Неро Император Шутник : другие произведения.

Анты и росомоны

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из история развития восточных славян во 2 в до н.э. - 7 в. н.э.


   Анты и Росомоны. Восточные славяне во 2 в. до н.э. - 7 в. н.э.
   Начнем издалека. Начнем с труда Йордана "Гетика", знаменитой истории готов. Уже давно установлено, что Йордан приписал небольшому готскому племени все, что делалось в Северном Причерноморье. Готский историк 6 века не стесняясь забрал всю историю гетов, которые к готам не имели никакого отношения. Но и кроме этого приписал готам скифские походы в Азию и их 28 летнее владычество там, о чем писал Геродот Галикарнасский. Но и этого мало, амазонки - с его слов это готские женщины, которые начали воевать. И таких перлов у Йордана много - вся его Гетика - сплошное приписывание готов всех достижений соседних народов. И это притом, что историческая канва передана в труде Йордана довольно верно - и переселение готов из Скандинавии и Прибалтики, правда удревненное на тысячу лет, скифские походы, войны с гуннами и тп. Надо только убрать слово "Готы", или признать, что Готы-германцы, которым составил библию Вульфила, лишь заимствовали свое имя, и никакими готами не являются. Но такое предположение слишком натянуто. Кроме названия белорусов готами со стороны литовцев нет ему никоих подтверждений, да и само это название находится на пути движения готов из Прибалтики в Причерноморье.
   Итак, мы обратимся к самому интересному отрывку - рассказу об "империи" Германариха. Большинство историков совершенно скептически смотрят на существование подобной "империи", но нужно учесть, что в Гетике описываются реальные события, они лишь приписываются готам.
   Вопрос в том, могло ли существовать раннегосударственное объединение, типологически, например сходное с "первым бургундским королевством", разгром коего гуннами стал основой для песни о Нибелунгах, имеет положительный ответ. Да, такое могло быть. В течении почти тысячи лет со II в. до н.э. по VII в. н.э. возводились змиевы валы - огромные укрепления на границе степи и лесостепи - это их радиоуглеродная датировка. Позже мы еще к ним вернемся.
   Итак, Йордан сообщает нам буквально следующее: "После того как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Германарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало Древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов". Из этого перечня народов, расположении коих рассмотрено, например, в трудах акад. Б. А. Рыбакова, нам наиболее любопытны: тиуды-чудь, васибронки-весь-пермяки, меренс-меря и моденс-мордва.
   Мордва - мало кто знает, что на самом деле такого народа никогда не существовало, это лишь славянское название "мордовских" народов Эрзи и Мокши. Эти народы упоминаются европейцами лишь в 13 веке - Вильгельмом Рубруком, и арабами в 14 веке - Рашид ад-Дином, описывающем монгольское завоевание мира.
   Йордан относительно 4 века и Константин Богрянородный в 10 веке упоминают Морденс и Мордию соответственно в славянском названии этих народов. То есть вся информация является чисто славянской, и полученной от славян. Это при том, что мордовские племена можно проследить археологически как минимум с начала нашей эры, и даже их разделение на два крупных ареала - Эрзю и Мокшу соответственно, и некоторые более мелкие, Мордва Шокша и другие. А общее основание этих археологических культур возводится к Городецкой культуре, вместе с Дьяковской и др. финно-угорскими культурами вытеснившими во 2-1 тыс. до н.э. славяно-ариев Фатьяновской и др. культур боевых топоров и шнуровой керамики. Никакие средневековые источники западной Европы в 6 веке не знают никаких мордовских народов - вся информация подается Йорданом исключительно из славянского источника - это дает нам основание подозревать его в приписывании части Славянской истории Готам, как то он проделал перед этим с гетами, скифами и амазонками.
   Чудь - название фино-угоских народов славянами. Восходит к названию неких реликтовых пра-фино-угорских племен или предков в фино-угоской мифологии. Кроме славян, так их именуют только лишь Саамы-лопари, откуда это слово в позднейшие времена попало в норвежский язык. Все же германцы именуют их эстами и финнами. Причем Йордан не подозревая, что чудь это и есть эстонцы, пишет далее о покорении Германарихом еще и Венедов и Эстиев.
   Меря и Весь не упоминаются никакими запдноевропейскими источниками кроме деяний гамбургской церкви Адама Бременского, хорошо знакомого с западными, балтийскими славянами, долгое время коих он пытался окрестить.
   Итак, перед нами список народов, известных только славянам, в их славянских названиях, некоторые из которых неизвестны, что и неудивительно. Это именно их славянские экзоэтнонимы, а экзоэтнонимы часто меняются, перетекают с одного народа на другой и тп.
   С другой стороны, перед нами прообраз государственности, яснее ясного что ни к какому Германариху не имеющий отношения, так же как походы Скифов и амазонок не имели отношения к готским мужчинам и женщинам, как то в обоих случаях приписал Йордан. Государственность несомненно славянская, названия народов - славяноязычны, а готский историк даже не понимает, что эстонцы и чудь - это название одного и того же племени, одно славянское, другое - романо-германское.
   Известны ним и противники Германариха и Винитария - это Анты, Росомоны и Гуны. Судя по имени Винитария - убийца венедов - еще и венеды. Часто гуннами Йордан часто именует каких-то славян. Это следует из того, что Йрдан называет погребальный пир гуннов по славянски "страввой" и еще указывает что слово это гуннское, а затем еще пишет, что непонятные (негерманоязычные) готские имена гуннского происхождения. Имена типа Видимир, Теудимер, Валамир, Видимир и Вадамерка - явно славянские.
   О соотношении антов и росомонов нам не известно, по видимому, росомоны были восточной частью антских племен. На такую мысль наводит формирование каганата русов в 8-9 вв. н.э. в Подонье, в восточной части Праго-пеньковской культуры - антов.
   Как бы плохо о гунах Йрдан не отзывался, правда, лишь по большей частью об их внешности, о которой Аммиан Марцелин пишет еще отвратительнее, называя гунов вырубленными чурбанами, он их боится меньше, чем антов и др. славянские племена.
   Итак, перед нами 4 век н.э., максимальное развитие восточнославянской государственности время которое позже названо в слове о полку Игореве "трояновыми веками". По словам автора слова о полку Игореве - Всеслав князь (полоцкий) жил и действовал на 7 веке траянем - то есть 11 век, в котором жил Всеслав - 7 веков = 4 век н.э. Или вернее его вторая половина. Траяновы века и Траянова земля никак не связаны с Траяном римскм императором - тот помер во 2 в. н.э., и к концу четвертого уже мирно догнивали последние его косточки. Просто имя Троян - имя бога и имя змееборца - первопредка. Возможно в обстановке оборзевших германоязычных "готов" и гуннов - истинных, тюркоязычных, а не славян, которых иногда так называли по недоразумению, или тех, кого гунны подчинили себе. Последний из этого Троянового цикла - славянский князь Само - правил в 7 веке н.э., создал свое государство и разгромил авар, с тех пор говорят, "Погибоши аки обры". Само - внук Трояна, змееборец, наверно подобными именами славянская воинское сословие желало подчеркнуть необходимость и близость победы над змеёнышами как славяне традиционно представляли кочевников. Примерно так можно датировать Трояновы века - после несчастного Бусова времени - что означает туманное, может быть -смутное время, наступают времена борьбы со змеёнышами - Трояновы века.
   Можно в общих чертах говорить о трех периодах выделенных археологами:
      -- 2 в. до н.э. - 1 в. н.э. - время вражды с сарматами - время строительства первых змиевых или траяновых валов, судя по археологическим данным А. Бугая.
      -- 1 в. н.э. - 4 в. н.э. - время мира - и расцвета переформирования восточных славян - прилив славянского населения с запада, ассимиляция сарматского и тавроскифского населения - создание кочевых славян, как некого аналога казачества. Внутренне сближение славянских диалектов с учетом падения значения восточноарийских диалектов - сарматского и скифского языка и возвышения центральноарийских (праславянского языка). Освоение восточных и северных территорий славянством.
      -- Собственно Траяновы века 4-7 в. н.э. натиск кочевников из-за Волги и Дона -в буесть впала хиновга (гунны), войны с готами, ставшими непрошенными гостям под воздействием христианства и пропоганды германизма, тяжкие войны с Византией, впрочем весьма удачные, и расширение на северо-восток, в центрально-арийские (фатьяновские) земли занятые фино-уграми в 12-5 веках до н.э.
   Вобщем то, это всем известные факты, но более подробно следует остановится на Антском союзе. Это мощное славянское протогосударственное образование восточной Европы, антская государственная традиция была непосредственной предшественницей и основательницей русского каганата 8-9 веков, легшего в основу древнерусской государственности. Русская государственность развивалась на антской основе, как и сама антская на скифской, являлась ее прямым продолжением, как например Киевская Русь продолжение донского салтовского Русского каганата, а Владимирская - продолжение Киевской.
   Но, так или иначе, анты известные с первых веков нашей эры сыграли сою роль. Итак - Антия - знаменитое славянское объединение, упоминаемое в 3 в. н.э. в боспорских надписях, в 4 Йорданам, историю с географией коего он аккуратно украл для Германариха, как и у скифов, гетов и амазонок, и воевавшее с Византией и аварами в 6-7 веках.
   Бахрам 5 (420-438) царь персидский, женился на одной из славянских княжон, которая для него символизировала марс (вторник). Шах очень любил все по фен шую, и к каждой жене ходил в определенный день недели, и жен завел естественно сем, из семи частей известной ему земли. Возможно, речь шла об росомонах-русах, именно русый означает красный. Впрочем, в начале 7 в.н.э. славяне воевали с Ираном, в 628 г. славяне и хазары были под городом Берда, учитывая что начальников называли тиунами, сосуды для питья чором (чарка) и сало называли салом, это явные славяне. Какое они отношение имели к антам непонятно. Против персидского шаха Хосрова тогда воевали и Ираклий, византийский император, и болгары хана Кубрата с Кубани. Ираклий то воевал, то мирился с Аварами и Антами, так что они могли быть как его врагами, так и союзниками. Моисей Каганкатваци пишет, что это были хазары, заодно приводя три вышеназванных "хазарских" - на самом деле славянских слова. Степенная книга пишет, что это были Русичи, ходившие на Хосрова персидского при Ираклии Визинстийском императоре.
   Моисей Хоренаци упоминает славян аж в 5 веке на Кавказе, а царек Шахрияр дербентский якобы писал арабам об угрозе руссов и хазар еще в 7 в н.э. Адыгейские предания собранные Ш. Ногмовым говорят об антах в это время, упоминая тех же антских князей Буса, Мезенмира (сына Идарича брата Клегаста) и Лавриту. Антицитом Страбон называет северный рукав Кубани (протоку) возможно, это имело отношения к антам. Тем более, что те местности, которые Ш. Ногмов связывает с антами Бергус-ант и Нарв-ант-псина на Подкумке и под Кисловодском соответственно, пролегают на пути который возможно использовали русы между Кубанью и Тереком позже.
   Можно так же предположить, как конкретно выглядела Антия. Центр Антского союза, непосредственно Анты располагались по Йордану в междуречье Днестра и Днепра на огромное расстояние от черного моря. Археология добавляет еще и верхний Днестр и левобережье среднего Днепра. Именно в этих местах расположены змиевы и трояновы валы, которыми себя пытались укрыть от тюркских кочевников от гуннов до аваров местные анты с 4 по 7 в н.э. До этого господствовала общая система обороны, базирующаяся, видимо, на собственных отрядах в степи и взаимном союзе с сарматами. Это нашло свое отражение в Черняховской культуре, лишенной укреплений, и имеющей крепости лишь по периметру своих границ.
   После кровопролитных войн с сарматами 2-3 вв. н.э. в Подонье также установился мир. Славянское и аланское население сосуществовали при доминировании славян и постепенной ассимиляции алан. Возможно, там жили росомоны, упомянутые Йорданом, которые уничтожили Германариха. Далее шили владения кочевых алан и славян. Возможно, их готский историк называет гуннами во главе с Баламбером, убившим Винитария. Тем более, что Аммиан Марцелин пишет, что Винитария разбили аланы. Севернее проживали Венеды, которые, по словам римского историка Тацита, коий видимо приписал антов к венедам, простирали свои походы от Дуная (бастарнов) до Волги (финнов). Недаром венедов Йордан показал отдельно, и потратил на них целое предложение, указав как Германарих покорил их многочисленные племена. Далее одной строкой идет список зависимых (или союзных) народов одной строкой. Итак это:
   Гольтескифы - литовские галинды, голядь. Где они тогда обитали непонятно, ясно что где-то в Прибалтике. Скифойдность - видимо чтобы не перечислять какие-то еще балтские племена.
   Тиуды - чудь, общее название финнов славянами. Скорее всего ливы, эстонцы и сету - финские народцы Псковщины. То есть, если гольтескифы где-то на Двине, то чудь северо-восточнее, Прибалтика-Псковщина.
   Инаунксы - Игрия, Ижора. Видимо, не та Ижора на Неве, А огромный племенной союз, включавший Новгородчину и часть тверской области с окрестностями. Об этом и говорит название от древнего фино-угоского Инг - герой, мужчина. По видимому крупнейший финский союз того времени. Возможно, также что его название соотносится с именем Ильмаринена, героя из Калевалы, бога-кузнеца, а Инг это уже позднейшее переосмысление. Мне эта версия кажется более правдоподобной.
   Васинабронки - Весь-пермяки. Весь жила на Белом озере видимо в 8-9 вв., арабские источники упоминают вису и ару в 10-12 вв. (Ибн фодлан и ал-Гарнати) - видимо город Арск и Вятку. В 4 веке весь могла жить и западнее и южнее Белоозера, а Пермь - общее название восточных фино-угров славянами, возможно Вологодчина.
   Меренс - меря - финно-угорское племя, поглотившее фатьяновских арийцев за тысячу лет до н.э., с центром на озере Неро, современный Ростов. Неро видимо было общим названием северных фатьяновских племен, и меря (неро), мурома (неро-ма), река Нерль, геродотовы невры и Неревский конец в Новгороде - видимо уцелевшие реликты центральных ариев 2 тыс. до н.э. известных как Фатьяновская культура, входящая в круг культур боевых топоров и шнуровой керамики. Меря видимо центральная часть Дьяковской культуры.
   Морденс - мордва - а точнее целое скопление фино-угорских племен известных как эрзя, мокша, шокша, вяда и некоторых других - Городецкая культура.
   Имнискары - Черемисы, древнее название марийцев.
   Роги - скорее всего название пра-именьковцев, или именьковцев первого этапа этой культуры во 2-4 в. н.э., а так же возможно местного фино-угорского доименьковского населения. Само имя племени наверняка восходит к древнему восточно-арийскому названию Волги - Рангха.
   Тадзанас - могло быть как названием Буртас, каких-то мадьяров или тюрков так и не иметь к ним отношения. Названия этого народа и последующих или очень сильно исковерканы, или не сохранились сами племена. Само имя не похоже на тюркское, скорее всего, какие-то фино-угры или реликтовые сарматы. Атаул - слышится что-то тюркское, но такого народа вообще никто не знает. Может тюрки расшифруют. А может это первое славянское название Гуннов, услышали славяне незнакомое слово и стали называть так доселе невиданных Тюрков. Навего и Бубугены - или чеченцы - нохчи и бацбийцы, или лезгины с какими то дагестанскими народами не известно вовсе.
   Колды - колхида, атничное название причерноморских абхазов, адыгов и грузин.
   Вырисовывается огромное территориальное пространство, находящееся под влиянием славянской культуры. Но тогда, в 4 веке прочного закрепления объединения не произошло. Приход гуннов нарушил всю складывающуюся в Восточной Европе систему. Славянам долго пришлось оборонятся на валах Змиевых или Траяновых, строить укрепление на правобережье и левобережье Днепра. Разорвался союз между Славянами и Аланами, а так же другими небольшими кочевыми племенами, которые только начали ославяниватся. Некоторые восточно-арийские кочевники попали в зависимость от тюрок, и отюречились. Славянская племенная группировка именьковцев заброшенная на среднюю Волгу - территория Татарстана - оказалась оторвана от основной массы славян и антов, что привело к ее захвату булгарами в 8 веке н.э.
   Впоследствии, можно сказать на костях этого восточноевропейского союза племен после гуннов сформировались несколько протогосударственных образований. Это были: волынский союз дулебов-волынян, болгары Кубрата - кубанская Болгария, позже болгары Аспаруха - дунайская Болгария, Каганат Хазар и Каганат Русов, Булгария волжская. Возможно, некоторые другие образования возникали на антском наследии, все они характеризовались наличием славянского и восточно-арийского элемента, а такие как хазары или булгары еще и тюркского как у булгар или хазар и фино-угорского, но все они или были разгромлены, или превратились в славянские государства.
   Что же касается Германариха, или Ёрменрика как его, например, называет "сага о вельсунгах" которая кстати называет росомонов руссами во главе с конунгом Ёнакром, Сунильду называет Сванхильд, Сара - Сорли а Амия - Хамди, то он упоминается еще и в других эпических произведениях, например англосаксонском Беовульфе. Мне же кажется, что Йордан как и сказатели дописали Германариха к легендам об Арминии, или Германе, короле Херусков, разгромившем легионы римского полководца Вара в 1 в. н.э. Германарик - Йорменрик имя, похожее на Германа - Арминия победителя римлян о котором были видимо эпические сказания. Ну, и чтоб возвеличить своего героя Йордан так же как со скифами, гетами и амазонками приписал ему кусок чужой истории. Впрочем, благодаря этому она дошла до нас, несмотря на попытку полного уничтожения источников по истории славянства. Так как нам сейчас хорошо известно, что славяно-арии (гаплогруппа R1a) составляли основное доминирующее население Восточной Европы с 4-2 тыс. до н.э. до 2 тыс. н.э., то и историю славянства мы можем спокойно восстанавливать исходя из этого факта.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"