Нестеров Андрей Николаевич
Постреволюционное общество в философии Альбера Камю

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как говорил Камю..

  Постреволюционное общество в философии Альбера Камю
  
  Для Альбера Камю революция - это не конечная цель, а трагический этап, за которым должно последовать восстановление человеческой меры. В отличие от марксистов, видевших в революции "локомотив истории", Камю скептически относился к идее, что насилие может породить справедливость. Его взгляд на постреволюционное общество раскрывается в нескольких ключевых аспектах:
  
  1. Отрицание "революционной целесообразности"
  
  Камю отвергал оправдание террора во имя "светлого будущего" (что критиковал в "Бунтующем человеке"). Он писал:
  "Революция, которая забывает о морали, обречена выродиться в новую тиранию"*.
  
  Постреволюционный порядок, построенный на абсолютизации средств (террор, диктатура), неизбежно повторяет ошибки старого режима.
  
  2. "Мятеж" vs "Революция"
  
  Камю различал:
  - Мятеж (бунт) - это этическое сопротивление несправедливости, сохраняющее человеческое достоинство.
  - Революция - часто превращается в новый деспотизм, где "цель оправдывает средства".
  
  Идеальное постреволюционное общество, по Камю, должно основываться на бунтарском духе, а не на догматизме новой власти.
  
  3. "Средиземноморская мера"
  
  Камю предлагал альтернативу тотальным революциям - постепенное реформирование через:
  - Диалог, а не насилие.
  - Отказ от абсолютных идеологий (коммунизм, фашизм), ведущих к новым формам угнетения.
  - Баланс свободы и справедливости, без крайностей.
  
  Он писал:
  "Истинный бунт - это не стремление к разрушению, а поиск меры".
  
  4. Опасность "исторического абсолюта"
  
  Камю предупреждал, что любая революция, провозглашающая себя "концом истории" (как у Гегеля или Маркса), становится новой религией с собственной инквизицией. Постреволюционный режим, если он отрицает плюрализм, неизбежно вырождается в диктатуру.
  
  5. Возможен ли идеал?
  
  Камю не давал утопических рецептов, но видел выход в:
  - Постоянной критике власти (даже революционной).
  - Защите индивидуальной свободы от тоталитарных тенденций.
  - Этике солидарности, а не жертвенности.
  
  Его позиция близка к анархо-синдикализму, но без романтизации насилия.
  
  Вывод: "Революция без палачей"
  
  Для Камю постреволюционное общество - это не триумф одной идеологии, а непрерывный диалог, где:
  - Нет культа вождей,
  - Цензура заменена свободной дискуссией,
  - Насилие - исключение, а не система.
  
  Как он писал в "Человеке бунтующем":
  "Единственный способ существовать после революции - это помнить, ради чего она началась".
   Иначе революция становится вечным возвращением тирании, только под другим флагом.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"