Дзен-марксизм, или Как я перестал беспокоиться и полюбил историческую необходимость
I
В уездном городе N жил-был учитель гимназии Семён Петрович Подзаборов, человек прогрессивных взглядов. Читал Маркса, спорил с попом о материализме и в свободное время мечтал о революции.
Как-то раз, сидя в трактире "Прогресс" за стаканом дешёвого портвейна, он изрёк:
- Всё идёт по плану исторического материализма, господа!
Его собеседник - местный фельдшер Пётр Иваныч - недоумённо поднял брови:
- То есть как это, Семён Петрович?
- Очень просто! - воскликнул учитель, стукнув кулаком по липкому трактирному столу. - Революция произойдёт сама собой, когда созреют объективные условия. Нам остаётся лишь наблюдать за процессом, как врач за больным тифом.
Фельдшер задумался. Ему почему-то вспомнился его участок, где крестьяне годами ждали, когда "само рассосётся", и в итоге умирали от вполне излечимых болезней.
II
С тех пор Семён Петрович совершенно перестал участвовать в революционном кружке. На собраниях он сидел в углу, снисходительно улыбался и повторял:
- Всё решит развитие производительных сил, господа!
Когда товарищи звали его распространять листовки, он отмахивался:
- Зачем? Когда пролетариат созреет, он сам всё сделает. Наше дело - сторона.
Когда просили написать статью для подпольной газеты, пожимал плечами:
- Идеи возникают в массах стихийно. Какое моё жалкое перо может изменить объективный ход истории?
А когда однажды ночью к нему постучался бежавший из ссылки революционер, Семён Петрович, не открывая двери, прокричал в замочную скважину:
- Индивидуальный героизм - это субъективизм и волюнтаризм! Ищите объективные предпосылки!
Наутро ссыльного забрали жандармы.
III
Прошли годы. Семён Петрович поседел, обрюзг, но сохранил свою удивительную теорию в первозданной чистоте. Он теперь называл её "дзен-марксизмом" и объяснял всем желающим (а чаще - нежелающим):
- Видите ли, исторический процесс подобен реке. Можно плыть против течения, можно - по течению, но мудрец просто сидит на берегу и созерцает.
Однажды его бывший ученик, теперь член подпольного комитета, спросил:
- Семён Петрович, а если все сядут на берег и станут созерцать?
Учитель снисходительно улыбнулся:
- Дорогой мой, это невозможно. Ибо такова диалектика.
В тот же вечер ученика арестовали. Семён Петрович, узнав об этом, глубокомысленно заметил:
- Значит, объективные условия ещё не созрели.
IV
На склоне лет Семён Петрович любил сидеть на крылечке своего домика и рассуждать с соседями:
- Я, знаете ли, всю жизнь придерживался научного подхода. Никакого субъективизма, только железные законы истории!
Соседи кивали, хотя давно уже считали его чудаком. А в это время по всей России прокатывались стачки, росли подпольные кружки, и даже в их захолустном городишке уже пахло грозой.
Но Семён Петрович этого не замечал. Он был слишком занят - ждал, когда историческая необходимость сама постучится в его дверь.
Эпилог
Когда грянула революция, Семён Петрович очень удивился.
- Как же так? - бормотал он. - Я же ещё не дал теоретического обоснования...
Но его никто не слушал.
Мораль: История любит тех, кто не просто наблюдает за её ходом, но и помогает ей время от времени подтолкнуть тяжёлое колесо телеги. А тем, кто предпочитает сидеть на обочине, суждено лишь удивляться, откуда берутся все эти неожиданные повороты.