. Авторство не было указано, поэтому, если кто-то знает - сообщите, поставлю копирайт на сам текст. Этот небольшой набросок, на мой взгляд, отлично иллюстрирует взаимоотношения полов и довольно точно укладывается в мои представления и философию. Лента Мёбиуса - вот что характерно для нас, мужчин и женщин, это бесконечное движение по кругу, по одной поверхности. И все "перевертыши" ситуаций - они зеркальны, правы и неправы и те и другие, меняются только роли, время и место. Вот от этих переменных все и зависит. А мы до скончания веков так и будем выяснять отношения, замкнутые в своем движении по ленте Мёбиуса...
  
  
  Он сказал:
  - Мне нравятся многие женщины. Я не могу быть только с одной.
  Она улыбнулась в ответ.
  Он сказал:
  - Я сам по себе. Я свободен и никому ничего не должен.
  Она закурила и опустила глаза.
  Он сказал:
  - Мне нравятся женщины, которые понимают меня и ценят мою свободу.
  Она ухмыльнулась и выдохнула струйку дыма.
  Он сказал:
  - Давай проведем хорошо время, ты мне нравишься.
  Она затушила сигарету и посмотрела ему в глаза.
  Он понял, что она не возражает.
  Он спросил:
  - У тебя, наверное, было много мужчин?
  Она обняла его и сильнее прижалась к нему.
  Он спросил:
  - Тебе хорошо со мной?
  Она закрыла глаза и поцеловала его.
  Уходя утром, он сказал:
  - Все было здорово, только давай это останется между нами.
  
  
  Она протянула руку и смахнула невидимую пылинку с его плеча.
  Он сказал:
  - Я как-нибудь тебе позвоню.
  Она кивнула и захлопнула дверь.
  Он позвонил вечером того же дня.
  Ее не было дома.
  Он дозвонился ей на сотовый только поздней ночью.
  Она позволила приехать только через неделю.
  Он спросил:
  - Ну, как ты развлекалась без меня?
  Она улыбнулась и предложила ему кофе.
  Он звонил ей почти каждый день.
  Она иногда просто не поднимала трубку.
  Он приезжал к ней, когда она разрешала.
  Она не объясняла, почему приглашения были такими редкими.
  Он понял, что хочет быть только с ней.
  Он нервничал, когда она не отвечала на звонки.
  Он выходил из себя, когда узнавал, что ее видели с другим.
  Он хотел, чтобы об их связи знали все.
  Она была против.
  Он хотел, чтобы она была только его.
  Он приехал к ней с огромным букетом алых роз.
  Она приняла цветы, но попросила больше не приезжать без приглашения.
  Он хотел попросить ее стать его женой.
  Она сказала:
  - Я сама по себе.
  Он закурил, у него дрожали руки.
  Она сказала:
  - Я свободна.
  Ему вдруг стало холодно.
  Она сказала:
  - Я никому ничего не должна.
  Ему показалось, что сердце остановилось.
  Она сказала:
  - И Я не собираюсь ничего менять."
  
  Вы что-нить поняли из рассказа?
  
  Лично я понял, что нам нужно научиться манипулировать самими собой. Это полезно. Это очень полезное свойство ленты Мёбиуса - оставаться самим собой, чтобы не играть роли других.
  
  Половые отношения - понятие типично топологическое и оно описывается моделью Ленты Мёбиуса.
  
  Рассмотрим же свойства этого топологического объекта.
  
   1) Первое свойство - если размер действительно не имеет значения, то есть и преобразования, которые размер сохраняют и в них что-то будет общее (неизменное).
  
   Это свойство как бы связывает, то что разделяется, но формально - "сцепляет" (сцепление). В конце-то концов это логично - чтобы всё не менялось, всё должно быть связным. Т.е нужны узлы. Хотя бы тривиальные, но которые не развязываются.
  
   Демонстрирую:
  
   Что же из этого свойства следует? А следуют удивительные превращения ленты, если разрезать ее вдоль. При разрезании точно посередине мы получаем большое перекрученное кольцо. А вот если разрезать ленту на расстоянии 1/3 ее ширины от края, то получаются два кольца - но! - одно большое и сцепленное с ним маленькое. Если же разрезать еще и маленькое кольцо вдоль посередине, то получаются переплетенные два кольца - одинаковых по размеру, но разных по ширине. Другие интересные комбинации лент могут быть получены из лент Мебиуса с двумя или более полуоборотами в них. Например, если разрезать ленту с двумя полуоборотами, то получится два одинаковых кольца, сцепленных между собой. Если разрезать ленту с тремя полуоборотами, последовательно два раза, то получится четыре кольца, сцепленных между собой.
  
   2) Второе свойство - непрерывность. На листе Мебиуса любая точка может быть соединена с любой другой точкой и при этом не придётся переходить через край "ленты". Разрывов нет - непрерывность полная. Ещё один вид связности. Это с выворачиванием прямого на обратное, а первое свойство связности - без выорачивания.
  
   Это как, если бы "горничная" обнажалась полностью, а потом одевалась - иначе не наденешь трусы наизнанку. Один вид связности. И второй вид связности - если бы разделась и не одевалась вовсе. Одетая и раздетая - две противоположные сущности "горничной".
  
   Одно "но". Точнее - два. В одном случае при завершении теряется "тело" горничной ("внутреннее" ) . В другом - теряется (не придается значение "одежде" /"поверхности"/"внешнее"). Разумеется, в уме/по памяти и тело и одежду можно сохранить - так приятнее, но таки помнить надо о том, что парадоксальные свойства (пропадает " внутренее" или" внешнее" ), проявляются только тогда, когда "забываешь". Но на то это и парадокс. Но на том и держится природа. Природа бессознательного, например.
  
   Но, на самом деле эти два свойства вовсе не связность, строго говоря, а Сцепленность и Непрерывность. И узлов в них, как таковых нет. Есть только образы их. Узлы бывают там, где надо находить предел, а потом "двигаться" в обратную сторону. Т.е когда разрыв, есть но он не имеет значение. Это как "горничная" сначала разделась, а потом оделась.
  
   В случае сцеплености - дырка вместо узла ("горничная" разделась (но одежда в уме) ). Это по сути свойство исключения из некой окрестности точки самой точки (была одетой, а теперь одетой нет). Но в уме осталась и та и та.
  
   А во втором случае речь о точке инверсии, а ещё точнее - о свойстве инверсии (была одетой, а стала обнаженной). Ведь стала же! В этом случае в уме одежда.
  
   Но есть и реальное свойство ленты Мебиуса - связность.
  
   Если квадрат разрезать бритвой от стороны к стороне, то он распадётся на два отдельных куска. Точно также любой удар ножом разделит яблоко на две части. Тоже самое иив любви (если она - традиционная). Третий лишний, неправда ли? Или это была не любовь! Потому что у любви как у кольца, начала нет и нет конца. Правильно! Не надо смешивать любовь и секс!
  
   Так вот, чтобы располовинить кольцо, нужно уже два разреза (помним: секс отдельно, а ведение общего хозяйства - отдельно (без обид)) .
  
   ... И, соответственно, два раза придётся резать бублик, если вы хотите угостить им двух друзей. Опять же - без обид.
  
   Поэтому любой тополог скажет вам, что квадрат- односвязен, кольцо и оправа от очков - друсвязны, а всяческие решётки, диски с отверстиями и подобные сложные фигуры - многосвязны.
  
   Ну, а лист Мебиуса? Конечно двусвязен, т.к. если разрезать его вдоль, он превратится не в два отдельных кольца, а в одну целую ленту.
  
   Если перекрутить ленту на два оборота, то лист становится односвязным. Три оборота - связность снова равна двум.
  
   Вот она - связность. Т.е вы поняли, что настоящая связность, как и любовь, это когда есть обратная операция. Типа как секс на стороне, как и размер не имеет значение. Кстати - это серьёзно. И оный вывод касается много чего.
  
   Вот что такое обида? Израильтян или палестинцев.
  
   Обида включает в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе в ситуации, когда ничего уже невозможно поправить. В отличие от укора и претензии, когда есть возможность исправить ситуацию.
  
   Что же делать чтобы обида не оставалась?
  
   Очень просто: переживание гнева к обидчику и жалости к себе не сохранять.
  
   А как?
  
   Обратите первое (гнев на себя), а жалость - на другого. Обратные операции должны быть. Вы что никогда не давали повода злиться на себя? Никогда не хотели, чтобы вас самих пожалели?
  
   То то и оно! Потому то и требуется в два раза больше усилий. И эти усилия делает Спасатель, который в случает вырожденного треугольника - вуайерист, наблюдающий за собой.
  
  О чем я хочу сказать?
  
  О том что требуется внутренний вуайерист. Я бы сделал такой орган надгосударственным и международным типа ООН - ООВ. Организация Объединенных "Вуайеристов".
  
  Вот кто у нас наблюдает за нами? Ну, конечно же, если без манипуляций - никто. Без психоанализа - тоже никто. Нужна манипулятивная игра!
  
  Туда-сюда помогает самоаназизу помогает автоматическое письмо. Но кто пишет с ошибками? Их стараются исправить, вычитать. И орфографические и логические. А что если работать отдельно над текстом и над автоматическими ошибками: оговорками, описками, ослышками? Вот для того, чтобы их заметить нужен внутренний политический вуайерист, который будет действовать вот точно также как в уже приведенном выше рассказе о том, что полезно оставаться самим собой:
  
  "Он сказал:
  - Мне нравятся многие женщины. Я не могу быть только с одной.
  Она улыбнулась в ответ.
  Он сказал:
  - Я сам по себе. Я свободен и никому ничего не должен.
  Она закурила и опустила глаза.
  Он сказал:
  - Мне нравятся женщины, которые понимают меня и ценят мою свободу.
  Она ухмыльнулась и выдохнула струйку дыма.
  Он сказал:
  - Давай проведем хорошо время, ты мне нравишься.
  Она затушила сигарету и посмотрела ему в глаза.
  Он понял, что она не возражает.
  Он спросил:
  - У тебя, наверное, было много мужчин?
  Она обняла его и сильнее прижалась к нему.
  Он спросил:
  - Тебе хорошо со мной?
  Она закрыла глаза и поцеловала его.
  Уходя утром, он сказал:
  - Все было здорово, только давай это останется между нами.
  
  Она протянула руку и смахнула невидимую пылинку с его плеча.
  Он сказал:
  - Я как-нибудь тебе позвоню.
  Она кивнула и захлопнула дверь.
  Он позвонил вечером того же дня.
  Ее не было дома.
  Он дозвонился ей на сотовый только поздней ночью.
  Она позволила приехать только через неделю.
  Он спросил:
  - Ну, как ты развлекалась без меня?
  Она улыбнулась и предложила ему кофе.
  Он звонил ей почти каждый день.
  Она иногда просто не поднимала трубку.
  Он приезжал к ней, когда она разрешала.
  Она не объясняла, почему приглашения были такими редкими.
  Он понял, что хочет быть только с ней.
  Он нервничал, когда она не отвечала на звонки.
  Он выходил из себя, когда узнавал, что ее видели с другим.
  Он хотел, чтобы об их связи знали все.
  Она была против.
  Он хотел, чтобы она была только его.
  Он приехал к ней с огромным букетом алых роз.
  Она приняла цветы, но попросила больше не приезжать без приглашения.
  Он хотел попросить ее стать его женой.
  Она сказала:
  - Я сама по себе.
  Он закурил, у него дрожали руки.
  Она сказала:
  - Я свободна.
  Ему вдруг стало холодно.
  Она сказала:
  - Я никому ничего не должна.
  Ему показалось, что сердце остановилось.
  Она сказала:
  - И Я не собираюсь ничего менять."
  
  И вы знаете?! Ничего и не меняется уже веками. В М-Ж отношениях поставлена точка. Критическая. И ничего"... Войны полов нет, но есть мир или переговоры о перемирии. Более того - есть секс, хотя слово секс первично связано с лат. seco "разделять".
  
   А всего то надо выродить роль Спасателя, сделав её частью ролей Преследователя и Жертвы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"